МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В
УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Сысоева О.И.,
учитель математики
МАОУ Рассветовской СОШ
Результаты обучения
Личностные
Метапредметные
Предметные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Содержание образования (метапредметный
уровень)
Метапредметный уровень
Метадеятельность
(мыследеятельность))
Метазнан
ия
Метаспособы
Предметный уровень
.
Функциональная грамотность
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Предметные
результаты
• Технология проблемного
диалога(структура
параграфов)
• Технология оценивания
(правило самоуважения)
Личностные
результаты
(развитие этических
чувств, навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками)
• Технология
продуктивного
чтения(задания
по работе с
текстом)
• Задания по
групповой
работе
Комплексные, компетентностные задания в учебнике:
• задания по проектам ( на предметном материале),
• жизненные (компетентностные) задачи (на
предметном материале)
«ГОЛОВА, НАПОЛНЕННАЯ
ОТРЫВОЧНЫМИ,
БЕССВЯЗНЫМИ ЗНАНИЯМИ,
ПОХОЖА НА КЛАДОВУЮ, В
КОТОРОЙ ВСЕ В БЕСПОРЯДКЕ
И ГДЕ САМ ХОЗЯИН НИЧЕГО
НЕ ОТЫЩЕТ; ГОЛОВА, ГДЕ
ТОЛЬКО СИСТЕМА БЕЗ
ЗНАНИЙ, ПОХОЖА НА ЛАВКУ,
В КОТОРОЙ НА ВСЕХ ЯЩИКАХ
ЕСТЬ НАДПИСИ, НО В
ЯЩИКАХ ПУСТО»
К.Д. Ушинский
ЦЕЛИ МАТЕМАТИКИ В
МЕТАПРЕДМЕТНОМ
НАПРАВЛЕНИИ:
• ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
МАТЕМАТИКЕ КАК О ЧАСТИ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ;
• РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМЕ ОПИСАНИЯ И
МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОПЫТА
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ;
• ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ СПОСОБОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ МАТЕМАТИКИ И
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОСНОВОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ,
ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Метапредметный урок – это урок, на
котором:
• школьники учатся общим приёмам,
техникам, схемам, образцам
мыслительной работы, которые лежат
над предметами, поверх предметов, но
которые воспроизводятся при работе с
любым предметным материалом,
происходит включение ребёнка в разные
виды деятельности, важные для
конкретного ребёнка;
• ученик промысливает, прослеживает
происхождения важнейших понятий,
которые определяют данную предметную
область знания. Он как бы заново
открывает эти понятия, а затем
анализирует сам способ своей работы с
этим понятием
• обеспечивается целостность
представлений ученика об окружающем
мире как необходимый и закономерный
Фрагмент урока по теме: "Сумма углов треугольника",
геометрия 7 класс (можно это делать еще в 5 классе)
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще):
Постройте треугольник с углами 1 ряд-1000, 2 ряд- 2000, 3
ряд-800.
Побуждающий диалог.
Учитель: - Что у вас получилось? Вы можете начертить
такой треугольник? (Побуждение к осознанию
противоречия.)
Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к
формулировке проблемы.)
Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как
вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке
гипотезы.
- Начертите треугольник: 1 ряд – остроугольный, 2 ряд-
прямоугольный, 3 ряд- тупоугольный.
- Измерьте его углы транспортиром.
- Найдите сумму углов.
- Какие результаты у вас получились?
- К какому круглому числу приближаются ваши
результаты?
- Что же можно предположить о сумме углов
треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
Фрагмент урока по теме: «Смешанные числа» в 5
классе
Проблемная ситуация: заданные числа распределите
в два столбика 3/4; 7/9; 56; 7/3; 78; 10 1/3; 45/23; 12;
9/11; 23/11.
1 столбик-целые числа
2 столбик- дроби
Побуждающий диалог.
Учитель: Все ли числа вы использовали?
Ученик: Нет. Число 10 1/3 нельзя отнести ни к целым,
ни к дробям.
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке
гипотезы.
Учитель: А из чего состоит данное число?
Ученик: Из целого и дробного. Взяли целое число 10 и
добавили дробь 1/3
Учитель: Можно ли сказать, что целые числа
перемешали с дробями?
Ученик: Да
Учитель: Тогда как можно назвать назвать такое
число?
Ученик: Смешанные числа
Учитель: Давайте сверим с учебником.
Фрагмент урока по теме: «Задачи на
построение», геометрия 7 класс
Класс делится на 4 группы и каждая группа
должна разобрать одну из задач на
построение. Затем старший группы сдает
задачу учителю, а ему сдают все члены его
группы. После этого формируются пары из
разных групп: в паре каждый рассказывает
свою задачу, слушает задачу напарника и
сдает ее ему. Когда пара отработала свои
задачи, каждый член пары знает уже две
задачи на построение и начинает искать
себе в сотрудничество того, кто знает
незнакомую для него задачу. И т.д. к концу
урока каждый знает все задачи на
построение.
При создании презентаций
ученики:
• Критически осмысливают
информацию
• Выделяют главное, подводят
итоги
• Систематизируют и обобщают
материал
• Грамотно представляют
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
УДАЧИ ВСЕМ В
ФОРМИРОВАНИИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УМЕНИЙ!