«Мечты человека как зеркало в будущее»
(по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)
Цель урока: рассмотрение главной мечты героев рассказа Брэдбери «Каникулы» как представление о будущем всего человечества.
Задачи:
· рассмотреть реальный и вымышленный мир в рассказе путем анализа эпизодов и личного мнения детей;
· научить сравнивать исходные понятия и делать общие выводы;
· развивать умение работать в группе, слушать и слышать каждого участника команды, открыто выражать свою точку зрения.
Тип урока: урок-закрепление изученного материала.
Форма урока: групповая.
Методы и приемы: кластер «Каникулы», круги Эйлера «Мир с людьми и мир без людей», метод «Займи позицию», схема «В каком мире лучше?».
Оборудование: листы А1, цветные карандаши, маркеры, цветные человечки, листы для написания послания в будущее, стикеры, аудиозапись для работы.
Целевая аудитория: 6 «В» класс.
Ход урока:
До начала урока учащиеся делятся на группы при помощи карточек со словами, которые разделены на три смысловые группы:
Активный отдых |
Пассивный отдых |
Школьные будни |
Поход в горы |
Просмотр фильмов |
Домашние задания |
Пикник |
Сон целый день |
Оценки |
Игра в футбол |
Чтение книг |
Сменная обувь |
Путешествия |
Поедание вкусностей |
Перемена |
Соревнования |
Отдых на пляже |
45 минут |
I. Настрой на урок:
- Добрый день, уважаемые гости и ребята. Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Но прежде чем мы начнем урок, я хотела бы узнать ваше настроение. Пред вами лежат человечки пяти цветов и лист с расшифровкой цветовой гаммы. Выберите, пожалуйста, себе человечка соответствующего цвета и объясните свое настроение по формуле:
Я сегодня …, потому что…
II. Актуализация знаний:
- Ребята, рассказ, с которым мы будем сегодня работать, называется «Каникулы». А что в вашем понимании есть каникулы? Давайте составим кластер. Но он у нас будет непростым, вы в этом убедитесь в ходе нашей работы.
Каникулы — период, свободный от учёбы или основной деятельности ( в том числе домашних заданий). (школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские и т. д.). В отличие от отпуска, предоставляемого каждому работнику в индивидуально определяемые сроки, каникулами называется отдых, предоставляемый всему соответствующему контингенту (школьникам, студентам, членам парламента и т. д.) одновременно. Латинское название звезды Сириус — «Каникула» — означает «маленькая собачка»; римский сенат объявлял дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда эта звезда появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы». В испанском языке также существует слово canícula (каникула) и переводится как "пора летней жары", которая приходится на середину июля и весь август и является предвестником отдыха. (Википедия)
Каникула - ж. названье светлой звезды, в созвездии Большого Пса, Сириус. Каникулы мв. жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведеньях; полные каникулы с 1 июля по 15 августа; местами считают с июня, даже с мая. Каникульный, -лярный, до каникул относящ. Каникулыцака, воспитанники, отпущенные на каникулы. (Толковый словарь Даля)
Каникулы - латинское – dies caniculares (собачьи (жаркие) дни).
Впервые это слово упоминается в русских письменных источниках, датируемых началом XVIII в. Первоначально существительное употреблялось в качестве астрономического термина, обозначающего период, когда Солнце находится в созвездии Пса. В середине XIX в. оно приобрело современное значение – «перерыв в занятиях, предоставляемый для отдыха учащихся». (Этимологический словарь Семенова)
III. Работа в группах:
1 группа «Активисты» |
2 группа «Ленивцы» |
3 группа «Знайки» |
Задание: найдите в тексте описание мира до исчезновения людей и после исчезновения людей. Свои наблюдения оформите при помощи кругов Эйлера. |
Задание: ответьте на вопрос: какой мир лучше – с людьми или без? Свой ответ оформите, используя метод «Займи позицию». |
Задание: определите мечту каждого героя рассказа и попытайтесь найти общую мечту для всех героев. Свой ответ оформите в виде схемы. |
Дополнительное задание: Составить три вопроса по содержанию выступления для проверки внимательности участников других групп. |
IV. Выступление групп:
1 группа «Активисты»
2 группа «Ленивцы»
|
||||
|
||||
3 группа «Знайки»
|
|
||||||||
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||
V. Подведение итогов работы в группах:
- Ребята, как вы думаете, что написал мальчик в своем послании, которое бросил в море?
Свои предположения мы с вами тоже выполним, как и мальчик Джим, на листиках бумаги. Возьмите листочки и напишите свой вариант послания в будущее. Представьте, что вы остались одни на всей земле и что бы вы хотели изменить.
(Работа детей, 2-3учащихся с каждой группы зачитывают свои варианты).
- Спасибо за ваши мнения. А теперь скажите, почему Рей Брэдбери назвал свой рассказ «Каникулы»? (ответы детей)
VI. Рефлексия:
- Ребята, вы сегодня работали хорошо на уроке. Вы большие молодцы. Но я хочу знать, изменилось ли ваше настроение в конце урока. Вернемся к нашим цветным человечкам. (учащиеся говорят о своем настроении)
VII. Домашнее задание:
1. Написать эссе «Каким я хочу видеть свой идеальный мир?»
2. Составить кроссворд по содержанию рассказа.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.