Мастерская творчества "Блокадный хлеб"
Оценка 4.9

Мастерская творчества "Блокадный хлеб"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история +1
10 кл
04.04.2020
Мастерская творчества "Блокадный хлеб"
Урок в 10-11 классах, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мастерская творчества к снятию блокады Ленинграда.
Мастерская тв.2.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КАМЕНСКОГО РАЙОНА  ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С.КОБЫЛКИНО КАМЕНСКОГО  РАЙОНА

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Мастерская творчества

              «Никто не забыт, ничто не забыто…»

             (Мастерская ценностных ориентиров)

 

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, представления  о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Ребята и гости рассаживаются за столы (парты расставлены для работы в группах).

Оборудование и материалы: компьютер, исторические документы,  кусок блокадного хлеба,  карточки блокады, записки из дневника Тани Савичевой.

 

Ход мастерской:

I. Индуктор

Цель: создать эмоциональный настрой, мотивировать дальнейшую деятельность участников.

Звучит  симфония №7 Шостаковича. Учитель приветствует ребят и гостей.

- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок - мастерская. Начнем мы свою работу с приветствия наших гостей.

Задание 1.

А теперь я приглашаю вас подойти к доске, рассмотреть иллюстрации на доске. Рассмотрите их. Что в них общего, чем они отличаются? Запишите свои мысли и ассоциации на листок.

-Прочитайте.

-Захотели бы вы оказаться на этом месте в этой картине?  На какой или в каком месте? (показывает иллюстрации мирного времени)

-А на этой иллюстрации?  (иллюстрации на военную тему) Почему нет?

- Какие ключевые слова нашего занятия мы выделим?

-Война, мир, Победа (заслушиваются все  варианты ответов)

Задание 2.

-Ребята, на столах у вас рабочие листы. Прочитайте эпиграф нашего занятия.

Как вы понимаете это высказывание?

«Но если вчера, может, и стоило щадить израненные войной души соотечественников, то сегодня новым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. Надо же им знать, чем все оплачено, надо знать не только о тех, кто воевал, но и о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру. Надо знать, какой бывает война, какое это благо – мир… »

- Выделите ключевые слова высказывания? На какие вопросы сегодня нам нужно будет дать ответы?

Слушаются все варианты ответов.

И наше занятие я хотела бы начать  с презентации книги Д.Гранина и А.Адамовича «Блокадная книга». Мы вернемся к книге попозже.

Два автора написали книгу по воспоминаниям  людей, переживших блокаду. В них – в тексте, в интонации -звучит: да, нам тяжело, больно вспоминать, но ещё больнее было бы думать, что такое никому не нужно, кроме нас самих.

- Для чего мы сегодня здесь собрались?

- Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда. С 8 сентября 1941 – по  27 января 1944 года город был взятвражескими войсками в смертельное кольцо.

Продолжительность блокады Ленинграда составляла 872 дня.

Добавляем ключевые слова: блокада, Блокадный хлеб, Ленинград

-Ребята, кто был в Ленинграде? Сейчас это город С.-Петербург? Что вы знаете об этом городе?

Давайте посмотрим, каким он был в 40-е года перед началом войны.

Презентация. Во время презентации исполнение песни «Вечерняя песня» (Гимн Ленинграда)

(Бареева Динара, Качаева Алсу)

II. Самоконструкция

Рассматривают документы

Слово учителя:

-Ребята, перед вами исторические документы, давайте рассмотрим их и с некоторыми из них ознакомимся. Рассмотрите документы на стендах.

Запишите, какие вопросы вы хотели бы задать по этой теме?

Чтение вопросов.

-Давайте искать на них ответы. Что нам известно про это историческое событие.

Работа с документами.

Ученик 1: 

Янб. Динара

    Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

    Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов.

 

Ученик 2:

Велена

  Город продолжал жить – работали многие заводы и фабрики, ученые проводили исследования, писали научные труды, функционировали городские службы и торговые предприятия, не регулярно, но все же работали кинотеатры, давались представления, художники писали картины, поэты – стихи, а монотонный стук метронома, доносившийся из репродуктора, прерывался передачами ленинградского радио.

"Никто не забыт, ничто не забыто..."
(О.Ф.Берггольц)
Эти слова в нашей стране знает каждый. Но не все знают, что их впервые произнесла Ольга Федоровна Берггольц, ленинградская поэтесса, ведущая ленинградского радио в осажденном фашистами городе.

Рассказ о поэтессе (см. Приложение №1)

Венера

Учитель:

Послушайте радиообращение великого русского композитора Д.Д. Шостаковича.

(Аудиозапись)

Ученик 3 рассказывает о создании симфонии №7 Шостаковича

КачаеваАлсу

(см. Приложение № 2)

 

Учитель:

 

В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”. 9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

 

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

 

Ученик 4: 

Б.Лэйсэн

    Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тысяч человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

 

Учитель:

Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда –небольшому кусочку хлеба -125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады- зимой 1941-1942 годов. Минимальная дневная норма хлеба продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года – 125 грамм.

Многие жители города не смогли пережить этот период. Люди были обречены на смерть. Кроме заветных 125 граммов блокадного хлеба у них ничего не было.

 

 

5.Ученица читает стихотворение

(Курмалеева Алина)

 

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь.

 

III-IV. Cоциоконструкция. Социализация

 

Учитель: 

Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.  Неслучайно город получил прозвище «Упрямый город».

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные.

 

 

 

(Портрет Савичевой Тани на экране)

 

Ученик 6

 

В одной большой дружной семье жила девочка Таня. Сейчас её знает весь мир.  Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады она вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.

На шести страницах ее дневника - даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из скорбных символов Великой Отечественной войны.

 

Ученица читает стихотворение

(Велена)

Вы памятник «детям блокады» видали?

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

 

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

 

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

 

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

 

V. Творческое конструирование знания

 

Составление синквейна. Работа в группах.

-Ребята, каким вам представился блокадный город?

Составьте синквейн.

 

1 группа – Блокадный хлеб

2 группа – Блокадный город

3 группа – Ленинградцы

Творческое задание 3

- Ребята,  давайте соберем всё изученное и создадим свою газету об этом важном историческом событии.

 

Работа над созданием стенгазеты и стенда

(отбирают материал,  создают свою газету)

 

VI. Афиширование

Представление созданной стенгазеты

 

- Что вы знаете сами про блокаду? От кого слышали или прочитали?

 

Просмотр видеофрагмента. 1943 год. Блокада

 

 

Учитель:

 

 - О блокаде Ленинграда написано много стихов и песен, собраны голосовые воспоминания людей переживших блокаду. Одна из самых известных книг – документальная хроника блокады Ленинграда – книга Д.Гранина и О.Адамовича.

 

Рассказ ученицы

 

(Приложение №3)

Даниил Александрович Гранин

Учитель:

-Давайте прочитаем воспоминания людей, переживших блокаду. Вот несколько цитат.

Чтение, выделение ключевых слов.

 

- А сейчас я вас попрошу поменяться группами.

 

VII. Разрыв

Задание 4. Работа в группах

 

(Собираются в разные группы по цвету листочков)

- А сейчас выберите себе лист любого цвета.

 

1– цитаты из книги Гранина

2- стихи о блокаде

3–карточки на хлеб

 

Задание 1 группе:

 Как вы думаете, какие проблемы поднимают авторы книги?

(проблема исторической памяти)

 

Задание 2 группе

- Какой общей темой объединены эти стихи?

-Запишите ключевые слова.

 

Задание 3группе

 

 Какие мысли у вас возникают, когда вы держите в руках эти карточки?

Сравните их. О чем они говорят?

Как бы вы поделили свой кусок хлеба?

 

 

Учитель:

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». 

 

Завершая урок, хотелось бы услышать от вас, что вы сказали бы блокадникам, пережившим  ужасы войны.

 

 

VIII. Рефлексия.

 

Заполнение таблицы.

 

- Что было трудно? На каком этапе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Ольга Берггольц

В черные дни блокады Ольга Берггольц стала поистине народной поэтессой, разделив с ленинградцами все ужасы того страшного времени, вселяя в них надежду своими стихами.Она родилась 16 мая (по старому стилю - 3 мая) 1910 г. в Петербурге в семье врача. Ее первые стихи были опубликованы в 1924 г. в заводской стенгазете.


Творческая зрелость приходит к Ольге Берггольц в годы Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда Ольга Берггольц находилась в осажденном городе. В ноябре 1941 г. её с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но муж умер и Ольга Федоровна осталась в городе.

Пережив блокаду Ленинграда,Берггольц посвятила героической обороне города произведения "Февральский дневник", "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" и ещё много произведений.

В 1951 г. Ольга Берггольц была удостоена Государственной премии СССР.

Приложение № 2

Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Ленинграда вместе с другими жителями города — дежурил на крышах домов, строил противотанковые укрепления, работал пожарным-добровольцем (его портрет в пожарной каске был размещён на обложке журнала Time от 20 июля 1942 года). При этом гениальный композитор находил в себе силы заниматься творчеством.

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», — вспоминал композитор.

Работу над Седьмой симфонией Шостакович начал в первые недели Великой Отечественной войны, а закончил финальную часть и начал готовить произведение к постановке уже в декабре 1941 года. В феврале 1942-го в газете «Правда» вышла статья писателя Алексея Николаевича Толстого о репетиции симфонии.

«Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. 

Приложение №3

Даниил Александрович Гранин родился 1 января 1919 в городе Вольске Саратовской губернии. Русский прозаик, киносценарист и публицист, один из ведущих мастеров советской литературы 1950-80-х годов и периода Перестройки. Во время Великой Отечественной войны воевал в танковых войсках, на фронте был командиром роты тяжёлых танков. Печататься начал в 1949. Произведения Даниила Гранина проникнуты искренней любовью к людям, к России, ее великой истории и традициям. Они поднимают важные нравственные, мировоззренческие проблемы и в полной мере отражают жизненную, гражданскую позицию писателя.

Даниил Гранин вместе с Алесем Адамовичем создали "Блокадную книгу". Эта книга - повествование о городе-мученике, основанное на живых свидетельствах блокадников. Издавать "Блокадную книгу" в Ленинграде было запрещено. Первая журнальная публикация состоялась в Москве в1984 году. "Эпопеей человеческих страданий" назвал 900 блокадных дней Даниил Гранин.

Приложение №4

Стихи о блокаде для анализа 2 группе

1.На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок,

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет,

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явленья вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

 

(Сергей Смирнов.Из поэмы «Дневник и сердце»)

 

2.Сквозь бури-шторма, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети.

Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Ох, Ладога, родная Ладога.

Метели, штормы, грозные снега

Недаром Ладога родная

Дорогой Жизни названа.

Зимой машины мчались вереницей,

А лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

И знаем мы – кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

растут и крепнут каждый день.

 

 (Песнь о Ладоге.П.Богданов).

 

3.Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою...

                     

Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")

 

 

4.Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

 

5.Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Приложение №4

Рабочий лист- таблица

 


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Мастерская творчества «Никто не забыт, ничто не забыто…» (Мастерская ценностных ориентиров)

Мастерская творчества «Никто не забыт, ничто не забыто…» (Мастерская ценностных ориентиров)

А теперь я приглашаю вас подойти к доске, рассмотреть иллюстрации на доске

А теперь я приглашаю вас подойти к доске, рассмотреть иллюстрации на доске

Два автора написали книгу по воспоминаниям людей, переживших блокаду

Два автора написали книгу по воспоминаниям людей, переживших блокаду

Давайте искать на них ответы.

Давайте искать на них ответы.

Венера Учитель: Послушайте радиообращение великого русского композитора

Венера Учитель: Послушайте радиообращение великого русского композитора

Учитель: Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного

Учитель: Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного

Мудрено ли, что в ратной работе

Мудрено ли, что в ратной работе

Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник

Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник

Блокадный хлеб 2 группа – Блокадный город 3 группа –

Блокадный хлеб 2 группа – Блокадный город 3 группа –

Даниил Александрович Гранин Учитель: -Давайте прочитаем воспоминания людей, переживших блокаду

Даниил Александрович Гранин Учитель: -Давайте прочитаем воспоминания людей, переживших блокаду

Как бы вы поделили свой кусок хлеба?

Как бы вы поделили свой кусок хлеба?

Приложение № 1 Ольга Берггольц

Приложение № 1 Ольга Берггольц

Как было не любить этот город, воздвигнутый

Как было не любить этот город, воздвигнутый

Приложение №4 Стихи о блокаде для анализа 2 группе 1

Приложение №4 Стихи о блокаде для анализа 2 группе 1

Это – сердце, что летит сюда.

Это – сердце, что летит сюда.

Растут и крепнут силы Ленинграда, растут и крепнут каждый день

Растут и крепнут силы Ленинграда, растут и крепнут каждый день

Они к Неве По улицам идут,

Они к Неве По улицам идут,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020