Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе и олимпиаде по литературе Анализ и интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...»
Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе и олимпиаде по литературе Анализ и интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...»
Оценка 4.8
Лабораторные работы +5
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл +1
04.07.2017
Представлен авторский материал анализа и интерпретации стихотворения поэта "чистого искусства" Ф. И. Тютчева "Певучесть есть в морских волнах". Это поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе как учителям, так и ученикам. Мною учитывались разнообразные техники и интерпретации поэтических текстов,поэтому в своем анализе вслед за формалистом Б. И. Ярхо, и рассмотрели произведение по трем уровням: идейно – образному, стилистическому и звуковому.
анализ стихотворенияДокумент Microsoft Word.docx
Анализ и интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева
Певучесть есть в морских волнах...
Est in arundineis modulatio musica ripis.1
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
11 мая 1865
1 Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках (лат.).
Май 11. Петербург. «Певучесть есть в морских волнах...» (Лирика. Т. I. С. 199, 423—
424 (датируется по списку М. Ф. Бирилевой); ПССП. Т. 2. С. 142, 508—511.)
Стихотворение написано 11 мая в 1865году в непростое, сложное время для Ф. И.
Тютчева. Время, когда ты понимаешь, что не в силах человека вернуть любовь, самых
близких и родных людей, когда понимаешь ничтожность человеческого бытия и опять же
осознаешь власть высших сил. Именно в такие дни задумываешься о том, что человек – это
всего лишь связующее звено между мирами, природными стихиями. О чем в тот момент
мог размышлять поэт, мы уже не узнаем. Но понимаем, что много вопросов возникло у
поэта в тот момент. Прочитав это стихотворение, Л. Н. Толстой писал: «Глубина!»
Почему? Попробуем и мы постичь эту «глубину».
Что есть море для Ф. И. Тютчева? Стихия, свобода, смысл жизненного
сосуществования? Попробуем разобраться. В качестве эпиграфа поэт взял строки римского риторика и поэта Авсония (IV в.
до н.э.). «Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках». Почему Авсоний в качестве
эпиграфа?
Пойдем в своем анализе вслед за формалистом Б. И. Ярхо, и рассмотрим
произведение по трем уровням: идейно – образному, стилистическому и звуковому. Если
посмотреть на звуковой план стихотворения, то мы услышим шорох, не простой, а
мусикийский (т.е. музыкальный) в зыбких камышах. Созвучье, гармонию Тютчев передает
через стихотворный размер стихотворения, которое написано 4 стопным ямбом, что
напоминает одическую строку, а также через звукопись (ассонанс и аллитерацию) в первой
строфе:
пЕвУчесть есть в морских вОлнАх,
гАрмОния в стихИйных спОрах,
и стрОйный му
струИтся в зЫбких камышах.
И йский шОрох
с ик
Кольцевая композиция позволяет поновому прочитать стихотворение. Посмотрим на
созвучие конца стихотворных строк
1 строфы: в волнах и камышах
Спорах и шорох
2 строфа: сознаем во всем
в природе и свободе
3строфа: возник тростник
в хоре, что море
4 строфа: звезд протест
и поныне в пустыне
Если рассматривать стихотворение подобным образом, то мы можем предположить, что
это может явиться ответом на те риторические ли вопросы, которыми задается
Тютчев Ф. И. ? (или, по словам Ю. Н. Тынянова «…тютчевские «наводящие вопросы» и
полувопросы с интонацией беседы», Первый вопрос: Откуда, как разлад возник?
И ответом может служить 1 и 2 строфа
Откуда? 2 строфа во всем: в природе и свободе, в волнах, камышах, в спорах, где
соединены две стихии: природная и человеческая. Местоимение во всем – обобщающее
слово, а слова «созвучье» и «сознаем» вносят ощущение единения поэта со всем, что
происходит. Можно предположить, что поэт либо знает ответ на вопрос, либо
«загадывает» загадку человечеству. Казалось бы, во всем гармония, созвучие полное, но
происходит разлад.
Второй вопрос: И ропщет мыслящий тростник?
Вопрос неоднозначен. Если тростник мыслящий, то почему он ропщет?
В чем он не уверен, на что жалуется, чем недовольны силы природы, и тут же можем
получить ответ: «Возник стихийно в хоре, и не просто в хоре, а в общем. А от того, что
несет общество, не поет душа, и она не находится в гармонии с морем, стихией, природой.
Душа – человек, и он не созвучен ни морю, ни природе».
Вопрос третий: Души отчаянный протест?
Если посмотреть на это предложение, то оно больше утвердительное, нежели
вопросительное. Таковым его делает поэт, ставя в конце знак вопроса, и 4 строфа
возможный ответ на этот вопрос.
Протест и поныне в пустыне от земли до крайних звезд. Отсюда пространство открытое,
так как ответа нет на этот вопрос.
Но, возможно, нам в этом поможет стилистический уровень стихотворения.
Мы можем выделить две части стихотворения и два состояния: гармонию и разлад. Тире во
второй строфе дает нам это понять, а смысловая частица «лишь» очень ярка, она, даже
можно сказать, выступает в роли противительного союза, и мы осознаем, что это антитеза,
идет полное противопоставление. А речевой повтор существительного «разлад» только
усиливает это противопоставление. Также антитезу подчеркивает и инверсия. Для поэта
важно созвучье, а не то, что оно полное. «Ропщет тростник», важно его действие, а не кто его совершает. Отсюда возникает
реминисценция с восточным сказанием М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»1839г. «…И
стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» Тростник
знает итог жизни пальм и такой судьбы не хочет. А разлад происходит, так как у Тютчева
тростник мыслящий, а у Лермонтова пальмы скорее заняты назначением своего места в
этом бренном мире. Тютчев как бы полемизирует с Лермонтовым: чем выше к богу, тем
забываешь о том, кто есть ты и каково твое назначение на Земле.
И если внимательно посмотреть четвертую строфу, то мы прочитаем: так тростник ропщет
или это и есть «глас вопиющего в пустыне»? Поэтому этот вопрос и остается загадкой: а
была ли написана четвертая строфа к этому стихотворению. Ведь его в первых изданиях не
было.
Рассмотрим подробнее морфологический уровень первой части стихотворения.
Посмотрим на существительные: певучесть, гармония, созвучье и инфинитив «есть»,
который нам дает понять, что это есть вне времени. И только эпитет «мусикийский шорох»
струится, то есть он есть не всегда, а только в данное, настоящее время. Удивительно это
подчеркивает архаическое «мусикийский», а не музыкальный, что придает загадочности и
таинственности, а может быть и трагичности, так как мусикийское пение – это
богослужебное пение, характерное для России. Нельзя забывать, какое несчастье постигло
поэта в тот период. Эпитет «в зыбких камышах» можно трактовать по – разному.
Метафора «певучесть есть в морских волнах» и гармония непостоянна, а зыбка, как пески
в пустыне, где раздается глас ропщущего тростника. А, может, это зыбка – люлька, в
которой лежит младенец, душа которого чиста. (Ведь Ф. И. Тютчев только что потерял
собственных детей и любимую женщину Е. Денисьеву). И почему меняется интонация.
Строй невозмутимый, т.е. его ничто не может возмутить. Или поэт начинает понимать, что
достичь гармонии с природой человек не сможет. Отсюда резкое противопоставление.
Эпитет «призрачная свобода» позволяет нам предположить, что человек не может быть
свободным, и эту свободу он ощутить не может, поэтому находится его душа в разладе с
самим с собой и с природой. Певучесть морских волн душа не осознает и только жалобно
ропщет тростник. Возможно, он превратился из зыбкого камыша в мыслящий тростник, и
эта трансформация, основанная на противопоставлении, и несет разлад. Так как в споре
рождается истина, в стихийных спорах была гармония. Отсюда паскалевский «мыслящий
тростник». «Знаменитый образ «мыслящего тростника», roseau pensant, был призван передать трагически парадоксальное бытие человека: величие этого самого слабого
тростника в природе, во Вселенной в его способности мыслить, осознавать себя
несчастным, ничтожным. «Величие человека в том, что он сознает себя несчастным; дерево
себя несчастным не сознает. Сознавать себя несчастным это несчастье; но сознавать, что
ты несчастен, это величие». Возможно, Тютчев хотел сказать, если философия, в лице
Б.Паскаля, не может дать ответ на этот вопрос. Тогда он обращается к Священному
Писанию: «Глас вопиющего в пустыне», но и призыв пророков остался не услышанным.
Сможет ли это сделать поэт? Хватает ли сил у него не только «роптать». Отсюда,
возможно, протест, так как душа человека не может найти ни гармонии, ни созвучия.
Библиография.
1 Этимологический словарь Макса Фасмера;
2 Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино.// Вопрос о Тютчеве. — М.:
Наука, 1977.
3 М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Издво
«Лань», 1998.
4 М. Л. Гаспаров. Авсоний. Стихотворения. М., Наука, 1993 г. («Литературные
памятники»).
Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе и олимпиаде по литературе Анализ и интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...»
Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе и олимпиаде по литературе Анализ и интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...»
Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе и олимпиаде по литературе Анализ и интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...»
Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе и олимпиаде по литературе Анализ и интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...»
Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе и олимпиаде по литературе Анализ и интерпретация стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.