Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский архитектурно - строительный колледж
имени архитектора А.С. Шеремета»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Организация дистанционного обучения английскому языку на базе компьютерных телекоммуникаций в условиях карантина»
по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык
Разработал: Ванюкова Е. О.
преподаватель иностранного языка
II квалификационной категории
2020
Рассмотрено и одобрено на заседании |
цикловой комиссии гуманитарных и |
общественных дисциплин |
Протокол от «___» _________ 2020 г. |
№ ___ |
Председатель цикловой комиссии |
__________ Л. Н. Лапина |
Содержание
Введение |
4 |
1. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций в условиях карантина |
4 |
2. Разновидности технологических основ дистанционного обучения английскому языку |
5 |
3. Эффективность дистанционного обучения английскому языку |
6 |
4. Педагогические основы дистанционного обучения английскому языку |
7 |
5. Возможные формы дистанционного обучения английскому языку |
8 |
6. Специфика дистанционного обучения английскому языку |
10 |
7. Заключение |
12 |
8. Список используемой литературы |
13 |
Введение
Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение. Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ общего среднего образования в различных странах мира – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.
Дистанционное обучение английскому языку - это обучение на расстоянии, то есть в ситуации, когда обучаемый отделен от обучающего расстоянием. На протяжении многих лет эта форма обучения была известна как заочная.
Существовали заочные курсы английского языка, существуют учебные телевизионные передачи для изучающих английский язык, радиопередачи.
Экономические затраты на транспорт, проживание в общежитиях и т. д. в сегодняшней ситуации становятся просто для большинства граждан непреодолимыми. Разумеется, всегда остается возможность для избранных поехать изучать английский язык за рубежом, но говорить о такой возможности для подавляющего большинства граждан не приходится.
Поэтому поиск путей более эффективного обучения английскому языку на расстоянии велись давно во многих странах мира. Для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи, в последние годы интернет.
1. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций в условиях карантина
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем преподавателя-тьютора.
Цель дистанционного обучения – предоставить студентам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:
· возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
· проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
· возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
· обеспечение свободного графика обучения;
· условия карантина.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
· формирование у студентов познавательной самостоятельности и активности;
· создание эффективного образовательного пространства;
· развитие у студентов критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:
• обеспечение доступности образования для студентов - инвалидов и студентов, которые имеют поведенческие проблемы;
• обеспечение доступности образования для студентов, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать колледж;
• возможность продолжения обучения при введении в колледже карантина;
• обеспечение возможности получения дополнительного образования;
• возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
• получение доступа к обширной базе данных, что позволяет студентам более успешно подготовиться к сдаче экзаменов.
2. Разновидности технологических основ дистанционного обучения английскому языку
Различаются эти программы и курсы английского языка и по используемым средствам информационных технологий, на которых они строятся. Это могут быть программы, поддерживаемые такими средствами обучения - печатными, звуковыми, аудиовизуальными или мультимедийными.
В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения английскому языку, основанного на:
- интерактивном телевидении (two-way TV), когда обучение ведется преподавателем из одного, базового класса, где установлена видеокамера, на одну или несколько удаленных аудиторий в системе кабельного телевидения;
- компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных - Internet) с использованием мультимедийной информации сетевой или на CD-ROM , в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеконференций;
- программах CD-ROM в качестве основы курса, в котором иногда могут использоваться и компьютерные телекоммуникации в случае необходимости проконсультироваться у составителей программы или консультанта-педагога.
3. Эффективность дистанционного обучения английскому языку
Эффективность обучения английскому языку на расстоянии зависит от четырех составляющих :
а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов по английскому языку и способов их доставки;
г) эффективности обратной связи.
Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения английскому языку в большой мере зависят от эффективной организации и методического качества используемых материалов.
Эффективность дистанционного обучения английскому языку происходит в случае, когда:
- курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов;
- интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения английскому языку должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения;
- чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
- мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения английскому языку, для этого важно использовать разнообразные приемы и средства;
- структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению ведущего педагога, в зависимости от уровня обученности;
- для курсов английского языка особое значение имеет звуковое сопровождение, которое может быть реализовано либо на основе сетевых технологий, либо CD-ROM.
Технически решить проблему дистанционного обучения английскому языку в настоящее время можно действительно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.
В этих условиях на первый план при организации системы дистанционного обучения выходит педагогическая, содержательная его организация. Имеется в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала по английскому языку.
4. Педагогические основы дистанционного обучения
английскому языку
Важно, на каких концептуальных педагогических положениях целесообразно строить современный курс дистанционного обучения английскому языку:
В центре процесса обучения английскому языку находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Самостоятельная деятельность по овладению различными видами речевой деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области знания.
Отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.
С другой стороны, при дистанционном обучении студент должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, студенты должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые приданы курсу английского языка или существовать автономно на различных серверах.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных коммуникативных задач в совместной творческой деятельности в группах. С этой целью в курсах английского языка особенно эффективны совместные проекты.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания английского языка в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи.
Любая модель дистанционного обучения английскому языку должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу английского языка, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами.
Контроль успешности подобного обучения английскому языку должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, презентаций, творческих работ. В самое последнее время для таких целей все больше используются специальные страницы в интернет, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.
5. Возможные формы дистанционного обучения английскому языку
Рассмотрим возможные виды и формы дистанционного обучения.
Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV) при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя английского языка, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении английскому языку, практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологий.
Основные формы дистанционного обучения:
1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.
2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.
3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.
Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения английскому языку, обусловлено возможностями, о которых говорилось выше. Особенно очевидны становятся эти возможности, если появляется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при языковом образовании, чрезвычайно важен фактор "присутствия", фактор общения с носителем языка, создания языковой среды и использование видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, носителем языка из страны, язык которой изучается. Однако в настоящее время это чрезвычайно дорогостоящие технологии.
Наиболее приемлемым на сегодняшний день, учитывая экономические возможности большинства населения, это сочетание CD-ROM дисков с компьютерными телекоммуникациями, где диски выступают в качестве компонента курса, на котором дается основная информация, подлежащая усвоению, а необходимый справочный материал размещается на сервере образовательного учреждения, осуществляющего процесс обучения английскому языку.
Эта информация запрашивается студентом по мере необходимости. Одновременно осуществляется управление всем учебным процессом со стороны преподавателя-куратора курса, организуется работа в парах, группах, коллективные обсуждения, тестирование. Такое сочетание может дать действительно хороший результат при условии грамотной в методическом отношении разработки мультимедийных и телекоммуникационных курсов.
К большому сожалению, рынок дает не только обилие продукции, но и явно некачественную продукцию, создаваемую отнюдь не квалифицированными методистами, а людьми, не имеющими ни малейшего представления о методике обучения английскому языку.
Надо помнить, что речь в данном случае идет фактически об электронных учебниках, модульного характера, имеющих очень большую специфику и потому разрабатывать их должны квалифицированные ученые - методисты, даже не просто учителя, а именно методисты, владеющие к тому же компьютерными телекоммуникационными технологиями.
При этом в зависимости от экономических возможностей регионов очень важно предусмотреть различные варианты технологической основы такого обучения :
1-ый вариант - обмен только текстовыми файлами в режиме электронной почты (для большинства пользователей пока этот вариант может оказаться единственно приемлемым);
2-ой вариант - использование всех возможностей и информационных ресурсов Интернет и CD-ROM;
3-ий вариант - в дополнение к первому варианту - использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных). По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования.
6. Специфика дистанционного обучения английскому языку
Специфика предмета "английский язык" заключается в его деятельностной основе, что предусматривает необходимость организации самостоятельной деятельности учащихся, предоставления каждому обучаемому достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в упражнении по формированию соответствующих навыков. Одновременно, изучение английского языка, как показывает многолетняя история развития методики преподавания английского языка в мире, наиболее эффективно, если оно опирается на три основные закономерности:
1. При овладении любым видом речевой деятельности необходимо опираться на слухомоторные навыки, то есть в основе обучения любым видам речевой деятельности должны быть устные упражнения (отсюда значимость в таких курсах английского языка звуковой основы, либо в сетевом варианте, либо на основе CD-ROM).
2. Овладение английским языком предусматривает необходимость опоры на родной язык обучаемых, что обеспечивает сознательное, а следовательно, и более прочное усвоение.
3. Независимо от избранной методики изучения английского языка, обучение необходимо строить таким образом, чтобы в сознании обучаемого формировалась система языка.
Вот почему, выбирая часто зарубежные курсы английского языка, строящиеся на других методических принципах, особенно, если они не учитывают опору на родной язык обучаемых, если не учитывают необходимость сознательного усвоения языкового материала, пользователь не достигает ожидаемых результатов.
Таким образом, разрабатывая концепцию дистанционного обучения английскому языку, необходимо принимать во внимание, с одной стороны, дидактические свойства и функции телекоммуникаций, мультимедийных средств в качестве технологической основы обучения, с другой, концептуальные направления дидактической организации такого обучения как элемента общей системы образования на современном уровне, а кроме того, необходимо принимать во внимание специфику обучения английскому языку.
Основные концептуальные положения обучения английскому языку могут быть изложены следующим образом:
В основе обучения английскому языку дистанционно должна лежать самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности, которым он овладевает в настоящее время.
Деятельность каждого обучаемого должна строиться под руководством опытного педагога, то есть на основе интерактивности. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы педагог имел возможность систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемых.
Самостоятельная деятельность студента нуждается в эффективной обратной связи как в отношении используемого учебного материала, так и внешней обратной связи при работе в группах, при контактах с преподавателем английского языка.
Студент таким образом должен иметь разнообразные контакты в процессе обучения английскому языку, помимо обучающего курса: с партнерами по курсу (парные, групповые, коллективные); с куратором сервера, с преподавателем.
Виды самостоятельной деятельности обучаемых также должны быть разнообразными - индивидуальными, парными, групповыми - обучение в малых группах по принципу обучения в сотрудничестве (cooperative learning), со всей группой курса (конференции, коллективные обсуждения).
Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для организации подобной системы обучения английскому языку являются следующие:
- коммуникативный принцип, который обеспечивается не только при контактах с преподавателем, но, главным образом, при работе в малых группах;
- принцип опоры на родной язык обучаемых, что должно находить отражение в организации ознакомления обучаемых с новым языковым материалом, при формировании ориентировочной основы действий;
- принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую наглядность (отбор аутентичных текстов, речевых образцов, демонстрирующих функциональные особенности изучаемого материала на английском языке; зрительную наглядность при использовании разнообразных мультимедийных средств, организации видеоконференций; слуховую наглядность, которая предусматривает необходимость использования определенных программных средств - саундбластеров, CD-ROM , а также организации аудиоконференций;
- принцип доступности, что обеспечивается в дистанционных курсах английского языка не только за счет соответствующей разработки учебного материала разных уровней сложности, но и за счет интерактивного режима работы; интерактивность - ключевое слово не только в общедидактическом плане при дистанционном обучении, оно приобретает особое звучание при организации обучения английскому языку на расстоянии;
- принцип положительного эмоционального фона, формирующий устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого, что чрезвычайно важно при дистанционной системе обучения английскому языку.
Указанные принципы имеют методологическое значение для успешного обучения английскому языку дистанционно.
Важное значение, в свете сказанного для организации дистанционного процесса обучения английскому языку, имеют следующие факторы:
1. Отбор и организация языкового материала в соответствии с целями и задачами курса.
2. Структурирование курса, его методическая и технологическая организация.
3. Четкое планирование работы группы (организация малых групп, конференций, в том числе при возможности, аудио и видеоконференций, организация систематической отчетности - индивидуальной, групповой).
4. Организация систематических консультаций с преподавателем английского языка и куратором.
5. Установление и умелое поддержание положительного эмоционального фона в группе в целом и у каждого студента в отдельности.
7. Заключение
Таким образом, дистанцио́нное обуче́ние — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку студентам основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств,
объемных электронных библиотек и т.д.
- создать единую образовательную среду.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования, особенно в условиях карантина. Оно дает уникальную возможность получать новые знания в различных областях человеческой деятельности, самостоятельно планируя место, время и форму обучения.
8. Список используемой литературы
1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
2. Полат Е.С., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М., “Академия”, 2006.
3. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М., “Академия”, 2004.
4. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – №2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.