Мелодия

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса На тему Мелодия Главное из средств музыкальной выразительности - МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки по разделу ­       ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ    для 6 класса                                         На тему   Мелодия «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» Ш. Гуно Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в  рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в  словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с  помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных  (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и  определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства. Главное из средств музыкальной выразительности ­ МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель  мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то  светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…» Слово «мелодия» произошло от двух слов ­ melos ­ песнь, и ode ­ пение.  Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль.  В общем,  мелодия ­ это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили  всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в  музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и  фразы. Несколько звуков образуют мотив ­ маленькую частицу мелодии.  Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница  замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и  выразительностью. Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле липенька». Ее мелодия  легка и изящна. Подвижный темп, плавное движение, светлая мажорная  окраска помогают выразить радостное настроение, ощущение молодости и  счастья.Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька». Печальное настроение  девушки сравнивается здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет  широкая мелодия в минорном ладу. «Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых проникновенных лирических  мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется  ночью в честь возлюбленной… В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце  возлюбленного в этот ночной час; и нежную грусть, и томление, и надежду на  скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о счастливой любви:  наступит день, влюбленные встретятся, и все же ее мелодия открывает нам  очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно.  Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, ­ вот содержание  произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же  заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в  самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей  радости. Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в минуты радости или дни  праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых –  можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и  оптимизма. Кому не знакома прелестная и грациозная «Маленькая ночная  серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния  праздничной ночи! В Вене  XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под  окнами того человека, которого хочешь отметить вниманием. Разумеется,  смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не  сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным.  Поэтому в таком ночном концерте учувствовало несколько человек – ведь  радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался  струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так  волшебно певших в тишине венской ночи. Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом;  слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка,  написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках живет для  нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью  можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке, причем дажесамая легкая музыка была необыкновенно прекрасной – ведь ее писал  Моцарт! Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф.  Шаляпин так выразил свое отношение к великому венскому классику: «Идешь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света,  кругом зелень, все приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает  тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт». В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та,  что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во  всей многовековой истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии  были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь  никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и  разочарования, ошибки и заблуждения. Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья,  которыми живет человек. И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший  «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А.  Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором  восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» ­ создает  одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой  Реквием. Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому  произведению, так написал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя  погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной». Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное,  который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как  поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то  время как болезнь уже подтачивала его силы. Душевное состояние Моцарта в период над Реквиемом с огромной  драматической силой передал  А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек. За мною всюду как тень он гонится. Вот и теперь мне кажется, он с нами сам – третий сидит. Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после  смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который  был досконально посвящен Моцартом в замысел всего сочинения. Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать.  В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева,  ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной  лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана на  интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства. Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких  мелодий: то напряженно­драматических, то тихих и нежных, то песенных, то  танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей  предельной выразительности – так убедительно и достоверное повествует она  о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана. Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы,  музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского. И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы – все это в балете  проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку,  выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев. Не  случайно сам П. Чайковский признавался: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека,  русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». Слушая мелодию Па­де­де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в  музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом ее  свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от  интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос,  и восклицание, и даже многоточие… Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы  убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального  высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г. Гейне  сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Может быть, правотаэтих слов особенно очевидна, если речь идет о мелодии: ведь именно мелодия  ближе всего к интонации живой речи. И все же – разве можно содержание  мелодии передать словами? Вспомните, как трогательна, как необыкновенно  выразительна «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и  «Эвридика» и как о многом может сказать она, не прибегая к словам. В данном фрагменте композитор обратился к чистой мелодии – и эта мелодия сама по себе сумела завоевать весь мир! Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык, который близок и  понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных  языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается  радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации  никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не  звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты,  когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми,  осязаемыми. Не означает ли это, что мелодия угадывает нас самих – наши затаенные  чувства, наши невысказанные мысли? Ведь не случайно говорят: «струны  души», когда хотят обозначить то, что дает нам возможность воспринимать и  любить безграничную прелесть окружающего мира.      Подведем итоги:  1. Что такое мелодия, и какой она бывает?  2. В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?  3. Вспомните несколько мелодий, в которых бы выражались различные  интонации: грустная, ласковая, веселая и т. д.  4. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «мелодия – душа музыки»?  5. Как содержание музыки влияет на характер мелодии?Источник http://www.music­fantasy.ru/content/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­ melodiya