Математика и музыка. Урок по математике в 5 классе по теме "Дроби и длительности нот".
Оценка 4.7

Математика и музыка. Урок по математике в 5 классе по теме "Дроби и длительности нот".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
07.01.2017
Математика и музыка. Урок по математике в 5 классе по теме "Дроби и длительности нот".
Цели урока: • закрепление знаний учащихся об обыкновенных дробях (приве¬дение к общему знаменателю, сравнение дробей); • обобщение понятия о дробях на основе их распространения на ситуации с нотами; • закрепление видения нот как своеобразной (без цифровой) зна¬ковой формы дробей; • расширение кругозора учащихся; • воспитание интереса и уважения к изучаемому предмету.
мат и музыка.doc

 

Математика и музыка

 

Тема урока: «Дроби и длительности нот»

 

Цели урока:                                                      

•  закрепление знаний учащихся об обыкновенных дробях (приве­дение к общему знаменателю, сравнение дробей);

•  обобщение понятия о дробях на основе их распространения на ситуации с нотами;

•  закрепление видения нот как своеобразной (без цифровой) зна­ковой формы дробей;

•  расширение кругозора учащихся;

•  воспитание интереса и уважения к изучаемому предмету.

 

Оборудование: пианино; опорная схема «Дроби и ноты»; разда­точные карточки (по числу учащихся); задания для учащихся, офор­мленные в виде плакатов.

 

ХОД УРОКА

1.      Оргмомент.

Психотеропия

-          Сели поудобнее, начинаем наблюдать за нашим дыханием.

-          Сосредотачиваем внимание на груди и настраиваемся на восприятие самых светлых и радостных сторон жизни.

-          Почувствовали тёплое и дружеское расположение к себе и к окружающему миру.

-          Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни, когда солнце успеха, удачи и победы освещали ваше лицо радостью.

-          Весёлый огонёк загорается в вашей груди.

-          Прекрасная музыка идёт в такт, и в унисон вашим радостным переживаниям.

-          Вам хочется обнять весь мир и простереть в восторге от него свои " руки- крылья".

-          Вытянули правую руку, почувствовали тепло. Протянули левую руку, чувствуем тепло.

-          На левую руку сели нотки, на левую - дроби.

-          Плавно соединяем руки, т.е. ноты и дроби.

 

II. Объяснение материала новой темы

Мы живем в мире звуков. Люди давно научились за­писывать различные звуки с помощью специальных зна­ков. Звуки человеческой речи, например, записываются с помощью букв, а музыкальные звуки записываются € по­мощью нот.

Ноты отличаются по длительности их звучания. Са­мая «длинная» нота - целая. Ее обозначают знаком 0. С точки зрения математики целую ноту можно принять за единицу. Давайте послушаем, как долго звучит эта нота.

(Ассистент учителя демонстрирует длительность зву­чания целой ноты со счетом вслух: «1-и-2-и-3~и-4-и».)

Запишем:

                 - целая (1).

Нота вдвое короче называется половинной. Послушаем длительность звучания половинной ноты…

Какая же дробь соответствует половинной ноте? Половинной ноте соответствует дробь

 Запишем:

               - половинная  ()

Послушаем ноту, которая еще в два раза короче ...

Это четвертая.

Запишем:

                 -четвертая ()

Восьмая нота имеет еще меньшую длительность. Слу­шаем...

                 - восьмая    ()

И, наконец, самая короткая нота - шестнадцатая...

                  - шестнадцатая ()

III. Закрепление

(На доске появляется опорная схема.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопрос: Какая же нота имеет наименьшую длитель­ность? наибольшую?

Сравним длительности звучания таких нот (плакат на доске):

 

 

 

 

 


1.(>) => (         )

Надо ли приводить эти дроби к общему знаменателю? Нет, не надо, так как у них одинаковые числители, а из двух дробей с равными числителями больше та, у кото­рой знаменатель меньше.

2. (<1) => (        )

3. ( <) => (         )

4. ( +==) => (                  )

 Но в музыке не используется знак «+», поэтому равен­ства длительностей нот лучше записывать так:

 

 

 

 


Проверим эти равенства:

а)                          , так как ++= ==1

б)                           , так как ++===

 

Задание 1. В приведенных равенствах одной ноты не хватает:

 

 

 

 

 


Найдите недостающую ноту.

Решение. 1) +=++

 

                   х= => (                       )

 

2) +=+++

      у= =>  (                             )

 - Посмотрим теперь на нотный стан, изображенный на доске и на раздаточных, карточках:

 

 

 

 

 

Из рисунка мы видим, что нотная запись разбита вер­тикальными линиями на отдельные части. Каждая такая часть называется тактом.

 

Задание 2. Подсчитаем общую длительность всех нот, входящих в каждый такт (все ответы запишем в виде дро­би со знаменателем 4):

+++==

++=+=+=

+=

+++=

+++=

 

Как видим, в каждом случае мы получили одно и тоже число - число  . Это число называется размером му­зыкального произведения и записывается в начале нотно­го стана.

(Записываем.)

 

 Теперь послушаем то произведение, с нотной записью которого мы работали. Угадайте название этой песни.

(Русская народная песня «Во поле береза стояла».)

 

'Задание 3 (на карточках). На карточке записана мело­дия без разбиения на такты. Сделайте самостоятельно, зная размер произведения.

 

 

 

 

 

Вспомогательные записи (или устные вычисления):

 

Результат:

 

 

 

 

Послушаем эту мелодию и угадаем название песни.

( "Снегопад", "Крылатые качели".)

Задание 4. Запишите дроби:

                  , , ,         

 

Назовите общие признаки этих чисел.

1. Все эти числа являются обыкновенными дробями.

2.  Числители всех дробей равны 1.

3.  Знаменатели являются четными числами.

4.  Эти дроби соответствуют длительности звуча­ния разных нот.

Вопросы:

Какая из этих дробей наибольшая? Наименьшая?

В каком порядке расположены эти дроби?

(В порядке убывания.)

 

IV. Подведение итогов урока.

 

Литература

1. НЯ. Виленкин, А.С. Чесноков и др. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. - М., Просвещение, 1993. - С. 153, №926.

2.  НД. Изместьсва, НЛ. Терский. Учитель - конструктор познавательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Математика и музыка Тема урока: «Дроби и длительности нот»

Математика и музыка Тема урока: «Дроби и длительности нот»

Послушаем ноту, которая еще в два раза короче

Послушаем ноту, которая еще в два раза короче

Задание 1. В приведенных равенствах одной ноты не хватает:

Задание 1. В приведенных равенствах одной ноты не хватает:

Вспомогательные записи (или устные вычисления):

Вспомогательные записи (или устные вычисления):
Скачать файл