Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
детская психология
17.12.2023
Методическая разработка
Использование современных технологий на занятиях.docx

Использование современных технологий на занятиях

        Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка, посещающего инклюзивную группу.
       Для достижения этой цели педагог в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи.
      Одной из таких задач является освоение технологий, методов, приёмов, форм организации работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающегося.
Рассмотрим, как происходит реализация этой задачи на основе нашего опыта работы с особенными детьми.
      На первом этапе организации инклюзивного образования мы используем технологию сотрудничества всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов, специалистов.
      На первую встречу мы приглашаем детей и родителей. На этой встрече мы проводим экскурсию по ДОУ, где знакомимся с нашими спортивным, музыкальным  залом,; показываем, где и как воспитанники будут раздеваться, а где проводить перемены.  Стараемся узнать, как кого зовут, что дети любят, что их интересует. В процессе знакомства педагог сможет заметить возможности и особенности каждого ребенка. Конечно, при первом знакомстве можно заметить только самые яркие особенности – ребенок на коляске, у ребенка сложности с речью, серьезные проблемы со зрением или слухом. А при более длительном контакте и наблюдении за ребенком педагог сможет отметить проявление других особенностей.
Важно уже при первом знакомстве установить контакт не только с детьми, но и с родителями. Очень важно при этом, чтобы родители сами захотели поделиться с педагогом проблемами своих детей, рассказали о своих пожеланиях. Эту информацию от них мы можем получить, предложив им ответить на вопросы анкеты, либо в личной беседе после общей встречи. Главное, чтобы родители почувствовали доверие к вам и захотели поделиться информацией. Это станет возможным, если педагог сам начнет разговор о том, что образовательное учреждение заботится обо всех детях и предусматривает разные возможности для разных детей. Также на первую встречу мы приглашаем специалистов, которые работают в ДОУ– психолога, если есть, логопеда, которые могут оказать детям помощь и поддержку в развитии необходимых навыков.
        Итак, применение технологии сотрудничества при организации инклюзивного образования состоит в знакомстве и формировании основ взаимодействия всех участников образовательного процесса – детей, педагога, специалистов, родителей. 
      Второй этап – это период адаптации к жизни в ДОУ, который переживает каждый ребенок. На этом этапе мы используем технологии индивидуального обучения и технологию создания успеха для обучающихся. Здесь особенно важным является создание условий для благоприятной адаптации ребенка  т.е. обеспечение благополучного    развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей.
        Безусловно, на первых порах ребенку может потребоваться комплексная помощь в организации его жизни в ДОУ, но при этом педагог постепенно должен перейти к меньшей опеке, увеличению самостоятельности ребенка и его социальной активности. У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ребёнку пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом ребенка. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному обучающемуся успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя в «ситуации успеха» участвующим в общей работе. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 30 минут занятия – встает, разговаривает, перемещается по кабинету, – педагог разрешает ему отдохнуть.  Но при этом важно регламентировать время отдыха. Результатом деятельности педагога будет ситуация, когда особенный обучающийся начинает и заканчивает работу на занятии вместе со всеми детьми.
        При включении особенного ребенка во взаимодействие с одногруппниками я использую технологию гуманного воспитания Сухомлинского.
Когда особенный ребенок приходит в ДОУ, его окружает большое количество новых людей – детей и взрослых.  Важной задачей педагога становится включение ребенка во взаимодействие с одногруппниками. Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть. В случае с особым ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый. Возможно, всем детям группы необходимо объяснить, почему особый ребёнок так отличается от них – плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет. Рассказать, что ему трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь дошкольники формируют свое отношение к тому или иному обучающемуся своей группы в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым.
        Технологии организации инклюзивного образовательного процесса 
Особенностью инклюзивного образования является то, что педагог учитывает разнообразие детей в группе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы.
       Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на занятии, педагог инклюзивного группы должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой обучающийся не может полностью успевать за темпом всей группы. На наш взгляд, педагог, создающий конспект занятия, должен помнить и понимать следующее:
1. При организации индивидуальной работы на занятии – выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание особенного ребенка «быть как все», выполнять задание вместе со всеми. Если педагог дает карточку только одному обучающемуся, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Особенный ребенок будет чувствовать себя увереннее, участвовать во фронтальной работе. Например, когда в процессе устного счета на занятии «Математические ступеньки» педагог включает задания, доступные особенному ребёнку, а карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями получает не только он, но еще несколько обучающихся.
       Включение ребенка с особенностями в групповую работу также носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на занятии в инклюзивной группе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д.  
        Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей 
Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д.). Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа: 
прямое обучение социальным навыкам;
организация групповых видов активности; 
формирование социальных навыков через подражание. 

При прямом обучении социальным навыкам педагог обучает детей правильному поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Перед тем как дети приступают к работе фронтально или по группам, педагог может обсудить в группе правила взаимодействия детей друг с другом. Например, «говорить по очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если что-то не понятно». Очень важно научить детей договариваться о правилах, если возникает конфликтная ситуация – как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. При этом педагог должен осознавать, что возникшее затруднение или проблему в инклюзивной группе он действительно не может решить самостоятельно. 

При организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижение по группе Педагог обучает детей, как надо сопровождать ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата или незрячего по группе. При этом он может воспользоваться тренинговым упражнением «Слепой–поводырь» или «Пингвины». Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям.
Технология взаимодействия педагога и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Педагог обращается с запросом к узким специалистам, которые проводят углубленное обследование ребенка и составляют предварительные рекомендации для его эффективного обучения. Прежде всего педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Кроме того, в центре внимания педагогов и психологов – наиболее эффективные подходы, технологии, конкретные приемы, способствующие социальному развитию ребенка и продуктивному взаимодействию с его семьей. Результатом таких встреч является определение стратегии и планирование конкретных шагов психолого-педагогического сопровождения обучающегося, а также всей инклюзивной группы. Среди технологий инклюзивного образования можно выделить технологии, которые облегчают социализацию и адаптацию ребенка в процессе обучения. Часто эти технологии реализуются с помощью взаимодействия педагога и специалистов психолого-педагогического сопровождения. Это обусловлено тем, что педагог не всегда компетентен в области специальной педагогики и психологии. Первым этапом такого взаимодействия является формирование запроса педагога к специалисту и совместная работа с ним. Педагог обращается к специалисту с вопросами в рамках его компетентности.


 

Использование современных технологий на занятиях

Использование современных технологий на занятиях

Лучше предложить ребёнку пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени

Лучше предложить ребёнку пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени

Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей

Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей

Педагог обращается к специалисту с вопросами в рамках его компетентности

Педагог обращается к специалисту с вопросами в рамках его компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023