Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Методическая разработка обучающегося семинара
для молодых педагогов
по теме:
«Межпредметные связи
как средство повышения мотивации к обучению»
Разработала: Прокопенко Валентина Васильевна,
учитель высшей квалификационной категории, «Почетный работник общего образования РФ», «Заслуженный педагог Волгоградской области»
1. Аннотация
Методическая разработка «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» представляет собой технологическую карту обучающегося семинара для молодых педагогов в рамках участия во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют-2020» в номинации «Педагог-наставник», методические и дидактические материалы к нему.
Актуальность семинара обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. Результат образования сегодня – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применить их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Выпускник школы должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Необходимо выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы такая личность успешно сформировалась и была готова реализовать свои знания и умения в профессиональном самоопределении, в жизни.
Молодые педагоги будут иметь возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, разработками, освоят приемы самостоятельного извлечения новых знаний и структурирования их на основе ментальных карт, кейсов, методы организации групповой проектной деятельности.
Продукт обучающегося семинара – проект-памятка по составлению межпредметных заданий, конструирования технологической карты межпредметного урока, разработки межпредметных проектов.
Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности. Материалы семинара могут быть использованы в сфере образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, непосредственно в работе педагогов, в целях самообразования и повышения своей педагогической компетентности.
2. Пояснительная записка
Основная нравственно-педагогическая идея семинара - выявление опыта молодых педагогов, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Тема семинара: Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению.
Цель семинара: создание условий для повышение уровня компетентности молодых педагогов через освоение опыта работы по использованию межпредметных связей в проектировании педагогического процесса.
Задачи:
- рассмотреть классификацию и виды межпредметных связей;
- дать представление о роли учителя в организации межпредметных связей;
- систематизировать знания о возможностях использования программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
- проанализировать и определить влияние межпредметных связей на качество образования школьников;
- создать условия для активного взаимодействия с участниками семинара.
Ожидаемые результаты: педагоги осуществят практическое действие по составлению межпредметных заданий, конструированию технологической карты бинарного урока, разработке межпредметных проектов.
Дидактический материал: макеты технологических карт; требования к межпредметным заданиям, бинарному уроку, межпредметному проекту.
Формы и методы реализации: групповая форма работы; наглядный, словесный, иллюстративный.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; презентация «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» (Приложение 1); логотип системы образования «Мир. Книга. Знания», человечек – педагог (Приложение 2); папка «Мотивация» (Приложение 3); папка «Межпредметные связи в обучении» для самостоятельного изучения (Приложение 4); материал к бинарному уроку (Приложение 5); материал для межпредметного проекта (Приложение 6); для рефлексии «Лестница успеха» (Приложение 7); лист оценки семинара, анкета обратной связи (Приложение 8); ручки, чистые листы бумаги, фломастеры, школьный колокольчик, красная нить.
Целевая группа: молодые педагоги
Продолжительность семинара: 3 часа.
Вид семинара: практико-ориентированный.
Краткое описание ожидаемого результата
Работа участников на семинаре будет способствовать:
- систематизации знаний о возможностях программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности;
- получению практического опыта по формированию познавательных интересов учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
- овладению опытом поэтапной работы по установлению межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности;
- овладению опытом работы по разработке межпредметных проектов;
- анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.
Технологическая карта семинара
Структурный компонент |
Деятельность ведущего семинара |
Деятельность участников семинара |
Результат структурного компонента |
I. Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический климат, сформировать рабочие группы.
|
Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. А. Дистервег
Предлагает педагогам разделиться на три команды: при входе в зал на доске находится логотип системы образования «Мир. Книга. Знания», на котором прикреплены карточки: Природа, Общество, Человек. Вид карточки - определенная группа семинара. Игра «Ассоциации». Я прошу группы взять друг друга за руки и представить: - «Природа» - вы все большое дерево, которое корнями глубоко зарывается в землю, а своими дружными листьями и цветами устремляется к небесам. Оно стоит себе, не двигаясь, прямое, высокое, независимое. - «Общество» - вы Земной шар, необъятный, дружный. Необозримые просторы. - «Человек» - вы его Величество Человек, ученик или учитель, гармоничный, благородный, порядочный, дружелюбный, толерантный. Вы заметили, что в каждой группе встретились однокоренные слова: «дружные», «дружелюбные». Приём «Слово дня». Предлагает подойти к логотипу системы образования, раскрыть книгу и написать одно только слово, которым вы сможете выразить свое состояние ожидания от предстоящей работы на семинаре. Хочу пожелать вам на нашем семинаре всегда ощущать дружескую поддержку. Начать семинар нам поможет простой школьный колокольчик, к которому привязана длинная нить. Возьмите ее и дружно начнем занятие! Колокольчик озорной, ты друзей в кружок построй. Слева друг и справа друг – становись скорее в круг. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Страх и грусть мы уберем, семинар скорей начнем! |
Выбирают себе карточку, распределяются на группы по виду карточки.
Презентация https://cloud.mail.ru/public/Q4vD/62HCrr64K
Принимают участие в игре «Ассоциации».
Приём «Слово дня». Пишут слово, которым выразить свое состояние ожидания от предстоящей работы на семинаре.
|
Распределение по группам – выбор карточки.
Игра «Ассоциации» - создание благоприятной среды для продуктивной деятельности семинара. Быстрое включение в работу.
Приём «Слово дня» - оценка собственного ожидания от предстоящей работы на семинаре.
|
II. Вводный этап Цель: повысить интерес участников семинара к освещаемой теме. Осознание участниками целей семинара; согласование видения результатов семинара между участниками и ведущими
|
- Как вы думаете, каким образом могут быть связаны названия ваших групп? Качественная сторона развития системы образования предполагает отбор содержания образования, которое отражается в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек. Функции содержания образования определены как фиксация основополагающих элементов научного знания, а также воспитание и развитие интеллектуальной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры личности. Всем известна китайская пословица «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. - Достаточно ли только этого? Общеизвестно, что без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. - Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? - Как мотивировать познавательную активность? Вы видите, как трудно сразу ответить на эти вопросы. Над этой проблемой настойчиво работают ученые, учителя, методисты, психологи. Правда, учителя используют различные способы и приемы на уроках, повышающие его эффективность. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Доказано, что устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. У вас на столах основополагающие определения понятия «Мотивация», результаты исследования ученых по данной проблеме, рассмотрим их (см. Приложение 3) - Скажите, что для вас эффективный урок? - Как вы думаете, из чего складывается формула эффективности урока? - Продумываете ли вы каждый этап урока и из чего исходите? |
Отвечают на вопросы.
Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения.
Анализируют, выделяют существенные признаки, обобщают. |
Осознание актуальности предложенной темы. Постановка индивидуальных целей.
Знакомство с исследования ученых, анализ способствует закреплению понятий «Виды мотивации»
|
III. Основной этап Цель: дать теоретический материал, раскрывающий методологическую основу построения занятий; провести анализ содержания занятия, научить целевую аудиторию выделять слабые и сильные стороны занятия, прогнозировать риски |
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применить их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. - Как же необходимо выстроить процесс обучения, чтобы такая личность успешно сформировалась и была готова реализовать свои знания и умения в профессиональном самоопределении, в жизни? Каждый учебный предмет, вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Но в природе и обществе нет изолированных процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в обучении. Проблема межпредметных связей интересовала педагогов в любое время. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания. Актуальность межпредметных связей обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач. Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения? Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы. Межпредметные связи по направлению показывают: - является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов. - используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана (обратные или восстановительные связи). Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную. Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя, что еще раз подчеркивает различие видов их деятельности. Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей: I - начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, II - основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. На семинаре попробуем рассмотреть эту проблему с разных сторон. У каждой группы на столах лежат папки с материалом по теме «Межпредметные связи в образовании» (см. Приложение 4): 1. Научный подход к проблеме межпредметных связей в обучении; 2. Классификация межпредметных связей; 3. Функции межпредметных связей в обучении; 4. Организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей; 5. Этапы формирования межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей; 6. Межпредметные познавательные задачи и умения; 7. Эффективность использования межпредметных связей в обучении; 8. Методика обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности. Инструкция по выполнению заданий практического этапа Задание 1 предполагает самостоятельного извлечение теоретического материала и структурирование его при помощи ментальной карты. Ментальные карты (Mind Ментальные карты (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается на более долгий срок. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал. Алгоритм составления ментальных карт представлены на экране: -главная тема помещается в центре листа; -записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку; -к основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы. При возникновении трудностей при изучении новой темы, необходимо записать на отдельном листке для дальнейшего обсуждения. Задание 2 предполагает рассмотреть использование межпредметных связей в межпредметном уроке. Группы должны использовать свое направление при отборе материала к межпредметному уроку (см. Приложение 5): - Рекомендации для учителя по подготовке к интегрированному занятию; - Типы и формы интегрированных занятий; - Приемы активизации познавательной деятельности в условиях интеграции; - Тематическое планирование; Задание 3 предполагает разработку межпредметного группового проекта на основе объединения знаний всех участников групп, материала для проекта (Приложение 6). Задание 4 предполагает разработку проекта – памятки для молодых учителей «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» как результат деятельности на нашем семинаре. |
Презентация Слайд 2-4 https://cloud.mail.ru/public/Q4vD/62HCrr64K
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивают свою точку зрения.
Презентация Слайд 5- 11 https://cloud.mail.ru/public/Q4vD/62HCrr64K
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивают свою точку зрения.
Знакомятся с содержанием папки «Межпредметные связи в образовании» с теоретическим материалом.
Презентация Слайд 12-17 https://cloud.mail.ru/public/Q4vD/62HCrr64K
Заслушивают инструкции по выполнению практической работы на выполнение определенных заданий для групп, знакомятся с представленным материалом для работы, формой отчета.
Знакомятся с алгоритмом составления ментальных карт.
Знакомятся с содержанием папок «Межпредметный урок», «Межпредметный проект» , шаблоном для презентации. Знакомятся с шаблоном проекта – памятки. |
Формирование умения аналитически оценивать информацию, включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.
Формирование умения взаимодействовать с коллегами, активно участвовать в обсуждении.
Развитие способностей самостоятельному извлечению новой информации, анализу, их структурированию.
Формирование умения аналитически оценивать информацию, включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.
Формирование умения взаимодействовать с коллегами, активно участвовать в обсуждении.
Развитие способностей самостоятельному извлечению новой информации, анализу, их структурированию.
Формирование умения взаимодействовать с коллегами, активно участвовать в обсуждении.
Развитие способностей самостоятельному извлечению новой информации, анализу, их структурированию.
|
IV. Практический этап Цель: закрепление знаний и умений, формирование умений работы в группе, осуществлении самоконтроля и контроля степени усвоения знаний.
|
Задание № 1. Ментальная карта. Рассмотреть межпредметные связи с разных сторон. Группа «Природа» - формирование межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей; Группа «Общество» - использование межпредметных связей в учебной деятельности; Группа «Человек» - организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей. Задание № 2. Межпредметный урок. Рассмотреть использование межпредметных связей в межпредметном уроке. Отобрать информацию по теме урока «Роль березы в жизни человека» по направлению группы. Задача групп проанализировать и выбрать нужный материал к уроку. Противоречия между потребительским отношением к природе и битвой человечества за охрану окружающей среды, новые взаимоотношения «человек – природа», «природа – человек», «природа-общество». Материал к уроку (см. Приложение 5). Группа «Природа» - для учителя экологии Группа «Общество» - для учителя истории Группа «Человек» - для учителя биологии Папка «Межпредметный урок»: - береза в истории нашей Родины; - береза-дерево жизни; - виды берез; - о березе; - сказка о волшебной березе; - химический состав. Задание № 3. Межпредметный групповой проект. Разработка межпредметного группового проекта «Роль березы в жизни человека». Объединение исследовательских проектов различных школьных предметов (биологии, истории, географии, экологии, технологии, МХК, изобразительного искусство, химии, музыки, окружающего мира) в групповом межпредметном проекте. Материал для межпредметного проекта (см. Приложение 6). Задачи проекта: 1. Изучить ценность отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны. 2. Мотивировать учащихся в преобразовании и использовании информации в практической, творческой деятельности 3. Изучить технологию использования березы в технических изобретениях, медицине, кулинарии, косметологии, быту. 4. Проанализировать варианты использования человеком природных достоинств березы в искусстве. Каждая группа выводит линию своего предмета, дополняет линии других предметов. Задание № 4. Проект – памятка. Разработку проекта – памятки для молодых учителей «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» как результат деятельности на нашем семинаре. |
Задание № 1. https://cloud.mail.ru/public/3Xbm/4mZF1bYfV Рассмотреть межпредметные связи с разных сторон, составить ментальную карту: группа «Природа» - формирование межпредметных умений обучающихся на основе межпредметных связей; группа «Общество» - использование межпредметных связей в учебной деятельности; группа «Человек» - организация познавательной деятельности на основе принципа межпредметных связей. Задание № 2. https://cloud.mail.ru/public/4q4m/3U5Xhgvb4 выбрать нужный материал к межпредметному уроку «Роль березы в жизни человека». Задание № 3. https://cloud.mail.ru/public/HNd5/2Fxmjhekn Разработка межпредметного группового проекта «Роль березы в жизни человека». Задание № 4. Разработка проекта – памятки «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» |
Развитие интеллектуальной и творческой инициативы.
«Ментальная карта» по группам.
Проект межпредметного урока «Роль березы в жизни человека».
Проект межпредметного группового проекта «Роль березы в жизни человека»
Проект – памятка «Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности» для молодых учителей предполагает
Обобщение приобретенных знаний на семинаре для анализа и самоанализа. |
V. Заключительный этап. Цель: подвести итоги мероприятия; отследить степень удовлетворенности участников качеством проведенного мероприятия). |
Отчет о деятельности групп. Анализ выполнения заданий, самооценка и взаимооценка, дополнения. Презентация проектов.
Мы стремимся найти формы, которые помогут успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха. |
Презентация Слайд 18 Анализируют результат. Представляют ментальные карты, проект урока, защищают групповой проект. Определяют степень успешности выполнения работы. |
Анализ межгруппового взаимодействия участников семинара.
Развитие презентативных умений.
|
VI. Рефлексия Цель: организовать рефлексию психоэмоционального состояния, мотивации, самостоятельной деятельности, взаимодействия с участниками семинара, обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
|
На экране вы видите «Лестница успеха». Я прошу подумать и оценить ваш личный успех на данном семинаре, при помощи своего представителя «человечка - педагога» (см. приложение 7) выбрать позицию оценки и озвучить свое решение: - самым полезным для меня было… - я встретился с трудностью при … - мне это необходимо для… - у меня хорошо получилось… - что возьму на заметку… - что я положу в портфель. «Слово дня». Оценка работы на семинаре. Я прошу вас заполнить лист оценки семинара (см. Приложение 8). Закончить хочется словами американского писателя Элберта Хаббарда «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Впереди вас ждет длинная дорога профессионального творчества. Желаю вам успехов! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами! Спасибо за внимание! |
Презентация Слайд 19-20 https://cloud.mail.ru/public/Q4vD/62HCrr64K
«Лестница успеха» -оценивают личный успех на семинаре, выбирают позицию оценки и озвучивают свое решение.
«Слово дня» - оценивают собственное ожидания от работы на семинаре.
«Лист обратной связи» - заполняют лист оценки семинара. |
Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности. Формирование умения осознавать свои знания и ставить цели на саморазвитие.
Перспектива на будущее самообразование.
|
Источники информации:
1. Абдуллаева, Г. Д. Межпредметные связи в современной школе / Г. Д. Абдуллаева, И. И. Атажанов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №3. – С. 66-68.
2. Беленький, Г.И. О воспитательно - образовательных аспектах межпредметных связей [Текст] / Г.И. Беленький // Сов. педагогика. - 1977. - №5. - С. 56 - 61.
3. Бесчетвертева, Е. П. Интегрированные уроки как средство реализации межпредметных связей / Е. П. Бесчетвертева // Поволжский педагогический поиск. – 2015. – №2. – С. 40-42.
4. Боярчук, В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: Методические рекомендации / В.Ф. Боярчук // - Вологда, 1988. - 223 с.
5. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - Москва: Педагогика, 1981. 160 с.
6. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучении / П. Г. Кулагин. - Москва: Просвещение, 1981. 94 с.
7. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. - Москва: Просвещение, 1989. - 192 с.
8. Смирнова, М. А. Теоретические основы межпредметных связей / М. А. Смирнова. - Москва, 2006. – 204 с.
9. Усова, А. В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе / А. В. Усова. – Челябинск, 1995. - 16 с.
10. Федорова, В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин: пособие для учителей: сб. статей / под ред. В. Н. Федоровой. - М.: Просвещение, 1980. - 86 с.
11. Черкес-Заде, Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. М. Черкас-Заде. - Москва,1968. – 23 с.
12. Щедрина, Н. Г. Пути реализации межпредметных связей в различных по формам учебных занятиях / Н. Г. Щедрина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – №45. – С. 455-457.
Приложение 1
Презентация «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»
Приложение 2
Логотип системы образования «Мир. Книга. Знания»
Человечек – педагог
Приложение 3
Папка «Мотивация»
1. Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
2. Учебная мотивация - это интегральная структура, основанная на совокупности познавательных, социальных и личностных мотивов.
3. Взаимодействие внутренних и внешних источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты и способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности.
4. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
5. Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.
6. Внутренние мотивы – мотивы, связаны с деятельностью. Внешние мотивы – мотивы не связаны с деятельностью.
7. Мотивированные на достижение успеха ученики ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.
8. По мнению психологов, результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В.И. Мякишев).
Приложение 4
Папка «Межпредметные связи в обучении»
Виды межпредметных связей. |
Межпредметные познавательные задачи. |
Межпредметные обобщенные умения. |
Фактические – установление родства, аналогии фактов, изучаемых в разных учебных учебных предметах, и их всестороннее рассмотрение в целях формирования в сознании учащихся целостной модели факта. |
Установление связи, общности фактов из разных предметов с целью конкретизации изучаемого материала, формирования новых понятий, их объяснения с позиций общих теорий, принципов, с целью использования одних фактов для объяснения других. |
Установление общности фактов из разных предметов, их всестороннего анализа, сопоставления и обобщения, объяснения с позиций общенаучных идей; умение связать обобщённые факты с общей системой знаний, найти и применить их на практике и т.п. |
Понятийные – поэтапное, поэлементное расширение и углубление связей между конкретными признаками понятий, общих для разных предметов. |
Установление связей между понятиями из разных предметов с целью их конкретизации, обобщения, формирования системы понятий разной степени обобщенности, их соподчинения и развития, объяснения причинно – следственных связей явлений. |
Установление связей между понятиями разных предметов, их конкретизации, умения объяснять процессы и явления одной науки с помощью понятий другой науки, делать мировоззренческие выводы на основе общих понятий; умения сформулировать в речи связи между понятиями из разных предметов и т.д. |
Теоретические – поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, получаемых на уроках по разным предметам с целью осознания учащимися целостной теоретической системы знаний. |
Установление связей между теориями разных наук, их точек соприкосновения; установление связей между структурными компонентами общенаучных теорий; установление связей между теоретическими знаниями и методами их познания; приведение теоретических знаний в систему, их мировоззренческое общение, раскрытие широты практического применения теории. |
Умение рассматривать научные теории как частный случай более общих теорий; умение связать структурные элементы общенаучных теорий в единое целое; умение на основе теории одной науки объяснять факты, изучаемые смежной с ней наукой; умение применять теорию на практике; умение связать научную теорию с философией |
Философские – осознанное усвоение учащимися знаний об объективных законах развития природы, общества, познания на основе обобщения конкретно – предметных и философских знаний, получаемых при изучении предметов разных циклов. |
Установление связей между конкретно – предметными и философскими знаниями с целью формирования научно – философской картины мира; установление связей между научными понятиями и философскими категориями т. п. |
Умение рассматривать предметные факты, понятия, теории, законы с позиций всеобщих диалектических законов и категорий; умение провести поэлементное обобщение знаний из разных предметов при раскрытии наиболее общих признаков понятий диалектического и исторического материализма, дать определение этим понятиям с опорой на конкретно – предметные знания и т.п. |
Идеологические – поэлементное обобщение и сознательное усвоение аксиологических знаний, получаемых учащимися при изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в целях формирования их идейно – нравственного сознания. |
Усвоение связей между элементами аксиологических знаний, получаемых учащимися при изучении разных учебных предметов; раскрытие идейно – политических и нравственно – эстетических аспектов научных знаний с опорой на факты, понятия, идеи, образы. |
Умение связать в общую систему знания разных видов, разных форм общественного сознания и человеческой практики; умение ориентироваться в комплексных проблемах современности, их гностических и аксиологических сторон умение раскрыть точки соприкосновения естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний. |
Межпредметные связи |
|||
Формы |
Типы |
Виды |
|
По составу |
содержательные |
по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук |
|
операционные |
по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям |
||
методические |
по использованию педагогических методов и приемов |
||
организационные |
по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса |
||
По направлению |
односторонние, двусторонние, многосторонние |
прямые обратные восстановительные |
|
По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи) |
Временной фактор |
хронологические |
преемственные синхронные перспективные |
хронометрические |
локальные среднедействующие длительно действующие |
Этапы обучения на основе использования межпредметных связей
Первая ступень – воспроизводящая. Цель – приучить учащихся использовать полученные знания. |
||
1 этап. Учащиеся повторяют необходимые знания из соответствующих предметов. |
2 этап. Учитель объясняет новый учебный материал, используя факты и понятия из одного предмета, на примерах из другого. |
3 этап. Учитель излагает новый материал, привлекая теорию из смежного предмета для объяснения рассматриваемых явлений. |
Вторая ступень – использование знаний. Цель – перенос знаний из предмета в предмет. |
||
4 этап. Учащиеся должны самостоятельно воспроизводить отдельные знания фактического или теоретического характера из смежных предметов. |
5 этап. Учащиеся должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими на уроках одного предмета, для подтверждения вновь усваиваемых знаний на уроках другого. |
6 этап. Учащиеся должны самостоятельно привлекать теорию, изучаемую на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых явлений в курсе другого. |
Третья ступень – обобщающая. Цель – обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений. |
||
7 этап. Учитель объясняет проявление в изучаемых на уроках данного предмета явлениях общих законов диалектики. |
8 этап. Учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине мира.
|
9 этап. Учащиеся воспроизводят общие законы диалектики при объяснении явлений, изучаемых на уроках данного предмета. |
Ссылка на папку «Межпредметные связи в обучении» - https://cloud.mail.ru/public/3Xbm/4mZF1bYfV
- теоретические взгляды на связь наук;
- функции межпредметных связей;
- реализация межпредметных связей;
- тематической планирование;
- дидактическая модель межпредметных связей.
Приложение 5
Папка «Материал к межпредметному уроку»
Рекомендации для учителя
по подготовке к интегрированному (бинарному) учебному занятию
При подготовке к интегрированному учебному занятию преподавателю необходимо иметь четкое представление о преимуществах, особенностях и структуре данных занятий.
1.Преимущества интегрированных учебных занятий заключается в том, что они способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательных интересов, осуществлению системного подхода к формированию знаний и умений студентов.
2.Структура интегрированного учебного занятия отличается компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе, большой информативной емкостью.
3.Интегрированное учебное занятие не решает множество отдельных задач, а рассматривает их совокупность. Основанием для интеграции могут быть учебные темы, требующие межпредметного обобщения и систематизации, а так же формирования межпредметных учебных навыков.
4. Выбор формы интегрированного учебного занятия определяется с соответствии с его типом. Наиболее целесообразными формами интегрированных учебных занятий могут быть лекции, семинары, конференции практикумы, смотры знаний, комплексные зачеты, уроки-конкурсы по защите творческих проектов.
Типы и формы интегрированных занятий.
Типы учебных занятий |
Формы учебных занятий |
Формирование новых знаний |
Лекция «вдвоем» Межпредметная конференция Экскурсия. |
Формирование умений и навыков |
Межпредметный практикум. Ролевая или деловая игра |
Систематизация и обобщение знаний |
Пресс-конференция Семинарское занятие Обзорная конференция Урок-консультация Урок-презентация |
Контроль и комплексная проверка знаний и умений |
Комплексный зачет Смотр знаний. Проф. конкурсы Защита творческих проектов |
Приемы активизации познавательной деятельности в условиях интеграции
Название приема |
Суть приема |
«Расширение темы» |
Составляется серия вопросов, требующих дополнения темы из других дисциплин |
«Пересечение тем» |
Разработка алгоритмов для решения прикладных задач |
«Снежный ком» |
Анализ возможностей применения темы в других областях |
«Точка зрения» |
Обсуждение вариантов решения комплексной проблемы |
Ссылка на папку «Межпредметный урок» - https://cloud.mail.ru/public/4q4m/3U5Xhgvb4
- береза в истории нашей Родины;
- береза-дерево жизни;
- виды берез;
- о березе;
- сказка о волшебной березе;
- химический состав.
Приложение 6
Папка «Материал для межпредметного проекта»
Этапы организации межпредметной проектной деятельности:
1. Проблема
2. Осознание проблемы
3. Выбор образовательных областей
4. Распределение направлений проектной деятельности групп
5. Формулировка конкретной задачи в решении проблемы
6. Проведение исследования фактов
7. Выработка идей и их обсуждение
8. Моделирование выбранного проектного объекта
9. Планирование процесса реализации проекта
10. Анализ выбранных методов выполнения корректировки
11. Практическая деятельность по созданию проектного объекта
12. Оценка результатов проектной работы
13. Коррекция проектной работы
14. Решение проблемы
Управление реализацией межпредметной проектной деятельностью учащихся.
1. Формирование инициативной творческой группы.
2. Создание временных научных коллективов учащихся и педагогов по разработке, реализации проектной работы.
3. Мониторинг реализации проектной деятельности в микро группах.
4. Корректировка при необходимости механизма реализации межпредметной проектной деятельности.
Реализация межпредметной проектной деятельности и ее эффективность обеспечивается следующими мероприятиями:
- Повышением воспитательного потенциала образовательного процесса.
- Развитием системы дополнительного образования учащихся.
- Взаимодействие школы с общественными организациями.
- Готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания.
- Организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.
Ссылка на папку «Межпредметный групповой проект» - https://cloud.mail.ru/public/HNd5/2Fxmjhekn
-береза в истории нашей Родины;
- береза-дерево жизни;
- виды берез;
- о березе;
- сказка о волшебной березе;
- химический состав;
- березе тоже воевала;
- береста в годы войны;
- особенности березы.
Приложение 7
Шаблон памятки для молодых учителей
Приложение 8
Лист оценки семинара Анкета обратной связи
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.