Методическая разработка итогового урока по природоведению "Наши знания"
Оценка 4.7

Методическая разработка итогового урока по природоведению "Наши знания"

Оценка 4.7
docx
16.11.2020
Методическая разработка итогового урока по природоведению "Наши знания"
Методическая разработка урока Наши знания.docx

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики

«Цивильская  общеобразовательная школа - интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка итогового  урока по природоведению «Наши знания»

(5 класс)

 

 

Составитель: Кузьмина Зоя Алексеевна учитель  биологии и химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цивильск – 2020

 

Аннотация

     В наше время, стремительного развития науки, а также информационных технологий, человеку приходится постоянно учиться и переучиваться. Поэтому школа должна сформировать у учеников умение учиться. Достижение данной цели возможно за счет формирования системы универсальных  учебных действий. Одним из средств, развивающих УУД, является интеллектуальная игра.

     Игра отличное средство социализации ребенка, приобщения его к нормам и ценностям общества. Именно развиваются эмпатия и рефлсксия. Игра для детей – источник новых эмоций, возможность неформальной обстановке показать перед одноклассниками умение мыслить, возможность развития умения применить имеющиеся знания в новых ситуациях, получить новую информацию. Для педагога игра - это и источник радости, удовлетворения результатами своего труда, и возможность открытия нового в своих учениках.

Конспект урока: «Наш багаж знаний».

 

     Предмет: урок природоведение

     Тема урока: «Итоговая игра «Наш багаж знаний».

     Целевая группа: учащиеся 5 класс.

     Тип урока: обобщающий урок.

     Цель урока: создание условий для актуализации полученных знаний.

     Задачи урока:

     Образовательные:- закрепить и обобщить основной и дополнительный материал к учебнику природоведения 5 класса в форме игры;

     Коррекционно-развивающие:- корригировать точность памяти в процессе ответа на вопросы;

- корректировать  учебную деятельность: учить слушать и понимать собеседника, выполнять инструкции, отвечать на вопросы;

- развивать устную монологическую речь учащихся при ответах на вопросы учителя;

- развивать произвольное внимание при выполнении заданий с использованием карточек и электронного пособия.

Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету в целом, вкус к успеху и способности к творчеству.

     Планируемые результаты.

     Предметные

     Применяют знания об объектах и явлениях окружающей природы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа  с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

     Личностные

     Развивают  основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности. Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и Социального признания, определяют границы собственного знания и незнания.

     Метапредметные

     Регулятивные: умеют принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, правильно оценивать и корректировать результаты.

     Познавательные: извлекают необходимую информацию из учсбника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета) об особенностях физических и -химических явлений, о многообразии организмов в природе и обсуждают полученные сведения; структурируют имеющиеся знания,  ориентируются на разнообразие способов решения задач.

     Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

     Продолжительность урока: 40 мин.

     Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, деятельностный, здоровьесберегающий, элементы беседы.

     Приёмы обучения: положительный пример, сотрудничество, наблюдение, сопоставление.

     Технологии:

     - Технология формирования ключевых компетентностей. Г.Б. Голуб, Е.А.     Перелыгина, О.В. Чуракова.

     - Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение). Т.К. Донская, В.В. Фирсов, И.Э. Унт, А.С. Границкая.

     -Информационно-коммуникативные технологии. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Мосеева, А.Е. Петров.

     - Здоровьесберегающие технологии Н.К. Смирнов.

     Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

     Интеграция образовательных областей:  коммуникация, физическая культура, биология, русский язык.

Оборудование: карточки с заданиями, фишки-«умники», карточки со словами «да», «нет», презентация.

Место в образовательном процессе: проводится после изучения курса «Природоведение» на уроке обобщения и повторения или во внеурочной деятельности для развития УУД.

 

 

 

Ход урока.

I. Введение.

     Предварительный этап  игры – перед началом игры каждая команда делает игровое поле - соединяет е стола. Каждая команда выбирает капитана, и название команды.

     Учитель. Ребята! Сегодня мы проводим итоговую игру  «Наш багаж знаний» 'Запомните, что в игре главное - не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденному материалу.

II. Основная часть.

Конкурс капитанов  «Верите ли ВЫ, что ... »

     Учитель. После каждого вопроса капитаны поднимают  карточки со словами «да» или «нет».  За каждый правильный ответ  капитан приносит команде по одному «умнику». На последние три вопроса по очереди отвечает сначала команда, а потом капитан. В случае правильного ответа команда может  забирать с капитаном сразу две фишки «умники».

1. Гроза - это явление только электрическое? (Нет,  и звуковое)

2. Крахмал под действием слюны превращается в сахар?  (Да)

3. Питание - это механическая и химическая обработка  пищи? (Нет, это пищеварение.)

4. Главная роль дыхания - обеспечение организма энергией? (Да)

5. Зеленые растения поглощают и выделяют кислород'? (Да)

6. Клетки грибов и растений имеют плотную оболочку? (Да)

7. Более молодым и прогрессивным считается половое размножение? (Да)

8. Литосферные плиты находятся в постоянном движении?

9. Хищников в природе больше, чем их жертв? (Нет.)

10. Атмосфера Земли сначала не имела кислорода? (Да.)

11. Клонирование организмов      это бесполое размножение?(Да)

12. Состав атмосферы постоянно  меняется? (Да.)

13.Бактерия, хламидомонада, инфузория - организмы одноклеточные? (Да.)

14. В процессе фотосинтеза организмы создают органические вещества? (Да.)

15. Дыхание у бактерий может быть кислородным и бескислородны м') (Да.)

Конкурс «Подсказка».

    Учитель.  Каждый вопрос выделяется тремя частями. После  подсказки на листочках пишете  ответ и сдаете  учителю. Можно после очередной подсказки менять версию ответа.  Если ответ  не меняется, листочки можно не сдавать. За ответ с первой подсказки - три фишки, со второй 2, с третьей одна.

Вопрос 1.

1.В ходе этих процессов выделяется энергия.

2. При этом один происходит в  неживой природе.

3. А второй происходит только в  живых организмах. (Дыхание.)

Вопрос 2.

1. Эти разнообразные и удивительные существа - растения.

2. Они неподвижны, но обеспечивают себя всем необходимым.

3.Этим они отличаются от гетеротрофов. (Автотрофы.)

Вопрос 3.

1. Этот процесс одно из таинств природы.

2. Начало будущему организму дают две слившиеся клетки.

3. Поэтому новый организм сочетает родительские признаки. (Половое размножение.)

Вопрос 4.

1. Это состоит из  немногих взаимосвязанных между собой организмов.

2. Причем в начале цепи чаще всего находятся растения.

3. При этом организмы  извлекают друг из друга вещества и энергию. (Цепи питания.)

Конкурс «Самое, самое, самое ... »

     Учитель. Из решетки с цифрами, нарисованной на доске, выбираете  номер вопроса и отвечаете  на него. Если ответ правильный, то зарабатываете фишки - «умника», при неправильном ответе право ответа переходит к следующей команде. За пятью цифрами  прячутся «акулы», съедающие по «умнику».

1. Акула.

2. Акула.

3. Самая большая рыба. (Китовая акула.}

4. Самые крупные змеи. (Анаконда, сетчатый питон.)

5. Самая жаркая планета. (Венера.)

6. Акула.

7. Самая холодная планета. (Нептун.)

8. Самая важная для нас звезда. (Солнце.)

9. Самые многочисленные и невидимые организмы. (Бактерии.)

10. Акула.

11. Самый мелкий хищный зверь. (Ласка.)

12. Самый большой океан. (Тихий.)

13. Акула.

14. Самая длинная и полноводная река. (Амазонка.)

15. Самый важный для растений газ. (Углекислый газ.)

Конкурс-кроссворд.

     Учитель. Ответив на вопросы кроссворда, вы по вертикали прочитаете фамилию великого русского ученого, которому принадлежат эти слова: « .... Может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать ... » (Ломоносов.)

     За каждый правильный вопрос команда получает по 1 «умнику», за ключевое слово – три, Полученный результат округляется в большую сторону и делится на два.

 

 

Вопросы кроссворда.

1. Единица вещества. (Молекула.)

2. Если что-то появляется внезапно, люди говорят: «Появился как …

среди  ясного неба». (Гром.)

3. Где гром, там и она. Точнее, сначала она а потом гром. (Молния.)

4. Она была открыта на Венере в1761 году. (Атмосфера.)

5. Это то, из чего состоят горные породы. (Минералы.)

6. Разновидность известняка, облицовочный материал в метро. (Мрамор.)

7. Смена дня  и ночи зависит от … Земли Солнцем. (Освещения.)

8.На юге - Черное, на севере … море. (Белое.)

9. Планета между Меркурием и Землей. (Венера.)

Конкурс «Биоаукцион».

     Учитель. Этот конкурс решает все. Можно проиграть, можно стать победителем. Учитель  объявляет, о чем вопрос, называет его первоначальную цену и спрашивает: «Кто больше?». Команды делают ставки, и торги заканчиваются словами: « ….. «умников» - раз,…. «умников»- два,….. «умников»- три. Продано! После зачитывается вопрос, и команды начинают обсуждение.  При правильном ответе  команда получает «умников» поставленных на этот вопрос. Если  ответ неправильный, «банкир» вычитает эту сумму из накоплений команды.

1.Вопрос о загадочной одежде.

Эта «одежда» сделана не из шелка, льна или хлопка. Очень легка, удерживает и пропускает воду, пропускает солнечные лучи, но потом их не выпускает, благодаря чему и поддерживается определенная температура там, где есть эта «одежда». А где ее нет, там очень холодно. (Атмосфера.)

 

2. Вопрос о том, что в одном состоянии -- минерал, а в других нет.

Она всегда рядом, но иногда мы ее не видим. Она не имеет постоянной формы и легко может ее изменять. Она может быть и твердой. Без нее невозможна жизнь на Земле. Так что же 'это за всем известная трехликая особа? (Вода.)

 

     3. Вопрос о процессе, при котором выбрасывается то, что очень нужно.

Когда нам что-то становится ненужным, мы это выбрасываем, а нужное бережем. А вот растения оказываются не такими бережливыми. То, что добыто непосильным трудом, выбрасывается. И беречь нельзя, иначе нарушатся важные жизненные процессы, в частности, передвижение по растению необходимых веществ, охлаждение в жаркую погоду. Как же называется процесс потери важного вещества у растений? (Испарение.)

4. Вопрос об организмах борцах за чистоту нашей планеты.

Сейчас невозможно получить хороший урожай без применения удобрений. Минеральные удобрения – это изобретение человека. Но дикорастущие растения росли и плодоносили тогда, когда и человека не было. Какие же организмы наводили чистоту на планете и обеспечивали растения минеральными солями? (Бактерин.)

5. Вопрос о нашем верном друге.

Эти организмы отличаются от других целым рядом признаков, но прежде всего цветом. Такого цвета нет у зверей, разве что ленивец приобретает такой оттенок за счет водорослей в его шерсти. У других животных этот цвет может встречаться, но он лишь помогает приобрести покровительственную окраску и быть незаметным на фоне окружающей среды. Так какой цвет и у каких организмов можно считать самым важным в природе? (Зеленый цвет растений.)

III. Заключение.

     Учитель: Ребята, в течение года мы с вами знакомились с тайнами природы. Сегодня вы все показали свои знания по предмету, умение работать в команде. Оцените свою работу.

Рефлексия.

 На уроке я работал – активно / пассивно

 На уроке мне было – интересно / не интересно / легко / трудно

 Своей работой на уроке я – доволен / не доволен

 Мое настроение – хорошее / не очень хорошее

Подведение итогов.

     После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз - «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

 

 

 

 

 

 


Бюджетное общеобразовательное учреждение

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Аннотация В наше время, стремительного развития науки, а также информационных технологий, человеку приходится постоянно учиться и переучиваться

Аннотация В наше время, стремительного развития науки, а также информационных технологий, человеку приходится постоянно учиться и переучиваться

Личностные Развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности

Личностные Развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности

Ход урока. I . Введение.

Ход урока. I . Введение.

Вопрос 2. 1. Эти разнообразные и удивительные существа - растения

Вопрос 2. 1. Эти разнообразные и удивительные существа - растения

Вопросы кроссворда. 1. Единица вещества

Вопросы кроссворда. 1. Единица вещества

Когда нам что-то становится ненужным, мы это выбрасываем, а нужное бережем

Когда нам что-то становится ненужным, мы это выбрасываем, а нужное бережем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2020