Механизмы и формы взаимодействия одаренного студента и
преподавателя
В настоящее время система образования в России испытывает явный
дефицит преподавателей, подготовленных к работе с одаренной и
талантливой молодежью. Предметная направленность профессиональной
подготовки не всегда совпадает с умением грамотно дифференцировать
учебновоспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы
развития обучающихся с различными способностями. В то же время решение
проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением
интеллектуальнотворческого потенциала страны.
В этой связи, необходимо отметить нерешенный вопрос по подготовке
педагогического персонала в работе с талантливой молодежью, что в свою
очередь будет являться неотъемлемой частью всякой успешной программы в
настоящее время. Некоторые принципы программы практического (по месту
работы) обучения и постоянного повышения квалификации были разработаны
Карне, в них в частности отмечалось:
1 Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать
такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и
интересы обучающихся,
то есть быть гибкой и отвечать
индивидуальным и групповым потребностям.
2 Участие в составлении программ. Руководители образовательных
учреждений, пытающихся без участия рядовых преподавателей
определить, что должно входить в программу практического обучения,
поступают неверно.
3 Персональная ответственность за разработку и координацию
программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и
выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели.
Координатор программы обязан следить за ее выполнением.
4 Повышение квалификации специалистов по месту работы.
Подготовка специалистов занимает в программе значительное место.
Некоторые программы предусматривают один день в месяц на
повышение квалификации. Работникам СПО и ВУЗов часто оплачивают
время, которое они затрачивают на повышение квалификации сверх
рабочего дня и выделяются отдельные дни для повышения
квалификации сотрудников.
5 Дополнительные расходы на повышение квалификации. Включение в
бюджет статьи расходов на подготовку кадров является убедительным
доказательством важности проблемы. Деньги нужны и на покупку
новейшей литературы, и на поездки для обмена опытом, и для оплаты
специалистам.
6 Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна
включать не только приглашение лекторов, но и уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы
программы подготовки были интересными и творческими. В некоторых
таких программах могут использоваться индивидуальные планы
сотрудников.
7 Оценка индивидуальной и групповой подготовки. Методист должен
помогать каждому сотруднику выяснить, насколько хороши их планы
индивидуальной подготовки. Оценка общего плана важна в меньшей
степени. Если сотрудники особенно заинтересованы в развитии
творческого и продуктивного мышления у своих студентов, тогда план
оценки может включать результаты тестирования студентов до и после
обучения, что поможет определить, отражаются ли новые знания
преподавателя на поведении студентов.
8 Программа для одаренного студента должна включать разнообразный
учебный материал, соответствующий его интересам и потребностям.
Обычно одаренных студентов отличает широкая сфера интересов и
развитые навыки.
9 Программа обучения одаренного студента достигает лучших
результатов, когда за ходом ее выполнения следит руководитель,
имеющий специальную подготовку и опыт работы с одаренными
студентами.
10 Образцовая программа для одаренного и талантливого студента требует
непрерывного обучения персонала по месту работы.
11 Образцовая программа должна включать хорошо организованную,
эффективную и постоянно действующую систему выявления
одаренности, в которой играют свою роль и социализация.
12 Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход
студента с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный
ход его развития. Все это требует совместных усилий администрации,
преподавателей, вспомогательного персонала и родителей.
13 Программа должна развивать настойчивость в достижении целей.
14 Развитие творческих способностей – также важная цель программы.
Дифференцированный курс обучения для одаренного студента,
безусловно, не должен обходить вниманием этот важный аспект
развития личности.
15 Необходимо изыскивать пути привлечения к обучению одаренных
студентов талантливых наставников, обладающих специальными
знаниями.
Необходимо отметить также социальные механизмы и формы
взаимодействия одаренного студента и преподавателя. Правильный выбор
преподавателя зачастую предопределяет успех всего процесса обучения и
воспитания личности, преподаватель, приступающим к работе по программе,
должен обладать высоким профессиональным уровнем, уметь налаживать дружеские взаимоотношения с обучающимися, осуществлять творческий
подход к обучению.
Итак, проблема подготовки преподавателей к работе с одаренным
обучающимися актуальна и ее решение позволяет решать важнейшую задачу
учета индивидуальных способностей личности при совместных усилиях
родителей и самоорганизации обучающихся.
Литература
1 Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных [Текст] /А.М. Матюшкин,
Е.Л. Яковлева. М., 1991.
2 Помельникова Т. В. Проблема диагностики одаренности [Текст] / Т. В.
Помельникова, И. В. Бурцева // Воспитание и обучение: теория, методика и
практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2017 г.)
/ редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
3 Психология одаренности детей и подростков [Текст] /Под ред. Н.С. Лейтесса. М.,
1996.
Метод доклад " Психологический климат на уроке, для условие развития личности студента"
Метод доклад " Психологический климат на уроке, для условие развития личности студента"
Метод доклад " Психологический климат на уроке, для условие развития личности студента"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.