Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"
Оценка 5

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"

Оценка 5
Семинары
docx
математика
Взрослым
01.03.2018
Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"
урок - как резерв здоровьесберегающей деятельности.docx
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является обеспечение высокой  работоспособности  на протяжении всего времени учебных занятий, без утомления и переутомления. Главным   резервом   здоровьесберегающей   деятельности   был   и   остается урок,   в   котором   сконцентрированы   все   проблемы   современной   школы,   а разрешение их зависит от профессионализма учителя.  Цель создания здоровой среды общения – научить учащихся учиться с минимальными затратами здоровья, поэтому в своей работе необходимо опираться на ведущие принципы   здоровьесберегающей среды: прежде  всего это личностный смысл обучения. Учеба против воли ребенка никогда не будет улучшать   его   здоровье.   У   детей   преобладает   непроизвольное   внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому   задача   учителя   –   помочь   ученику   преодолеть   усталость,   уныние, неудовлетворенность.   У   учащихся   развита   интуитивная   способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный   настрой.   И   ученик,   и   учитель   должны   ощущать психоэмоциональную   комфортность.   Немаловажно   для   создания   здоровой среды – принципы педагогического  воздействия:   педагогический оптимизм;  уважение к воспитаннику;  понимание душевного состояния ученика;  заинтересованность в судьбе ребенка;  раскрытие   мотивов   и   обстоятельств   поступков,   совершаемых ребенком. И, наконец, важной частью являются используемые технологии обучения. На мой взгляд, отвечают этим требованиям: технология  уровневой   дифференциации  (учитывает   особенности темперамента, психосоматического типа, каналов восприятия, уровня понимания, типа мышления и т.д.); проблемное обучение (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук); обучение в сотрудничестве; метод проектов, диалоговое обучение (свободное обсуждение и дискуссии);                          рефлексивное обучение  (оценка учащимися полезности урока, своего психологического состояния). Я   стараюсь   использовать   субъективные   отношения   в   виде   диалога   как наиболее гуманного способа отношений между  участниками образовательной деятельности.              Диалог предполагает взаимоуважение, взаимопонимание, терпимость, право свободно, без оглядки, выражать свое мнение. Диалог – это публичное размышление   вслух,   форма   самореализации,   самоутверждения,   но   без унижения   других   собеседников.   В   диалоге   необходимо   учитывать   мнение других.   Все   это   планируется   на   уроке   в   отношениях   между   учениками   и между учителем и учениками. Причем, диалог – это   не разговор двоих, а технология субъект – субъективных отношений.           Используя рефлексивное обучение, я рассматривают  его как один из видов диалога – ученик и его внутреннее «я». Можно проводить рефлексию вслух, а можно использовать письменное выражение своих мыслей и чувств. При этом  можно задать следующие вопросы: «Чем ценен для меня изученный материал?», «Какие ощущения я испытал в течение урока?», «Ощущаю ли я состояние   усталости,   тревожности,   беспокойства   к   концу   урока,   или   я испытываю чувство удовлетворенности?». Я стараются не перебивать учеников, не проявлять неприязни, раздражения, гнева,   не   навязывать   свою   точку   зрения,   не   использовать   типичные отрицательные   реплики: «Быстрее», «Поторапливайтесь, а то мало времени осталось», «Что вы копаетесь?», так как эти реплики ухудшают восприятие учащимися   учебного   материала   и   способствуют   их   дискомфортному состоянию.   Поощряется   инициатива   и   самостоятельность   учащихся,   их индивидуальные учебные достижения. На уроке   создаются такие условия, которые позволяют ученикам большую часть времени работать самим и быть активными.   Далеко   не   всем   учащимся   легко   дается   математика,   поэтому необходимо   проводить   работу   по   профилактике   стрессов.   Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый,   более   «слабый»   ученик   чувствует   поддержку   товарища. Антистрессовым  моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.( Слайды) При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.         В содержании итогового и тематического контроля все большую долю занимают  творческие   формы   контроля  (творческие   работы,   защита проектов и т.д.),  тестовая  форма контроля,  которая более   соответствует дифференцированному   подходу.   Дифференцированные   домашние   задания давно стали уже нормой.        Используя критерии здоровьесберегающего урока, необходимо  обращать внимание   на   валеологическое   пространство   и   предметно­пространственную среду: санитарное состояние кабинета, его оформление и озеленение. Большую роль на уроке играет так называемый валеологический «портрет» учителя: его внешний вид, психологический настрой на урок, правильное и профессиональное построение речи (отсутствие сарказма, насмешек, упреков, тактичность   и   доброжелательность). О   том,   что   «хороший   смех   дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который   всегда   указывают   в   перечне   качеств   желательного   собеседника. Постоянная   серьезность   –   признак   психологического   нездоровья.   Улыбка, искренний   смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше   физкультминутки.   Несколько   уместных   и   умных   шуток   в   течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. На уроке важно не только   создание   продуктивной   атмосферы,   но     контроль   за   состоянием учеников,   а   это   значит,   что,   создавая   положительный   психологический климат,   предлагая   проблемные   и   творческие   задания,   применяя   активные методы обучения (дискуссию, ролевые игры, диалог), учитель наблюдает за самочувствием учеников, своевременно реагируя на те или иные изменения самочувствия или поведения.     Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена   видов   деятельности.   Поэтому   при   планировании   урока   нужно   не допускать   однообразия   работы.   В   норме   должно   быть   4­7   смен   видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.  Для  этого очень  полезно развивать  зрительную  память, использовать   различные   формы   выделения   наиболее   важного   материала (подчеркнуть,   обвести,   записать   более   крупно,   другим   цветом).   При проведении   урока   я   стараюсь   использовать   способы   предупреждения утомляемости   учащихся,   гигиенические   критерии   его   рациональной организации:   оптимальное   соответствия   объема   учебного   материала познавательным   возможностям   учащихся,   количество   видов   учебной деятельности,     их   продолжительности   и   чередования.   Важны   также эмоциональность и увлеченность учителя своим предметом, высокая степень подготовленности   его   к   уроку,   а   также   использование   воспитательного потенциала   урока   для   формирования   позитивного   отношения   к   своему здоровью как к реальной жизненной ценности. Итак, назовем основные требования к уроку: ­ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на  учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ­ в содержательной части урока должны быть включены вопросы,  связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию здорового  образа жизни и потребностей в нем; ­ количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение,  слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4­7, а их смена осуществляться через  7­10 мин.; ­ в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие  развитию памяти, логического и критического мышления; ­   в   течение   урока   должно   быть   использовано   не   менее   2­х   технологий преподавания; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию  деятельности учащихся; ­ необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом  личностных возможностей; ­ на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и  обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки; ­ нужно включать в урок технологические приемы и методы,  способствующие самопознанию, самооценке учащихся; ­ для увеличения работоспособности и подавления утомляемости можно  включать в урок физкультминутки, (лучше на 20­ой и 35­ой минутах урока,  длительностью ­ 1 мин., состоящие из 3­х легких упражнений с 3­4  повторениями каждого). ­ необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего  урока и в итоговой его части. Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих аспектов на уроке по силам каждому учителю­предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден.

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"

Материалы к семинару "Здоровьесберегающая деятельность на уроке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018