Воспитатель ВКК
Тюшева Светлана Николаевна
Качканарский Городской округ
Методическая разработка мастер – класса
Тема: Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения приёмов проведения театральных этюдов.
Задачи:
ü познакомить участников мастер-класса с наиболее результативными педагогическими приёмами в актёрском мастерстве и их применением в образовательной деятельности;
ü создать положительный эмоциональный настрой у участников, используя театральную деятельность и деловую игру, как одну из форм организации мастер-класса;
ü показать и совместно отработать конкретные методические приёмы на различных этапах;
ü способствовать развитию профессионально-творческого взаимодействия, активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника мастер-класса, путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
Ø Практическое овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, методов и упражнений, предлагаемых педагогом на мастер-классе.
Ø Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования театральной деятельности, как метода для развития эмоциональной сферы воспитанников.
Ø Повышение мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности, к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Форма взаимодействия – деловая игра, сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Ход проведения мастер – класса
1. Организационный момент
Тема моего мастер-класса – «Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников». Обычно под театральным этюдом в детском саду подразумевается чтение воспитателем какого-либо литературного текста, чаще всего стихотворного, и воспроизведение детьми действий героев. Сегодня мы посмотрим, как можно расширить границы театрального этюда в детском саду.
2. Актуализация темы мастер-класса
В последние десятилетия в жизни детей, даже дошкольного возраста, возрастает влияние компьютерных игр, интернета и просмотра мультфильмов, которые не всегда бывают должного качества. Значительно уменьшилось количество времени, которое дети проводят в общении со сверстниками. Это приводит к снижению развития эмоциональной сферы детей, к затруднению социализации в коллективе, неумению наладить дружеские контакты, выразить свои эмоции, правильно воспринять эмоции другого человека.
Дошкольный возраст – это тот период, когда подобные нарушения в эмоциональной сфере ещё можно исправить. В школе они поддаются коррекции уже с большим трудом. Развитие эмоциональной сферы – это крайне важный аспект воспитания. Наиболее удобно воздействовать на него через театральную деятельность. Игра – это важная составляющая детской жизни. Ребёнок приспосабливается к миру через игру. Задача воспитателя применить данную особенность дошкольного возраста для решения конкретных задач.
Такие исследователи как Е. А. Антипина, Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев отмечают, что использование театральных этюдов при воспитании дошкольников напрямую влияет на последующую успешную социализацию детей в школе, а значит и на успешное освоение школьной программы.
Таким образом, неиспользование методов и приёмов театральной деятельности для исправления недостатков в эмоциональной сфере у детей, недостаток действенных методик по этому вопросу определяет актуальность данной темы.
Сегодня я представляю свою авторскую методику использования театральных этюдов в воспитании дошкольников.
Принципы данной методики:
v Связь с жизнью, то есть методика готовит воспитуемых к реальным жизненным ситуациям, учит их правильно на них реагировать.
v Гуманизм в воспитании, то есть деятельность воспитателя предполагает позитивные изменения в личности каждого воспитанника при применении методики.
v Организация активной деятельности воспитуемых, то есть деятельность воспитателя в организации театральной деятельности воспитанников сочетается с творческой деятельностью самих детей.
Новизна педагогической технологии состоит в том, что разработана воспитательная методика применения театральных этюдов в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Методика может быть широко использована в практике работы с детьми дошкольного возраста.
Театральная деятельность развивает творческие способности, как воспитанников, так и воспитателя. Воспитатель может дополнять методику своими собственными играми и приёмами.
3. Практическая часть – деловая игра «Педагогические фанты»
Участникам раздаются карточки с различными изображениями, и предлагается разделиться на 2 команды и выбрать капитана. Все участники каждой команды запоминают свои карточки (фанты) и складывают их в коробку или в шапку.
- Для постановки театральных этюдов крайне важна хорошая дикция. Каждое утро в детском саду может стать частью сказки.
Приём 1. Воспитатель встречает детей в образе сказочного персонажа и просит повторить скороговорку.
Упражнение 1.
Капитаны команд вытаскивают из коробки по 2 карточки участников. Те, чьи карточки вытащили, вспоминают скороговорки на различные звуки. Команды отвечают по одной скороговорке по очереди. Побеждает та команда, которая вспоминает большее число скороговорок.
Приём 2. Изменение внешности
- Приобрести облик персонажа из сказки можно различными методами.
Для изменения облика можно использовать маску, костюм, грим, а можно применить подручные предметы и наборы для детского творчества.
Упражнение 2
Командам раздаются бумага, ножницы, куски ткани, различные головные уборы, платки, акварельные краски. Капитаны каждой команды вытаскивают фанты двух участников. Это претенденты на преображение. С помощью предоставленных подручных материалов усилиями всех членов команды за ограниченное количество времени (3-4 мин) им придаётся облик какого-нибудь сказочного персонажа.
Приём 3. Мимика и жесты
- Рассказать небольшую историю, показать забавный случай или просто передать настроение можно совсем без слов с помощью мимики и жеста.
Упражнение 3
Капитаны вытаскивают по одной карточке. Один участник читает небольшое детское стихотворение с игровым сюжетом, а представитель другой команды старается изобразить сюжет при помощи мимики и жестов. Затем они меняются.
Усложняем – передаём настроение только лицом (радость, грусть, злость, восторг, недоумение и т.д.)
Мини-игра «Кто это?»
Каждый из участников команды пытается, не издавая ни звука, изобразить популярного сказочного персонажа. Представители другой команды отгадывают.
Приём 4
- Важнейшим средством воздействия на слушателей является интонация. Умение правильно понимать интонацию и использовать всё многообразие интонаций в общении – необходимое условие социализации в коллективе.
Упражнение 4
Участники команд задают своим соперникам задания изобразить интонацией разных животных – медведя, лису, зайца и т.д.
Капитан, вынимая фанты, определяет, какой зверь кому достанется.
Усложняем: весёлая мышка, злая мышка, сонный медвежонок, раздосадованный волк и т.д.
Ещё усложняем: произнести имя человека или название животного, передавая интонацией «нельзя», «пожалуйста», «помоги мне» и т.д.
Приём 5
- Эмпатия – важнейшее качество человеческого характера. Для того, чтобы её развить, полезно разыгрывать с воспитанниками этюды, требующие проявления сочувствия и сострадания.
Упражнение 5
Участникам предлагается разыграть короткие этюды – ребёнок упал, поранился и плачет, его друг его успокаивает. Второй команде - в дом пришёл стеснительный гость, хозяин пытается его раскрепостить. Капитаны, вытаскивая фанты, определяют, кто из членов команды разыгрывает этюд.
Приём 6
- Своё настроение или настроение своего персонажа можно передать не только при помощи слов, жестов и мимики, но и при помощи подбора подходящего музыкального материала – песен, инструментальных отрывков. Также можно постараться придумать и спеть свою мелодию.
Упражнение 6
Капитаны достают фанты участников по очереди. Представители команды соперников поют мелодические отрывки. По характеру мелодии нужно отгадать характер персонажа.
4. Итоговый этюд
Капитанам команд раздаются тексты небольших сказок или историй. Каждая команда распределяет роли и показывает свой этюд, используя как можно больше приёмов. Время на подготовку ограниченно (7-8 мин) Текст сказки в точности передавать не следует, главное передать общий смысл, характеры и настроение героев.
Совместным решением определяется команда победительница.
5. Афиширование. Участники демонстрируют свои этюды и представляют результаты творческой деятельности, обмениваются мнениями, рассказывают о сложностях в процессе постановки этюда и своих идеях.
6. Рефлексия. Участникам предлагается проанализировать свои ощущения и эмоциональные переживания во время проведения мастер-класса и с помощью бумаги, ножниц и красок изготовить маску, выражающую определяющую эмоцию по итогам мастер-класса.
Выводы:
ü Благодаря использованию представленной методики технологий дети активнее проявляют себя в эмоциональной сфере, начинают проявлять эмпатию, выражать сочувствие, сопереживание, начинают лучше понимать друг друга и взрослых. Принимая участие в совместной театральной деятельности, они раскрывают в себе новые таланты, тренируют сообразительность, фантазию, учатся создавать команду и подчиняться командным правилась.
ü В результате применения методики формируются двигательные, речевые, певческие, танцевальные навыки детей, пробуждается их творческая активность, коммуникативные способности.
Список использованной литературы:
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003. - 134 с.
Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991. - 174 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,- 1991.-194с.
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.,- 1981. – 344с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.