материалы по теме "Приложение" (8 класс, русский язык)

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал может стать основой для конспекта по русскому языку в 8 классе по теме "Приложение". Разработаны все этапы урока (психологический настрой, повторение пройденного материала в форме игры "Что?Где?Когда?", даны таблицы с теоретическим материалом и практическая часть, а также творческое домашнее заданиеКонспект урока русского языка в 8 классе
Иконка файла материала Заболотняя Лариса Викторовна.docx
Заболотняя Лариса Викторовна  Русский язык 8 класс Материалы к уроку по теме «Приложение как особый вид определения. Написание приложений слитно и через дефис» 1. Психологический настрой на урок (Учащиеся работают в парах) Поочередно касаясь одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших, говорят:  Желаю (большие пальцы)  Успеха (указательные)  Большого (средние)  Во всем (безымянные)  И везде (мизинцы)  Здравствуйте (вся ладонь) 2. Актуализация опорных знаний  Игра «Что? Где? Когда?» (учащиеся разбиваются на 3­4 команды) 1 раунд В  предложении  «Солнечным   днем   мы   отправились   в   поход»  назовите   все второстепенные члены предложения. 2 раунд Из   ряда   словосочетаний   выберите   только   те,   в   которых   представлены примеры прямых дополнений:  помню тот день;  любовь к другу;  преобразование природы;  слышу речь;  знал языки;  взбежал по маленькой лестнице;  написано пером 3 раунд Замените несогласованные определения на согласованные  А что он видел в пустыне этой без дна и без края?  В вагоне девять дежурил Сухоедов.  Над лицом его наклонилось лицо деда  От ветхого барака в темноту леса нырнули конь и всадник. 4 раунд Вопросы на логику и сообразительность 1. Что ели греки в ХХХ веке? (он еще не наступил, сейчас ХХI век)2. Как   зовут   детеныша   леопарда,   если   у   мыши   –   мышонок,   у   козы   – козленок и т.д.? (котенок) 3. 4. задач. Озвучивание темы урока, определение желаемых результатов Подача   информации,   необходимой   для   решения   поставленных А) Синонимичны ли данные слова и словосочетания? Красавцы кони – кони­красавцы Старик сторож – сторож­старик Царевич Иван – Иван­царевич Б) Работа с учебником (теоретический материал) Приложение – особый вид определения, выраженный существительным и согласующийся   с   определяемым   словом   в   падеже   (иногда   не).   Оно   дает дополнительное название предмету: Сидят на курганах орлы­степняки. Значение приложений Виды значений Возраст, родство Профессия, род занятий Национальность Качества предмета Названия газет, журналов, предприятий Пример Сторож­старик Девушка­журналист Бабушка­чешка Красавец мужчина Газета «Сегодня» Способы выражения приложений – существительное:  С зависимыми словами или без них: Тренер Олег Блохин дал интервью газете «Факты». Это она, моя знакомая  .    Присоединенное союзом как: Мне, как человеку любопытному, не хочется уходить.  Со словами  по имени, по фамилии, по прозвищу, родом  и др.: У него есть собака, по кличке Шайтан. Правописание приложений Через дефис Раздельно     Собственное Нарицательное 1. имя существительное   +   нарицательное имя   существительное:  мужчина­ красавец 2. имя существительное   +   нарицательное имя существительное: Днепр­река 3. матушка­земля, Иван­царевич 4. заяц­русак, жук­носорог Сложный   научный   термин: Устойчивые выражения:   1. Нарицательное   имя   существительное =качественное   прилагательное   + нарицательное существительное: красавец мужчина   2. Нарицательное   существительное   + имя собственное: художник Левитан 3. Общепринятые   обращения  господин,  товарищ   гражданин: товарищ, капитан 4. Родовое понятие + видовое понятие: гриб подберезовик, суп харчо Приложение может заключаться в кавычки: Названия предприятий: фабрика «Элита», завод «Турбоатом»Названия   литературных   произведений,   газет,   журналов,   музыкальных произведений, картин и т.п.: опера «Запорожец за Дунаем», фильм «Тени забытых предков» Названия   орденов   и   медалей:   орден   «За   мужество»,   медаль   «За   военную службу Украине» В) Практическая часть Упражнение 1 Запишите словосочетания в две колонки: с раздельным написанием и через дефис. Поставьте, где необходимо, кавычки. Объясните свой выбор. (биолог),   Днепр(река), Учитель     человек(невидимка), девочки(школьницы),  гостиница(Киев),  город(миллионник),  Синевир(озеро),  озеро (Синевир),   газета   (День),   (Иван)царевич,   филолог(славист),   солдат(орденоносец), мышь(полевка), жук(носорог)   река(Днепр), Упражнение 2 Поберите приложения к существительным.  Образец: воин­герой, воин­победитель Киев, юноша, врач, газета, пароход Упражнение 3 Словарный диктант Вагон­выставка,   фильм   «Чучело»,   Волга­река,   отец­старик,   магазин «Березка»,   киножурнал   «Ералаш»,   планета   Юпитер,   зима­красавица,   сестренка Аленка, студент­отличник 5. Творческое домашнее задание Используя   иллюстрацию,  подберите   к   слову   спортсмен   как   можно   больше одиночных   приложений,   характеризующих   спортсмена   по   возрасту,   занятию определенным   видом   спорта,   внешности,   качествам   характера   и   т.п.   С   тремя примерами составьте предложения. 6. Рефлексия Используя   данные   существительные   и   собственные   приложения, относящиеся, опишите сегодняшний урок и свои впечатления от него.Материал, сотрудничество, тема, вопросы, товарищи, учитель.