Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания
Оценка 4.9

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
Взрослым
12.03.2019
Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания
Статья представляет собой подробное описание понятия духовно-нравственного воспитания, на чём основывается развитие и воспитание личности. Дан ответ на вопрос чему способствует нравственное воспитание на уроках литературы. Определена специфика нравственного воздействия литературы на ученика-читателя. Дана классификация проектов, каждому виду приведены практические примеры.
Статья Метод проектов на уроках литературы.docx
Баженова И.А. Метод проектов на уроках литературы в системе  духовно­нравственного воспитания МБОУ г.Иркутска СОШ№16 Вопросы   о   решающей   роли   нравственного   воспитания   в развитии   и   формировании   личности   поднимались   в   педагогике   с давних времен. Из педагогов­классиков прошлого наиболее полно и ярко   охарактеризовал   роль   нравственного   воспитания   в   развитии личности   К.Д.Ушинский.   В   статье   «О   нравственном   элементе   в воспитании» он писал: «Влияние нравственное составляют главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение   головы   познаниями...»   [Ушинский   1948:425].  В современной   образовательной   системе   духовно­нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей и представляет собой важный социальный компонент для образования. Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания, являясь методологической основой Федерального государственного образовательного   стандарта   общего   образования,   даёт   следующее определение данного направления в воспитании личности гражданина России:   «Духовно­нравственное   воспитание   педагогически организованный   процесс   усвоения   и   принятия   учащимися   базовых национальных   ценностей,   имеющих   иерархическую   структуру   и сложную   организацию.   Носителями   этих   ценностей   являются многонациональный   народ   Российской   Федерации,   государство, семья,   традиционные российские   религиозные   объединения,   мировое   сообщество» [Данилюк, Кондаков, Тишков 2009:9].   культурно­территориальные   сообщества, ­   нравственных   чувств   Духовно­нравственное   воспитание   личности   направлено   на формирование: (совести, долга, веры); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции   (способности   к   проявлению самоотверженной любви, готовности   к   преодолению   жизненных   испытаний);   нравственного поведения   (готовности   служения   людям   и   Отечеству, послушания, доброй воли). При   формировании   данных   качеств   учащихся   необходимо учитывать   принципы   организации   воспитания   духовности   и нравственности. Организация   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе: • нравственного примера педагога; • социально­педагогического партнёрства; • индивидуально­личностного развития; •   интегративности   программ   духовно­нравственного воспитания; • социальной востребованности воспитания. Программы   духовно­нравственного   развития   и   воспитания должны   предусматривать   добровольное   и   посильное   включение обучающихся   в   решение   реальных   социальных,   экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, области, страны.  Нравственное   воспитание   на   уроках   литературы   способствует воспитанию   чувства   долга,   ответственности   за   свои   поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь основной   элемент   воспитания   при   изучении   отечественной   и зарубежной литературы – это слово, художественная речь, книга. Специфика нравственного воздействия литературы заключается в том, что читатель ­ ребенок имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными  оценками писателя, осмысляя его подход к миру   и   человеку.   Бывает   так,  что   учитель,   видит   и   чувствует,   что основная масса учащихся просто так проводит положенное время и отвечает   автоматически.   На   уроках   литературы   учащиеся   должны сопереживать,   удивляться   или   возмущаться,   необходимо   научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его   людей,   то   есть   узнавать   в   литературных   героях   себя,   помочь учащемуся разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо. Именно в этом заключается процесс самопознания   через   познание   других. Верность   и   предательство, чувство долга, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь   и   дружба   –   эти   нравственные   проблемы   должны   волновать сердца учащихся. В   процессе   дискуссий   учащиеся   дают   личностную   оценку литературному   произведению,   героям   и   событиям,   осмысливают авторское   отношение   к   ним,   обсуждают   нравственные   вопросы, поднимаемые авторами литературных произведений, и связанные с ними   социальные   проблемы. Главная   задача   учителя   –   это обогащение   учащихся   разносторонними   и   глубокими   знаниями   о своем народе, его прошлом, традициях, культуре. Формы,   методы,   технологии   формирования   нравственной культуры   могут   быть   разными.   Метод   проектов   является   одним   из основных   методов   обучения   при   реализации   Федерального государственного образовательного стандарта.  В   современной   педагогике   активно   разрабатывается   и используется   уже   более   двадцати   лет   технология   проектной деятельности,   ориентированная   на   выявление   новых   коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленная на активизацию творческих возможностей учащихся. Целью   проектной   деятельности является  понимание   и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов; повышение мотивации учащихся при решении   задач;  развитие   творческих   способностей;   формирование чувства ответственности; создание условий для сотрудничества между учителем и учащимся. Исследовательский   проект  требует   хорошо   продуманной структуры,   обозначенных   целей,   актуальности   проекта   для   всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результатов.  Примером   такого   проекта   может   служить   работа учащихся 8 класса на тему «Изображение православных праздников в произведениях   писателей   ХIХ   ­   ХХ   века».   Данный   проект   помог раскрыть   учащимся   значение   православия     в   русском   обществе   на стыке   эпох,   в   период   больших   перемен,   что   в   человеке   должна оставаться   вера,   надежда,   несмотря   на   события,   происходящие   в жизни отдельных людей и всего общества.  Примером информационного проекта может являться работа на   тему   «Емельян   Пугачев».   В   ходе   работы   учащимся   8   класса необходимо   было   собрать   и   обобщить   материал   по   биографии Емельяна Пугачёва, его влияние на историю Российского государства, прочитать   художественные   и   научные   книги   по   теме,   просмотреть художественные   фильмы.   В   ходе   работы   был   создан   фильм     о Емельяне   Пугачёве,   который   был   использован   при   анализе произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Творческий проект в 6 классах представлял собой работу над составлением   презентаций   по   теме   «Русская   ярмарка».     Учащиеся должны   были   собрать   материал   об   особенностях   ярмарки,   найти описание   развлечений,   рецепты   традиционных   блюд,   приготовить некоторые из них, подобрать примеры праздничных песен и частушек, сочинить   сказки   о   героях   ярмарки.   Внимание   учащихся   было обращено   на   русские   традиции,   необходимость   их   сохранения   и реализацию их в современном обществе. Также   творческим   проектом   можно   считать   инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над мимикой,   жестами,   мизансценой.   Такая   работа   сплачивает   ребят, прививает   интерес   к   урокам,   помогает   определить   ошибки   в поведении   или   поступках   героев.   Такие   проекты   использованы, например,   на   уроке   «Викторина   «Своя   игра»   по   юмористическим рассказам А.П.Чехова в 6 классах. Игровые   проекты  постоянно   используются   на   уроках литературы. Это, например, инсценировки былин, басен, сказок в 5, 6 классах. Небольшие   инсценировки   позволяют   учащимся   правильно понять поступки героев, проанализировать текст и сделать для себя определённый вывод. Игровой   проект   был   реализован   на   уроке   по   повести   Н.   В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5 классе. Форма урока – заседание   редколлегии.   Каждый   учащийся   выполнял   заранее выбранную   роль:   художник,   литературовед,   критик,   журналист. Художники рисовали эскизы обложек, литературоведы анализировали фрагменты, критик пытался найти недочёты, журналисты проводили социологический опрос, брали интервью. Все   перечисленные   проекты   были   реализованы   на   уроках литературы,   каждый   из   них   так   или   иначе   касался   духовно­ нравственного   воспитания   (рассмотрены   вопросы   чести,   совести, долга, достоинства, русской истории, культуры, традиций). Проектная деятельность   позволяет   ненавязчиво   донести   до   учащихся нравственные   вопросы,   более   подробно   рассмотреть   категорию духовности. Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   учащегося является ключевым фактором развития общества. Невозможно идти вперед, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы   и   характер   развития   общества   зависят   от   гражданской позиции   человека,   его   жизненных   приоритетов,   нравственных убеждений,   моральных   норм   и   духовных   ценностей.   Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к   своей   стране,   потребности   творить   и   совершенствоваться   есть важнейшее условие успешного развития современного общества. На   уроках   русского   языка   и   литературы   рассматривается бережное   отношение   к   родному   слову,   потому   как   русское   слово открывает   для   нас   мир   бесконечных   радостей,   всю   гамму человеческих   чувств   и   отношений.   Размышления   над   словом,   его анализ,   интерпретация   помогают   учащимся   познакомиться   с особенностями   русского   видения   мира,   понять   и   познать   себя   как представителя   русского   народа.   Такое   размышление   над   словом духовно   обогащает   учащихся,   помогает   познакомить   их   с национальными   традициями,   складом   мышления,   самобытной неповторимостью,   нравственным   состоянием   и   духовностью   своего народа.  «В   будущей   России   образование   не   должно   отделяться   от духовного   воспитания…»   ­   писал   И.Ильин   [Ильин   2008:38].   Через учебный   диалог   учителя   и   ученика   происходит   культурное, нравственное   и   духовное   взаимообогащение   учащихся   и преподавателя, именно в этом заключается основная задача обучения и воспитания  в современной школе. Использованные источники: Багашев   А.   Духовно­нравственное   воспитание   молодежи//   Воспитание   школьников.   – 2008. – № 9. – С. 10­13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозно­философская библиотека. М., Изд­ во Библиополис, 2008. Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. – 2001. ­ № 9. – С. 98­101. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. Педагогические статьи. – М.­Л., 1948, с.425.

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Метод проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019