Управление образования Администрации Черниговского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 1 с. Черниговка
Черниговского района Приморского края (МБОУ СОШ № 1 с. Черниговка)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МБОУ СОШ № 1
педагогического совета
Протокол №1 Приказ № 139-а
от 31 августа 2023 года от 01 сентября 2023 года
ГОЛОВОЛОМКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Калугина Августина Александровна,
педагог дополнительного образования
с. Черниговка, 2023
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная программа ГОЛОВОЛОМКА направлена на поддержку и развитие математических навыков у детей. Программа предназначена для обучающихся МБОУСОШ №1 с. Черниговка в возрасте 11-12 лет для повышения интереса к решению задач на логику.
Данная программа современна и своевременна, востребована в детской среде школы МБОУСОШ №1 с. Черниговка, удовлетворяет образовательным потребностям детей и родителей, охватывая все основные области воспитания и развития подрастающего поколения.
Направленность программы: естественнонаучная.
Язык реализации программы - русский.
Уровень освоения программы - стартовый.
Адресат программы - обучающиеся МБОУСОШ №1 с. Черниговка в возрасте от 11 до 12 лет.
- занятия проводятся в одновозрастной группе;
- основными формами занятий являются: практические и теоретические задания.
Объем и срок освоения программы. Программа ГОЛОВОЛОМКА рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательного процесса проводится в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 34 недели. Всего количество часов в год - 34.
Режим занятий. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и данной образовательной программой: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Цель программы: формирование стойкого интереса к логике у обучающихся МБОУСОШ №1 с. Черниговка в возрасте 11-12 лет через решение разнообразных головоломок.
Задачи:
1. Воспитание личности ребенка через приобщение к красоте и выразительности логических задач.
2. Воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
3. Воспитание понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
4. Воспитание инициативы, ответственности, самодисциплины.
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Занимательная арифметика |
5 |
3 |
2 |
Педагогическое наблюдение |
1.1 |
Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые головоломки. |
1 |
1 |
|
|
1.2 |
Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Ребусы и шарады. |
1 |
1 |
|
|
1.3 |
Числа-великаны, числа -малютки. Ребусы и шарады. |
1 |
1 |
|
|
1.4 |
Приемы быстрого счета. Математические фокусы. |
1 |
|
1 |
|
1.5 |
Математические квадраты. |
1 |
|
1 |
|
2 |
Задачи повышенной сложности. |
4 |
1 |
3 |
Педагогическое наблюдение |
2.1 |
Решение олимпиадных задач. |
4 |
1 |
3 |
|
3 |
Финансовая грамотность. |
4 |
4 |
|
Педагогическое наблюдение |
3.1 |
Финансы и математика. |
1 |
1 |
|
|
3.2 |
Виды денежных единиц. |
1 |
1 |
|
|
3.3 |
Бюджет. |
1 |
1 |
|
|
3.4 |
Семейный бюджет. |
1 |
1 |
|
|
4 |
Логические задачи. |
6 |
|
6 |
Педагогическое наблюдение |
4.1 |
Задачи, решаемые с конца. |
1 |
|
1 |
|
4.2 |
Круги Эйлера. |
1 |
|
1 |
|
4.3 |
Простейшие графы. Переправы и разъезды. |
1 |
|
1 |
|
4.4 |
Задачи переливания и взвешивания. |
1 |
|
1 |
|
4.5 |
Отрицание-«не», конъюнкция-«и», дизъюнкция-«или». |
1 |
|
1 |
|
4.6 |
Комбинаторные задачи. |
1 |
|
1 |
|
5 |
Занимательная геометрия. |
6 |
|
6 |
|
5.1 |
Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. |
2 |
|
2 |
|
5.2 |
Пентамимо, тремино, тетрамино, танграм. |
1 |
|
1 |
|
5.3 |
Комбинированные задачи с квадратом. |
1 |
|
1 |
|
5.4 |
Веселая симметрия. Решение задач. |
1 |
|
1 |
|
5.5 |
Задачи со спичками. |
1 |
|
1 |
|
6 |
Занимательные задачи. |
8 |
|
8 |
Педагогическое наблюдение |
6.1 |
Магические квадраты. |
1 |
|
1 |
|
6.2 |
Математические фокусы. |
2 |
|
2 |
|
6.3 |
Математические ребусы и софизмы. |
1 |
|
1 |
|
6.4 |
Задачи шутки и задачи загадки. |
2 |
|
2 |
|
7.5 |
Задачи сказки. |
1 |
|
1 |
|
6.6 |
Старинные задачи. |
1 |
|
1 |
|
7 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
Итого |
34 |
8 |
26 |
|
Содержание учебного плана
Раздел №1. Занимательная арифметика.
Тема 1.1. Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые головоломки.
Теория. История развития математических знаний у человечества.
Тема 1.2. Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Ребусы и шарады.
Теория. Разнообразие форм записи чисел
Тема 1.3. Числа-великаны, числа -малютки. Ребусы и шарады.
Теория. Изучение составных частей чисел
Тема 1.4. Приемы быстрого счета. Математические фокусы.
Практика. Раскрываем тайны легкого счета. Учимся считать в голове большие числа. Умножение на число, близкое к 1000
Тема 1.5. Математические квадраты.
Практика. Тренировка разрезания квадратов для развития логического представления о пространстве.
Раздел №2. Задачи повышенной сложности.
Тема 2.1. Решение олимпиадных задач.
Теория. Решение задач математического конкурса “Кенгуру”. Подготовка к школьному туру всероссийской олимпиады по математике.
Практика. Решение конкурсных задач олимпиад и математических конкурсов прошлых лет.
Раздел №3. Финансовая грамотность.
Тема 3.1. Финансы и математика.
Теория. Отвечаем на вопрос: зачем знать математику
Тема 3.2. Виды денежных единиц.
Теория. Российские рубли. Иностранная валюта
Тема 3.3. Бюджет.
Теория. Бюджет страны. Бюджет школы
Тема 3.4. Семейный бюджет.
Теория. Как зарабатываются деньги. Необходимые траты в семье.
Раздел №4. Логические задачи.
Тема 4.1. Задачи, решаемые с конца.
Практика. Логические задачи про дикарей
Тема 4.2. Круги Эйлера.
Практика. Сложение и вычитание логических множеств
Тема 4.3. Простейшие графы. Переправы и разъезды.
Практика. Решение логических задач с помощью схем и таблиц
Тема 4.4. Задачи переливания и взвешивания.
Практика. Решение логических задач с помощью схем и таблиц
Тема 4.5. Отрицание-«не», конъюнкция-«и», дизъюнкция-«или».
Практика. Разбираем умножение и сложение
Тема 4.6. Комбинаторные задачи.
Практика. Решаем задачи на перебор вариантов
Раздел №5. Занимательная геометрия.
Тема 5.1. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.
Практика. Геометрия вокруг нас
Тема 5.2. Пентамимо, тремино, тетрамино, танграм.
Практика. Задачи на разрезание
Тема 5.3. Комбинированные задачи с квадратом.
Практика. Задачи на разрезание
Тема 5.4. Веселая симметрия.
Практика. Играем на координатной оси
Тема 5.5. Задачи со спичками.
Практика. Задачи на перекладывание. Геометрические головоломки
Раздел №6. Занимательные задачи.
Тема 6.1. Магические квадраты.
Практика. Составление магических квадратов
Тема 6.2. Математические фокусы.
Практика. Разгадывание фокусов с числами
Тема 6.3. Математические ребусы и софизмы.
Практика. Решение ребусов
Тема 6.4. Задачи шутки и задачи загадки.
Практика. Есть ли решение у шутки
Тема 6.5. Задачи сказки.
Практика. Решение заданий на восстановление записей вычислений
Тема 6.6. Старинные задачи.
Практика. Задачи Толстого
Раздел №7. Итоговое занятие.
Тема 7.1. Итоговое занятие
Практика. Математическая викторина. Подведение итогов.
1. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
3. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4. Креативность мышления, находчивость, активность при решении задач.
1. Формулировать и удерживать учебную задачу;
2. Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
учащиеся получат возможность научиться:
2.1 Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение:
1. Персональный компьютер;
2. Видеопроектор с экраном.
2.Учебно-методическое и информационное обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа Головоломка разработана в соответствии с нормативными документами, регулирующими организацию и осуществление образовательной деятельности образовательными учреждениями по дополнительным общеобразовательным программам:
1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №272-ФЗ от 29.12.2012 года (с изменениями и дополнениями);
2.Концепцие развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
3.Приказом Министерства Просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4.Приказом Министерства образования Приморского края №23а-330 от 31.03.2022 года «Об утверждении методических рекомендаций по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Рекомендуемая литература для организации образовательного процесса
1. В царстве смекалки, Игнатьев Е.И., М., Наука. Главная редакция Ф-М литературы 2019г.
2. Тысяча и одна задача по математике, Кн. для учащихся 5-7 кл., Спивак А.В. ,М., Просвещение, 2022.
3. Математические олимпиады в школе, 5-11кл., Фарков А.В., М.: Айрис-пресс,2014г.
4. Задачи на резанье, Евдокимов М.А., М., МЦНМО,2012.
5. Как научиться решать задачи, Фридман Л.М., М., Просвещение,2019.
6. Занимательные задачи по математике, Баврин И.И., Фрибус Е.А., М.,Владос, 2013.
7. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6–11 классов, Каганов Э.Д., М.,ЮНВЕС, 2018.
8. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Перельман Я.И., М., Триада-литера, 2014.
9. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса, Смыкалова Е.В., Спб, СМИО Пресс, 2005.
10. Задачи на смекалку, Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В., Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М., Просвещение, 2006.
Электронные ресурсы
http://mmmf.msu.ru/for_schools/Kan2017.pdf
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Основными критериями аттестации обучающихся по программе являются: регулярность посещения занятий, положительная динамика обучения. Умения и навыки учащихся проверяются на занятиях, в практических упражнениях.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов |
- журнал посещаемости
|
Формы демонстрации образовательных результатов |
- проведение интеллектуальных игр |
Формы аттестации/контроля |
- педагогическое наблюдение |
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
1 год |
|
Продолжительность учебного года, неделя |
34 |
|
Количество учебных дней |
170 |
|
Продолжительность учебных периодов |
1полугодие |
01.09.2023 - 29.12.2023 |
2 полугодие |
11.01.2024 - 26.05.2024 |
|
Возраст детей, лет |
11-12 |
|
Продолжительность занятия, час |
1 |
|
Режим занятия |
1 раз/нед |
|
Годовая учебная нагрузка, час |
34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. М.: Просвещение, 2019
2. Нагибин Ф. Ф. Математическая шкатулка. М.: Просвещение 2018
3. Володкович В. А. Сборник логических задач. М.: Дом педагогики. 2019
4.Заболотнева Н.В. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. М.:Учитель, 2008
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.