УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С.КОБЫЛКИНО КАМЕНСКОГО РАЙОНА
Мастерская творчества
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
(Мастерская ценностных ориентиров)
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи: формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, представления о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.
Ребята и гости рассаживаются за столы (парты расставлены для работы в группах).
Оборудование и материалы: компьютер, исторические документы, кусок блокадного хлеба, карточки блокады, записки из дневника Тани Савичевой.
Ход мастерской:
I. Индуктор
Цель: создать эмоциональный настрой, мотивировать дальнейшую деятельность участников.
Звучит симфония №7 Шостаковича. Учитель приветствует ребят и гостей.
- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок - мастерская. Начнем мы свою работу с приветствия наших гостей.
Задание 1.
А теперь я приглашаю вас подойти к доске, рассмотреть иллюстрации на доске. Рассмотрите их. Что в них общего, чем они отличаются? Запишите свои мысли и ассоциации на листок.
-Прочитайте.
-Захотели бы вы оказаться на этом месте в этой картине? На какой или в каком месте? (показывает иллюстрации мирного времени)
-А на этой иллюстрации? (иллюстрации на военную тему) Почему нет?
- Какие ключевые слова нашего занятия мы выделим?
-Война, мир, Победа (заслушиваются все варианты ответов)
Задание 2.
-Ребята, на столах у вас рабочие листы. Прочитайте эпиграф нашего занятия.
Как вы понимаете это высказывание?
«Но если вчера, может, и стоило щадить израненные войной души соотечественников, то сегодня новым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. Надо же им знать, чем все оплачено, надо знать не только о тех, кто воевал, но и о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру. Надо знать, какой бывает война, какое это благо – мир… »
- Выделите ключевые слова высказывания? На какие вопросы сегодня нам нужно будет дать ответы?
Слушаются все варианты ответов.
И наше занятие я хотела бы начать с презентации книги Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга». Мы вернемся к книге попозже.
Два автора написали книгу по воспоминаниям людей, переживших блокаду. В них – в тексте, в интонации -звучит: да, нам тяжело, больно вспоминать, но ещё больнее было бы думать, что такое никому не нужно, кроме нас самих.
- Для чего мы сегодня здесь собрались?
- Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда. С 8 сентября 1941 – по 27 января 1944 года город был взятвражескими войсками в смертельное кольцо.
Продолжительность блокады Ленинграда составляла 872 дня.
Добавляем ключевые слова: блокада, Блокадный хлеб, Ленинград
-Ребята, кто был в Ленинграде? Сейчас это город С.-Петербург? Что вы знаете об этом городе?
Давайте посмотрим, каким он был в 40-е года перед началом войны.
Презентация. Во время презентации исполнение песни «Вечерняя песня» (Гимн Ленинграда)
(Бареева Динара, Качаева Алсу)
II. Самоконструкция
Рассматривают документы
Слово учителя:
-Ребята, перед вами исторические документы, давайте рассмотрим их и с некоторыми из них ознакомимся. Рассмотрите документы на стендах.
Запишите, какие вопросы вы хотели бы задать по этой теме?
Чтение вопросов.
-Давайте искать на них ответы. Что нам известно про это историческое событие.
Работа с документами.
Ученик 1:
Янб. Динара
Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.
Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов.
Ученик 2:
Велена
Город продолжал жить – работали многие заводы и фабрики, ученые проводили исследования, писали научные труды, функционировали городские службы и торговые предприятия, не регулярно, но все же работали кинотеатры, давались представления, художники писали картины, поэты – стихи, а монотонный стук метронома, доносившийся из репродуктора, прерывался передачами ленинградского радио.
"Никто не забыт, ничто не
забыто..."
(О.Ф.Берггольц)
Эти слова в нашей стране знает каждый. Но не все знают, что их впервые
произнесла Ольга Федоровна Берггольц, ленинградская поэтесса, ведущая
ленинградского радио в осажденном фашистами городе.
Рассказ о поэтессе (см. Приложение №1)
Венера
Учитель:
Послушайте радиообращение великого русского композитора Д.Д. Шостаковича.
(Аудиозапись)
Ученик 3 рассказывает о создании симфонии №7 Шостаковича
КачаеваАлсу
(см. Приложение № 2)
Учитель:
В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”. 9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.
(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).
Ученик 4:
Б.Лэйсэн
Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тысяч человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.
Учитель:
Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда –небольшому кусочку хлеба -125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады- зимой 1941-1942 годов. Минимальная дневная норма хлеба продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года – 125 грамм.
Многие жители города не смогли пережить этот период. Люди были обречены на смерть. Кроме заветных 125 граммов блокадного хлеба у них ничего не было.
5.Ученица читает стихотворение
(Курмалеева Алина)
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее его не найдешь.
III-IV. Cоциоконструкция. Социализация
Учитель:
Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Неслучайно город получил прозвище «Упрямый город».
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные.
(Портрет Савичевой Тани на экране)
Ученик 6
В одной большой дружной семье жила девочка Таня. Сейчас её знает весь мир. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады она вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
На шести страницах ее дневника - даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из скорбных символов Великой Отечественной войны.
Ученица читает стихотворение
(Велена)
Вы памятник «детям блокады» видали?
- Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ трагедии, символ печали,
Непрожитых жизней, надежд и тревог.
Тела истощались, глаза потухали,
И смех оборвался и голос умолк…
Он – память погибшим, он – гимн пережившим
Весь ужас тех страшных «девятисот».
Сердца замирали в надежде и страхе:
Недетские горести выпали им –
И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;
И памятник мертвым, и память живым.
Уж стали седыми «блокадные дети»,
Прошло полстолетья, а сердце болит.
И памятник этот, на постаменте,
Живым об ушедших забыть не велит.
V. Творческое конструирование знания
Составление синквейна. Работа в группах.
-Ребята, каким вам представился блокадный город?
Составьте синквейн.
1 группа – Блокадный хлеб
2 группа – Блокадный город
3 группа – Ленинградцы
Творческое задание 3
- Ребята, давайте соберем всё изученное и создадим свою газету об этом важном историческом событии.
Работа над созданием стенгазеты и стенда
(отбирают материал, создают свою газету)
VI. Афиширование
Представление созданной стенгазеты
- Что вы знаете сами про блокаду? От кого слышали или прочитали?
Просмотр видеофрагмента. 1943 год. Блокада
Учитель:
- О блокаде Ленинграда написано много стихов и песен, собраны голосовые воспоминания людей переживших блокаду. Одна из самых известных книг – документальная хроника блокады Ленинграда – книга Д.Гранина и О.Адамовича.
Рассказ ученицы
(Приложение №3)
Даниил Александрович Гранин
Учитель:
-Давайте прочитаем воспоминания людей, переживших блокаду. Вот несколько цитат.
Чтение, выделение ключевых слов.
- А сейчас я вас попрошу поменяться группами.
VII. Разрыв
Задание 4. Работа в группах
(Собираются в разные группы по цвету листочков)
- А сейчас выберите себе лист любого цвета.
1– цитаты из книги Гранина
2- стихи о блокаде
3–карточки на хлеб
Задание 1 группе:
Как вы думаете, какие проблемы поднимают авторы книги?
(проблема исторической памяти)
Задание 2 группе
- Какой общей темой объединены эти стихи?
-Запишите ключевые слова.
Задание 3группе
Какие мысли у вас возникают, когда вы держите в руках эти карточки?
Сравните их. О чем они говорят?
Как бы вы поделили свой кусок хлеба?
Учитель:
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».
Завершая урок, хотелось бы услышать от вас, что вы сказали бы блокадникам, пережившим ужасы войны.
VIII. Рефлексия.
Заполнение таблицы.
- Что было трудно? На каком этапе?
Приложение № 1
Ольга Берггольц
В черные
дни блокады Ольга Берггольц стала поистине народной поэтессой, разделив с
ленинградцами все ужасы того страшного времени, вселяя в них надежду своими
стихами.Она родилась 16 мая (по старому стилю - 3 мая) 1910 г. в Петербурге в
семье врача. Ее первые стихи были опубликованы в 1924 г. в заводской
стенгазете.
Творческая зрелость приходит к Ольге Берггольц в годы Великой Отечественной
войны. Во время блокады Ленинграда Ольга Берггольц находилась в осажденном
городе. В ноябре 1941 г. её с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из
Ленинграда, но муж умер и Ольга Федоровна осталась в городе.
Пережив
блокаду Ленинграда,Берггольц посвятила героической обороне города произведения
"Февральский дневник", "Ленинградская поэма" (1942),
"Ленинградская тетрадь" и ещё много произведений.
В 1951 г. Ольга Берггольц была удостоена Государственной премии СССР.
Приложение № 2
Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Ленинграда вместе с другими жителями города — дежурил на крышах домов, строил противотанковые укрепления, работал пожарным-добровольцем (его портрет в пожарной каске был размещён на обложке журнала Time от 20 июля 1942 года). При этом гениальный композитор находил в себе силы заниматься творчеством.
«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», — вспоминал композитор.
Работу над Седьмой симфонией Шостакович начал в первые недели Великой Отечественной войны, а закончил финальную часть и начал готовить произведение к постановке уже в декабре 1941 года. В феврале 1942-го в газете «Правда» вышла статья писателя Алексея Николаевича Толстого о репетиции симфонии.
«Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний.
Приложение №3
Даниил Александрович Гранин родился 1 января 1919 в городе Вольске Саратовской губернии. Русский прозаик, киносценарист и публицист, один из ведущих мастеров советской литературы 1950-80-х годов и периода Перестройки. Во время Великой Отечественной войны воевал в танковых войсках, на фронте был командиром роты тяжёлых танков. Печататься начал в 1949. Произведения Даниила Гранина проникнуты искренней любовью к людям, к России, ее великой истории и традициям. Они поднимают важные нравственные, мировоззренческие проблемы и в полной мере отражают жизненную, гражданскую позицию писателя.
Даниил Гранин вместе с Алесем Адамовичем создали "Блокадную книгу". Эта книга - повествование о городе-мученике, основанное на живых свидетельствах блокадников. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено. Первая журнальная публикация состоялась в Москве в1984 году. "Эпопеей человеческих страданий" назвал 900 блокадных дней Даниил Гранин.
Приложение №4
Стихи о блокаде для анализа 2 группе
1.На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок,
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет,
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца – до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явленья вник, -
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это – боль, которая клубится.
Это – сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
(Сергей Смирнов.Из поэмы «Дневник и сердце»)
2.Сквозь бури-шторма, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети.
Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,
Другой дороги не найти.
Ох, Ладога, родная Ладога.
Метели, штормы, грозные снега
Недаром Ладога родная
Дорогой Жизни названа.
Зимой машины мчались вереницей,
А лёд на Ладоге трещал –
Возили хлеб для Северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
И знаем мы – кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень.
Растут и крепнут силы Ленинграда,
растут и крепнут каждый день.
(Песнь о Ладоге.П.Богданов).
3.Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора Симфонию твою...
Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")
4.Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть же пред жизнью
Бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
5.Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Приложение №4
Рабочий лист- таблица
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.