Народы и древнейшие государства на территории России
Восточные славяне в древности
Расселение. Первые упоминания о предках современных славянских народов – венедах – относятся к I веку нашей эры, когда они проживали в Прикарпатье. К V в. славяне оттесняют германские племена за р. Эльбу, выходят к среднему Днепру и начинают колонизацию Балкан. В VII–VIII вв. происходит разделение славян на три группы – западные, южные и восточные. Восточные славяне расселяются по Днепру, до р. Невы и Ладожского озера на севере, на востоке доходили до Дона. Известны славянские поселения и в Крыму.
Занятия восточных славян. Восточные славяне занимались
земледелием: в лесных районах – подсечно-огневым, в лесостепной зоне –
пашенным. Выращивали рожь, ячмень, просо, пшеницу, овёс. При усадьбах разбивали
сады и огороды. Важными отраслями хозяйства были охота и рыболовство.
Происходит выделение ремесла. Развивается торговля, чему способствовало
возрастание в IX–X вв. роли нового торгового пути из Византии в Северную Европу
по Днепру «из варяг в греки», заменившего Волжский торговый путь «из варяг в
арабы».
Общественный строй. С середины I тысячелетия н.э. у
восточных славян начинается процесс разрушения родовых связей, вызванный
развитием хозяйства. Усовершенствование орудий труда и техники обработки земли
(появление плужного земледелия), переход к стойловому содержанию скота
позволили отдельным семьям самостоятельно вести хозяйство. Родовая община
заменяется соседской. К VIII в. складываются военно-политические союзы племён с
«военной демократией» как формой общественных отношений. Разрушение родовой
общины сопровождалось имущественным и социальным расслоением населения.
Формируется родовая знать.
Мировоззрение. Мировоззрение восточных славян было
мифологичным. Жизнь человека и всей окружающей природы подчинялись законам,
установленным предками по воле богов. Славяне были язычниками. Существовало два
основных культа – культ видимой природы и культ предков. Весь окружающий мир
был населён богами:
Хорс – бог солнца;
Дажьбог – бог плодородия, солнечного
света и живительной силы, дед славян, сын Сварога;
Сварог – бог-кузнец, одна из сторон
Рода, владевший светом, огнём и эфиром, бог-творец и законодатель, отец
Дажьбога;
Перун – бог грозы, грома и молний;
Стрибог – бог ветра;
Макошь (Мокошь) – богиня Судьбы,
старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем;
Велес (Волос) – бог домашнего скота,
зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна, принимал обличье
медведя и считался покровителем хорошей охоты;
Лада – богиня любви и брака;
Домовой – домашний дух,
мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь
семьи, здоровье людей и животных, плодородие;
Леший – хозяин леса, покровитель
лесных зверей и птиц;
Водяной – хозяин водных пространств.
О благополучии человека заботился его предок – Чур (Щур,
Пращур). Род воплощал единство рода, а его дочери Рожаницы –
Небесные Хозяйки Мира. Едва ребёнок появляется на свет, в небе загорается его
звезда – она и есть рожаница.
Создание древнерусского государства
Образование государства – процесс длительный и закономерный. Государство создаётся в результате разложения родоплеменного строя.
Существуют две наиболее
распространённые концепции происхождения государства – классовая и договорная.
Согласно классовой концепции государство
возникает в период распада родовых отношений в результате появления частной
собственности и имущественного и социального неравенства. Государство в этом
случае призвано прежде всего защитить частную собственность и привилегии
небольшой части населения (знати).
Согласно договорной концепции государство
возникает вследствие договора между людьми, когда общество отказывается от
части своих прав (самоуправление, организация обороны и т. д.) и передаёт их
государственным органам.
Призвание варягов. В VIII–IX вв. у восточных славян
сложились племенные союзы, которые возникли прежде всего как военные союзы:
на юге — поляне, древляне, северяне, волыняне,
уличи, тиверцы, белые хорваты;
в центральной и северо-восточной части —
радимичи, дреговичи, вятичи;
на севере — словене (ильменские), кривичи,
полочане.
Образование государства у
восточных славян проходило одновременно с процессом обретения независимости –
освобождения от власти соседних народов: варягов и хазар. В 862 г. варяги были
изгнаны из Новгорода, но не смогли выбрать себе князя. Тогда новгородцы
обратились к варягам, к руси: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней
нет. Приходите княжить и владеть нами». Княжить в Новгород пришли три брата –
Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор
– в Изборске. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора власть полностью перешла
к Рюрику.
В 879 г. Рюрик умер, и ввиду малолетства сына Рюрика Игоря новгородским
князем стал Олег Вещий, родственник Рюрика.
В 882 г. Олег совершает поход на Киев, убивает княживших там Аскольда и
Дира и становится киевским князем, объединив таким образом южный и северный
центры восточных славян.
В тот же период в Западной Европе после распада империи Карла Великого
(843 г.) создаются Западное (будущая Франция), Среднее (будущая Италия) и
Восточное (будущая Германия) королевства, а также Моравское (830 г.),
Венгерское (896) и Польское (960 г.) государства.
Внимание! В исторической литературе нет единства мнений о дате образования Древнерусского государства. Одни историки называют 862-й год, то есть год призвания Рюрика в Новгород, другие – 882-й год, то есть год объединения Новгорода и Киева под властью одного князя – Олега.
Причины создания
государства у восточных славян:
общественно-политические –
разложение родовых структур, объединение отдельных родов в племена, а племён –
в племенные союзы;
социально-экономические – появление
частной собственности и имущественного и социального расслоения населения,
необходимость для облегчения внешней торговли объединения под властью одного
правителя племён, живущих вдоль торгового пути «из варяг в греки»;
внешне-политические – необходимость
освобождения от власти соседних народов и государств.
Теории возникновения Древнерусского государства
Краткость изложения в исторических документах событий, связанных с
созданием государства у восточных славян, стала причиной многолетних споров и
появления различных теорий.
Опираясь на текст «Повести временных лет», Г. З. Байер, А. Л. Шлецер и
Г. Ф. Миллер (немецкие учёные, приглашённые на работу в Россию) выдвинули
норманнскую теорию, согласно которой Древнерусское государство было создано
варягами (норманнами, то есть скандинавами), которых пригласили княжить в
Новгород два славянских (словене и кривичи) и два финских (чудь и весь)
племени. Название народа и государства Русь – неславянского происхождения.
Управляла новым государством династия неславянского происхождения. Одним из
доказательств норманнской теории служит преобладание скандинавских имен среди
купцов и дружинников, подписавших вместе с князем Олегом договор с греками в
911 г.
Против норманнистов выступил М.В. Ломоносов, теория которого получила
название антинорманнской (славянской). Антинорманнисты считают, что восточные
славяне в IX в. стояли на более высокой ступени общественного развития, чем
«разбойные» скандинавы, и не нуждались в их услугах. Уже в VI–VIII вв. у славян
появились крупные суперсоюзы племён: Держава волынян, Куяба (вокруг Киева),
Славия (в районе Новгорода), Артания (район современных Рязани и Чернигова) с
чертами ранней государственности. Племя русь, из которого приглашён на княжение
в Новгород Рюрик, было не скандинавского, а славянского происхождения и
проживало в Восточной Пруссии.
Большинство современных историков (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.)
придерживаются центристской теории, согласно которой древнерусское государство
возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но
при участии варягов, представители которых в том числе могли занять высокое
положение в системе управления нового государства.
Укрепление государства. Политический строй Древней Руси
В IX–X вв. происходит постепенное расширение границ и укрепление
княжеской власти в Древней Руси. В 883–885 гг. Олег подчиняет своей власти
древлян, северян и радимичей, воюет с уличами и тиверцами. К концу X в. власть
киевского князя распространяется на все восточно-славянские племена-княжения.
Но фактически она сводится только к уплате дани. Постепенно происходит замена
родовых князей на наместников киевского князя, в том числе членов его семьи.
В 945 г. при попытке повторного сбора дани происходит восстание древлян
во главе с князем Малом. Князь Игорь был убит. Жена Игоря Ольга после
подавления восстания изменяет систему сбора дани: полюдье было
заменено повозом, установлены уроки и погосты.
В 972 г. после гибели кн. Святослава происходит первая усобица. Сыновья
князя, перед походом посаженные им наместниками в разные города (Ярополк – в
Киеве, Олег – у древлян, Владимир – в Новгороде), начинают борьбу за киевский
престол. Причина усобиц – сохранение пережитков общинных отношений. Их
разложение привело к появлению частной собственности и представлений о
наследовании не только имущества, но и политической власти («княжеского
стола»). Но в IX – первой половине XI в. отсутствовало представление о
старшинстве, то есть о приоритете кого-либо из сыновей при наследовании власти.
Все братья имели равные права на «княжеский стол», что приводило к борьбе между
ними. Первая усобица длилась 8 лет и закончилась утверждением на киевском
престоле Владимира I Святославича.
К моменту смерти в 1015 г. Владимира I в живых было 11 его сыновей.
Каждый из братьев и в Киеве, и в княжествах, где они были наместниками, имели
свои дружины и сторонников, готовых поддержать их в борьбе за престол. Сидевший
в Новгороде Ярослав Мудрый ещё при жизни отца отказался платить Киеву налоги и
подчиняться Владимиру. Владимир I собирался в поход на Новгород, но неожиданно
умер. Началась новая усобица.
Первыми жертвами борьбы за власть стали кн. Борис и Глеб, убитые
Святополком, прозванным за это Окаянным (братоубийца, подобный библейскому
Каину). В 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Мудрый. Его борьба с
Мстиславом Тмутараканским продолжалась до 1026 г., когда братья подписали
соглашение о разделе русских земель по Днепру: Киев и правобережная часть
оставались за Ярославом, левобережная часть – за Мстиславом Тмутараканским. Смерть
в 1036 г. бездетного тмутараканского князя позволила Ярославу Мудрому
восстановить власть Киева над всеми русскими землями.
При Ярославе Мудром был принят древнейший из известных нам закон –
«Русская Правда». Стремясь предотвратить усобицы после своей смерти, Ярослав
разделил города между сыновьями, передав киевский престол старшему Изяславу, и
завещал братьям «жить в любви между собой… запретив им преступать пределы
других братьев и сгонять их со стола». Так складывается лествичная
система наследования власти: власть в стольном граде Киеве
передавалась старшему в роду. Но мир между братьями сохранялся недолго. Вскоре
началась новая волна усобиц.
Государство, сложившееся у восточных славян в IX–XI вв., было раннефеодальной
монархией. Её основные черты:
– во главе стоял киевский старший князь, опиравшийся в своей
деятельности на дружину и совет старейшин;
– управление на местах осуществляли первоначально родовые князь, затем
наместники киевского князя, в том числе члены его семьи;
– важную государственную и политическую роль продолжает играть вече;
– взаимоотношения старшего киевского князя с племенными князьями и всем
подвластным населением строились на договорных (сюзеренно-вассальных)
принципах.
Внешняя политика. Древнерусское
государство находилось в постоянных контактах с соседними государствами и
народами. Устанавливались торгово-экономические, культурные,
семейно-династические отношения. Войны с соседями и мирная колонизация
приводили к расширению границ Древней Руси. Подписание меж- дународных
договоров с Византией (907, 911, 941, 944 гг.) поднимало её международный
авторитет. Большое значение в укреплении авторитета Древней Руси имело принятие
христианства, поставившее Русь в один ряд с большинством европейских
государств.
На северном направлении мы наблюдаем преимущественно
мирную колонизацию и освоение новых земель, ассимиляцию местных племён.
На восточном направлении русские князья развивают
дипломатические и торгово-экономические связи с Волжской Булгарией. Походы кн.
Святослава в 964–965 гг. привели к разгрому Хазарского Каганата. Дружиной князя
были взяты столица хазар Итиль, крепость Саркел на Дону, ставшая русской
крепостью Белая Вежа (Белая Башня), и город Таматарха на Тамани, ставший
столицей русского Тмутараканского княжества.
Разгром Хазарского Каганата открыл путь для вторжения в степи Приазовья
и Причерноморья номадов-кочевников из Азии. К границам Руси подходят печенеги,
а после их разгрома Ярославом Мудрым – половцы. Начинается длительный период
борьбы и взаимодействия русских княжеств со степью.
На западном направлении развиваются дипломатические и
торгово-экономические связи со странами Западной Европы. Через русские земли
осуществляла торговые связи с Северной Европой Византия. Большое значение для
экономики Древней Руси имели торговый путь «из варяг в греки» и установление
контроля над волжским торговым путём. Заключались династические браки: сын
убитого Владимиром I Ярополка кн. Святополк был женат на дочери польского
короля, дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала женой французского короля.
На южном направлении развиваются экономические,
политические и культурные связи с Византией. Успешные походы Олега Вещего в 907
и 911 гг. позволили киевскому князю заключить выгодные договоры,
определявшие:
– порядок выкупа пленных;
– наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими
купцами в Византии;
– правила ведения судебного процесса и наследования;
дававшие:
– наиболее благоприятные условия торговли для русских и греков:
русские купцы получили право свободной и беспошлинной торговли в Византии;
изменявшие:
– береговое право: вместо захвата владельцем прибрежной земли
выброшенного на берег судна и его имущества местные жители обязывались
оказывать помощь в спасении терпящего бедствие судна и товаров.
Внимание! Среди исследователей нет единства мнений о количестве договоров, заключённых Олегом с Византией. Часть историков считает, что договор был заключён только в 911 г. Помещённый в летописи текст договора 907 г. является лишь пересказом договора 911 г., а не самостоятельным соглашением Олега с греками.
Договор 944 г.,
заключённый после неудачного похода дружины кн. Игоря,
– обязывал русских послов и купцов для пользования установленными
льготами иметь княжеские грамоты;
– вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза ценных
тканей, месте и продолжительности пребывания в столице Византии
Константинополе, порядке посещения её торговых районов и т. д.
Кроме того, Русь и Византия согласились помогать друг другу военными
силами. Византийские императоры неоднократно обращались к киевским князьям за
военной помощью.
Договор 971 г., заключённый с имп. Иоанном Цимисхием после неудачного
похода кн. Святослава Игоревича в Болгарию, содержал обязательства Руси
воздержаться от нападений на Византию.
Святослав Игоревич остался в истории как князь-воин. «…Легко ходил в
походах, как пардус (т.е. гепард), и много воевал, – писал о нём летописец. – В
походах же не возил с собой ни возов, ни котлов… Не имел он и шатра, но спал,
подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами:
"Хочу на вы идти"». Много времени Святослав проводил в походах,
надолго покидая Киев. Во время нападения печенегов на Киев в 968 г. современник
укорял Святослава: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою
покинул… Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не
жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»
Расширяя территорию своего государства, Святослав хотел также перенести
столицу в Переяславль на Дунае. Но добиться этого во время похода 971 г. кн.
Святославу не удалось. Весной 972 г. во время возвращения в Киев княжеская
дружина была перехвачена печенегами у днепровских порогов. Кн. Святослав погиб.
Киевские князья, стремясь укрепить авторитет Руси, заключали
династические браки с византийскими императорскими домами. Сестра императоров
Василия и Константина Анна стала женой Владимира I. Мирный договор 1046–47 гг.
был скреплён браком Марии, родственницы Константина IX Мономаха, с сыном
Ярослава Мудрого Всеволодом.
Культура Древней Руси
Культура каждого исторического
этапа складывается:
– из культурных достижений предшествующих поколений;
– вклада живущих поколений;
– заимствований из культур других народов и стран.
Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой культурой.
Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой,
рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением
различных изделий из дерева. О большом количестве городов свидетельствует
скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное
народное творчество было связано с языческой религией и бытом славян.
Зарождается письменность – четы и резы.
Крещение Руси. Стремясь обеспечить духовное
единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит
религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов,
главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата.
Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная
легенда рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая
ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский католицизм и
византийское православие. Выбор князя остановился на православии. В 988 г., по
одним данным, в Корсуни (Херсонесе), в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с
дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
Причины принятия христианства:
– наиболее тесные экономические, политические и культурные связи у
древнерусского государства были с Византией;
– принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую
проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых операций с
Византией и христианскими государствами Европы;
– восточные славяне и киевские князья давно были знакомы с
христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение кн. Ольга.
Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также
были христианами.
Крещение восточных славян привело к значительным изменениям в их культуре.
Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и
кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг
и светских сочинений. Древнейшая из сохранившихся книг – «Остромирово
Евангелие». По указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая
на Руси библиотека.
Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита
Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты, поучения и
послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие
и погублении... Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора,
«Палея Толковая», в которой впервые формулировались идеологические постулаты
русичей, и др.
В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном,
Нестором и Сильвестром создаются первые русские летописи.
Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют
надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты,
написанные представителями разных социальных слоёв.
Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания.
Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня-сват»,
«Вольга и Микула» и др.
С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство
(Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове (1036), Софийские
соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.).
Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика), станковой
(иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви,
видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской
Софии сохранилась фреска с изображением музыкантов.
В целом для русской средневековой культуры IX–XII вв. характерен
традиционализм, основными чертами которого являются:
– господство религиозного мировоззрения;
– накопление знаний;
– общая замедленность темпов культурного развития;
– влияние европейской культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.