Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике
Оценка 4.8

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
биология +1
10 кл—11 кл
19.01.2020
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике
Методическая разработка открытого урока
Метод.разработка урока биологии и информатики.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ФГБОУ ВО "МАГУ")

Филиал МАГУ в г. Кировске

 

 

 

 

 

 

 

 

План открытого урока

Предмет: информатика и биология

Бинарный урок по теме: "Вирусы компьютерные и биологические"

 

 

 

 

Разработали:

  • преподаватель информатики — Котович Антон Александрович
  • преподаватель биологии - Пивнева Людмила Петровна

 

 

Утверждено на заседании

УК информатики

Протокол № 7 от 09.12.19 г.

_____________Е.С. Сергеева

Утверждено на заседании

УК естественно-научных дисциплин

Протокол № 4.1 от 04.12.19 г.

________________Г.А. Бородкина

 

 

 

 

 

 

 

Кировск

2019

 

План-конспект открытого учебного занятия

 

Дата: 12.12.2019.

Предмет: информатика и биология

Тема: "Вирусы компьютерные и природные. "

Преподаватели: Котович Антон Александрович, Людмила Петровна Пивнева

Группа: 1ПКС-19-окф.

Тип урока: обобщение пройденного материала (семинар).

Формы работы: индивидуальная, межпредметная групповая творческая работа.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

1.                     Средства обучения: презентации, учебник Биология. Константинов, В.М. Биология: учебник для СПО (Гриф МО РФ) / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред, В.М. Константинова. - 8-е изд. - М.: Академия, 2014. - (Среднее профессиональное образование: Общеобразовательные дисциплины).

Цели:

- образовательные:

рассмотреть особенности строения и значения вирусов;

формировать навыки работы с компьютером (создание и показ презентаций);

       - развивающие:

развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

развитие творческой мыслительной деятельности;

        -  воспитательные:

прививать навыки коммуникативного общения;

совершенствовать навыки самооценки и простейших приемов исследовательской деятельности.

Задачи:

образовательные: организовать деятельность по обобщению и практическому применению знаний в рамках данной темы и содействовать развитию коммуникативной компетенции у студентов, а также их творческой активности;

развивающие: создать условия для развития кругозора, аналитического и творческого мышления у студентов через активную работу с информацией, умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, развивать способность к рефлексии;

воспитательные: содействовать развитию навыков межличностного общения и эффективной работы самостоятельно и в группах.

Оборудование:

1.                     опорный конспект.

2.                     мультимедийный проектор.

3.                     раздаточный материал.

 

 

 

Структура учебного занятия:

1.                      Организационный момент – 2 мин

2.                      Этап мотивирования и целеполагания – 7 мин (разминка (ребусы), определение темы урока - 3 мин, объяснение дидактической цели урока и творческого задания (начало работы с кейсами) – итого 10 мин

3.                      Этап творческой работы (представление сообщений, презентаций) – 45 мин

4.                      Показ в/ф по профилактике ВИЧ-инфекции – 15 мин (в два этапа)

5.                      Решение кроссворда – 10 мин

6.                      Этап рефлексии деятельности на уроке (сиквейн) – 5 мин

7.                     Домашнее задание — 3 мин

8.                     Опрос отношения студентов к такому типу занятия — 2 мин

 

Ход учебного занятия

1.                     Оргмомент.

Предварительно преподаватель проверяет готовность технического оборудования и наличие дополнительных материалов (на столах - кейсы, на экране – слайды презентации для этапа мотивирования и целеполагания), приветствует учащихся. Учащиеся первоначально поделены на группы при подготовке сообщений (презентаций).

2.                     Этап мотивирования и целеполагания.

Разминка. Определение темы урока. Преподаватель предлагает учащимся пройти экспресс-викторину (Слайд 1), чтобы актуализировать имеющиеся у них предметные и метапредметные знания:

Объяснение дидактической цели урока и творческого задания

Преподаватель биологии:

«Уважаемые студенты, мы сегодня с вами проводим необычный урок, все вы к нему готовились, но сначала посмотрите, как у нас хорошо в аудитории, светло, тепло, а за окном самый разгар зимы и начало Полярной ночи, и скоро любимый праздник многих - Новый год. Главное – это не заболеть, но мы с вами, надеюсь, все привиты и вирусы нам не страшны. Или мы заблуждаемся?

Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Как часто в этом учебном году у вас была простуда или грипп? (0 баллов – ни разу, 1 балл – 1- 4 раз, 2 балла – более 4 раз.)

2. Есть ли у вас хронические заболевания (бронхит, гайморит, ларингит)? (0 баллов – нет, 1 балл – 1 заболевание, 2 балла – 2 и более заболеваний.)

3. Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, сонливость, слабые головные боли)? (0 баллов – крайне редко, 1 балл – часто, 2 балла – очень часто.)

Если вы набрали 0-1 балл – ваше здоровье в порядке;

2-4 балла – вы находитесь в группе риска;

5-6 баллов – ваш организм ослаблен.

Посмотрите, как интересно: нас могут заразить вирусы, а на столе у меня ноутбук и его тоже могут поразить вирусы. Мы прекрасно понимаем, что в одном случае это необычные живые организмы, а в другом вредоносная программа. Так почему же в обоих случаях мы говорим о вирусах, что здесь общего? Сегодня мы с вами попробуем во всём разобраться и ответить на этот непростой вопрос.

Тема нашего занятия: Вирусы компьютерные и природные.

У вас на столах имеются таблицы (см. приложение А), которые вы должны заполнять в ходе урока, это поможет разобраться в проблеме сходства и различия вирусов и сделать правильные выводы.

Сегодня мы, преподаватели, практически ничего не будем говорить, объяснять. это будете делать вы, студенты. Все получили задания и сейчас мы с удовольствием предоставляем вам слово. Выступления будут проходить в соответствии с вопросами, представленными в ваших таблицах, не забывайте их заполнять, это поможет вам в дальнейшем при сдаче зачётов по биологии и информатике.

3.                     Этап творческой работы (представление сообщений, презентаций)

Выступления студентов. 

4.                      Показ в/ф по профилактике ВИЧ-инфекции – 15 мин (в два этапа)

Подведение итогов.

Преподаватель информатики: Что же называется компьютерным вирусом?

Компьютерный вирус целенаправленно созданная программа, автоматически приписывающая себя к другим программным продуктам, которые могут «размножаться» и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков. Активация вирусов может вызвать уничтожение программ и файлов.

Существует особая классификация компьютерных вирусов. С ней нас познакомит следующий ученик.

В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить:

• Сетевые вирусы – распространяются по компьютерным сетям. Заражение может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествии» по всемирной паутине.

• Файловые вирусы – внедряются в файлы, имеющие расширение COM и EXE. Внедряются в программу и активизируются при их запуске. Могут заражать другие файлы до момента выключения или перезагрузки операционной системы.

• Загрузочные вирусы - внедряются в загрузочный сектор и далее ведет себя как файловый вирус.

• Макровирусы. Заражают текстовые документы. Угроза прекращается после закрытия документа.

По особенностям алгоритма вирусы имеют большое разнообразие:

• простейшие вирусы – не изменяют содержимое файлов, могут быть легко обнаружены и уничтожены;

• черви – распространяются по компьютерным сетям, вычисляя адреса сетевых компьютеров и рассылают копии по этим адресам;

• вирусы-невидимки - трудно обнаружить и обезвредить;

• вирусы-мутанты – содержат алгоритмы шифровки или расшифровки, их наиболее трудно обнаружить;

• трояны – маскируются под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему.

Правила защиты от компьютерных вирусов:

• регулярно тестируйте компьютер на наличие вирусов с помощью антивирусных программ;

• перед считыванием информации с диска проверяйте их на наличие вирусов;

• всегда защищайте свои съемные носители от записи при работе на других компьютерах;

• делайте архивные копии ценной для вас информации;

• не используйте программы, поведение которых не понятно;

• регулярно обновляйте антивирусные программы.

Не стоит забывать, что вирус – это программа, созданная человеком. При особом усердии любой человек может создать простейший вирус. Но прежде, чем задуматься о создании вредоносных программ, нужно прочесть Уголовный Кодекс РФ – статья 273 (см. приложение Г). Существует наказание вплоть до тюремного заключение на срок от трех до семи лет.

Есть, о чем подумать: стоит ли тратить силы и время, чтобы потом сесть в тюрьму на три или семь лет.

Преподаватель биологии: Давайте подведем итоги всего вышесказанного, найдем сходство и различие компьютерных биологических вирусов.

Вывод по таблице:

 

Сходство

 Различие

·         Существует определенный набор

симптомов – признаков поражения

вирусом.

·         Существуют меры профилактики против вирусов.

·         Существуют методы борьбы с вирусами.

·         В отличие от организма человека, компьютер контролирует вторжение вируса.

·         В отличие от компьютерных вирусов, биологические оставляют серьезные последствия в виде

осложнений.

·         В отличие от компьютерных вирусов изучение биологических длится дольше, лечение не всегда возможно.

 

Скажите, важно ли знать, что такое вирусы и как с ними бороться?

Какие выводы вы сделали для себя?

Чем заинтересовал вас сегодняшний урок?

5.   Этап рефлексии деятельности на уроке(сиквейн)

1.     одним словом, дайте понятие, о чём мы с вами говорили сегодня, что изучали (вирусы)

2.     объясните это прилагательными в двух словах (коварные, вредные)

3.     объясните это глаголами (три глагола) (заражают, разрушают, размножаются)

4.     составьте предложение из четырёх слов по теме урока

5.     назовите существительное, которое помогло бы нам понять самое главное в сегодняшнем занятии, что нам необходимо сохранять (здоровье)

 

6.      Решение кроссворда

 Дополнительные задания (если останется время) – решение кроссворда, первый получает оценку «отлично».

7.    Домашнее задание

Преподаватель предлагает следующее: «Приготовьте небольшое сообщение-справку об одном общеизвестном вирусе, получившим широкое распространение (компьютерном, биологическом). Поясните, почему именно этот вирус вы решили выбрать?»

8.  Опрос отношения студентов к такому типу занятия

      Кому занятие понравилось или не понравилось -  поставьте рядом с соответствующим смайликом галочку. Напишите, чтобы вы хотели улучшить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение   A

 

Таблица для сравнения вирусов природных и компьютерных


 

Группа___________________________ Ф.И.О____________________________________________________________

Вопросы

Вирусы природного происхождения

Компьютерные вирусы

1.      Определение вирусов

 

 

2.      Кто открыл/создал вирусы

 

 

3.      Где могут размножаться

 

 

4.      Вирусы поражают все клетки/программы  или имеют специализацию?

 

 

5.      Теория происхождения вирусов. Как они появились?

 

 

6.      Какое строение они имеют?

 

 

7.      У вирусов одинаковое строение или есть разнообразие форм?

 

 

8.      Какие типы взаимодействия с клеткой/программой могут быть?

 

 

9.      Как происходит заражение

 

 

10.  Назовите этапы размножения вирусов

 

 

11.  Последствия заражения, исход

 

 

12.  Как бороться с распространением вирусов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение   Б

Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

И

Р

У

С

 

Э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

О

 

 

М

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

Р

А

Ц

И

Л

 

 

И

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

Ю

 

 

Т

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

П

Р

О

К

А

Р

И

О

Т

 

 

Ц

И

Т

О

П

Л

А

З

М

А

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

И

 

 

Х

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

Ч

Е

Р

В

Ь

 

я

 

 

О

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ж

Е

Л

Е

З

О

 

 

Т

 

О

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

А

Щ

И

Т

Н

А

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

Е

Н

Е

Т

И

К

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

Л

Ю

К

О

З

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

Е

Л

Е

К

Ц

И

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

Р

О

М

О

С

О

М

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1 – герой нашего урока; 6 - азотистое основание, в ДНК – тимин, в РНК…;  8 – в этой клетке нет ядра, ДНК кольцевая; 9 – полужидкое содержимое клетки, в котором находятся органоиды, от окружающей среды отграничивается мембраной;  10 – бывает компьютерный и дождевой; 12 – химический элемент, переносит кислород; 14 – одна из функций белка; 15 – наука о наследственности; 16 – наш любимый моносахарид, обеспечивает нас энергией; 17 – эта наука занимается выведением новых сортов растений и пород животных;  18 – видна только перед делением клетки и состоит из ДНК и особых белков;

По вертикали:

2 –  если говорить просто, то это устойчивость организма к инфекционным заболеваниям; 3 – многие считают, что первый о ней заговорил Чарльз Дарвин; 4 – учёные считают, что раньше это была бактерия, но сейчас это органоид клетки, вырабатывает АТФ, имеет ДНК, которые передаются только по женской линии; 5 – любимая фруктовая мушка Томаса Моргана; 7 – белок, который часто употребляют спортсмены для увеличения мышечной массы; 11 – в эмали зуба её всего 10%, а в нервных клетках до 90%; 13 – мономер белков, может  быть заменимой или  незаменимо.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение   В

Оценочный лист

 

№ п/п

Фамилия, имя

Тема

Полнота раскрытия темы

Владение материалом

Стиль изложения

Замечания

Оценка

1.

Рихтер Тимофей

Определение вирусов.

Кто открыл вирусы.

 

 

 

 

 

2

Енбаев Владислав

Волчков Владислав

Определение вирусов.

Кто открыл вирусы.

Где могут размножаться компьютерные вирусы

 

 

 

 

 

3

Стригалёв Данил

Где могут размножаться

Вирусы поражают все клетки/программы  или имеют специализацию?

 

 

 

 

 

4

Верясова Арина

Нихоношина Татьяна

Теория происхождения вирусов. Как они появились?

 

 

 

 

 

5

Серпицкий Елисей

Саплев Николай

Строение вирусов, разнообразие форм

 

 

 

 

 

6

Петрова Алина

Зяблова Дарья

Типы взаимодействия с клеткой

 

 

 

 

 

7

Белобородов Арсенний

Как происходит заражение

 

 

 

 

 

8

Герасимова Снежана

Как заражаются компьютеры

 

 

 

 

 

9

Трофимов Ярослав

Черняев Антон

Назовите этапы размножения вирусов

 

 

 

 

 

 

10

Чалкова

Последствия заражения, исход

Как бороться с распространением вирусов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

Статья 273 УК РФ. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

Ст 273 УК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 273 УК РФ:

1. Вредоносные программы - это специально созданные компьютерные программы, наделенные функциями неправомерного воздействия на средства ЭВМ, реализация которых приводит к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации.

Компьютерной программой является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе компьютерной программы, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

2. Под использованием компьютерной программы следует понимать введение (установку) ее в электронную память ЭВМ с последующей реализацией заложенного в нее алгоритма.

Распространение компьютерной программы - предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе, в том числе сетевыми способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы и т.д. Распространение вредоносных программ может осуществляться непосредственно путем копирования на компьютер потерпевшего, например, с дискеты, а также опосредованно путем передачи по электронной почте, линии связи через компьютерную сеть.

Под нейтрализацией средств защиты компьютерной информации следует понимать уничтожение или изменение антивирусной программы или иное вмешательство, открывающее доступ к несанкционированному использованию информации.

3. Преступление считается оконченным с момента создания, использования или распространения вредоносной программы, создающей угрозу указанных в законе последствий.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицирующие признаки данного преступления и их содержание аналогичны квалифицирующим признакам, предусмотренным в ст. 272 УК.

В квалифицированном составе преступления субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умыслом к совершенным действиям и неосторожностью к тяжким последствиям.

https://uk-kodeks.ru/st-273-uk-rf

 

 

 

 

 

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и информатике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020