МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 06.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
Иконка файла материала Метод разр- Моделирование личности спортсмена в совр условиях.docx

Управление образования администрации Кольчугинского района

Владимирской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

21 № _____

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

                                                                                                                                                   Л.И.Левчук – тренер-преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кольчугино, 2022 г.

 

 

 

ПЛАН

 

1.      Причины необходимости заниматься спортом.

2.      Спорт, общество и личность:

а) роль спорта в обществе.

б) П.Ф. Лесгафт о нравственности в физической культуре.

 в) воспитание в процессе спортивной деятельности личностных качеств.

Модель выпускника.

3.      Условия воспитательной работы с юными спортсменами и оценка результатов воспитания.

4.      Воспитание нравственных качеств личности спортсмена.

5.      Воспитание волевых качеств.

6.      Интеллектуальное воспитание.

7.      Трудовое воспитание.

8.      Эстетическое воспитание.

9.      Учёт эффективности воспитательной работы.

10.  Заключение. Направления процесса моделирования в тренерской работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XXI век принято называть «атомным веком», «веком электроники», «веком скоростей», «веком техники», можно назвать ещё много и других титулов, которыми называют век, в котором мы живём. Но ведь это ещё и век разного рода перегрузок: нервной, информационной, временной.

Бурное развитие современного общества, отличающееся многообразными «взрывами» и «революциями», социально – экономическими, научно – техническими, информационными, демографическими, экологическими и т. д.;

Бурное развитие науки и техники, которое привело к тому, что человек, ранее вынужденный добывать « хлеб насущный» своими руками – в буквальном смысле этих слов, при помощи чисто физической, мускульной энергии, - теперь большую часть забот в этом плане переложил на машины, механизмы, агрегаты, устройства – это объективные причины роста неизбежной необходимости заниматься физкультурой и спортом.

Спорт во многих странах рассматривается как предмет национального престижа, стал делом государственной важности (в нашей стране красной строкой проходит в двух национальных проектах: образование и здравоохранение).

 «Для любой страны, независимо от национального характера и уровня образованности общества, немного существует более важных факторов роста и благосостояния, чем соревновательный спорт. Я не представляю себе лучшей рекламы здоровья нации, чем здоровое представительство в международном спорте»

Без движения сама жизнь человеческая не возможна. Ведь ещё Аристотель сказал: «Ничто так не истощает, и не разрушает,   как физическое бездействие». А что может заменить современному человеку, особенно в больших городах, естественный мир движения? Физическая культура и спорт!

Спорт – это особый и своеобразный мир для личности. В этом мире есть свои герои и свои неудачники, свои рыцари и свои негодяи. В этом мире человек, утверждая себя, может подняться до самых высоких вершин общественного статута и престижа, но может скатиться и на самое дно общества. У спорта свои критерии и свои ступени успеха в спортивной иерархии. Однако спорт существует в обществе, является его органическим элементом, всегда выполняет в обществе определённые функции и поэтому, сколько бы мы не подчёркивали специфику спорта, его отличительные черты, его выделенность, нельзя забывать о единстве  общества. В этой единой и целостной системе общества у спорта есть своё место, но его особенности, его выделенность не больше, чем, на пример у сферы искусства, быта, досуга.

Сегодня роль спорта в обществе снова возросла. Спорт выдвинулся на одно из главных мест в нашей жизни. В той или иной форме к нему причастны миллионы. И поэтому спорт стал одной из главных сфер, где человек «измеряет» себя по сравнению с другими людьми, где он может проявить свою сущность и не только «только показать людям, но и самому увидеть, чего он стоит в этой жизни, какое место отведено ему в обществе. Спорт стал сейчас одной из главных сфер самореализации, самоутверждения личности в обществе.

 Победа в спорте должна быть наградой за мужество, волю, смелость, а не самоцелью. Мы же сейчас попадаем в ситуацию, в которой действует известный девиз, гласящий, что все средства хороши для достижения цели. Нетерпимость, ажиотаж должны быть исключены из спорта.

Самодисциплина должна лежать в основе соревнований. Молодёжи прививать дух уважения друг к другу, терпимость, честность, благородство. Каждый ответственен перед обществом за своё физическое развитие, потому что, чем сильнее человек физически закалён и подготовлен, тем больше пользы он принесёт своему обществу: здоровое потомство, защита рубежей Родины и т. д. Это относится к людям всех профессий. Как верно говорится: «В здоровом теле, - здоровый дух!»

Конечно, для творческого процесса нужна не только физкультура, но в то же время она один из самых необходимых компонентов. Такие занятия сохраняют здоровье, способствуют рабочей активности, помогают не уставать в исследованиях. В наши дни об этом надо говорить без устали, не стесняясь, повторится, поскольку теперь, как никогда раньше, мы не можем забывать об угрозе человеку со стороны гиподинамии, возникающей от недостатка движений. Занятия физкультурой и спортом могут стать хорошим средством организации досуга школьников. Это тем более необходимо, что не занятость общественно-полезными делами нередко ведёт  к таким формам поведения, как бесцельное хождение по улицам, магазинам, выпивке, азартным играм, хулиганству и т. д.

Упущения в школьном, и особенно в семейном воспитании, порождают у некоторой части детей, преимущественно в подростковом возрасте, отрицательные черты характера, выражающиеся чаще всего в нравственной невоспитанности, в слабом волевом развитии и пристрастии к вредным привычкам (курение, токсикомания, наркомания). В этом основная причина появления педагогически запущенных подростков. Это несовершеннолетние, не получившие соответствующих данному возрасту учебно-практических и социально этических знаний, с  недостатками в развитии черт и качеств личности, с проблемами или отклонениями в системе их отношений с другими людьми. Часть таких недостатков имеет отклонения в физическом развитии, что ещё больше усугубляет их педагогическую запущенность, т.к. в большинстве случаев процесс морально-волевого становления личности школьников в этом возрасте зависит от их физического развития.

Ещё до Октябрьской революции создатель отечественной системы физического  образования и воспитания П. Ф. Лесгафт, рассматривая проблему нравственности в физической культуре, пришёл к выводу о тесной связи нравственного воспитания с физическим, о возможности формирования нравственных качеств в процессе занятости физической культурой и спортом.

Одна из основных задач физического воспитания, по его мнению, учить молодёжь производить наибольшее количество работы с наименьшими затратами в известный промежуток времени, учить молодого человека владеть своими действиями и направлять их соответственно своим мыслям и идеям. П.Ф. Лесгафт, подчёркивая взаимосвязь умственного духовного и физического развития, указывал, что задачи физического образования детей в школе тесно связаны с задачами умственного воспитания, следствием же правильного умственного и физического воспитания явится правильное нравственное развитие. П.Ф. Лесгафт обращал внимание и на то, что при воспитании как умственном, так и физическом надо создать для воспитываемого условия, при которых он мог бы свободно развиваться.

Морально-волевое воспитание школьников в период их активной спортивной деятельности будет иметь положительные результаты лишь тогда, когда за основу берётся не физическое, а нравственное воспитание при активном воздействии на моральные качества ученика.

В процессе спортивной деятельности при умелом педагогическом руководстве у подростков можно выработать: физическую работоспособность и выносливость, волевую стойкость и целеустремлённость, выдержку и самообладание, решительность и смелость, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, мужество и трудолюбие, волю к победе и уверенность в своих силах, сдержанность и умение управлять своими действиями, дисциплинированность , уважение к старшим, сверстникам и младшим, интерес к трудовой, познавательной и общественной деятельности, привычку к соблюдению гигиенических требований, отрицательное отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотикам, рукоприкладству.

Как показывают данные многочисленных научных исследований и личный опыт, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости, по сравнению с теми школьниками, которые систематически не занимаются спортом. Это свидетельствует о том, что рациональная организация и методика спортивных занятий весьма положительно сказываются на всестороннем развитии личности детей школьного возраста. Необходимым условием успешного осуществления воспитательной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий. Направленное формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния многих факторов социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, основного коллектива, членом которого является спортсмен, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

Результаты воспитания юных спортсменов оценивается по тому, как они относятся к тренировке и учёбе, как они выполняют общественные поручения, на сколько они дисциплинированы, как развито в них чувство товарищества и взаимопомощи. Следует учитывать, что в спортивную школу приходят мальчики и девочки со сложившимися нравственными убеждениями, определённым характером. Поэтому тренеру, спортивному коллективу, в котором начинает спортивную жизнь новичок, приходится не только совершенствовать положительные нравственные стороны личности, но нередко и перевоспитывать спортсмена. Успешно выполнить задачи воспитания детей может только тренер, глубоко усвоивший основы общественной морали, Умеющий словом , делом и личным примером увлечь за собой воспитанников.

Цель всей воспитательной работы тренера – это  обеспечение формирования целостной, гармонически развитой личности юного спортсмена. В практике работы тренера нередко бывает, что увлекаясь сугубо спортивной деятельностью (в этом имеет место и его материальная заинтересованность, растёт категория, оклад и т. д.) не ставит перед собой цель – формирование всесторонне и гармонически развитой личности своего воспитанника. Некоторые тренеры считают, что формирование качеств юного спортсмена способствуют развитию его личности в целом. Но одно дело способствовать становлению всесторонне развитой личности, а другое, - полноценно обеспечить это.

Сформулируем основные условия, соблюдение которых существенно повышает эффективность воспитательной работы с юными спортсменами.

1.                  Обеспечение формирования мотивов спортивного совершенствования, полностью средствам и методам воспитания отвечающих запросу общества к спорту по форме, средствам и методам воспитания личности. Сущность этого запроса – обеспечить максимальное развитие способностей ребёнка в процессе специализированной подготовки, в которой спортивное достижение имеет значение, как отражение прогресса спортсмена.

2.                  Обеспечение формирования потребности честного поведения в спортивной деятельности, превращение этой потребности в устойчивый момент поведения в приобретении опыта нравственных поступков, в формировании умений и навыков честного поведения в спорте, в распространении этих навыков и умений на вне спортивные сферы жизни и деятельности.

        Каждый юный спортсмен обязан выполнять следующие требования: проявлять сознательную дисциплину и трудолюбие; с сознанием общественного долга использовать физические способности в учёбе, труде и спорте и в другой общественно-полезной деятельности, прославлять свою Родину, свой спортивный коллектив высокими показателями всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства, укреплять дружбу между спортсменами.        

Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания сознательной дисциплины, товарищества, коллективизма, патриотизма, трудолюбия и других нравственных качеств. Честность, как черта личности юного спортсмена – нравственное качество. В его составе выделяют следующие компоненты: целеустремлённость ,принципиальность, правдивость, единство слова и дела ,добросовестность, уважение к чужому труду.

Основным средством нравственного воспитания юных спортсменов являются коллективные и групповые взаимодействия в процессе тренировки и соревнований, формирующие потребность в честном поведении.

Существенная роль в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения, которое во всех случаях должно быть доказательным. Для доказательства необходимы принципиально подобранные аналогии, сравнения, примеры.

Следует подчеркнуть, что проявление воли при преодолении неприятных состояний личности сменяется приятными переживаниями. Действенным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков: одобрение, похвала, благодарность педагога и коллектива.

 Применяя метод поощрения на действия юного спортсмена следует руководствоваться рядом правил:

- направлять поощрения на действия юного спортсмена, которые являются следствием больших усилий;

- не следует часто поощрять одних и тех же спортсменов;

- чаще поощрять тех, кто страдает чувством неполноценности;

Поощряя, принимать во внимание не только поведение, но и мотив, которым руководствовался в данном случае ребёнок.

Одним из методов воспитания является наказание, сущностью которого является осуждение, отрицательная оценка поступков и действий юного спортсмена. Наказание применяется в целях поддержания общественного порядка в спортивном коллективе, ограждения коллектива от неправильных действий отдельных его членов, предотвращения повторений отрицательных моментов. При пользовании методом наказания тренер так же должен соблюдать определённые правила,

 - не наказывать по подозрению,

- не наказывать весь коллектив,

- не применять наказание трудом,

- наказание должно быть справедливым и осознаваться юным спортсменом как необходимая мера.

Важное значение имеет самовоспитание юного спортсмена, - его сознательная деятельность, направленная на изменение своей личности. Тренер на первых спортивных тренировках старается увлечь учеников идеей самовоспитании: - выдвинуть перед ними такие перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Надо доказать, что главным в спорте и жизни человека является победа над самим собой. Это обретается путём воспитания у себя таких качеств, как дисциплинированность, настойчивость, упорство, смелость, решительность, уверенность, самообладание, выдержка, умение подавлять отрицательные эмоции при спортивных неудачах и поражениях, с достоинством и честью вести себя в роли победителя.

Наиболее распространёнными способами и приёмами самовоспитания являются самообязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка, некоторые приёмы активной саморегуляции эмоциональных состояний

- Самообязательство – это задание юного спортсмена самому себе.

- Самоотчёт – может быть осуществлён в ходе тренировки, отдельно тренеру или коллективу.

- Самоанализ – это размышление над своей деятельностью иповедением за период действия самообязательств.

- Самоконтроль – это систематическая фиксация своего рода состояния или поведения с целью предотвращения нежелательных проявлений.

- Самооценка – учёт возможностей.

Полезно рекомендовать юным спортсменам выработать для себя личные правила поведения, направленные на устранение недостатков, способствующих формированию гражданской зрелости и спортивному совершенствованию. Одна из важнейших задач деятельности тренера – воспитание спортивного характера у юных спортсменов.

Спортивный характер – это комплексное проявление особенностей личности Он формируется в процессе многолетних занятий спортом. Спортивный характер особенно ярко проявляется в экстремальных условиях острой спортивной борьбы в соревнованиях. Чаще всего победы добиваются спортсмены обладающие волей, настойчивостью и устремлённостью к победе.

Волевые качества юного спортсмена  формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена. Волевые напряжения, необычность которых означает, что они максимальны для данного состояния спортсмена. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировки и участия в соревнованиях .В процессе спортивных занятий предусматривается разностороннее развитие таких волевых качеств, как целеустремлённость, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели.

Основными средствами и методами воспитания целеустремлённости являются:

1.                  Расширение и углубление теоретических знаний в области физической культуры, спорта. Спортсменам должны быть понятны не только ближайшие, но и перспективные цели тренировок.

2.                  Планирование занятий не только по объёму и интенсивности выполнения упражнений, но и связи с конкретными целевыми установками на каждое занятие.

3.                  Оценка каждого занятия, учет его результативности, анализ ошибок и причин успехов в процессе тренировки.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первого занятия. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, чёткое выполнение указаний тренера, привычка доводить любое дело до конца.

Инициативность состоит в способности к самостоятельным волевым действиям. Для развития инициативности и активности широко используются подвижные и спортивные игры в ходе которых нужно быстро и правильно оценить внезапно возникшую обстановку и избрать план действий в этой обстановке, решится на самостоятельные действия.

Стойкость – это волевое качество, проявляющееся в особо трудных обстоятельствах. Основными компонентами этого качества являются мужество, самообладание, выдержка, упорство в достижении цели, воля к победе.

Решительность – это выражение активности спортсмена, его готовность действовать без колебаний. Решительность и смелость воспитываются путём более частого участия в тренировке соревновательных условий или же в занятиях более сложных тренировочных условий.

Воспитание настойчивости и упорства в достижении цели – необходимо не только стремиться к цели, но и верить в её достижение.

Спортивное трудолюбие – способность к преодолению специфических трудностей. Нужно убеждать спортсмена, что успех в современном спорте  зависит прежде всего от трудолюбия,  выполнения больших по объёму и высоких по интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.

В процессе спортивных занятий с юными спортсменами важное значение приобретает интеллектуальное (умственное) воспитание, основными задачами которого являются: овладение специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены, аутотренинга, медитации и других дисциплин, воспитание умения объективно анализировать приобретаемый опыт тренировки и выступлениях в соревнованиях; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной и бытовой деятельности.

Трудовое воспитание является стержнем всей системы воспитания юного спортсмена. Критерием трудовой воспитанности являются трудовая активность и высокая сознательность при выполнении любой работы; стремление сделать результаты своей работы достоянием общества;  эффективность и качество выполненной работы.

Трудовую деятельность юных спортсменов можно условно разделить на различные виды труда: элементарный труд, учебно-тренировочный труд, собственно-соревновательный труд, общественно-полезный труд. Под элементарным трудом понимается выполнение гигиенических норм и требований по уходу за своим телом, спортивной одеждой, обувью, инвентарём; труд по самообслуживанию до начала тренировки и по её окончанию. Учебно-тренировочный труд включает всю деятельность по ознакомлению, разучиванию и совершенствованию технических и тактических действий избранного вида спорта, выполнению обще развивающих и специальных упражнений, направленных на воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, а также приобретение знаний, умений и навыков интеллектуальной, моральной, волевой, эстетической и эмоциональной подготовки спортсмена.

Соревновательный труд – выполнение спортсменом физической, психической и интеллектуальной нагрузки в условиях спортивного состязания, направленной на достижение спортивного результата.

Общественно – полезный труд включает всю деятельность по уборке, строительству и ремонту материальной базы ДЮСШ, участие в судействе, проведение тренировок и соревнований с младшими товарищами на общественных началах, участие в субботниках, изготовление спортивного инвентаря и т. д.

Необходимым компонентом формирования личности спортсмена является эстетическое воспитание.  Элементы красоты имеют место во всех видах воспитания: идейно-политическом, нравственном, трудовом, физическом.

К задачам эстетического воспитания юных спортсменов относятся:

 - формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности;

 - развитие эстетических чувств, способностей и умения видеть прекрасное и создавать его в процессе занятия спортом;

 - воспитание эстетических качеств: аккуратности, красоты движения, культуры поведения;

 - воспитание потребности делать прекрасное в процессе спортивной деятельности и в жизни.

Для осуществления и решения всех задач по воспитанию спортсмена с качествами, перечисленными и описанными в этом реферате, необходимо рациональное планирование и построение учебно-воспитательной работы. Есть цель и нужно избирать комплекс средств, ведущей к её достижению; рассчитать время, необходимое для использования избранных средств воспитания и определить порядок их применения; разработать тематическую последовательность воспитательных воздействий на спортсменов в отдельных тренировочных занятиях, соревнованиях, режиме жизни юного спортсмена.

Планирование воспитательной работы должно осуществляться в трёх основных формах: годовой план воспитательной работы, календарный (помесячный) план воспитательной работы, план воспитательной работы тренера. Тренеру необходимо составить годовой план на предстоящий учебный год и рабочий план на месяц. На основе рабочего плана разрабатывается план-конспект,  отдельного занятия, в котором находит отражение методика конкретных воспитательных воздействий на юного спортсмена. Решая воспитательные задачи в отдельных занятиях, важно предусматривать индивидуальный подход к спортсменам при проведении бесед, подборе упражнений и дозировке нагрузок.

Важное значение имеет учёт эффективности воспитательной работы в спортивном коллективе. Учёт  -  это деятельность тренера, заключающаяся в получении информации об эффктивности воспитательной работы в спортивном коллективе. Различают три формы учёта эффективности воспитательной работы: предварительный, текущий и итоговый учёт. Предварительный учёт осуществляется до начала спортивных занятий, текущий – в ходе процесса спортивной тренировки, итоговый – в конце отдельных периодов и этапов тренировки. Порядок проведения всех видов учёта относительно прост. Предварительный и итоговый учёт обычно проводится фронтально, т. е.одновременно изучается и оценивается воспитанность всех спортсменов данного коллектива. В начале работы учитываются ярко выраженные показатели, характеризующие личность спортсменов.  По ходу занятий общие предварительные оценки уточняются в связи с данными повседневных наблюдений и обновлением задач  учебно-тренировочного процесса.

 Процесс моделирования сложный и многогранный по своей природе, который может и должен включать в себя в тренерской работе следующие направления:

1.                  Моделирование личностного развития.

2.                  Моделирование формирования физических качеств, технической и тактической подготовленности.

Физическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие физических качеств – скоростных способностей, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Техническая подготовленность характеризуется степенью освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенности данного вида спорта и обеспечивающей достижение высоких результатов. Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учётом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

В настоящей работе я своей задачей ставила раскрыть первое направление, а второе направление возможно для перспективной разработки.   

 

                                     Список литературы

 

1.                  В. А. Друзь   «Моделирование процесса спортивной тренировки».

2.                  Ю. И. Зотов   «Воспитание подростков в спортивном коллективе».

3.                  В. Л. Марищук, Л. К. Серова   «Информационные аспекты управления спортсменом».

4.                  К. П. Жаров   «Волевая подготовка спортсменов».

5.                  Н. Ж. Булгакова   «Отбор и подготовка юных пловцов».

6.                   Московское физкультурно-спортивное объединение «Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры». Система подготовки спортивного резерва.

7.                  Спортивный ежегодник.  «Спорт и личность»  1982 г.     5 выпуск

8.                   З. И. Файнбург, доктор философских наук, профессор.                                    «Самоутверждение личности в спорте». 1979 г.   

9.                  В. Н. Платонов  «Подготовка квалифицированных спортсменов».

10.               В. И. Шапошникова   «Индивидуализация и прогноз в спорте».

11.               В. М. Волков,  В. П. Филин  «Спортивный отбор».


 

12.