Метапредметный подход к проектированию уроков математики
Оценка 4.7

Метапредметный подход к проектированию уроков математики

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
математика +1
Взрослым
24.12.2021
Метапредметный подход к проектированию уроков математики
Статья о метапредметном подходе на уроках математики
Документ (10).docx

 

 

Метапредметный подход к проектированию уроков математики

 

В национальной образовательной инициативе заявлено, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является использование в образовательном процессе метапредметного подхода. 

 

Что же это такое  метапредметность? 

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

 

Метапредметный урок – это урок, на котором… школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

ученик продумывает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

 

Предпочтительные формы метапредметного учебного занятия: 

-проблемная лекция; 

-дискуссия, полилог;

-семинар;

-лабораторный практикум;

-деловая или ролевая игра;

-разработка и защита проекта;

-интегрированный урок. 

 

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:

-                     использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

-                     использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

-                     умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-                     умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

 

Метапредметная интерпретация учебного занятия объективно влечет за собой необходимость межпредметной интеграции, выхода за рамки научной области в конкретные ситуации жизнедеятельности ребенка. 

Метапредметное учебное занятие имеет колоссальный потенциал, поскольку в его основе лежат жизненно важные понятия, ценности, проблемы и ситуации, на которые проецируется предметное знание. А это и есть важнейший принцип педагогической мотивации - актуализация знания.

 

Основные различия между традиционным и метапредметным подходом можно представить в таблице.

 

Этапы учебного занятия

Характеристика традиционного подхода

Характеристика метапредметного подхода

Организационный этап

Ориентирован на дисциплинарный момент.

Ориентирован на мотивацию учащихся через озвучивание ценности, полезности занятия.

Целеполагание

Цель имеет обучающий характер.

Цель имеет формирующий характер (конкретных компетенций и метапредметных категорий).

Постановка задач

Определены учебная, развивающая и воспитательная задачи (при доминировании учебной задачи).

Задачи соответствуют компетенции: знать, уметь, владеть (иметь опыт).

Форма и структура 

В основе - комбинированный урок.

Активная форма обучения, направленная на выработку учебного продукта.

Отбор содержания

Преобладание фактологической,

Практико-ориентированный характер содержания, четко

 

предметно-научной составляющей.

соотносится с формируемой компетенцией, метапредметной направленностью.

Используемые методы и приемы обучения 

Преобладают технологии традиционного, репродуктивного обучения.

Преобладают методы и приемы активного, продуктивного обучения.

Субъектность учебной деятельности

Основной участникпедагог. Невысокий уровень самостоятельности учащихся.

Основной участник-ученик. Высокий уровень самостоятельности учащихся.

Контроль

Принадлежит педагогу.

Осуществляется через взаимо-, самоконтроль и рефлексию.

Основной результат

Приращение предметного знания.

Продукт как опыт деятельности учащихся.

 

Таким образом, мы видим, что при проведении метапредметного урока меняется подход к проектированию образовательного процесса, а именно урока математики.

Обучение математике в начальной школе, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие творческого подхода к решению поставленных перед учеником задач происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. 

Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать нужные способности у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно найти решение задачи. При этом педагог объясняет ученикам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. 

 

В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.  

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.    

 


 

Метапредметный подход к проектированию уроков математики

Метапредметный подход к проектированию уроков математики

Метапредметная интерпретация учебного занятия объективно влечет за собой необходимость межпредметной интеграции, выхода за рамки научной области в конкретные ситуации жизнедеятельности ребенка

Метапредметная интерпретация учебного занятия объективно влечет за собой необходимость межпредметной интеграции, выхода за рамки научной области в конкретные ситуации жизнедеятельности ребенка

Постановка задач Определены учебная, развивающая и воспитательная задачи (при доминировании учебной задачи)

Постановка задач Определены учебная, развивающая и воспитательная задачи (при доминировании учебной задачи)

При этом развивается память, но не мышление

При этом развивается память, но не мышление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2021