Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса На тему Мелодия
Главное из средств музыкальной выразительности - МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса
На тему Мелодия
«Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Ш. Гуно
Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в
рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в
словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с
помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных
(шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и
определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску,
звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и
гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства
музыкального искусства.
Главное из средств музыкальной выразительности МЕЛОДИЯ. Она является
основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель
мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то
светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие
надежды, печали, тревоги, раздумья…»
Слово «мелодия» произошло от двух слов melos песнь, и ode пение.
Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль. В общем,
мелодия это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили
всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в
музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и
фразы. Несколько звуков образуют мотив маленькую частицу мелодии.
Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.
Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница
замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и
выразительностью.
Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле липенька». Ее мелодия
легка и изящна. Подвижный темп, плавное движение, светлая мажорная
окраска помогают выразить радостное настроение, ощущение молодости и
счастья.Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька». Печальное настроение
девушки сравнивается здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет
широкая мелодия в минорном ладу.
«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых проникновенных лирических
мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется
ночью в честь возлюбленной…
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце
возлюбленного в этот ночной час; и нежную грусть, и томление, и надежду на
скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о счастливой любви:
наступит день, влюбленные встретятся, и все же ее мелодия открывает нам
очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно.
Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, вот содержание
произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же
заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в
самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей
радости.
Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в минуты радости или дни
праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых –
можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и
оптимизма. Кому не знакома прелестная и грациозная «Маленькая ночная
серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния
праздничной ночи!
В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под
окнами того человека, которого хочешь отметить вниманием. Разумеется,
смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не
сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным.
Поэтому в таком ночном концерте учувствовало несколько человек – ведь
радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался
струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так
волшебно певших в тишине венской ночи.
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом;
слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка,
написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках живет для
нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью
можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке, причем дажесамая легкая музыка была необыкновенно прекрасной – ведь ее писал
Моцарт!
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф.
Шаляпин так выразил свое отношение к великому венскому классику: «Идешь
в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света,
кругом зелень, все приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает
тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та,
что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во
всей многовековой истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии
были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь
никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и
разочарования, ошибки и заблуждения.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья,
которыми живет человек.
И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший
«Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А.
Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором
восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» создает
одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой
Реквием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому
произведению, так написал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя
погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной».
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное,
который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как
поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то
время как болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период над Реквиемом с огромной
драматической силой передал А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и
Сальери».Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь мне кажется, он с нами сам – третий сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после
смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который
был досконально посвящен Моцартом в замысел всего сочинения.
Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать.
В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева,
ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной
лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана на
интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности
и благородной сдержанности чувства.
Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких
мелодий: то напряженнодраматических, то тихих и нежных, то песенных, то
танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей
предельной выразительности – так убедительно и достоверное повествует она
о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана.
Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы,
музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского. И
новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы – все это в балете
проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку,
выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев. Не
случайно сам П. Чайковский признавался: «Я еще не встречал человека, более
меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека,
русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
Слушая мелодию Падеде из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в
музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом ее
свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от
интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос,
и восклицание, и даже многоточие…
Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы
убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального
высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г. Гейне
сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Может быть, правотаэтих слов особенно очевидна, если речь идет о мелодии: ведь именно мелодия
ближе всего к интонации живой речи. И все же – разве можно содержание
мелодии передать словами? Вспомните, как трогательна, как необыкновенно
выразительна «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и
«Эвридика» и как о многом может сказать она, не прибегая к словам.
В данном фрагменте композитор обратился к чистой мелодии – и эта мелодия
сама по себе сумела завоевать весь мир!
Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык, который близок и
понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных
языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается
радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации
никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не
звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты,
когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми,
осязаемыми.
Не означает ли это, что мелодия угадывает нас самих – наши затаенные
чувства, наши невысказанные мысли? Ведь не случайно говорят: «струны
души», когда хотят обозначить то, что дает нам возможность воспринимать и
любить безграничную прелесть окружающего мира.
Подведем итоги:
1. Что такое мелодия, и какой она бывает?
2. В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
3. Вспомните несколько мелодий, в которых бы выражались различные
интонации: грустная, ласковая, веселая и т. д.
4. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «мелодия – душа музыки»?
5. Как содержание музыки влияет на характер мелодии?Источник http://www.musicfantasy.ru/content/vyrazitelnyesredstvamuzyki
melodiya