Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"
Оценка 5

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
6 кл—9 кл
01.10.2018
Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"
Сегодня в образовательной деятельности особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Данный курс направлен на формирование у учащихся умения работать в команде. Умение принимать групповое решение: генерировать, обсуждать и корректировать идеи решения; разбить задачу на индивидуальные, согласованные между собой подзадачи; конкретному участнику группы выполнять часть работы (решать подзадачу) индивидуально, при этом не теряя целостного представления об общей задаче; собрать индивидуальные решения подзадач в целостное решение групповой задачи.
Метапредметный_курс__Сотрудничество.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Очерская средняя общеобразовательная школа№3» Очерского района Пермского края Утверждена директор школы _____________/Л.Л.Денщикова/ «_____» ________ 20___  Рабочая программа по метапредметному курсу  «Учебное сотрудничество» для 5­8  классов 2018 г Паспорт метапредметного курса  «Учебное сотрудничество» Наименование  Автор метапредметного курса  Цель курса  Задачи курса Целевая аудитория Количество часов Формы работы  Использование технологии Предполагаемый мета  предметный результат  «Учебное сотрудничество» Каменских Сергей Борисович  Научить   работать в команде 1.Развитие метапредметных навыков через организацию работы в команде:     генерировать, обсуждать и корректировать идеи решения; разбивать задачу на индивидуальные, согласованные между собой подзадачи; выполнять   часть   работы   конкретному   участнику   группы   (решать   подзадачу) индивидуально, при этом,  не теряя целостного представления об общей задаче; собирать индивидуальные решения подзадач в целостное решение групповой задачи.  2. Способствовать расширению кругозора и творческих возможностей детей 5 ­ 8 классы 10 часов  Командная (групповая) Технология перевёрнутого класса Способность работать в разновозрастной группе  Место курса в образовательном процессе Метапредметный  курс  является курсом школьного компонента для учащихся 5­8­х классов. Программа данного курса разработана на основе сборника научных и методических материалов под редакцией   В.Р. Имакаева   «Мониторинг метапредметных результатов в основной школе»,   Федеральное   государственное   бюджетное   образовательное   учреждение   высшего   профессионального   образования   «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, 2013 Курс рассчитан на 10 часов. Его задачей является подготовка школьников к работе в режиме сотрудничества в разновозрастных группах. Пояснительная записка Способность к сотрудничеству является одним из наиболее востребованных результатов общего образования. Именно этот метапредметный  результат становится базовым при формировании в профессиональных образовательных учреждениях общекультурной компетенции «Умение  работать в команде». Необходимо учитывать, что в возрасте 12­13 лет у учащихся начинается процесс формирования самосознания (отделение своего Я от Я значимых   других)   и,   как   следствие,   возрастает   количество   конфликтов   подростка   с   различными   субъектами.   Именно   в   этот   момент формирование способностей к конструктивному разрешению конфликтов становится наиболее актуальным как для самого подростка, так и для общества.  Сотрудничество  – это способность осуществлять совместную деятельность (трудиться совместно). Сотрудничество позволяет людям решать задачи, превышающие по масштабу затрат, сложности, трудоемкости возможности одного индивида. Вообще   умение сотрудничать можно считать базовой социальной компетенцией человека. Умение сотрудничать проявляется и формируется в социальной группе. Элементарной, по количеству участников, группой выступает пара – диада. Следующей организованностью считается малая группа – от 3 до 12(20) человек. Все большие по составу группы, как правило, естественным или искусственным образом разбиваются на малые группы или диады. Большую часть жизни человек проводит именно в малых группах: в семье, в учебных и трудовых коллективах, в профессиональных командах, в дружеских компаниях. В малых группах происходит формирование личности, процесс появления и закрепления ее качеств. Именно в них формируется способность к сотрудничеству, сначала внутригрупповому, а затем и к сотрудничеству вообще. Через малые группы осуществляется взаимодействие личности с обществом. Группа преобразует воздействие общества на личность через групповой язык, личность может более глубоко воздействовать на общество, если за ней стоит группа. У малой группы обычно выделяют две основные сферы жизнедеятельности: деловая, связанная с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональная, связанная с процессом общения и развития психологических отношений. Поэтому при   оценке   умения   сотрудничать   важно   удержание   двух   векторов   оценивания   –   качество   делового   и   психологического   взаимодействия участника группы. Учебное (деятельностное) сотрудничество означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача,  результат  которой зависит от  совместных  действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. Цель курса: научить   работать в команде Задачи курса 1. Способствовать развитию метапредметных навыков работы в команде:     генерировать, обсуждать и корректировать идеи решения; разбивать задачу на индивидуальные, согласованные между собой подзадачи; выполнять  часть  работы   конкретному  участнику   группы  (решать  подзадачу)  индивидуально,  при   этом,    не  теряя  целостного представления об общей задаче;  собирать индивидуальные решения подзадач в целостное решение групповой задачи. 2. Способствовать расширению кругозора и творческих возможностей детей  Предполагаемый метапредметный результат Этап командной работы Формирование группы Поиск и принятие группового решения Предъявление решения группы Рефлексия деятельности Набор Командных компетенций  Умение формировать простейшую структуру группы под задачу.  Подбирать набор ролей в соответствие с задачей и исполнять их.  Создавать, исполнять и корректировать регламенты коммуникации.   Владение способами конструктивного разрешения конфликтов в  психологическом, социальном и деятельностном пространстве.  Умение генерировать, обсуждать, корректировать идеи решения.  Умение отбирать общие решения различными способами.  Умение создавать, исполнять и корректировать алгоритмы действий.  Умение аргументировано предъявлять, обсуждать и отстаивать групповое решение перед другими группами и оппонентами.  Способность отвечать на критические вопросы  Умение оценивать собственные эмоции  Умение оценивать собственные замыслы и действия  Умение оценивать действия членов группы  Умение соотносить свои замыслы и действия  Умение соотносить свои замыслы и замыслы других  Умение соотносить свои действия и действия других   Содержание курса позволяет развивать: Личностные результаты   самоопределение ­ сформированность внутренней позиции обучающегося; смыслоообразование ­ поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы познавательных  и социальных мотивов;  морально этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств – стыда, вины, совести  как регуляторов морального поведения УУД Регулятивные УУД:      определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные УУД:      извлекать информацию; ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых; делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний (энциклопедии, , справочники, СМИ, Интернет­ресурсы  и другие источники информации); добывать новые знания; перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения  необходимого результата для создания нового продукта; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму расширять кругозор проявлять творчество Коммуникативные УУД:        доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды; уметь разрешать конфликты Рефлексивные УУД:    объективное оценивание своих учебных достижений учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке умение соотносить приложенные усилия с полученным результатом своей деятельности владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения конструктивное восприятие иных мнений и идей учет индивидуальности партнеров по деятельности объективное определение своего вклада в общий результат     Формы организации занятий Основной   тип   занятий   –   практикум.   Основной   технологией,   применяемой   на   занятиях,   является   технология  перевернутого   класса (сначала проводиться практическое занятие или решается какая­либо задача, а потом идет обсуждение возникших в ходе работы трудностей, конфликтов и т. д.) Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью совместного решения поставленной задачи. Выполнение испытаний  завершается их защитой и рефлексивной оценкой. Способы оценивания результатов Без отметочное. Показателем результативности является оценка наивысших достижений в формате олимпиадных испытаний в номинации  «Учебное сотрудничество» на уровне школы, а затем и на уровне районы и края. При проведении испытаний во время занятий в процессе оценивания стадии решения групповой задачи важно отслеживать:      психологическое, социальное и деятельностное поведение участника группы (исполнение ролей); умение генерировать, обсуждать, корректировать идеи решения; создавать, корректировать и исполнять многопозиционные параллельные алгоритмы решений;  владение   способами   конструктивного   разрешения   конфликтов   в   психологическом,   социальном   и   деятельностном пространстве. Поэтому при оценивании способности к учебному сотрудничеству важно проработать следующие аспекты:    Типология групповых задач. Система   оценки   группы   в   целом   и   индивидуального   вклада   участника   в   решение   групповойзадачи.   Причем   оценка конкретного участника должна складываться из групповых и индивидуально заработанных баллов.   Наличие премиальных и штрафных баллов в системе оценивания, позволяющих поощрять конструктивное и пресекать деструктивное поведение члена группы.  Система психологической безопасности учащихся при групповой работе. Взрослый наблюдатель и правило «СТОП»: если происходит эскалация конфликта и учащиеся не справляются с личными переживаниями, наблюдатель должен остановить групповую работу и провести реабилитацию участников. Критерии для оценки работы в группе Критерии оценивания группы – 5­6 классы Критерии Распределение функционала Обсуждение общего решения Выступление группы Параметры Совместно договариваются о распределении функций Распределяет один с учетом интересов и пожеланий участников группы Распределяет один, без учета интересов и пожеланий участников группы Распределения функций нет, задания выполняются произвольно, хаотично Функции не распределены, один участник выполняет всю работу Общее решение принято с учетом позиций всех участников Наличие аргументированного мнения участников, но при решении они не учитываются Обсуждения нет, решение принимает один участник группы самостоятельно Мнение одного или нескольких участников игнорируется Высказывание аргументов с некорректной, оскорбительной ссылкой на личности участников группы Выступает несколько участников, вклад каждого оценен и важен группе Выступает один участник, остальные заинтересованы в результате выступления (сопереживают, активно наблюдают,  поддерживают во время и после выступления) Выступает несколько участников группы, но есть негативная оценка кого­то из участников Выступает один частник от группы, при нейтральной либо негативной наблюдательной позиции остальных участников  группы Выступления нет Критерии оценивания группы – 7­8 классы Критерии Достижение целей группы Генерирование идей Параметры Учащийся сделал свой вклад в работу группы, активно участвуя в обсуждениях; принимал и выполнял все  возложенные на него задачи; помогал группе в выборе и достижении целей.  Учащийся сделал свой вклад в работу группы, участвуя в обсуждениях, выполняя свои задачи и помогая в выборе и  достижении целей.  Учащийся иногда принимает участие в работе группы для выполнения своих задач; ему требуется помощь для  установления и достижения групповых целей. Учащийся не участвовал в работе группы; не выполнил возложенные на него задачи; не принимал участия в  установлении целей (0); уводил группу от намеченных целей (­1). Учащийся предлагал множество идей для обсуждения, делился необходимой информацией и побуждал других  делиться своими идеями. Учащийся делился своими идеями, когда его к этому побуждали, и давал возможность другим участникам делиться  идеями. Учащийся делился своими идеями, когда его к этому побуждали, и изредка давал возможность многим членам  Показатели 7 5 3 1 0 7 5 3 1 0 6 4 2 1 0 Показатели 4 2 2 0 4 2 1 Активное слушание внутри группы Решение проблем Рефлексивная оценка работы  группы группы принимать участие в обсуждении. Учащийся предпочитал не делиться своими идеями, поэтому не принимал участия в групповых дискуссиях (0). Часто прерывал других, когда они высказывают свои идеи (­1) Учащийся поддерживал баланс между слушанием и высказыванием. На протяжении всего периода учащийся  внимательно относился к чувствам и мыслям других людей. Учащийся продемонстрировал умение слушать других. Учащийся демонстрировал внимание к чувствам и мыслям  других людей. Учащийся иногда слушал других участников группы. Иногда принимал во внимание чувства и мысли других людей. Учащийся не слушал других участников группы. Учащийся был невнимателен к чувствам и мыслям других людей. Учащийся активно работал в группе над решением проблем.  Учащийся предлагал варианты решения проблем.  Иногда учащийся выносил предложения для решения проблем.  Учащийся предпочитал не принимать участие в решении проблем и принятии решений(0) Иногда учащийся создавал  группе проблемы (­1). На протяжении всего периода учащийся обращал внимание группы на то, насколько хорошо они работали вместе.  Учащийся активно помогал группе лучше работать вместе Учащийся замечал, как хорошо они работают вместе. Учащийся принимал участие в изменениях, которые  необходимы для лучшей совместной работы внутри группы. Иногда учащийся замечал, как хорошо они работают вместе. Учащийся старался не мешать усилиями группы. Учащийся препятствовал своей группе размышлять о том, насколько хорошо они работали вместе (­1)  Иногда учащийся уводил группу от выполнения задач (­1). 0 4 2 1 0 4 2 1 0 4 2 1 0     В конце каждого занятия или испытания проводиться рефлексия 1 вид рефлексии Рефлексия проводится после завершения испытания. Все участники  приглашаются  в кабинет,  и председатель экспертной комиссии проводит  рефлексию. Все участники образуют круг и  любой из участников (по желанию) рефлексирует  по заданному алгоритму:  эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;  что получилось, а что не получилось и почему  оценка испытания.  После рассказа­рефлексии участника, другие обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию.  2 вид рефлексии Рефлексия проводится после завершения испытания. Все команды­участники приглашаются  в кабинет,  и председатель экспертной комиссии  проводит рефлексию по следующим критериям. Рефлексия настроения и эмоционального состояния  Установление эмоционального  контакта с группой Рефлексия деятельности  Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы  Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных  Оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)  ­ делало её более эффективной  ­ тормозило выполнение задания  ­ не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе обмен информацией взаимодействие взаимопонимание • Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? – – – • На каком уровне осуществлялось общение в группе? – – – • Какие трудности испытывали при выполнении задания? – – – • – – • Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? – – – – недостаток информации недостаток средств коммуникации трудности в общении Сохранилось ли единство  группы в ходе выполнения задания? сохранились единство и партнерские отношения единство было нарушено лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников непонимание задачи, поставленной для совместной работы сама задача была трудной и неинтересной  Рефлексию может проводить как один участник группы, так и два участника группы. № Тема, содержание Формируемые мета Формируемые УУД Содержание деятельности Форма/технология Кол­во Тематическое планирование п/п 1 2 3 предметные результаты  Умение генерировать, обсуждать,  корректировать идеи решения.  Умение отбирать общие решения  различными способами.  Умение аргументировано  предъявлять, обсуждать и  отстаивать решение перед другими оппонентами.  Умение соотносить свои замыслы и  действия        Введение в  метапредметный  курс (обозначение  целей и задач курса, результатов) Регулятивные УУД:  Ознакомление со структурой  курса, задачами и видами  деятельности Проблемная беседа часов 1 определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности с целью и  оценивать его. Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний, осознавая  необходимость новых; перерабатывать информацию (анализировать, обобщать,  классифицировать, сравнивать, выделять причины и  следствия) для получения необходимого результата для  создания нового продукта; проявлять творчество Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приёмами  речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); Формирование  команды по  заданным  критериям Формирование  команды под  заданную задачу  Умение формировать простейшую  структуру группы под задачу.  Умение генерировать, обсуждать,  корректировать идеи решения.  Умение отбирать общие решения  различными способами.  Умение аргументировано  предъявлять, обсуждать и  отстаивать групповое решение  перед другими группами и  оппонентами.  Умение оценивать собственные  эмоции  Умение формировать простейшую  структуру группы под задачу.  Подбирать набор ролей в  соответствие с задачей и  исполнять их.  Владение способами  конструктивного разрешения  конфликтов в психологическом,  социальном и деятельностном  пространстве  Умение генерировать, обсуждать,  корректировать идеи решения. Рефлексивные УУД:  учет мнения других людей при определении собственной  позиции и самооценке  конструктивное восприятие иных мнений и идей Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности с целью и  оценивать его. Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний, осознавая  необходимость новых; добывать новые знания; перерабатывать информацию (анализировать, обобщать,  классифицировать, сравнивать, выделять причины и  следствия) для получения необходимого результата для  создания нового продукта; проявлять творчество Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приёмами  речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды; уметь разрешать конфликты           Рефлексивные УУД:  объективное оценивание своих учебных достижений  учет мнения других людей при определении собственной  позиции и самооценке  умение соотносить приложенные усилия с полученным  Что такое работоспособная   команда, количество человек в  команде (мин и максим),  критерии отбора в команду Перевернутый класс Образовательная мастерская Роли в команде и функции,  выполняемые предложенными  ролями, правила формирования  команды под заданную задачу  (формирование команды для  эффективной работы,  исходя из умений и способностей  участников) 2 1 результатом своей деятельности  владение навыками организации и участия в коллективной  деятельности: постановка общей цели и определение  средств ее достижения  конструктивное восприятие иных мнений и идей  учет индивидуальности партнеров по деятельности   объективное определение своего вклада в общий результат  Умение отбирать общие решения  различными способами.  Умение создавать, исполнять и  корректировать алгоритмы  действий.  Умение аргументировано  предъявлять, обсуждать и  отстаивать групповое решение  перед другими группами и  оппонентами.  Умение оценивать собственные  эмоции  Умение оценивать действия членов  группы  Умение соотносить свои замыслы и  Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью и  оценивать его. Познавательные УУД: извлекать информацию; ориентироваться в системе знаний, осознавая  необходимость новых; перерабатывать информацию (анализировать, обобщать,  классифицировать, сравнивать, выделять причины и  следствия) для получения необходимого результата для  создания нового продукта; преобразовывать информацию из одной формы в другую  (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и  выбирать наиболее удобную для себя форму проявлять творчество Рефлексивные УУД:  объективное оценивание своих учебных достижений  умение соотносить приложенные усилия с полученным  Задачи с открытым решением,  оптимальные способы решения  и оформления задач с открытым решением, критерии оценки  решения задач с открытым  решением Перевернутый класс 2 замыслы других  Способность отвечать на  критические вопросы  Умение оценивать собственные  эмоции  Умение оценивать собственные  замыслы и действия  Умение соотносить свои замыслы и  действия Индивидуальное  решение  теоретических  задач и их оценка по заданным  критериям          4 5 6 Командное решение поставленной  задачи, критерии  оценивания работы  в команде Командное  испытание по   Умение формировать простейшую  структуру группы под задачу.  Подбирать набор ролей в  соответствие с задачей и  исполнять их.  Создавать, исполнять и  корректировать регламенты  коммуникации.  результатом своей деятельности конструктивное восприятие иных мнений и идей Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности с целью и  оценивать его. Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний, осознавая  необходимость новых; добывать новые знания;     Командное решение, критерии оценки работы в команде и критерии оценки решения командной задачи Образовательная мастерская Испытание в формате 3 1 командному  взаимодействию  поставленной  задачи по заданным  критериям  Владение способами  конструктивного разрешения  конфликтов в психологическом,  социальном и деятельностном  пространстве  Умение генерировать, обсуждать,  корректировать идеи решения.  Умение отбирать общие решения  различными способами.  Умение создавать, исполнять и  корректировать алгоритмы  действий.  Умение аргументировано  предъявлять, обсуждать и  отстаивать групповое решение  перед другими группами и  оппонентами.  Способность отвечать на  критические вопросы  Умение оценивать собственные  эмоции  Умение оценивать собственные  замыслы и действия  Умение оценивать действия членов  группы  Умение соотносить свои замыслы и  действия  Умение соотносить свои замыслы и  замыслы других  Умение соотносить свои действия и  действия других олимпиадных       перерабатывать информацию (анализировать, обобщать,  классифицировать, сравнивать, выделять причины и  следствия) для получения необходимого результата для  создания нового продукта; проявлять творчество Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приёмами  речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды; уметь разрешать конфликты Рефлексивные УУД:  объективное оценивание своих учебных достижений  учет мнения других людей при определении собственной  позиции и самооценке  умение соотносить приложенные усилия с полученным  результатом своей деятельности  владение навыками организации и участия в коллективной  деятельности: постановка общей цели и определение  средств ее достижения  конструктивное восприятие иных мнений и идей  учет индивидуальности партнеров по деятельности  объективное определение своего вклада в общий результат ВСЕГО 10 С   одержание и критерии при организации испытаний При работе группы выделяются 3 стадии:  1) формирование группы  2) решение групповой задачи (элементом которого может быть индивидуальная работа по решению части задачи) 3) предъявление и отстаивание группового решения. Для решения деятельностной задачи группа должна пройти процесс формирования – стать командой. Для этого группе придется пройти определенные этапы. Выделяются четыре основные этапа формирования и развития группы:  1. стадия первичного объединения; 2. 3. 4. стадия разъединения или «брожения»; стадия вторичного объединения или «нормирования»; стадия   сплочения,   консолидации   или   возникновения  команды   как   сложной   системы   групповых  процессов   и взаимодействий. В процессе оценивания стадии формирования важно отслеживать:      появление структуры группы: наличие социально­статусных и функциональных ролей, их исполнение и коррекцию; появление, соблюдение и коррекцию коммуникативных и деятельностных правил и регламентов; появление психологической поддержки и признания; конструктивность в разрешение личностных и статусных конфликтов участников. При   решении   коротких   по   времени   групповых   задач,   характерных   в   процедурах   оценивания,   необходимо   понимать,   что   стадия формирования группы, скорее всего, будет продолжаться до конца времени, отведенного на решение задачи.  Вторая стадия – стадия решения, одна из наиболее сложно оцениваемых. Сложность оценки обусловлена тем, что в ней объединяются ряд процессов,   а,   соответственно,   и   линий   контроля.   Первый   вектор   оценивания   –     психологический:   участник   должен   осознать   и   учитывать личностные особенности свои и других участников группы для сохранения «рабочей атмосферы», уметь исполнять различные психологические роли (утешитель, сочувствующий, будоражащий, вдохновляющий, успокаивающий и т.п.). Второй вектор – социальный – связан с соблюдением иерархически­статусных позиций, важных для существования группы как структурированной общности. Участник группы должен знать и уметь исполнять   простейшие   социальные   роли   (руководитель/подчиненный,   ведущий/ведомый,   лидер/участник,   организатор,   координатор,   и   т.п.). Третий вектор – деятельностный – задается предметной областью, из которой пришла групповая задача. Без элементарных компетенций в данной области задача не может быть решена вообще. Именно предметная область задает распределение функциональных ролей.  Кроме   того,   групповой   процесс   обязательно   приводит   к   появлению   внутригрупповых   конфликтов.   Конфликт   является   источником решения задачи при условии его конструктивного течения. В случае неконструктивных способов поведения участников в конфликте он же становится основным препятствием при решении задачи.  Традиционно выделяют 4 способа поведения человека в конфликте с другим(другими): 1) Сотрудничество   (кооперация   –   «выиграл   –   выиграл»).   Оба   участника   достигают   своих   целей   за   счет   совместной деятельности друг с другом. другу. 2) 3) 4) Компромисс («ни выиграл, ни проиграл»). Оба участника достигают части своих целей за счет частичных уступок друг Соперничество (конкуренция – «выиграл – проиграл»). Один достигает своих целей за счет проигрыша другого.  Избегание («не участвую»). Участник отказывается от достижения своих целей. Конструктивными   способами   разрешения   конфликтов,   а   значит   и   групповой   работы,   считаются   сотрудничество   и   компромисс. Сотрудничество   связывает   людей,   соперничество   изолирует.   Сотрудничество   помогает   нам   сосуществовать   с   другими.   Настоящее сотрудничество ведет к тому, что каждый вносит свой личный вклад, каждый имеет собственное мнение.  Выделяют следующие этапы конфликта: Первый   этап   –   латентный,   (потенциальный   конфликт)   наличие   конфликтной   ситуации,   нарастание   эмоционального   напряжения, противоречие завуалировано, скрыто от одного из субъектов. Субъективное восприятие – наличие кризиса, стресс. Второй   этап   –   (инцидент)  явное   обнаружение   субъектами   своих   позиций,   отстаивание   своей   точки   зрения,   пик   эмоционального напряжения. Включение конфликтогенов: действий или слов, ущемляющих интересы или чувства оппонента. Третий этап– снятие противоречия, разрешение конфликта (конструктивное или деструктивное), снижение эмоционального напряжения, построение новых отношений. Деструктивный ведет к уничтожению одной из позиций. Конструктивные   способы   разрешения   конфликтов   (сотрудничество,   компромисс)   включают   в   себя   несколько   приемов,   требующих освоение школьниками:      Остановка. Коммуникативный перерыв для снятия эмоционального накала. Анализ и оценка произошедшего. (Попытка посмотреть на ситуацию глазами другого).  Исключение конфликтогенов. Добровольное ограничение в действиях, словах. (Временное перемирие). Выявление   интересов   участников   конфликта.   Поиск   компромиссов   (уступок)   или   взаимоприемлемых   решений. (Переговоры)  Принятие совместного решения. Изменение способов (регламентов) коммуникации и деятельности (Договор).  Умение совместно готовиться к выступлению (5­6 классы) Умение эффективно организовать совместную учебную деятельность. Для параллели 5­х классов акцент следует сделать на процедуре  распределения функций в группе при совместной работе, т.к. оценивается именно умение организовать совместную учебную деятельность.  Следовательно,при выборе материала для работы в группе важно не столько содержание, сколько объем информации, предлагаемой для  обработки: он должен быть не под силу одному учащемуся для обработки за указанный срок.  В 6­х классах данное умение уже достаточно отработано и, в идеале, доведено до автоматизма, поэтому акцент при оценивании процесса  организации совместной учебной деятельности предлагается перенести на обсуждение и принятие общего для группы решения. В данном модуле содержание предлагаемых учащимся текстов для работы уже не так однозначно может быть интерпретировано. Объект оценивания Процесс организации совместной учебной деятельности по подготовке к выступлению. Критерии оценивания группы Все участники группы получают одинаковое количество баллов. Критерии Параметры Показатели 1. Распределение функционала Совместно договариваются о распределении функций 2. Обсуждение общего решения 3. Выступление группы Распределяет один с учетом интересов и пожеланий участников группы Распределяет один, без учета интересов и пожеланий участников группы Распределения функций нет, задания выполняются произвольно, хаотично Функции не распределены, один участник выполняет всю работу Общее решение принято с учетом позиций всех участников Наличие аргументированного мнения участников, но при решении они не учитываются Обсуждения нет, решение принимает один участник группы самостоятельно Мнение одного или нескольких участников игнорируется Высказывание аргументов с некорректной, оскорбительной ссылкой на личности участников группы Выступает несколько участников, вклад каждого оценен и важен группе Выступает один участник, остальные заинтересованы в результате выступления (сопереживают, активно наблюдают,  поддерживают во время и после выступления) Выступает несколько участников группы, но есть негативная оценка кого­то из участников Выступает один частник от группы, при нейтральной либо негативной наблюдательной позиции остальных  участников группы Выступления нет 7 5 3 1 0 7 5 3 1 0 6 4 2 1 0 Процедура оценивания 1. Учащиеся класса случайным порядком делятся на группы по 5 человек. Это может быть жребий (при входе ребенок вытягивает карточку с изображенной геометрической фигурой и сразу садится за стол с аналогичным крупным изображением) или расчет на 1 – 2 – 3 – 4 ( в зависимости от количества учащихся в классе). 2. Каждая группа получает пакет с зданиями. Для 5­х классов это может быть набор 5 разных стихов по одной теме, к примеру, стихи о Родине. (Единая тема может не столь четко просматриваться). Для 6–х классов, например, это могут быть притчи о дружбе. 3. На выполнение задания группе отводится 15 минут – в 5­х классах, 20 минут – в 6­х классах. 4. Выступление групп. Принятие общего решения в группе (6­7 классы) Конкретизация результата для 6 класса: способность ученика соблюсти процедуру принятия общего решения в группе путем голосования. Конкретизация результата для 7 класса: способность ученика соблюсти процедуру принятия общего решения в группе путем делегирования. Объект оценивания Объектом оценивания является соблюдение процедуры принятия общего решения в структурированной группе.  Группа структурируется в ходе следующей процедуры: 1. Деление на группы происходит случайным образом (например, по счету 1­ 2­ 3­ 4­5). Количество человек в группе ­5. 2. Координатор выбирается среди членов группы. Работа координатора: a. Дает время на размышление над заданием всем участникам группы; b. Предоставляет слово для выступления каждому участнику группы; c. Организует обсуждение предложений; d. Проводит процедуру голосования; e. Фиксирует принятое общее решение в группе. 3. Делегат выбирается среди членов группы. Задача делегата выслушать все мнения, выбрать одно, озвучить и аргументировать его. Принятие общего решения в группе большинством голосов. Для принятия общего решения в группе путем голосования ученик 6­го класса должен уметь: 1. предъявлять группе свою идею решения поставленной проблемы; 2. аргументированно высказываться по отношению к идеям других; 3. соблюдать правила общения при групповой работе (не мешать высказываться другим, не оскорблять, подчиняться организатору); 4. выбирать из предложенных идей наиболее оптимальную для группы (путем голосования). Принятие общего решения в группе путем делегирования.  Для принятия общего решения в группе путем делегирования ученик 7­го класса должен уметь:  1. предъявлять группе свою идею решения поставленной проблемы; 2. аргументированно высказываться по отношению к идеям других; 3. соблюдать правила общения при групповой работе (не мешать высказываться другим, не оскорблять, подчиняться организатору); 4. выбрать из членов группы делегата (путем голосования). Наблюдатель назначается организаторами, не участвует в работе группы .Наблюдателем может быть специально обученный старшеклассник,  педагог. Наблюдатель заполняет листок наблюдения:  фиксирует факты выступления учащихся; аргументированного участия в обсуждении; принятия общего решения в баллах;  фиксирует факты нарушения дисциплины в баллах;   суммирует баллы у каждого участника; сдает листок наблюдения организаторам. Требования к групповым задачам Для выполнения групповой работы, направленной на проверку способности учащихся к принятию общего решения в группе, необходимо  сформулировать задание, соответствующее следующим критериям: 1. Задание должно быть практико­ориентированным, понятным и близким ребенку. 2. Задание не должно предполагать единственного правильного ответа. 3. Задание должно быть выполнимо за фиксированный интервал времени. Критерии для параллели 6­х классов Критерии Наличие/отсутствие факта выступления  ученика  Наличие/отсутствие аргументированного  участия в обсуждении Наличие/отсутствие общего решения Наличие/отсутствие штрафных баллов Параметры Показатели Наличие аргументированной идеи Наличие неаргументированной идеи Отсутствие факта выступления  Наличие аргументированного высказывания по отношению к двум и более идеям  Наличие аргументированного высказывания по отношению к одной идее Наличие неаргументированного высказывания  Отсутствие участия в обсуждении лов Наличие общего решения Отсутствие общего решения За каждое нарушение правила поведения в группе 6 4 0 10 6 2 0 4 0 ­ 1  Максимальное количество баллов – 20. Если ученик набирает 10 и более баллов, то можно говорить о том, что он умеет работать в группе так,  чтобы было принято общее решение Критерии для параллели 7­х классов Критерии Наличие/отсутствие факта выступления  ученика Наличие/отсутствие аргументированного  участия в обсуждении Наличие/отсутствие общего решения Штрафные баллы Наличие/отсутствие факта предложения  кандидатуры делегата Способ выбора делегата группой Выдерживание процедуры Параметры Показатели Наличие аргументированной идеи Наличие неаргументированной идеи Отсутствие выступления Наличие аргументированного высказывания по отношению к двум и более идеям Наличие аргументированного высказывания по отношению к одной идее Наличие неаргументированного высказывания Отсутствие участия в обсуждении Наличие общего решения  Отсутствие общего решения За каждое нарушение правила поведения в группе Осознанность выбора делегата Наличие аргументированного предложения кандидатуры Наличие неаргументированного предложения кандидатуры Отсутствие факта предложения кандидатуры Если делегат был выбран группой после обсуждения Если функцию делегата взял на себя один человек самостоятельно, а группа не смогла  выбрать делегата после обсуждения  4 2 0 4 2 1 0 4 0 ­1 4 2 0 4 2 Максимальное количество баллов – 20. Для ученика, которого выбрали делегатом, добавляются следующие баллы: Критерии Наличие/отсутствие решения Соответствие решения заданию  Параметры Показатели Наличие аргументированного решения Наличие неаргументированного решения Отсутствие решения Решение адекватно заданию Решение неадекватно заданию 4 2 0 4 0 Процедура оценивания Для параллели 6­х классов 1. Учащиеся собираются в учебной аудитории. Организатор проводит инструктаж, в котором идут разъяснения по проведению процедуры. Инструктаж для организатора: 1. Объяснить, как учащиеся поделятся на группы. 2. Объявить учащимся, что в каждой группе надо выбрать координатора. 3. Объяснить функции координатора. 4. Озвучить этапы работы в группах:  Координатор после получения задания дает время (3­5 минут) участникам группы на обдумывание своего варианта решения (все молча думают).  Координатор дает слово каждому участнику по очереди.  Все   участники   группы   по   очереди   высказывают   свое   аргументированное   отношение   к   выслушанным   предложениям.   Координатор регулирует обсуждение.  Принимается общее решение через голосование. Голосование проводит координатор. Каждый может голосовать за одно предложение. Выбирается то предложение, которое набралобольшинство голосов. В спорной ситуации происходит повторное голосование. 5. Информировать учащихся о том, что работа каждого в группе будет оценена. Для этогонаблюдатель в листе наблюдения будет фиксировать активность каждого, ставя баллы. 2. Организатор делит на группы случайным образом. 3. Дается 1 минута для выбора координатора. 4. К   каждой   группе   подходит   наблюдатель,   заполняет   столбец   с   именем­фамилией.   (Если   дети   незнакомы   для   наблюдателя,   желательно наличие бейджиков у учеников). 5. Всем дается задание (одинаковое на все группы), на выполнение которого отводится 7 минут. 6. Начинается работа в группах по принятию общего решения. 7. В процессе работы сторонний наблюдатель фиксирует баллы в листе наблюдения. 8. По окончании координатор каждой группы представляет решение. 9. Наблюдатели сдают листы наблюдений организатору. Для параллели 7­ых классов. 1. Учащиеся собираются в учебной аудитории. Организатор проводит инструктаж, в котором идут разъяснения по проведению процедуры. Инструктаж для организатора:  Объяснить, как учащиеся поделятся на группы.  Объявить учащимся, что в каждой группе надо выбрать координатора и делегата.  Объяснить функции координатора.   Объяснить функции делегата.   Озвучить этапы работы в группах: 1) Координатор после получения задания организует выбор участниками группы делегата (каждый, по очереди, аргументированно предлагает кандидатуру делегата, делегатом становится тот, за которого проголосовало большинство). 2) Координатор дает время (3­5 минут) участникам группы на обдумывание своего варианта решения (все молча думают). 3) Координатор дает слово каждому участнику по очереди. 4) Все участники группы по очереди высказывают свое аргументированное отношение к выслушанным предложениям. Координатор регулирует обсуждение. 5) Делегат, выслушав предложения, принимает решение. Озвучивает и аргументирует его.  Информировать учащихся о том, что работа каждого в группе будет оценена. Для этогонаблюдатель в листе наблюдения будет фиксировать активность каждого, ставя баллы. 2. Учащиеся собираются в аудитории, подготовленной к групповой работе. Организатор делит их на группы случайным образом. 3. Дается 1 минута для выбора координатора. 4. К   каждой   группе   подходит   наблюдатель,   заполняет   столбец   с   именем­фамилией.   (Если   дети   незнакомы   для   наблюдателя,   желательно наличие бейджиков у учеников). 5. Всем дается задание (одинаковое на все группы), на выполнение которого отводится 12 минут. 6. Начинается работа в группах по принятию общего решения. 7. В процессе работы сторонний наблюдатель фиксирует баллы в листе наблюдения. 8. После окончания времени делегат каждой группы представляет решение. 9. Наблюдатели сдают листы наблюдений организатору. Групповое взаимодействие со сверстниками при решении учебных задач (7­8 классы) Объект оценивания Процесс группового взаимодействия, включающий достижение целей группы, генерирование идей, участие в решении проблем, активное  слушание внутри группы, рефлексию группового взаимодействия. Критерии  Критерии Достижение целей группы Генерирование идей  Активное слушание  внутри группы Решение проблем Рефлексивная оценка  работы группы Параметры Показатели Учащийся сделал свой вклад в работу группы, активно участвуя в обсуждениях; принимал и выполнял все возложенные на  него задачи; помогал группе в выборе и достижении целей.  Учащийся сделал свой вклад в работу группы, участвуя в обсуждениях, выполняя свои задачи и помогая в выборе и  достижении целей.  Учащийся иногда принимает участие в работе группы для выполнения своих задач; ему требуется помощь для установления и достижения групповых целей. Учащийся не участвовал в работе группы; не выполнил возложенные на него задачи; не принимал участия в установлении  целей (0); уводил группу от намеченных целей (­1). Учащийся предлагал множество идей для обсуждения, делился необходимой информацией и побуждал других делиться  своими идеями. Учащийся делился своими идеями, когда его к этому побуждали, и давал возможность другим участникам делиться идеями. Учащийся делился своими идеями, когда его к этому побуждали, и изредка давал возможность многим членам группы  принимать участие в обсуждении. Учащийся предпочитал не делиться своими идеями, поэтому не принимал участия в групповых дискуссиях (0). Часто  прерывал других, когда они высказывают свои идеи (­1) Учащийся поддерживал баланс между слушанием и высказыванием. На протяжении всего периода учащийся внимательно  относился к чувствам и мыслям других людей. Учащийся продемонстрировал умение слушать других. Учащийся демонстрировал внимание к чувствам и мыслям других  людей. Учащийся иногда слушал других участников группы. Иногда принимал во внимание чувства и мысли других людей. Учащийся не слушал других участников группы. Учащийся был невнимателен к чувствам и мыслям других людей. Учащийся активно работал в группе над решением проблем.  Учащийся предлагал варианты решения проблем.  Иногда учащийся выносил предложения для решения проблем.  Учащийся предпочитал не принимать участие в решении проблем и принятии решений(0) Иногда учащийся создавал группе  проблемы (­1). На протяжении всего периода учащийся обращал внимание группы на то, насколько хорошо они работали вместе. Учащийся активно помогал группе лучше работать вместе 4 2 2 0 4 2 1 0 4 2 1 0 4 2 1 0 4 Учащийся замечал, как хорошо они работают вместе. Учащийся принимал участие в изменениях, которые необходимы для  лучшей совместной работы внутри группы. Иногда учащийся замечал, как хорошо они работают вместе. Учащийся старался не мешать усилиями группы. Учащийся препятствовал своей группе размышлять о том, насколько хорошо они работали вместе (­1)  Иногда учащийся уводил группу от выполнения задач (­1). 2 1 0 Процедура оценивания 1. Учащиеся предупреждаются о проведении оценки умения организовывать учебное сотрудничествов группе.  Примечание. Для проведения «нулевого» среза (первичной диагностики) работа над критериями не проводится, для проведения  последующих диагностик необходимо познакомить учащихся с критериями оценки. 2. Организуется учебное пространство (расстановка мебели и проч.). 3. Учащиеся класса делятся на группы. 4. Учащимся предлагается задание для групповой работы. 5. К каждой группе прикрепляется1­2 эксперта, которые заполняют бланк на основе заданных критериев. 6. Учитель дает задание группам и фиксирует время на его выполнение. На работу в группе и нахождение общего решения дается 30минут. 7. Выступление групп (не подлежит оценке экспертов). 8. После завершения работы всех групп подводятся итоги, учащимся сообщается сумма баллов, которую они набрали и итог испытания. Принятие согласованного решения через групповую дискуссию (7­8 классы) Конкретизация результата Опишем данный результат, используя противопоставление. Если данный результат недостигнут, то учащиеся     затрудняются в высказывании идей, обсуждают 1­2 идеи из предложенных; часто не умеют аргументировать; принимают: o незаметное решение, принятое в результате хаотичной дискуссии в результате неспособности далее обсуждать вопрос; o авторитетное решение, принятое одним участником – лидером группы. Если же результат достигнут, то учащиеся     уверенно высказывают идеи; аргументируют свою идею; адекватно принимают чужое мнение; умеют находить согласованное решение, принятое на основе работы группы. Объект оценивания Объектом оценивания является процесс нахождения согласованного решения, принятого на основе групповой дискуссии. Должны быть выдержаны следующие этапы процесса: 1. Высказывание идей 2. Обсуждение идей 3. Нахождение согласованного решения Критерии Высказывание идей Обсуждение идей Нахождение  согласованного  решения Процедура оценивания Параметры Показатели Проявляет активность в высказывании идей Предлагает идею, стимулирующую рождение новых идей (наращивание идей) Пассивен, поддерживает предложенную идею Не предлагает идеи, не поддерживает позицию другого – инертен Активно приводит аргументы Сопоставляет аргументы членов группы Задает вопросы на углубление Критикует предложенные аргументы, а не личность Соглашается с чужими аргументами, принимает аргументы других членов группы как  альтернативу Не принимает участие в обсуждении Критикует личность, а не аргументы Мешает вести дискуссию Решение принятое всеми членами группы Решение соответствует заданию 2 2 1 0 1 2 2 2 2 0 ­1 ­1 3 3 Учащиеся предупреждаются о проведении оценки умения организовывать учебное сотрудничество в группе, а именно, процедуры  нахождения общего решения групповой работы.  На уроке столы расставляются для организации деятельности учащихся в группах. Группы формируются по желанию учащихся (5­ 6человек).В каждой группе выбирается лидер, распределяющий роли в группе, определяющий выступающего. Учитель дает задание группам и фиксирует время на его проведение. На работу в группе и нахождение общего решения дается  30минут.За работой каждой группы следит сторонний наблюдатель (учитель), который не вмешивается в работу группы. Наблюдатель заполняет  лист наблюдения, по критериям (высказывание идей, обсуждение идей, нахождение согласованногорешения)оценивает каждого участника  группы, а затем определяет уровень сформированности умения принимать согласованного решения. После завершения работы всех групп подводятся итоги, учащимся сообщается сумма баллов, которую они набрали и итог испытания.  С учащимися обсуждаются итоги работы. Ролевое взаимодействие в группе (7­ 8 классы) Конкретизация результата  При оценке ролевого взаимодействия в группе особое внимание обращается на то, насколько правильно и удачно распределены роли. Именно от  этого зависит успешность работы в целом.  Первичные навыки групповой работы учащиеся получают в начальной школе. Задача основной школы организовать ролевое взаимодействие  через кооперацию. К 7 классу должно быть сформировано умение работать в ролевой кооперации, поэтому данный метапредметный результат  можно оценивать.  Учащиеся 7 класса:  понимают, какую роль они смогут выполнить для решения данной задачи;  умеют аргументировать свой выбор;  исполняют выбранную роль;   могут договориться в группе.  Учащиеся 8 класса:      Объект оценивания Объектом оценивания является процесс ролевого взаимодействия учащихся в группе. Для всех групп, участвующих в оценке метапредметного  результата, предлагается одна задача (любая из предложенной типологии). умеют самостоятельно организовываться в группу; определяют ролевой набор для решения определенного типа учебных задач; свободно выражают свои мысли (аргументируя их); уважают мнения других;  работают в ролевой кооперации, выполняя определенный функционал роли. № п/п 1 Тип задачи Задание для группы Роли Освоение большого объема информации  за минимальный срок По материалам информационного текста  необходимо заполнить таблицу, кластер или  ответить на вопросы  ­ Координатор ­ Секретарь  ­Спикер  ­ Инструктор ­ Хранитель времени Задача ­ тендер 2 Проектная задача (задача открытого  типа) 1) Создать коллаж  «Школа успеха»; «Город мечты» 2) Создать образ «Я – успешный человек»; «Успешный ученик – это…» ­ Координатор  ­ Аналитик   ­ Хранитель времени  ­ SOS – директор  ­ Спикер  ­ Хранитель времени  ­ Завхоз  ­Генератор идей  ­ Спикер  ­Оформитель ­ Спикер   ­ Хранитель времени  ­ Завхоз  ­ Оформитель  ­ Мудрец  Реестр ролей  Аналитик –собирает информацию из различных источников и делает выводы.        Генератор идей –предлагает идеи сам, выслушивает идеи членов группы, выбирает оптимальный вариант.  Завхоз – отвечает за обеспечение группы материалами и инструментами, следит за чистотой и порядком в группе.  Инструктор – более подготовленный член группы. Помогает товарищам в работе над заданием. Важно, что он не предлагает готовых ответов, а задает вопросы, приводящие к решению учебной задачи.  Координатор. Задача – помочь созданию условий для равного участия всех членов группы. Если один из них говорит слишком много, а второй все время молчит, то координатор должен мягко прервать одного и предложить высказаться другому.  Мудрец – выслушивает мнения всех членов группы, анализирует и выбирает лучшие предложения.  Оформитель – реализует идеи группы на бумаге, презентации и т.п.  Секретарь  – ведет записи хода обсуждений, фиксирует результаты работы группы. Следит за тем, чтобы каждый член группы делал все необходимые записи.  Спикер – представляет результаты работы группы.  SOS   Хранитель времени – следит за соблюдением временных интерваловработы группы на этапе решения учебной задачи.    – директор – просит помощи (у учителя или может быть даже у членов другой группы) в случае затруднения. Критерии оценивания в параллели 7­х классов Критерии Выбор роли  Обоснование выбранной роли  Умение договориться в группе  Умение слушать Умение задавать вопросы Умение выдержать роль в  решении поставленной задачи  Параметры Показатели проявил инициативу в выборе роли был пассивен (согласился с тем, что осталось) отказался присвоить роль, обосновывая свой отказ отказался присвоить роль, не обосновывая свой отказ обосновал свой выбор не обосновал выбор роли относился к участникам группы доброжелательно, принимал их роли,  взаимодействовал в соответствии с ролями относился к участникам группы доброжелательно создал конфликтную ситуацию (применял неконструктивный способ  разрешения конфликта)  слушал внимательно не слушал  перебивал, мешал высказывать мнение другим задавал вопросы по существу, корректно не задавал вопросов выполнял функционал роли во время решения учебной задачи; «выходил» из роли и «возвращался» в роль; не выполнял функционал роли 3 2 1 ­1 3 0 4 2 ­1 1 0 ­1 4 0 5 3 0 Критерии оценивания в параллели 8­х классов Критерии Формирование группы Определение ролей необходимых  для решения данной задачи Выбор роли  Обоснование выбранной роли Параметры Показатели быстро определился в группу(1 мин.) долго определялся с выбором группы  отказался от работы в группе ученик участвовал в обсуждении выбора ролей не участвовал в выборе ролей мешал группе, демонстрировал некорректное поведение  проявил инициативу в выборе роли был пассивен (согласился с тем, что осталось) отказался присвоить роль обосновал свой выбор не обосновал выбор роли 2 1 0 2 0 ­ 1 2 1 0 2 0 Умение договориться в группе  Умение слушать Умение задавать вопросы Умение выдержать роль в  решении поставленной задачи  относился к участникам группы доброжелательно создал конфликтную ситуацию. слушал внимательно не слушал перебивал, мешал  высказывать мнение другим задавал вопросы по существу, корректно не задавал вопросов выполнял функционал роли во время решения учебной задачи «выходил» из роли и «возвращался» в роль; не выполнял функционал роли 2 ­ 1 2 0 ­1 2 0 6 3 0 Процедура оценивания В параллели 7­х классов  1. Один из экспертов делит учащихся на группы по 5 человек случайным образом(до 3 мин.). К каждой группе подходит эксперт, предлагает в печатном варианте учебную задачу и 5 ролей (реестр ролей) для решения данной задачи (до 2 мин.). Задача и реестр ролей должны быть продублированы на слайде или прописаны на доске. 2. Учащиеся знакомятся с ролями. Каждый участник группы выбирает одну из пяти предложенных экспертом ролей. Если несколько учащихся выбрали одну и туже роль, то они должны договориться, кто будет исполнять эту роль, а остальные – выбирают другие из оставшихся (до 5 мин.). 3. Затем организуется работа по решению учебной задачи. Эксперт предлагает спланировать работу группы для решения задачи, разбив ее на временные промежутки. Общее время решения задачи до 30 мин. 4. Представление результата решенной задачи эксперту (до 5 мин.). В параллели 8­х классов  1. Один из экспертов озвучивает учебную задачу (до 2 мин.). 2. Предлагает учащимся в течение5 минут самостоятельно сформировать группы до 5 человек для решения данной задачи и просит, как только сформируется группа, всем ее членам поднять руки вверх. 3. Как только сформировалась группа, к каждой группе подходит эксперт, предлагает в печатном варианте избыточный набор ролей (реестр ролей) и просит выбрать роли, необходимые для решения данной задачи. Количество ролей учащиеся определяют самостоятельно (1 мин.). Реестр ролей и учебная задача должны быть продублированы на слайде или прописаны на доске. 4. Учащиеся знакомятся с реестром ролей, предлагают роли (из реестра), необходимые для решения данной задачи,  обосновывая   свой   выбор друг другу. 5. Результатом работы на данном этапе является список выбранных ролей (до 4 мин.). 6. Как только группа определилась со списком ролей, эксперт предлагает каждому учащемуся присвоить одну из выбранных ролей. Если несколько учащихся выбрали одну и туже роль, то они должны договориться, кто будет сегодня исполнять эту роль, а остальные – выбирают другие из оставшихся. При условии, что ролей меньше, чем количество учащихся в группе, одну роль могут исполнять 2 ученика, если ролей больше, чем количество учащихся в группе, один ученик может исполнять две роли (до 2 мин.). 7. Затем организуется работа по решению учебной задачи. Эксперт предлагает спланировать работу группы для решения задачи, разбив ее на временные промежутки. Общее время решения задачи до 30 мин. 8. Представление результата решенной задачи эксперту (до 3 мин.). Тезаурус 1. Аргумент  (лат. argumentum)­ суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), приводимое в подтверждение истинности какого­ либо другого суждения (или системы суждений, точки зрения, теории и т. п.).  2. Совместная   деятельность—   организованная   система   активности   взаимодействующих   индивидов,   направленная   на   целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной или духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются: 1) 2) 3) 4) пространственное   и   временное   соприсутствие   участников,   создающее   возможность   непосредственного   личного   контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией; наличие единой цели — предвосхищаемого результата С. д., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в С. д. индивидов, наличие   органов   организации   и   руководства,   которые   воплощены   в   лице   одного   из   участников,   наделенного   особыми полномочиями, либо распределены между ними; разделение процесса С. д. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте С. д., либо в самом процессе его производства. 5) возникновение в процессе С. д. межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально­ ролевых взаимодействий. 3. Учебная деятельность ­  один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. 4. Диада – объединение 2 человек. 5. Малая   группа  —   это   небольшое   по   размеру   объединение   людей   (3­12   человек),   связанных   непосредственным   взаимодействием. Качественные   признаки   малой   группы:  контактность  —  возможность   каждого   члена   группы   регулярно   общаться   друг   с   другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями  и  целостность  —  социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.  6. Формальные   группы  —  группы,   членство   и   взаимоотношения   в   которых   носят   преимущественно   формальный   характер,   то   есть определяются   формальными   предписаниями   и   договоренностями.  Ведущей   сферой   активности   формальныхгрупп   является   совместная деятельность,  7. Неформальные   группы  —  объединения   людей,   возникающие   на   основе   внутренних,   присущих   индивидам   потребностей   в   общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.  8. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.  Лидерство основано наличных качествах лидера и социально­психологических отношениях, складывающихся в группе. Лидерство в отличие от руководства обеспечивает более эффективное управление малыми группами.  9. Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, противоречие между субъектами, спор, который сопровождается сильным эмоциональным напряжением. Конфликт – предельно обостренное противоречие. 10. Сотрудничество – способность человека осуществлять совместную деятельность (трудиться совместно). Сотрудничество позволяет людям решать задачи по масштабу затрат, сложности, трудоемкости превышающие возможности одного индивида. 11. Групповая дискуссия— это совместное обсуждение какого­либо спорного вопроса (просто вопроса, не обязательно спорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. 12. Согласованное решение – это достижение согласия членов организации с предлагаемым решением проблемы, решение, принятое на основе предварительной работы команды. 13. Незаметное решение – решение, принятое в результате хаотичной дискуссии в результате неспособности далее обсуждать вопрос. 14. Авторитетное решение – решение принимается одним человеком, на которого группа возложила ответственность за это решение. 15. Альтернат ваии   (фр. alternative, от  лат. alternatus —  другой) — необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей. 16. Оптимальное (от лат. optimus — наилучшее) решение — решение, которое по тем или иным признакам предпочтительнее других. 17. Инертность (от лат. iners, родительный падеж inertis — бездеятельный, неподвижный), бездеятельность, неподвижность. 1. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / Н. И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации:  материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011г). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. с.­ 104­ 107. 2. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. Ресурс доступа: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs. ­  Библиографический список Загл.с экрана.  3. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе, часть 2 сб. науч. и методич. материалов/ Под общ. ред. В. Р. Имакаева.  РИНО ПГНИУ.­  Пермь, 2014. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html ­ Загл. с экрана. 5. Хуторской   Андрей   Викторович "Метапредметное   содержание   и   результаты   образования:   как   реализовать   федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)". ­ Интернет­журнал "Эйдос", 2012, №1.

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"

Метапредметный курс "Учебное сотрудничество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018