В национальной образовательной инициативе заявлено, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является использование в образовательном процессе метапредметного подхода.
Что же это такое метапредметность?
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Метапредметный урок – это урок, на котором… школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
ученик продумывает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Предпочтительные формы метапредметного учебного занятия:
-проблемная лекция;
-дискуссия, полилог;
-семинар;
-лабораторный практикум;
-деловая или ролевая игра;
-разработка и защита проекта;
-интегрированный урок.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Метапредметная интерпретация учебного занятия объективно влечет за собой необходимость межпредметной интеграции, выхода за рамки научной области в конкретные ситуации жизнедеятельности ребенка.
Метапредметное учебное занятие имеет колоссальный потенциал, поскольку в его основе лежат жизненно важные понятия, ценности, проблемы и ситуации, на которые проецируется предметное знание. А это и есть важнейший принцип педагогической мотивации - актуализация знания.
Основные различия между традиционным и метапредметным подходом можно представить в таблице.
Этапы учебного занятия |
Характеристика традиционного подхода |
Характеристика метапредметного подхода |
Организационный этап |
Ориентирован на дисциплинарный момент. |
Ориентирован на мотивацию учащихся через озвучивание ценности, полезности занятия. |
Целеполагание |
Цель имеет обучающий характер. |
Цель имеет формирующий характер (конкретных компетенций и метапредметных категорий). |
Постановка задач |
Определены учебная, развивающая и воспитательная задачи (при доминировании учебной задачи). |
Задачи соответствуют компетенции: знать, уметь, владеть (иметь опыт). |
Форма и структура |
В основе - комбинированный урок. |
Активная форма обучения, направленная на выработку учебного продукта. |
Отбор содержания |
Преобладание фактологической, |
Практико-ориентированный характер содержания, четко |
|
предметно-научной составляющей. |
соотносится с формируемой компетенцией, метапредметной направленностью. |
Используемые методы и приемы обучения |
Преобладают технологии традиционного, репродуктивного обучения. |
Преобладают методы и приемы активного, продуктивного обучения. |
Субъектность учебной деятельности |
Основной участникпедагог. Невысокий уровень самостоятельности учащихся. |
Основной участник-ученик. Высокий уровень самостоятельности учащихся. |
Контроль |
Принадлежит педагогу. |
Осуществляется через взаимо-, самоконтроль и рефлексию. |
Основной результат |
Приращение предметного знания. |
Продукт как опыт деятельности учащихся. |
Таким образом, мы видим, что при проведении метапредметного урока меняется подход к проектированию образовательного процесса, а именно урока математики.
Обучение математике в начальной школе, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие творческого подхода к решению поставленных перед учеником задач происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать нужные способности у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно найти решение задачи. При этом педагог объясняет ученикам понимание сути задачи, построение эффективных моделей.
В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.