УДК 372.6
ББК 74.268.19
Н.А. Корниенко ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Рассматривается проблема формирования орфографической зоркости, умения решать орфографические задачи в процессе формирования универсальных учебных действий с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, орфография, орфографическая зор-
кость, дидактические задачи.
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению русскому языку. Объёмы информации растут, и часто традиционные способы ее передачи, хранения и обработки оказываются неэффективными. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. И, как отмечает С.В. Зенкина, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе, прежде всего, позволяет активизировать задачу формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельно сти обучаемых [3].
В концепции стандартов общего образования второго поколения Российской Федерации отмечается, что «современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний к развитию метапредметных универсальных учебных действий. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, усвоенная учащимися сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую средствами массовой информации» [8; 9].
Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
Перед учителем начальных классов встаёт задача совершенствования форм и методов преподавания различных предметов. Для выполнения этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий как новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса [8].
По определению Азимова Э.Г., Щукина А.Н., информационно-коммуникационные технологии это « совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. Они включают в себя различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирую щие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [1].
Проводимые психолого-педагогические исследования, среди которых можно выделить работы Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, В.В. Рубцова, Б.К. Тихомирова, говорят о большом потенциале использования методики обучения, основанной на применении информационно-коммуникационных технологий. Разделяя их точку зрения, Е.В. Гадустова обращает внимание на то, что применение данной методики обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, адаптацию к способностям, интересам и возможностям обучаемых, развивает их творческую деятельность и самостоятельность, открывает доступ к новым источникам знаний и информации. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют развивать различные виды речевой деятельности и использовать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия [2].
Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Действительно, использование мультимедиа позволяет заинтересовать каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делая урок ярче и насыщеннее. Теоретическое осмысление проблемы подтвердило нашу мысль о том, что именно развитие информационных образовательных технологий обладает соответствующим педагогическим ресурсом, реализация которого будет способствовать описанным выше изменениям в образовании.
Изучению русского языка в началь ной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся начальных классов русский язык, а в частности, его составляющая часть – орфография, является одним из самых сложных разделов.
С точки зрения Ивановой В.Ф. [4]: «Орфография – это:
• исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество;
• правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;
• соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее печатных изданий);
• часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)».
Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами – закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Практика показывает, что понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. Важное условие формирования орфографических умений – понимание принципов орфографии – общих оснований для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам. Орфографические принципы – это руководящие идеи выбора букв носите лем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно [4].
У лингвистов нет единого мнения о количестве принципов русской орфографии и их наименовании. Гвоздев А.М., Зингер Л.Р., Иванов В.В., Иванова В.Ф. считают, что русское правописание построено на трёх принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном [6]. Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания. Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах – корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончение глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний [5]. Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя: вопервых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определения слогового состава, ударя емого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) – определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т. д. [6]. Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова [5].
На основании изложенного мы приходим к выводу о необходимости сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка.
В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе и на уроках русского языка электронных средств обучения.
На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля.
Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т. д., позволяет усилить продуктивность визуальной среды [2].
Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько вариантов проведения уроков с использованием информационнокоммуникационных технологий. Так, в демонстрационном режиме на уроке используется один компьютер и мультиме дийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще всего в виде слайдов. Для организации индивидуальной работы урок проводится в кабинете информатики, где у каждого ребенка есть возможность заниматься самостоятельно за персональным компьютером. Комбинированный режим позволяет сочетать эти формы работы на одном уроке. Во время проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала.
При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет электронный экран. Учитель организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого класс обычно делится на группы, каждая из которых работает в своем режиме. При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.
При проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной [2].
Главным в обучении правописанию яв ляется орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографической зоркости. Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия.
Таким образом, применение разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии на уроках русского языка. Но при выборе приёмов всё должно быть продумано. При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется условиями [3]:
• степень соответствия его изучаемому в данный момент материалу;
• подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;
• доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;
• последовательность в применении отобранных с определенной целью приёмов.
Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтак сису, лексике. Для учащихся начальных классов важнейшими являются такие орфографические темы, как: правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов; слитно-раздельные и дефисные написания и др.
Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок. Необходимо заметить, что орфографические ошиб- ки – это один из видов ошибок по русскому языку. Они могут быть самыми разнообразными, и природа их тоже различна. Компьютерные технологии помогают решить основные задачи по формированию орфографической зоркости.
По методике, разработанной Жоховым В.И., рекомендуется использовать такие работы, как словарные диктанты – слайды, где удачно сочетаются графический и художественный образ слова (рис. 1).
кОрОва
Осёл
вОлчица бАрАн сОбака
лОшадь
хОмяк
Названия большинства животных, кроме барана, пишутся с буквой О:
Рис. 1. Слайд – словарный диктант
Отметим далее, что важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил, удобство такой работы также предоставляют для нас компьютерные технологии.
И, наконец, воспитание учащихся, ко торое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии. Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме, соблюдая при этом орфографические формы. Осуществлять поставленные задачи стало возможным благодаря таким упражнениям, как:
• «Буква убежала» (рис. 2);
Тверь не об я цой
стриж
Угадайте, какая буква убежала из каждого слова.
Рис. 2. Слайд к заданию «Буква убежала»
• работа по преобразованию слов: найдите слова из левого и правого столбика, которые отличаются только одной буквой. Выделите пары одним цветом (рис. 4);
ТАНК |
БУСЫ |
КОТЫ |
СОР |
УСЫ |
КРОТЫ |
УТКА |
ЛАМПА |
СПОР |
ТАК |
ЛАПА |
ШУТКА |
Рис. 4. Слайд к заданию по преобразованию слов
• чтение слов-перевертышей (рис. 5).
Рис. 5. Слайд «Чтение слов-перевертышей»
При изучении орфографии систематически проводится работа над значением слов и фразеологизмов, что способствует формированию орфографического навыка и обогащению словаря учащихся, например: тушь–туш, недостает–не достает, не покладая рук и т. д. в этой работе компьютерные слайды незаменимы для сравнения оптического и графического образов (рис. 6, c. 43).
Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет свою специфику: учащиеся по зависимому слову устанавливают основное слово, например, при изучении правил правописания мягкого знака в глаголах на -тся, -ться и др. В этом заключается трудность для учащихся, которая преодолевается только тренировочными упражнениями с помощью компьютера. В этой работе нам помогает упражнение «Подбери пару» (рис. 7):
— ая, — ое.
Соблюдающий чистоту, порядок, осторожность или регулярность.
Однокоренные слова: аккуратно, аккуратность, аккуратист.
Рис. 6. Слайд – задание по сравнению написания слов
Рис. 7. Слайд – задание «Подбери пару»
Работа над связной речью ведется исходя из того, какие задачи ставятся по развитию связной речи. Работа по орфографии осуществляется попутно.
Готовя учащихся к очередному изложению и сочетанию, учитель, с одной стороны, систематически ведёт работу над орфографическими ошибками, допущенными в последней работе, с другой, – систематически ведёт работу по предупреждению орфографических ошибок в очередном изложении или сочетании. Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным способом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осуществлять воспитание культуры умственного труда, что является составной частью умственного и трудового воспитания. Учебный труд при умелой его организации способствует не только формированию навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолюбия, привычки работать добросовестно, в полную силу, доводя начатое дело до конца – всё это вместе успешно готовит школьников к самостоятельной трудовой деятельности.
Следует подчеркнуть, что именно с помощью информационных технологий появилась возможность использовать все виды деятельности, способствующие формированию орфографической зоркости с первого по четвертый класс.
Приведём примеры учебных видов деятельности по классам.
Первый класс: звукобуквенный разбор; списывание с печатного текста; списывание с проговариванием; запись под диктовку; нахождение орфограмм; исправление ошибок.
Второй класс: фонетический разбор; грамматический разбор слов (по частям речи); синтаксический разбор предложения; изложения, сочинения (обучающие); диктант «проверяю себя»; словарно-орфографическая работа; морфологический разбор (корень, окончание).
Третий класс (к изученному ранее добавляется): морфологический разбор слова; комментирование; свободные диктанты; обобщение материала; применение алгоритмов; самостоятельное письмо; таблицы приставок, суффиксов и др.
Четвертый класс (использую все приёмы, которые имели место ранее): все виды языкового анализа; списывание; диктанты разных видов; изложения, сочинения; решение орфографических задач; самопроверка; исправление ошибок и др.
Обобщая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что преимущества использования информационно коммуникативных технологий в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы, формирования навыка самоконтроля и самооценки. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.
Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать проблему, связанную с развитием орфографической зоркости, различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся начальных классов и включить их в активную познавательную деятельность.
Библиографический список:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. – М., 2009.
2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 9.
3.
4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 1982.
5. Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы // Информатика и образование. 2002. № 12.
6. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму // Начальная школа. 2006. № 19.
7. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Использование словарей как способ решения орфографических задач // Начальная школа. 2006. № 20.
8. Трубайчук Л.В. Каким быть учебнику нового поколения? // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 5.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373. (01.09.2010г.) // [Электронный ресурс]: http://минобрнауки.рф/документы/922
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.