МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по УР ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________2021г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Кийдан О.В.
«______»______20___г.
Методическая разработка
Конкурс чтецов с элементами литературной гостиной «Ещё не раза вы вспомните меня», посвященный 135 - летию со дня рождения русского поэта
Николая Степановича Гумилева
Подготовил: преподаватель,
Абдулманафова Г.С.
2021г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………..…...3
2. Сценарий конкурса чтецов с элементами литературной гостиной ………...4
3. Ход мероприятия ……………………………………………………………..…5
3.1. ДЕТСТВО НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА……………………..……………….…..5
3.2. ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ………………………………….……………...…..5
3.3. КНИГА «ПУТЬ КОНКВИСТАДОРОВ»……...……………………………....5
3.4. ЮНЫЕ Н. ГУМИЛЁВ И А. АХМАТОВА.…...…….……………………..….6
3.5. ГУМИЛЁВ В ПАРИЖЕ……………… …….…………………….…………...6
3.6. «РОМАНТИЧЕСКИЕ ЦВЕТЫ»..……………………………………………...6
3.7. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ «АПОЛЛОН».……………..………………….6
3.8. ЕЛИЗАВЕТА ДМИТРИЕВА………………………………..…………………7
3.9. ПОЭМА «КАПИТАНЫ»………………………………………………………7
3.10. ДУЭЛЬ…………………………………………………………………………7
3.11. АННА АХМАТОВА…………………………………………………...……..7
3.12. ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ………………………………………………..8
3.13. АННА АХМАТОВА И НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ………………………...….8
3.14. «ЦЕХ ПОЭТОВ»……………………..……………………………………….8
3.15. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ……………………………..…………………………..8
3.16. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГ…………………………………………...9
3.17. АННА ЭНГЕЛЬГАРДТ………………………………………………………9
3.18. АРЕСТЬ И РАССТРЕЛ……………………………………………………….9
3.19. КОНКУРС ЧТЕЦОВ……………………………………...………..………....9
4. Интернет-ресурсы ……………………………..………………………...…….19
5. Приложение 1…………………………………………………………………..20
6. Приложение 2…………………………………………………………………..21
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов с элементами литературной гостиной «Ещё не раза вы вспомните меня», посвященная 135 - летию со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева
Цели:
˗ расширить литературный кругозор обучающихся посредством знакомства с
творчеством Н.С. Гумилева;
˗ углубить представление о поэтах серебряного века, их творчестве;
˗ показать красоту человеческих отношений на примере любви Гумилева и
Ахматовой;
˗ воспитывать чувство патриотизма на примере жизни поэта;
˗ воспитывать любовь к поэтическому слову.
Задачи конкурса чтецов с элементами литературной гостиной:
˗ выявлять и поощрять талантливых обучающихся, предоставлять им
возможность для самовыражения;
˗ создать условия для формирования навыков осознанной творческой
деятельности обучающихся;
˗ предоставить возможность обучающимся творчески себя реализовать,
раскрыть свой потенциал.
Методическая разработка содержит следующий подробный сценарий конкурса чтецов с элементами литературной гостиной: описание целей, задач, хода мероприятия, Интернет - источники.
2. Сценарий конкурса чтецов с элементами литературной гостиной
«Ещё не раза вы вспомните меня», посвященный 135 - летию со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева
Место проведения: ВКонтакте ЛНТ (дистанционно, Flash-ролик в виде слайд-шоу)
Участники: обучающиеся группы 6РЭ92 и обучающиеся 1 курса
Дата проведения: 15 апреля 2021г.
Цель конкурса чтецов с элементами литературной гостиной:
Образовательная цель:
˗ познакомить обучающихся (выборочно) с жизнью и творчеством
поэта Н.С.Гумилева
Развивающие цели:
˗ развивать познавательный интерес к изучению творчества поэта;
˗ развивать навыки выразительного чтения;
˗ развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления
своих ровесников;
˗ расширять кругозор и творческие способности обучающихся.
Воспитательные цели:
˗ формировать уважительное отношение к родному языку через
художественное слово поэта;
˗ воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
˗ воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через
форму мероприятия;
˗ прививать навыки публичного выступления, актёрского мастерства.
Задачи конкурса чтецов с элементами литературной гостиной:
˗ выявлять и поощрять талантливых обучающихся, предоставлять им
возможность для самовыражения;
˗ создать условия для формирования навыков осознанной творческой
деятельности обучающихся;
˗ предоставить возможность обучающимся творчески себя реализовать,
раскрыть свой потенциал.
Подготовка к конкурсу чтецов с элементами литературной гостиной:
˗ обучающимся выучить наизусть стихотворения Николая Гумилева, читать
выразительно тексты.
Оборудование:
˗ Flash-ролик в виде слайд-шоу
3. Ход мероприятия
«Мне все открыто в этом мире –
И ночи тень, и солнца свет...».
Ведущий 1. Фалько Маргарита, обучающаяся группы 6РЭ92
1. ДЕТСТВО НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА
В двадцать первом веке поэзия Гумилёва словно обрела второе дыхание. Появилось много песен на его стихи, и это нельзя объяснить лишь данью моде. Главный секрет этой популярности - в обаянии благородства неординарной, сильной личности и завораживающей глубине поэтических откровений мечтателя и романтика, воина и влюбленного рыцаря ... (слайд 2)
Ведущий 2. Стоякина Анастасия, обучающаяся группы 6РЭ92
Поэт Николай Степанович Гумилёв родился в апреле1886 года в Кронштадте. Его отец в прошлом корабельный врач. Мать – потомственная дворянка, ее прадед сражался под Очаковом, а дед – под Аустерлицем. У Николая был старший брат – Дмитрий. От отца унаследовал упорство и трудолюбие. Гумилев сам строил свою судьбу, сам закалял свой характер. (слайд 3)
Ведущий 3. Кожевникова Полина, обучающаяся группы 6РЭ92
2. ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Сочинять стихи Гумилёв начал довольно рано, в 7-8 лет, а в 1902 году в газете «Тифлисский листок» было напечатано первое стихотворение юного поэта, в то время жившего вместе с родителями в Тифлисе. В 1903 году вместе с семьёй Николай Гумилёв возвращается в Царское Село и поступает в 7-ой класс Николаевской гимназии, директором которой был тогда известный поэт Иннокентий Анненский. (слайд 4)
Ведущий 4. Токарева Анастасия, обучающаяся группы 6РЭ92
Однажды Анненский вызвал Гумилева к себе в кабинет и посоветовал заняться стихами серьезно. Для начинающего поэта поддержка такого наставника была просто необходимой. Когда учителя ругали Николая за плохую учебу и дисциплину, директор говорил: “Да, господа! Все это верно! Но ведь он пишет стихи!” За стихи прощалось все. (слайд 5)
Ведущий 5. Карпунин Евгений, обучающийся группы 6РЭ92
3. КНИГА «ПУТЬ КОНКВИСТАДОРОВ»
Уже в гимназии Гумилев начал мечтать о путешествиях, об открывателях-конквистадорах. В его первой книге «Пути конквистадоров», которую в 1905 г. на собственные средства издала мать, эпиграфом были слова: “Я стал кочевником, чтобы сладострастно прикасаться ко всему, что кочует”. (слайд 6)
Ведущий 6. Тайбина Любовь, обучающаяся группы 6РЭ92
Начинающий поэт видит себя в образе бесстрашного рыцаря в доспехах, который проходит “по пропастям и безднам”, “по обрывам”, и ищет свою “звезду”, свою любовь, и верит, что найдет ее:
Я конквистадор в панцире железном Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам. И отдыхаю в радостном саду. И верю, я любовь свою найду... (слайд 7)
Ведущий 7.Орловский Никита, обучающийся группы 6РЭ92
4. ЮНЫЕ Н. ГУМИЛЁВ И А. АХМАТОВА.
Николаю было 17 лет, когда к нему пришла настоящая любовь. Как все гимназисты, он ухаживал за барышнями, бесконечно влюблялся. Но встреча с Анной Горенко – будущей поэтессой А. Ахматовой, перевернула его жизнь. Произошло это в Сочельник, на Святой неделе. (слайд 8)
Ведущий 8. Баймурзин Даниил, обучающийся группы 6РЭ92
С той первой встречи Аня Горенко, Ахматова, запала в душу юному поэту. Подруги говорили, что он не произвел на Анну особого впечатления. Наверное, потому что был высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Но холодность возлюбленной не смогла погасить пламя любви, вспыхнувшее в сердце восторженного юноши. (слайд 9)
Ведущий 9. Сабрекова Анжелика, обучающаяся группы 6РЭ92
5. ГУМИЛЁВ В ПАРИЖЕ
Получив в 1906 году аттестат, Гумилев уезжает в Париж, слушает в Сорбонне лекции по французской литературе, изучает живопись, часто бывает в Лувре.... В Париже ему удаётся выпустить 3 номера журнала «Сириус», в котором он печатает преимущественно собственные произведения и стихи юной Анны Горенко. Здесь же Гумилев знакомится с Максом Волошиным, Николаем Рерихом, Алексеем Николаевичем Толстым. (слайд 10)
Ведущий 10. Машуров Рамазан, обучающийся группы 6РЭ92
6.«РОМАНТИЧЕСКИЕ ЦВЕТЫ»
В 1907 году Николай ненадолго возвращается на родину, чтобы сделать Анне очередное предложение руки и сердца, и получает отказ. Позже он навестит её в Севастополе, но эта встреча закончится ссорой и длительной размолвкой. Из Севастополя Гумилёв отправляется в Париж, а потом совершает своё первое путешествие в Африку, в Египет. (слайд 11)
Ведущий 1. Фалько Маргарита, обучающаяся группы 6РЭ92
Ведущий 2. Стоякина Анастасия, обучающаяся группы 6РЭ92
7. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ «АПОЛЛОН».
А по возвращении на родину поэт снова окунается в литературную жизнь Петербурга: посещает знаменитую «Башню» Вячеслава Иванова, заводит множество новых литературных знакомств. В 1909 году вместе с Сергеем Маковским издаёт иллюстрированный литературный журнал «Аполлон». (слайд 13)
Ведущий 3. Кожевникова Полина, обучающаяся группы 6РЭ92
8. ЕЛИЗАВЕТА ДМИТРИЕВА
Весной того же года Гумилёв встречает Елизавету Дмитриеву, с которой познакомился ещё в период их учёбы в Сорбонне. Лиза была внешне некрасивой, но чрезвычайно харизматичной девушкой. У них завязывается роман, и в конце мая Николай и Елизавета вместе уезжают в Коктебель. Но здесь их отношения разладились. Дмитриева предпочла Гумилёву другого поэта, Максимилиана Волошина, позже сыгравшего роковую роль в её творческой судьбе. (слайд 14)
Ведущий 4. Токарева Анастасия, обучающаяся группы 6РЭ92
9. ПОЭМА «КАПИТАНЫ».
Писатель Алексей Толстой, гостивший в то же время у Макса Волошина, так вспоминал об этой истории: «Гумилёв с иронией встретил любовную неудачу: в продолжение недели он занимался ловлей тарантулов. Его карманы были набиты пауками, посаженными в спичечные коробки. Он устраивал бои тарантулов. К нему было страшно подойти. Затем он заперся у себя в чердачной комнате дачи и написал замечательную, столь прославленную впоследствии, поэму "Капитаны". После этого он выпустил пауков и уехал. (слайд 15)
Ведущий 5. Карпунин Евгений, обучающийся группы 6РЭ92
10. ДУЭЛЬ
22 ноября 1909 года на Черной речке Николай Гумилев стрелялся с поэтом Максимилианом Волошиным. Причиной конфликта стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Гумилев познакомил ее с Волошиным, а тот помог Дмитриевой создать литературную маску-мистификацию — таинственную испанку Черубину де Габриак. Ее стихи печатали в журнале «Аполлон». Гумилев был очарован таинственной испанкой, однако вскоре узнал, что за псевдонимом скрывается его знакомая. (слайд 16)
Ведущий 6. Тайбина Любовь, обучающаяся группы 6РЭ92
Литературная мистификация возмутила поэта. Он поссорился с Волошиным и вызвал его на дуэль. Гумилев настоял на самых жестких условиях — стреляться с пяти шагов и до смерти. Поэты не пострадали — Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку. Дуэлянтов судили, обязали выплатить небольшой штраф в десять рублей и приговорили к домашнему аресту: Гумилева — на десять дней, а Волошина — на один. (слайд 17)
Ведущий 7. Орловский Никита, обучающийся группы 6РЭ92
Спустя 12 лет, в 1921 году, Волошин и Гумилёв встретятся ещё раз. Это произойдёт в порту Феодосии, откуда Гумилёв на пароходе собирался отправиться в Новороссийск. Старые друзья пожмут друг другу руки, и примирение состоится. Но больше двум поэтам не суждено будет увидеться... (слайд 18)
Ведущий 8. Баймурзин Даниил, обучающийся группы 6РЭ92
11. АННА АХМАТОВА
Но вернёмся в декабрь 1909 года. После литературного вечера “Остров искусства” состоялось то, чего так долго добивался Гумилёв: Анна Горенко наконец-то согласилась стать его женой!
Анна Ахматова. “ Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева.
Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой.
Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю”. (слайд
19)
Ведущий 9. Сабрекова Анжелика, обучающаяся группы 6РЭ92
12. ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ
Окрыленный предвкушением семейного счастья, поэт всё же не смог отказаться от возможности совершить ещё одно путешествие в Африку...
Джедда, Аддис-Абеба, Джибути, Харрар... Новый 1910 год он встретит среди пальм, диких животных, опасной охоты. Африка подарит поэту вдохновение, которое выльется в необычайно красивые стихи... (слайд 20)
Ведущий 10. Машуров Рамазан, обучающийся группы 6РЭ92
Африка имела какую-то магическую власть на Гумилёвым, и, покидая её, он тосковал, тосковал о ней, как о близком, живом существе, и искал повод, чтобы снова окунуться в свою стихию, наполненную невероятными приключениями, непростыми испытаниями и неожиданными встречами ... (слайд 21)
Ведущий 1.Фалько Маргарита, обучающаяся группы 6РЭ92
13. АННА АХМАТОВА И НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ
Но в этот раз Николай Гумилёв торопился на родину, словно боялся, что Анна передумает и снова скажет «нет». Опасения всё же были напрасны: 25 апреля Николай и Анна обвенчались в Николаевской слободе, под Киевом, в церкви Святого Николая... После венчания молодые супруги отправились в свадебное путешествие в Париж, а оттуда вернулись в Царское Село, где и поселились в доме Гумилёвых. (слайд 22)
Ведущий 2. Стоякина Анастасия, обучающаяся группы 6РЭ92
Союз двух внутренне независимых, сильных личностей оказался непростым: Николай любил путешествия, Анна же предпочитала дом, Николая манила экзотика, Анну – человеческие отношения. Ужиться двум талантливым, неординарным поэтам под одной крышей было сложно. (слайд 23)
Ведущий 3. Кожевникова Полина, обучающаяся группы 6РЭ92
14. «ЦЕХ ПОЭТОВ»
В 1912 году в семье поэтов рождается сын Лев. Но семейное счастье не мешает их творчеству. Николай Гумилёв и Анна Ахматова захвачены литературной жизнью. Вместе с другими собратьями по «Цеху поэтов» они заявляют о появлении нового художественного течения — акмеизма, в основе которого - материальность, предметность образов, точность слова. В это время и Гумилёв, и Ахматова уже признанные поэты. (слайд 24)
Ведущий 4. Токарева Анастасия, обучающаяся группы 6РЭ92
15. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
Первая мировая война сломала привычный ритм жизни Гумилёва. Он добровольцем ушёл на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды - два Георгиевские креста - лучшее подтверждение его боевых подвигов. И все же к 1916 году наступает переосмысление войны…Быстрой победы не получилось, война сеяла разочарование и апатию, возросло дезертирство, и удрученный Гумилев ждал любой возможности вернуться в Петербург. Война оставляла за собой руины. Но и без нее Гумилев возвращался на развалины своей семьи. (слайд 25)
Ведущий 5. Карпунин Евгений, обучающаяся группы 6РЭ92
16. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГ
После Февральской революции Гумилев возвращается в Петербург. Здесь Гумилёв много работает на литературном поприще, оттачивая свой стиль, свою манеру. Почти все его стихи прекрасно обдуманы и звучат утончённо. "Не метр, а мастер", - скажет о нём Марина Цветаева. Гумилёва избирают председателем петербуржского Союза Поэтов, он основывает "Дом поэтов", ведёт литературную студию «Звучащая раковина». Но, несмотря на всю свою занятость, Гумилёв испытывает страшное одиночество, тяжело переживает разрыв с Анной Ахматовой. (слайд 26)
Ведущий 6. Тайбина Любовь, обучающаяся группы 6РЭ92
17. АННА ЭНГЕЛЬГАРДТ
Пытаясь заглушить свою душевную боль, в 1918 году Гумилев женится на тезке Ахматовой - Анне Энгельгардт. Она не писала стихов, не витала в облаках поэзии, была вполне земной женщиной – “той, с которой не надо улетать в высоту”. В отличие от Ахматовой Анна Николаевна взяла себе фамилию мужа и стала Гумилёвой. (слайд 27)
Ведущий 7. Орловский Никита, обучающийся группы 6РЭ92
Своей второй жене Гумилев посвятил последний сборник своих стихотворений - “Огненный столп”, вышедший в Петербурге в 1921 году. Эта книга признана “высшим художественным достижением” Гумилева. Стихотворение «Шестое чувство», стало последним в этом сборнике. В этом стихотворении отразилась мечта поэта о верховенстве красоты. В какой-то мере это стихотворение можно считать пророческим для самого поэта... (слайд 28)
Ведущий 8. Баймурзин Даниил, обучающийся группы 6РЭ92
18. АРЕСТЬ И РАССТРЕЛ
В день ареста Гумилёв вернулся домой около двух часов ночи. Он провёл этот последний вечер в кружке преданно влюблённой в него молодёжи. Никто не обратил внимания на автомобиль у его дома. Его ждали в квартире. В тюрьму взял с собой Евангелие и Гомера. За два дня до расстрела писал жене: "Не беспокойся. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы. Пришли сахару и табаку". (слайд 29)
Ведущий 9. Сабрекова Анжелика, обучающаяся группы 6РЭ92
27 августа 1921 года, тридцати пяти лет от роду, в расцвете жизни и таланта, Гумилёв был расстрелян. Раньше говорили за соучастие в контрреволюционном заговоре, теперь знаем: за недонесением о нём. В последний год своей жизни Николай Гумилёв успел издать девятый поэтический сборник под названием «Шатёр». Всего же он напечатал 9 книг своих поэтических произведений. Десятая книга поэзии Н. Гумилёва была издана уже после его гибели... (слайд 30)
Ведущий 10. Машуров Рамазан, обучающийся группы 6РЭ92
19. КОНКУРС ЧТЕЦОВ
А теперь мы переходим к конкурсу чтецов, посвященный 135- летию со дня рождения поэта Николая Степановича Гумилева.
В конкурсе принимает участие _15_ человек.
Представляем вам жюри конкурса…
Абдулманафова Г.С.
Авилкина В.В.
Айдакова Т.В.
Мусенко И.Л.
Исрафилова И.Д.
Плотникова Н.Н.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
Читает обучающийся группы 6АП01, Левицкий Максим «М. Л. Лозинскому»
Я помню ночь, как черную наяду,
В морях под знаком Южного Креста.
Я плыл на юг; могучих волн громаду
Взрывали мощно лопасти винта,
И встречные суда, очей отраду,
Брала почти мгновенно темнота.
О, как я их жалел, как было странно
Мне думать, что они идут назад
И не остались в бухте необманной,
Что дон Жуан не встретил донны Анны,
Что гор алмазных не нашел Синдбад
И Вечный Жид несчастней во сто крат.
Но проходили месяцы, обратно
я плыл и увозил клыки слонов,
Картины абиссинских мастеров,
Меха пантер — мне нравились их пятна —
И то, что прежде было непонятно, —
Презренье к миру и усталость снов.
Читает обучающаяся группы 6АП01, Горляковская Евгения «М.Л. Лозинскому»
Я молод был, был жаден и уверен,
Но дух земли молчал, высокомерен,
И умерли слепящие мечты,
Как умирают птицы и цветы.
Теперь мой голос медлен и размерен,
Я знаю, жизнь не удалась... и ты,
Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебя, как Дамаянти
Когда-то проиграл безумный Наль.
Взлетели кости, звонкие, как сталь,
Упали кости — и была печаль.
Читает обучающийся группы 6АП01, Викторов Валерий «М.Л. Лозинскому»
Сказала ты, задумчиво и строго:
«Я верила, любила слишком много,
А ухожу, не веря, не любя,
И пред лицом Всевидящего Бога,
Быть может, самое себя губя,
Навек я отрекаюсь от тебя».
То лето было грозами полно,
Жарой и духотою небывалой,
Такой, что сразу делалось темно
И сердце биться вдруг переставало,
В полях колосья сыпали зерно,
И солнце даже в полдень было ало.
И в реве человеческой толпы,
В гуденье проезжающих орудий,
В немолчном зове боевой трубы
Я вдруг услышал песнь моей судьбы
И побежал, куда бежали люди,
Покорно повторяя: «Буди, буди».
Солдаты громко пели, и слова
Невнятны были, сердце их ловило:
«Скорей вперед! Могила так могила!
Нам ложем будет свежая трава,
А пологом — зеленая листва,
Союзником — архангельская сила».
Так сладко эта песнь лилась, маня,
Что я пошел, и приняли меня,
И дали мне винтовку и коня,
И поле, полное врагов могучих,
Гудящих грозно бомб и пуль певучих,
И небо в молнийных и рдяных тучах.
И счастием душа обожжена
С тех самых пор; веселием полна,
И ясностью, и мудростью, о Боге
Со звездами беседует она,
Глас Бога слышит в воинской тревоге
И Божьими зовет свои дороги.
Честнейшую честнейших херувим,
Славнейшую славнейших серафим,
Земных надежд небесное Свершенье
Она величит каждое мгновенье
И чувствует к простым словам своим
Вниманье, милость и благоволенье.
Есть на море пустынном монастырь
Из камня белого, золотоглавый,
Он озарен немеркнущею славой.
Туда б уйти, покинув мир лукавый,
Смотреть на ширь воды и неба ширь...
В тот золотой и белый монастырь
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так, что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,- и хочет топиться.
Твержу ей: крещенному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.
Молчит - только ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую,
Над очастью, богом заклятую.
Читает обучающаяся группы 6РЭ01, Крутько Екатерина «Пророки»
И ныне есть еще пророки,
Хотя упали алтари,
Их очи ясны и глубоки
Грядущим пламенем зари.
Но им так чужд призыв победный,
Их давит власть бездонных слов,
Они запуганы и бледны
В громадах каменных домов.
И иногда в печали бурной,
Пророк, не признанный у нас,
Подъемлет к небу взор лазурный
Своих лучистых, ясных глаз.
Он говорит, что он безумный,
Но что душа его свята,
Что он, в печали многодумной,
Увидел светлый лик Христа.
Мечты Господни многооки,
Рука Дающего щедра,
И есть еще, как он, пророки —
Святые рыцари добра.
Он говорит, что мир не страшен,
Что он Зари Грядущей князь…
Но только духи темных башен
Те речи слушают, смеясь.
Читает обучающийся группы 6РЭ01, Курбанова Барно «Шестое чувство»
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Всё ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так, век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства,
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Читает обучающийся группы 6РЭ01, Стародубцев Георгий «У камина»
Наплывала тень… Догорал камин,
Руки на груди, он стоял один,
Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:
«Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;
Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,
И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.
Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.
Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.
Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река.
И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.
Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;
Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребенный здесь, в четырех стенах;
Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны…»
И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.
Читает обучающаяся группы 6РЭ01, Яблонская Алина «Еще не раз Вы вспомните меня...»
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.
Но каждый раз вы склонитесь без сил
И скажете: "Я вспоминать не смею.
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею".
Читает обучающаяся группы 6РЭ01, СувороваСофья «В час вечерний»
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград.
И горит над рдяным диском
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.
Я не трушу, я спокоен,
Я моряк, поэт и воин,
Не поддамся палачу.
Пусть клеймят клеймом позорным,
Знаю — сгустком крови черной
За свободу я плачу.
За стихи и за отвагу,
За сонеты и за шпагу,
Знаю, строгий город мой,
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.
4. Интернет-ресурсы
1. Николай Гумилев. Жизненный и творческий путь [Электронный ресурс] //YouTube: видеохостинг. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5hOpWlvagPQ
2. Гении и злодеи. Николай Гумилев [Электронный ресурс] //YouTube: видеохостинг. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Ulmd1Z_X7rA
3. Гумилев всегда носил с собой яд. И другие тайны великого поэта [Электронный ресурс] //Аргументы и факты. – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/person/24769
4. Николай Гумилев. Все стихи на одной странице [Электронный ресурс] / Н. Гумилев // Русская поэзия. – Режим доступа: http://rupoem.ru/gumilev/all.aspx
5. Николай Гумилев. Электронное собрание сочинений [Электронный ресурс] / Н. Гумилев. - Режим доступа: https://gumilev.ru/
Приложение 1
1. Заявка на участие студентов 1 – 2 курсов в конкурсе чтецов с элементами литературной гостиной «Ещё не раза вы вспомните меня», посвященная 135 - летию со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева
№ |
Фамилия, имя студента |
Группа |
Стихотворение |
Жюри |
1 |
Одинаев Бехзод |
6ТЭО01
|
«Жираф» |
Абдулманафова Г.С. Авилкина В.В. Айдакова Т.В. Исрафилова И.Д. Мусенко И.Л. Плотникова Н.Н.
|
2 |
Сергиенко Евгения |
«Наступление» |
||
3 |
Левицкий Максим |
6АП01
|
« М.Л. Лозинскому» |
|
4 |
Горляковская Евгения |
|||
5 |
Викторов Валерий |
|||
6 |
Игнатенко Ирина |
|||
7 |
Асаналиев Канбулат |
|||
8 |
Гусейнова Аймина |
|||
9 |
Мехдиев Талех |
6ТОР01
|
«Капитаны» (отрывок поэмы) |
|
10 |
Бахирова Сабрина |
«Из логова змиева» |
||
11 |
Крутько Екатерина |
6РЭ01 |
«Пророки» |
|
12 |
Курбанова Барно |
«Шестое чувство» |
||
13 |
Стародубцев Георгий |
«У камина» |
||
14 |
Яблонская Алина |
«Еще не раз Вы вспомните меня...» |
||
15 |
Суворова Софья |
«В час вечерний» |
||
16 |
Фалько Маргарита |
6РЭ92 |
Ведущие |
|
17 |
Стоякина Анастасия |
|||
18 |
Кожевникова Полина |
|||
19 |
Токарева Анастасия |
|||
20 |
Карпунин Евгений |
|||
21 |
Тайбина Любовь |
|||
22 |
Орловский Никита |
|||
23 |
Баймурзин Даниил |
|||
24 |
Сабрекова Анжелика |
|||
25 |
Машуров Рамазан |
Приложение 2
Протокол конкурса чтецов с элементами литературной гостиной, посвященный 135 - летию со дня рождения Н.С.Гумилева
№ |
Студент |
Стихотворение |
Группа |
Критерии оценки |
||||
Исполнительское мастерство – техника и культура речи
|
Актёрское мастерство, создание художественного образа |
Творческий подход, индивидуальность
|
Итог |
Место |
||||
1 |
Одинаев Бехзод |
«Жираф» |
6ТЭО01 |
|
|
|
|
|
2 |
Сергиенко Евгения |
«Наступление» |
|
|
|
|
|
|
3 |
Левицкий Максим |
« М.Л. Лозинскому» |
6АП01 |
|
|
|
|
|
4 |
Горляковская Евгения |
|
|
|
|
|
||
5 |
Викторов Валерий |
|
|
|
|
|
||
6 |
Игнатенко Ирина |
|
|
|
|
|
||
7 |
Асаналиев Канбулат |
|
|
|
|
|
||
8 |
Гусейнова Аймина |
|
|
|
|
|
||
9 |
Мехдиев Талех |
«Капитаны» (отрывок поэмы) |
6ТОР01 |
|
|
|
|
|
10 |
Бахирова Сабрина |
«Из логова змиева» |
|
|
|
|
|
|
11 |
Крутько Екатерина |
«Пророки» |
6РЭ01 |
|
|
|
|
|
12 |
Курбанова Барно |
«Шестое чувство» |
|
|
|
|
|
|
13 |
Стародубцев Георгий |
«У камина» |
|
|
|
|
|
|
14 |
Яблонская Алина |
«Еще не раз Вы вспомните меня...» |
|
|
|
|
|
|
15 |
Суворова Софья |
«В час вечерний» |
|
|
|
|
|
Пятибалльная система
Член жюри _________ ____________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.