Материальные и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели
Оценка 5

Материальные и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели

Оценка 5
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл
30.10.2022
Материальные и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели
Тема: «Материальные и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели» Цели урока: формирование у учащихся понятие «материальные и информационные модели», рассмотреть виды моделей. Задачи обучающие: • знать определение информационной и материальной модели и назначение модели и системы; • уметь приводить примеры систем и их моделей; • уметь классифицировать модели по области их использования, способу представления, по учету в модели временного фактора, по отрасли знаний; • Исследовать созданную модель. Задачи воспитательные: • воспитание информационной культуры; • воспитание уверенности в собственных силах; • привитие навыков работе в коллективе; • воспитание ответственности за результат своего труда. Задачи развивающие: • развитие речи и внимания; • развитие мышления; • развитие познавательного интереса у обучающихся и интереса к предмету информатики; • создать условия для работы обучающихся во времени. Ход урока: I. Организационный момент Приветствие; объявление темы. Проверка домашнего задания – объемная фигура. II. Самостоятельная работа Тестирование III. Объяснение нового материала. Модели, так же как и объекты, классифицируются в зависимости от выбранного основания. Вы уже знаете, что основанием служит один или несколько признаков, общих для некоторых групп объектов. Природа моделей: 1. материальные (физические, предметные) модели. 2. информационные модели представляют собой информацию о свойствах и состоянии объекта, процесса, явления, и его взаимосвязи с внешним миром: вербальные – словесные или мысленные знаковые – выраженные с помощью формального языка графические (рисунки, схемы, карты, …) табличные математические (формулы) логические (различные варианты выбора действий на основе анализа условий) специальные (ноты, химические формулы) Информационная модель - описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорном или формальном). Информационные модели: геометрические, словесные, логические, специальные, компьютерные, математические, структурные. Как правило, при подходе к классификации моделей учитывается: - область их использования (для чего, с какой целью данные модели используются); - способ представления (для чего сделана модель); - учет в модели временного фактора (динамика происходящих в них процессов); - отрасль знаний (к какой отрасли знаний или деятельности человека относится модель). По области использования модели делятся на: - Учебные модели – используются при обучении, к ним относятся наглядные пособия (картины, таблицы, схемы …), различные тренажеры (клавиатурный тренажер, …), обучающие программы ( мультимедийные обучающие программы для изучения иностранных языков, овладения компьютерными навыками, снятия стрессов, и др…) Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектированного объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик (модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова и т.д.) Научно-технические модели создаются для исследования процессов и явлений. Например, прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для испытания бытовой техники. Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют её. Эксперименты с моделью проводятся при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы., те. Своеобразный метод проб и ошибок в поиске правильного решения. Дискретные модели описывают поведение оригинала в отдельные моменты времени. Непрерывные модели описывают поведение оригинала для всех моментах времени из некоторого временного промежутка. Специальные виды моделей. Имитационные модели - нельзя заранее вычислить или предсказать поведение системы, но можно имитировать её реакцию на внешние воздействия; - максимальный учет всех факторов; - только численные результаты; Примеры:
«Материальные и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели».doc

17-18 урок, 9 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ______________

Тема: «Материальные и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели»

Цели урока: формирование  у учащихся понятие «материальные и информационные модели», рассмотреть  виды моделей.

Задачи обучающие:

·                    знать определение информационной и материальной модели и  назначение модели и системы;

·                    уметь приводить примеры систем и их моделей;

·                    уметь классифицировать  модели по  области  их использования,  способу представления, по  учету в модели временного фактора, по отрасли знаний;

·                    Исследовать созданную модель.

Задачи воспитательные:

·                    воспитание информационной культуры;

·                    воспитание уверенности в собственных силах;

·                    привитие навыков работе в коллективе;

·                    воспитание ответственности за результат своего труда.

Задачи развивающие:

·                    развитие речи и внимания;

·                    развитие мышления;

·                    развитие познавательного интереса у обучающихся и интереса к предмету информатики;

·                    создать условия для работы обучающихся во времени.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие;  объявление темы.

Проверка домашнего задания – объемная фигура.                                       

II. Самостоятельная работа

Тестирование  

III. Объяснение нового материала.

Модели, так же как и объекты, классифицируются в зависимости от выбранного основания. Вы уже знаете, что основанием служит один или несколько признаков, общих для некоторых групп объектов.

Природа моделей:

1.         материальные (физические, предметные) модели.

2.        информационные модели представляют собой информацию о свойствах и состоянии объекта,    процесса, явления, и его взаимосвязи с внешним миром:

вербальные – словесные или мысленные

знаковые – выраженные с помощью формального языка

графические (рисунки, схемы, карты, …)

табличные

математические (формулы)

логические (различные варианты выбора действий на основе анализа условий)

специальные (ноты, химические формулы)                                                      

Информационная модель -  описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорном или формальном).                                                                          

Информационные модели: геометрические, словесные,  логические, специальные, компьютерные, математические, структурные.                                                                            

 Как правило, при подходе к классификации моделей учитывается:

- область их использования (для чего, с какой целью данные модели используются);

- способ представления (для чего сделана модель);

- учет в модели временного фактора (динамика происходящих в них процессов);

- отрасль знаний (к какой отрасли знаний или деятельности человека относится модель). 

  По области использования модели делятся на:

- Учебные модели – используются при обучении, к ним относятся наглядные пособия (картины, таблицы, схемы …), различные тренажеры (клавиатурный тренажер, …), обучающие программы ( мультимедийные обучающие программы для изучения иностранных языков, овладения компьютерными навыками, снятия стрессов, и др…)

Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектированного объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик (модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова и т.д.)

Научно-технические модели создаются для исследования процессов и явлений. Например, прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для  испытания бытовой техники.

Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника.

Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют её. Эксперименты с моделью проводятся при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы., те. Своеобразный метод проб и ошибок в поиске правильного решения.

Дискретные модели описывают поведение оригинала в отдельные моменты времени.

Непрерывные модели описывают поведение оригинала для всех моментах времени из некоторого временного промежутка.                                                                                        

Специальные виды моделей.

Имитационные модели

-     нельзя заранее вычислить или предсказать поведение системы, но можно имитировать её реакцию на внешние воздействия;

-     максимальный учет всех факторов;

-     только численные результаты;

Примеры:

q  испытания лекарств на мышах, обезьянах, …

q  математическое моделирование биологических систем

q  модели бизнеса и управления

q  модели процесса обучения

Игровые – учитывающие действия противника

 Примеры:

q  модели экономических ситуаций

q  модели военных действий

q  спортивные игры

q  тренинги персонала

По способу представления модели разделяются на материальные и абстрактные.

Материальные модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (глобус, детские игрушки, макеты машин, самолетов, ракет и т.д.) Они содержат информацию об исходном объекте, имеющую реальное воплощение и полученную с помощью органов чувств, измерительными приборами и инструментами. В зависимости от цели исследования объекта такие модели могут отражать:

А) внешнее устройство исходных объектов;

Б) внутреннее устройство исходных объектов;

В) суть процессов и явлений, происходящих с объектами-оригиналами.

Материальные модели помогают узнать свойства реальных объектов и понять «механизм» сложных явлений, они часто используются в процессе обучения (чучело птицы в кабинете биологии, объемная модель Солнечной системы, физические и химические опыты). Создание и использование материальных моделей относится к экспериментальному методу познания окружающего мира.

Абстрактные модели – основу таких моделей составляет информация (мысль, формула, чертёж, схема), а такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности. В свою очередь абстрактные модели имеют свою внутреннюю классификацию и делятся на

 - мысленные и вербальные

 - информационные

Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Создание такой модели сопутствует любой сознательной деятельности человека (ожидая транспорта на остановке, человек прикидывает, как быстрее добраться до нужного места).

Вербальные модели   мысленная модель может быть выражена в разговорной форме в этом случае она часто называется вербальный (от лат.  Verbalis - устный). Вербальную модель человек использует для передачи своих мыслей другим.

 Типы информационных моделей:

Табличные – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках).

Иерархические – объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.

Сетевые – применяют для отражения систем, в которых связи между элементами имеют сложную структуру.

     Как уже упоминалась, одна из классификаций связана с фактором времени.     Модели можно разделить на статистические и динамические по тому, как отражается в них динамика происходящих процессов.

Статистическая модель – это единовременный срез информации по данному объекту (обследование учащихся в стоматологической поликлинике даёт сведения о состоянии их зубов на данный момент времени).

Динамическая модель  - это картина изменения объекта во времени (медицинская карта ученика, отражающая изменение состояния его зубов в течении многих лет).

Примеры. Граф – это набор вершин и соединяющих их ребер.                        

Задание. Семантическая (смысловая) модель предложения:

«Выхожу один я на дорогу…»            

- Заполнить таблицу по образцу:

Цель моделирования

Существенные свойства

Тип модели

Модель

Изучить процесс смены дня и ночи

Земля в виде шара, источник света

материальный

глобус

Объяснить, как добраться до школы из вашего дома

 Улицы, сооружения

 информационный, вербальный

 Описание маршрута

Показать, как добраться до школы из вашего дома

 Улицы, сооружения
(ландшафт местности)

 информационный, знаковый
(образной)

 карта маршрута(фотография)

IV. Выполнение практической работы

Выполнения практической работы - создать модель Самолетика.

1.                 Материальную (Бумажный вариант – 3 листа бумаги А4).                                         

2.                 Графическую (образную), созданную в среде любого графического редактора векторного или растрового (Paint, Компас-График, Word)

3.                 Словесную (вербальную) модель в среде текстового процессора Word.

Для выполнения моделей можно использовать необходимую информацию из Интернета.

V. Домашнее задание:

теория

Задание

- составить знаковую модель – схему местности, примыкающей к вашему дому, формат А4.

 

 

 

 

 

 

Ответы на тест

  1. В
  2. А
  3. Г
  4. Б
  5. А
  6. Б
  7. В
  8. Б
  9. А
  10. Г

 

 

 

 

 


Учитель: Брух Т.В. Дата: ______________

Учитель: Брух Т.В. Дата: ______________

Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектированного объекта

Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектированного объекта

Вербальные модели мысленная модель может быть выражена в разговорной форме в этом случае она часто называется вербальный (от лат

Вербальные модели мысленная модель может быть выражена в разговорной форме в этом случае она часто называется вербальный (от лат

Ответы на тест В А

Ответы на тест В А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022