В.А.
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним,
забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга,
единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца
своего воспитанника…»
Сухомлинский
СЛ. 1. – СЛ.2.
В процессе своей педагогической деятельности, взаимодействуя с детьми, я
стараюсь всякий раз подбирать тактику учебной цели – ситуацию, когда
воздействие на процесс стане более динамичным и результативным. Но здесь важен
аспект мотивации учащихся.
Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть
равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить
реакцию “Не хочу!” Можно ли управлять развитием мотивационной сферы
школьника? Думаю, ответ кроется в динамичной совместной работе.
Для того чтобы повысить мотивацию к обучению на уроках и внеурочных занятиях
по предмету я приобщаю учеников к совместному целеполаганию, планированию и
прогнозированию результатов,
учитывая их индивидуальные психологические
особенности. С этой целью на своих занятиях реализую идеи педагогики
сотрудничества,
обучения.
Применяю разнообразные формы, методы, виды работ. На своих уроках стараюсь
создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко
выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок
и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со
всем классом и одновременно с каждым обучающимся.
Формы и методы, используемые мной на уроках: СЛ.4.
• объяснительноиллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков
презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
проблемнодиалогового
технологию
• репродуктивный метод (работа по заданному алгоритму);
•
эвристический метод (решение лингвистических задач, т.е. использование
словесных моделей объектов);
• методы самостоятельной работы учащихся;
• метод дифференцированного обучения;
• метод проектов.
Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в
исследовательскую деятельность. В целях достижения лучшего результата
использую разнообразные виды уроков: урокпрактикум, уроклекция, урок
семинар, урок исследование, урок путешествие, урок игра, урок презентация с использованием компьютера, урок экскурсия. Приведу примеры педагогических
приемов и технологий, повышающих мотивацию учащихся на моих уроках.
• Дидактические игры.
• Использование дидактических материалов с занимательным содержанием.
• Вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету.
учителя и обучающихся,
На мой взгляд, совместная работа наиболее полезна для развития социальных
мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Одной из форм сотрудничества является групповая работа, как совместная
развивающая деятельность
скреплённая
взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов общей деятельности,
ведь основной цель групповой работы, на мой взгляд, является развитие мышления
обучающихся, а развивать мышление – значит развитие умения думать.
Следует отметить, что дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают
(своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на
заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых
навыков, умения общаться с аудиторией. Развиваются умения отстаивать свою
точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Ребята занимаются
конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой
уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию, тут и развитие
самостоятельности, повышение работоспособности, чувства ответственности за
проделанную работу, да и знания усваиваются прочнее.
Приведу несколько
сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к обучающемуся. СЛ.5
Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение
удовлетворения. «Давай подумаем вместе чем объясняется способность жидкостей
сохранять свой объём?» /физика, 7 класс/; «Ребята, может быть, сделаем анализ
решения задачи и постараемся записать решение в виде математического
выражения?» /математика, 5 класс/. Во всех этих словах заложено участие педагога,
а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль
общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
иёмов из своей практики, которые способствуют укреплению
пр 2. Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающегося.
Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность
произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной,
выражающей восхищение, например, «Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть вновь
на уроке информатики. А, знаете ли вы, что «думает компьютер» о числовом
значении даты нашего урока?..»
3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном
уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на
совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую
все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с
успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в этот момент выражает
просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».
4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку,
стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать
исключительную роль в его творении.
5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь
сделать», «Это очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – я стараюсь
показать, что доверяю ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во
взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других,
понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Вот несколько этапов обучения сотрудничеству: СЛ. 6
1й этап: «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия,
например, «Да, вы во многом правы, но я позволю себе не согласиться с вашей
точкой зрения».
2й этап: парная работа, во время которой я помогаю работающим в парах, где
организации деятельности выносится на общее суждение.
3й этап: групповая работа, где я стараюсь вместе с 1–2 детьми у доски показать
на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец
работы усваивается после разбора 2–3 ошибок, и, потом, вновь, работа в парах.
Работа в парах является основой для организации устносамостоятельной работы.
На данный вид деятельности я, как правило, выделяю 20 минут урока.
При освоении работы в парах выделяю три этапа:
1) организация специальной деятельности учителя и ребенка, где передаются
навыки социального общения;
2) демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие
обучающихся при руководящей роли педагога;
3) самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала. Работая в коллективе, ребенок вынужден думать не только о собственном благе, но
и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве
создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе
достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е.
овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены
группы достигнут своих целей).
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована
так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Заранее продумывая урок в сотрудничестве на основе малых групп, я определяю
тему, цель и задачи урока.
При ознакомлении с новым материалом после
фронтального объяснения я предлагаю школьникам ответить на заранее написанные
на доске или карточках вопросы по новому материалу, пользуясь учебной
литературой. Возможны два варианта работы учеников:
индивидуальные ответы;
подготовка ответов на вопросы в группах.
В случае, когда ученики должны решить примеры по новой теме, я провожу
несколько вариантов:
ученики выходят к доске по одному и решают примеры, а остальные работают
в тетрадях, сверяясь с доской;
ученики работают в группах "по вертушке".
На втором этапе урока я определяю объем учебного материала, подлежащего
изучению на уроке. Здесь важно определить возможный резерв учебного времени,
продумать, за счет чего возможна его экономия. При этом, бывает, мне приходится
корректировать тематическое планирование.
На третьем этапе урока заранее приходиться подготовить задания для групповой
работы, необходимый дидактический и раздаточный материал, при подборе заданий
для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
1) разные группы могут получить либо одинаковые, либо различные задания, что
определяется темой и целью урока, а также выбранным вариантом организации
групповой работы, но важно, чтобы группы не соревновались между собой;
2) задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы, при этом
чем разносторонне эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст
задание.
Этап четвертый нацелен на продумывание вопроса о численности и
комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории (если это необходимо),
выбираю комплектацию по принципу: ученики с разными учебными возможностями, а также, мальчики и девочки. Затем, на следующем этапе намечаю возможные
внутригрупповые роли.
На следующем пятом этапе, я намечаю возможные внутригрупповые роли, такие
как:
координатор, генератор идей, критик, исполнитель, ответственный за идею,
ответственный за написание; оформитель, докладчик, контролер, ответственный за
культуру поведения, организатор активной деятельности; редактор, ведущий и др.
Затем, на шестом этапе работы, выделяю этапы урока, на которых планируется
организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция
групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность
групповой работы.
К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз, на различных
этапах урока, сообразуясь с необходимостью и целесообразностью такой работы. В
таком случае говорят: "Собираем группы" или "Рассыпаем группы".
И, наконец, на седьмом этапе урока, разрабатываю правила индивидуального и
группового оценивания на данном уроке. СЛ.7
Существует несколько правил такого оценивания, которые касаются учебных и
социальных достижений школьников, а именно:
а) относительно учебных достижений:
производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее
достигнутыми этим учеником результатами;
любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по
группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом;
групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов
группы;
б) относительно социальных достижений:
если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;
все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать
никакого;
необходимо избегать выделения какойлибо одной группы, не устраивать
соревнования;
если какаялибо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то ее не
следует ругать, а надо постараться найти способ дополнительной практики, в
крайнем случае, попытаться переформировать ее;
необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к
чему следует стремиться;
важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом
уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
Подготовка к уроку в сотрудничестве довольно трудоемкий процесс, требующий
от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего
изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока.
Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в
сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию
привлекательной для учителей и учеников. Я считаю, что это помогает в
сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить
учебный материал, более глубоко вникая в его содержание.
При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке.
Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может
отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы.
СЛ. 8
Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме
учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь
учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ
учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк
идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи
анализируются.
Приём «Снежный ком»
Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают
аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы
решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек,
где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 45 человек
для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах,
встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это
называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами,
других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как
зубцы одной пилы).
Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или
несколько утверждений неверны. Необходимо найти ошибку и доказать
ошибочность, аргументируя свой выбор.
Приём "Прессконференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны
составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.
СЛ.9
Следует учитывать, что, начиная групповую работу, следует убедится в том, что у
школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к
групповым занятиям, активно в них участвовать. Эффективнее всего групповое
сотрудничество организовывать после изучения сложного материала. Можно
попросить ребят проверить себя в усвоении нового, чтобы они объяснили тему друг
другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады,
например), работа в группах очень полезна.
Итак, технология сотрудничества в обучении эта целостная система различных
идей Сухомлинского В., В.Ф. Шаталова, Р. Штейнера и др., где присутствует
демократичность в общении, ориентация на личность либо на субъект,
подразумевающая отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести и
неповторимости. СЛ. 10
Закончить я хочу словами Анатолия Рапапорта, американского философа
российского происхождения: «Самая эффективная манера общения людей
заключается в сотрудничестве…»
Приложение 1.
Примеры заданий для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
Выполнить задание по "цепочке" прочитать, решить задачи и т.д.;
Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным
случаям решения задач как качественных, так и количественных, например, в
физике;
Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;
Изготовить опорные сигналы для решения задач определенного типа;
Изготовить плакаты графические опоры;
Приготовить презентацию, например, по теме "Кодирование информации»,
например, по информатике; Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
Подготовить доклад, реферат;
Придумать мнемонические формулировки, стихи, правила, признаки
делимости и т.п.;
Провести серии опытов;
Составить словесную модель явления или процесса;
Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
Составить загадки по какойлибо теме;
Составить кроссворды по темам или кроссворды наоборот;
Составить тематические коллажи.
Варианты заданий для парной и групповой работы:
• Взаимопроверка решений.
• Составление схем к задаче.
• Поиск способа решения:
• примеров с переходом через разряд;
•
• Составление и решение задач:
• к одной схеме на разные темы;
• к разным схемам на одну тему;
• разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.
способов проверки результатов вычисления.
Материалы к семинару "Технология сотрудничества"
Материалы к семинару "Технология сотрудничества"
Материалы к семинару "Технология сотрудничества"
Материалы к семинару "Технология сотрудничества"
Материалы к семинару "Технология сотрудничества"
Материалы к семинару "Технология сотрудничества"
Материалы к семинару "Технология сотрудничества"
Материалы к семинару "Технология сотрудничества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.