Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме «Задачи на построение»
|
Цели деятельности учителя |
Создать условия для формирования представления о новом классе задач - на построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений, для рассмотрения основных (простейших) задач этого типа |
|
|
Термины и понятия |
Окружность, центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, перпендикуляр, биссектриса, отрезок, угол. |
|
|
Планируемые результаты |
||
|
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|
|
Умеют решать простейшие задачи на построение |
Познавательные: умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
|
|
Организация пространства |
||
|
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
|
|
Образовательные ресурсы |
· Задания для фронтальной работы |
|
|
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
||
|
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|
|
Проверить правильность выполнения домашнего задания |
(Ф/И) 1. Сообщить результаты самостоятельной работы и проанализировать основные ошибки. 2. Проверить решение дополнительной задачи: АВ и CD – два диаметра окружности с центром в точке О.Луч ОЕ-биссектриса угла АОС.ОЕ пересекает окружность в точке К, причем КЕ=КО. Периметр ΔКСО в 3 раза больше радиуса окружности. Докажите, что точки Е,А,С и О лежат на одной окружности.
1)ΔОКА= ΔОКС по двум сторонам и углу между ними (ОА = ОС, как радиусы одной окружности; OK-общая сторона; ˪AOK=˪COK, так как ОЕ- биссектриса угла АОС). Отсюда КА = КС. 2) По условию задачи Р КСО = 3 R, где R - радиус окружности. OK =R, ОС = R, следовательно, КС = R. 3) По условию задачи КЕ = КО, а так как КО = R, то КЕ = R. По доказанному КС = R, но КС = А К, следовательно, АК = R.Итак, получили, что КО = R, КЕ =R, КА =R, КС = R, то есть точки Е, А, С и О равноудалены от точки К и лежат на одной окружности. |
|
|
II этап. Беседа |
||
|
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|
|
Ознакомить с этапами задачи на построение |
(Ф/И) - Мы уже имели дело с геометрическими построениями: проводили прямые, откладывали отрезки, равные данным, чертили углы, треугольники и другие фигуры с помощью различных инструментов. При построении отрезка заданной длины использовалась линейка с миллиметровыми делениями, а при построении угла заданной градусной меры - транспортир. Но, оказывается, многие построения в геометрии могут быть выполнены с помощью только циркуля и линейки без делений. В дальнейшем, говоря о задачах на построение, мы будем иметь в виду именно такие построения. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки являются традиционным материалом, изучаемым в курсе планиметрии. Обычно эти задачи решаются по схеме, состоящей из четырех частей (см. с. 95-96учебника). Сначала рисуют (чертят) искомую фигуру и устанавливают связи между данными задачи и искомыми элементами. Эта часть решения называется анализом. Она дает возможность составить план решения задачи. Затем по намеченному плану выполняется построение с помощью циркуля и линейки. После этого нужно доказать, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи. И наконец, необходимо исследовать, при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, то сколько решений. В тех случаях, когда задача достаточно простая, отдельные части, например анализ или исследование, можно опустить. В 7 классе мы будем решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки |
|
|
III этап. Задачи на построение |
||
|
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Отработать навыки решения задач на построение |
Познакомит учащихся с новым видом задач - задачами на построение с практическим содержанием. Организовать решение задачи: Через данное село и шоссе, не проходящее через село, построить проселочную дорогу так, чтобы расстояние от населенного пункта до шоссе было минимальным.
|
Каждому ученику выдается учебно-исследовательская карта по теме: «Решение задач на построение с практическим содержанием». Один из сильных учеников оформляет решение на доске. Решение: · Образами каких геометрических фигур (точки, прямой, окружности) могут служить данные реальные объекты? Село – это точка Шоссе – это прямая Проселочная дорога – это перпендикуляр к прямой · Какими отношениями: принадлежности, равноудаленности, касания и т.п. можно заменить зависимости между данными реальными объектами? Пересечение прямых · Сформулируйте задачу на языке математики. Сделайте чертеж к задаче: Построить прямую, проходящую через точку М , перпендикулярную к прямой а
2. Важное определение: Две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными, если образуют четыре прямых угла. 3. Выполните необходимые этапы построения
1) Окр с центром в т.М Ç а =А и В 1) Окр (А, АМ) Ç окр (В, ВМ)=М1 2) ММ1 Ç а = О 3) МО^а Вопросы для размышления (Варьирование условия задачи) · Как изменится решение, если расстояние от поселка до шоссе увеличится? Не изменится. |
|
IV этап. Итоги урока. Рефлексия. |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
(Ф/И) - Из каких этапов состоит решение любой задачи на построение? - С какими задачами на построение мы сегодня познакомились? Оцените свою работу на уроке |
(И) Домашнее задание: ответить на вопросы 17-21 на с. 49; повторить материал пунктов 11-21; решить задачу, аналогичную решенной на уроке, составленную самостоятельно, № 154. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.