«Таныстым»
Оқу ісі меңгерушісі: Ғ. Мамытова
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Цель урока: объяснить учащимся употребление одной и две буквы н в суффиксах
прилагательных.
Тип урока: урокисследование
Метод урока: поисковый
Оборудование: интерактивная доска, таблица «ИНСЕРТ», оценочные листы, стикеры,
раздаточные материалы, кластер, плакат, маркеры.
План урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашней работы.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
IV. Объяснение нового материала.
V. Закрепление.
VI. Стадия рефлексии.
VII. Домашняя работа.
Ход урока
I. Орг.момент. Психологический настрой.
Для развития коммуникативных навыков,
ответственности, сплоченности внутри команды, я предложила ученикам поиграть в игру
«Рисунок на спине»
С помощью одинаковых рисунков, класс делится на группы.
II. Проверка домашней работы. Составление кластера.
Кипарис
«Санта Мария»
Дерево
«Секвоя» Цветок
«Раффлез
ия
Арнольди»
III. Подготовка к восприятию новой темы.
Назовите антонимы к словам:
Холод жара
Зима лето
Сон явь
Утро ночь
От данных существительных образуйте прилагательные.
Холод холодный
зима зимний
сон сонный
утро утренний
глина глиняный
К какой части речи относятся слова левых столбиков?
К какой части речи относятся слова правых столбиков?
С помощью каких суффиксов они образованы?
IV. Объяснение нового материала.
Прочитайте слова левого и правого столбиков и определите в них суффикс
вкусный сонный
хрустальный лунный
летний осенний
С помощью одного и того же суффикса образованы прилагательные левого и правого
столбиков?
Почему в прилагательных левого столбика пишем одно н, а в словах правого столбика – два
н?
Какой вывод можно сделать о правописании слов правого столбика? (В именах прилагательных, образованных при помощи суффикса –н от существительных
с основой на н, пишется две буквы н)
Как образованы эти имена прилагательные, с помощью каких суффиксов?
Государство государственный
Традиция – традиционный
Хозяйство – хозяйственный
Мужество – мужественный
Лекция лекционный
Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами?
(Имена прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов
енн, онн, пишутся с двумя н.)
С помощью каких суффиксов образованы эти имена прилагательные?
Нефть – нефтяной (промысел)
Кость – костяное (изделие)
Дрова – дровяной (склад)
Лебедь лебединый (пух)
Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами
(В именах прилагательных с суффиксами ан, ян, ин_ пишется одна буква н.)
Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный
В именах прилагательных, образованных от существительных соловей, воробей перед
суффиксом –ин пишется мягкий знак – соловьиный, воробьиный.
Работа по учебнику. Упражнение 3, 5.
Задание для развития речи и мышления. Определение значения фразеологизмов.
Определите значение фразеологизмов, составьте устно предложения с ними, выделите
суффиксы.
1я группа Мышиная возня
2я группа Длинный язык
3я группа За каменной стеной
V. Закрепление.
Распределительный диктант. Впишите прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а
потом прилагательные с двумя н суффиксами.
Песча..ый, обыкнове…ый, овся…ый, шерстя…ой, торфя…ой, кожа…ый, стекля…ый,
письме…ый, оловя…ый, революцио…ый, орли…ый, обеде…ый, костя…ой, звери…ый,
деревя…ый, экскурсио…ый
Распределительный диктант
НН
Н
Обыкновенный
Стеклянный
Письменный
Песчаный
Овсяный
Шерстяной Оловянный
Революционный
Обеденный
Деревянный
Экскурсионный
Торфяной
Кожаный
Орлиный
Костяной
Звериный
Мозговая атака. От данных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Авиационный авиация
Единственный единство
Машинный машина
Орлиный орел
Кожаный кожа
Осиный осина
Огненный огонь
Льняной лен
Кухонный кухня
Журавлиный журавль
Утиный утка
Экскурсионный экскурсия
Петушиный петух
Змеиный змея
Львиный лев
Торфяной торф
Глиняный глина
Обеденный обед
Письменный письмо
Искусственный искусство
Соломенный солома
Синквейн.
1я группа «Санта Мария»
2я группа «Секвоя»
3я группа «Раффлезия Арнольди»
VI. Стадия рефлексии.
Достигли ли мы нашей цели?
Как работала сегодня наша группа?
Какую оценку вы поставите своей группе?
Все ли было понятно на сегодняшнем уроке?
Таблица «ИНСЕРТ»
Что знал…
Что хочу узнать…
VII. Домашняя работа. Упражнение 7,8. Стр.219220
Местоимение
Местоимение
Местоимение
Местоимение
Местоимение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.