Департамент образования И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Владимирской области
государственное бюджетное профессионального образовательное учреждение владимирской области
«владимирский экономико-технологический колледж»
Методическая разработка открытого урока
по дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему «Файлы, папки и ярлыки. Операции с ними», с обучающимися 1 курса
обучающих по профессии «повар, кондитер»
Разработал: преподаватель
Насибуллина Ф.Н.
Владимир
2021
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………..…... 3
2. План урока………………………………………………………..……………..4
3. Структура и ход урока……………………………….………………….……..6
4. Конспект урока…………………………………………………………...…….13
5. Кроссвордыдля проверки домашнего задания (Приложение А)………...18
6. Карточки – задания, для проверки домашнего задания
(Приложение Б) ……….………………………………………….…………….23
7. Конспект урока: Понятие файлов, ярлыков и папок.
(Приложение В) ……………………………………………………………….27
8. Вопросы для повторения (Приложение Г)…………………………..……...29
9. Презентация урока. (Приложение Д)………………………………………..31
10. Фотографии урока. ( Приложение Е) ………………………………………37
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка урока предназначена для проведения урока по дисциплине «Информатика» с обучающимися 1 курса по профессии « повар, кондитер».
Методическая разработка состоит из следующих разделов:
- Пояснительная записка
- План урока
- Структура и ход урока
- Конспект урока.
- Кроссворды для проверки домашнего задания
- Карточки – задания, для проверки домашнего задания
- Конспект урока: Понятие файлов,
ярлыков и папок
- Вопросы для повторения
- Презентация урока.
- Фотографии урока.
Урок является уроком открытия нового материала на тему «Файлы, папки и ярлыки. Операции с ними», в котором применяется методика проблемного изложения.
Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда преподаватель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.
В ходе изложения материала данного урока мною были показаны образцы решения определенных проблем, а обучающие контролировали убедительность моих доводов, следили за логикой изложения нового материала.
Основными приемами преподавания в методе проблемного изложения являются: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения; приемами учения – выполнение логических операций, воспроизведение, знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, составление плана.
Используя эти основные приемы в ходе урока, было поставлено множество проблемных ситуаций, проблемных вопросов. В начале изучения данной темы был поставлен проблемный вопрос, ответ, на который обучающиеся смогли дать в конце урока.
На уроке использовались ЭОР:
- материалы единой коллекции центра образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru
- Программа PowerPoint- презентация урока,
- программа Айрен-для работы с тестами,
- операционная система Windows
- обучающая программа «Мир информатики»
- QBoard- интерактивная доска.
План урока
ФИО: Насибуллина Фаина Николаевна.
Дисциплина: Информатика.
Группа: ПК- 1-29
Тема программы№ 2: 10 часов . Компьютер. Операционная системаWindows.
Тема урока: «Понятие файлов, ярлыков и папок. Операции с файлами , папками и ярлыками.», урок № 7
Базовый учебник: Цветкова М.С. «Информатика и ИКТ» М.: ОИЦ «Академия», 2010
Дополнительная: Н.В. Макарова « Информатика 10- 11 кл» Питер 2010.
Цель урока:Организация деятельности обучающихся при получении новых знаний по формированию понятий и операций с файлами, папками и ярлыками.
Задачи:
Личностные:
- создать условия для развития положительного отношения к учебной деятельности;
- способствовать формированию мотивации учебной деятельности;
- воспитывать интерес к предмету.
Предметные:
- способствовать формированию знаний по определению файлов, ярлыков и папок на компьютере;
- способствовать формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
Метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы.
- организовать работу обучающихся по формированию навыков учебных действий, направленных на развитие интеллекта.
Общие компетенции:
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в учебной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Тип учебного занятия: Урок открытия нового материала.
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная.
Место проведения: лаборатория информатики и ВТ № 205
Продолжительность урока: 90 минут
Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
ЭОР:
- материалы единой коллекции центра образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru
- Программа PowerPoint- презентация урока,
- программа Айрен-для работы с тестами,
- операционная система Windows
- обучающая программа «Мир информатики»
- QBoard- интерактивная доска
Структура и ход урока.
№ |
Этап |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
ЭОР |
Время |
|
|
Общие компетенции |
|
|||||||
1 |
Организацион ный момент. |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
|
Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку, дежурный сообщает об отсутствующих |
|
|
2 мин |
|
|
2 |
Мотивация учебной деятельности |
Знакомит с целью урока и задачами. Формулирует обучающимся проблемный вопрос, на который в конце урока они должны будут дать ответ.
|
Слушают, запоминают. Думают над вопросом и отвечают на него. |
ОК.2. Организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональ ных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
Слайд 2,3, презентации Слайд 5 презентации |
3 мин |
|
|
3. |
Актуализация полученных знаний |
1.Предлагает проверить домашнее задание по теме «Операционная система Windows». 2.Предлагает обучающимся ответить на компьютерные тесты, карточки задания, кроссворды.(см. приложение 1)
3.Знакомит с критериями оценок результатов выполнения заданий( приложение 2). Остальным обучающимся предлагает разгадать сканворды, предложенные на доске. 4.Собирает карточки, выполненные кроссворды. Проверяет компьютерные тесты. 5.Объявляет результаты. |
Слушают, берут задания
Слушают, запоминают Отвечают на компьютерные тесты, отвечают на вопросы карточек, решают кроссворды. Слушают, запоминают
Отгадывают сканворды.
Сдают выполненные задания.
Слушают |
ОК5. Использовать информационно коммуникацион ные технологии в учебной деятельности. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
Компьютерные тесты ( программа Айрен)
Слайд 6 презентации
Слайды 7,8,9 презентации
|
15 мин |
|
|
4 |
Изучение нового материала. |
1.Переходит к объяснению нового материала. Задает проблемные вопросы. Скажите, чтобы набрать информацию в компьютере, что нужно? В чем вы будете сохранять набранную информацию? Место, где хранится информация, как называется? 2.Анализирует ответы на вопросы, обобщает и переходит к теме урока. 3.Демонстрирует презентацию. 4.Предлагает записать тему урока в конспект. 5.Предлагает обучающимся самим сформулировать определение файла 6.Корректирует данные определения файла. 7.Рассказывает: - из каких частей состоит файл. -что такое имя файла, какое оно бывает. -что такое расширение, какие они бывают, зачем даются каждому файлу. - параметры файлов – размер, дата и время создания, значок. 8.Предлагает законспектиро-вать в конспект разобранный материал. 9. Задает вопросы – О чем говорят значки файлов? Определите по данным значкам, какие файлы изображены? 10.Предлагает ответить на вопрос. В чем хранятся файлы? 11.Анализирует ответы на вопрос и подводит к определению папки. 12.Задает вопрос из слайда- как определить, что это папка? 13.Объясняет отличие папок от файлов. 14.Предлагает вспомнить определение ярлыка с предыдущего урока. Какие внешние отличия есть у файлов, папок и ярлыков? 15.Предлагает законспектировать разобранный материал. 16.Предлагает обучающимся ответить на вопрос- Какие операции можно выполнить с файлами, папками? 17.Анализирует ответы на вопросы и предлагает записать перечисленные операции в конспект. 18 Предлагает поработать самостоятельно с обучающей программой «Мир информатики», приглашает сесть за компьютеры законспектировать материал по теме «Файлы и папки». |
Слушаю, запоминают.
Думают, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Смотрят, слушают , записывают тему в конспект.
Дают определение.
Слушают, запоминают
Конспектируют материал со слайда.
Думают, отвечают на вопрос.
Думают, отвечают на вопрос.
Думают, отвечают на вопрос.
Дают определение ярлыка.
Отвечают вопрос.
Конспектируют материал со слайда.
Отвечают вопрос.
Записывают материал со слайда. |
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональ ных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональ- ных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
Слайд 10 презентации.
Слайд 11 презентации
Слайды 12-14 презентации
Слайды 15,16 презентации
Слайды16,17,18 презентации
Слайд 19 презентации
Слайд 20 презентации
Слайд 21 презентации
Слайды 21 презентации
Слайд 22 презентации
Обучающая программа «Мир информатики»
|
40 мин |
|
|
5. |
Закрепление нового материала. |
1.Предлагает закрепить материал с помощью игры. 2.Предлагает обучающимся распределиться на три команды, для участия в игре «Поле чудес». 3.Чтобы определить, какая команда первой будет отвечать на вопросы, предлагает по одному из участников команд подойти и пройти жеребьевку. 4.Объясняет правила игры, этапы. 5.Для команды , которая будет отвечать первой на доску проецирует игру «Поле чудес». 6.Объявляет начало игры, крутит барабан. 7.Читает вопрос 1 тура, предлагает называть букву. В случае неправильно названной буквы, ход переходит к следующей команде, и т.д.в противном случае открывает правильно названную букву. Тем, кто знает - предлагает назвать слово. Называет игрока, который ответил правильно на вопрос 1 тура и прошел в финал. 8. Предлагает игрокам перейти ко второму туру, читает вопрос. 9.Крутит барабан, предлагает назвать букву и т.д. 10.Открывает правильно названные буквы. 11.Тем, кто знает - предлагает назвать слово. 12.Называет игрока, который ответил правильно на вопрос 2 тура и прошел в финал. 13.Предлагает игрокам перейти к третьему туру, читает вопрос. 14.Крутит барабан, предлагает назвать букву и т.п. В случае неправильной буквы, ход переходит к следующейкоманде и т.д. Открывает правильно названные буквы. Тем, кто знает - предлагает назвать слово Называет игрока, который ответил правильно на вопрос 3 тура и прошел в финал.
16.Предлагает игрокам, которые вышли в финал угадать слово – финала. 17.Читает вопрос. Предлагает по очереди называть буквы . Открывает правильно названные буквы. 18.Предлагает назвать слово. Предлагает финалистам назвать слово целиком. Если финалист отвечает правильно, открывает слово. 19.Объявляет результаты игры и отметки всем участникам игры. 20.Если обучающиеся быстро угадывают слова, раздает задания каждой команде в виде вопросов. Предлагает ответить на них, кто быстрее и полнее даст ответы на вопросы 21.Предлагает обучающимся занять свои места за партами. 22.Ззнакомит с домашним заданием.Учебник Цветкова М.С. «Информатика и ИКТстр.178-186, темы 14.2-14.3 |
Слушают
Формируют команды для игры.
По одному из команды проводят жеребьевку
Слушают и запоминают.
Слушают и запоминают.
Команда, которая вытащила первый номер, слушают вопрос, думают и называют буквы. Если игроки назвали букву, которой нет в загаданном слове, ход переходит к другой команде.
Кто знает слово, называют его. Слушают.
Игроки слушают и запоминают вопрос . Думают и называют буквы.
Игроки кто знает слово, называют его.
Слушают. Приветствуют победителя. Игроки третьей команды слушают и запоминают вопрос . По очереди называют буквы.
Думают, говорят буквы.
Игроки третьей команды кто знает слово, называют его. Слушают.Приветствуют победителя. Слушают Запоминают вопрос финала.
Называют по очереди буквы. Думают , говорят буквы.
Кто знает слово, называют его. Слушают Поздравляют победителя. Слушают результаты игры.
Сообща отвечают на предложенные вопросы
Занимают свои места за партами. Слушают, записывают домашнее задание |
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК5. Использовать информационно коммуникацион-ные технологии в учебной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
|
Слайд презентации Презентация игры «Поле чудес»
Слайд 23 презентации
Слайд 24 презентации
Слайд 25 презентации
Слайд 26 презентации
Слайд 27 презентации
Слайд 28 презентации
Слайд 29 презентации
Карточки – задания
Слайд 30 презентации
|
28мин |
|
|
6. |
Рефлексия |
1.Переходит к рефлексивной деятельности обучающихся. Предлагает вернуться к проблемному вопросу в начале урока и дали ли мы ответ на него. 2 Руководит деятельностью обучающихся при проведении итогов. 3.Ставит отметки в журнал. |
Участвуют в рефлексии. |
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
Слайд 31 презентации
Слайд 32 презентации |
2 мин |
||
Конспект урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте,садитесь. Дежурный скажите, кто отсутствует. Отмечает отсутствующих в журнале.
2. Мотивация учебной деятельности
Мы сегодня проводим урок- целью и задачами которого является ( читает со слайда2,3 на доске). В ходе проведения нашего урока,будут использоваться следующие общие компетенции( слайд 4)
На предыдущих уроках мы с вами изучили основные составные части компьютера, программное обеспечение компьютера, операционную системуWindows.
Скажите, существует ли на жестком диске определенная часть, ячейка, в чем хранится информация. Ответ обучающихся - Да.
Конечно – да . А как она называется, из чего состоит, как выглядит и какие операции можно с ней выполнить на компьютере? Можем мы без данной части обойтись, работая за компьютером?( слайд 5) Изучив сегодня новый материал – постарайтесь в конце урока дать ответ на все эти вопросы.
3. Актуализация полученных знаний.
Давайте проверим ваше домашнее задание по теме «Операционная система Windows».
Предлагаювам ответить на компьютерные тесты, карточки- задания, кроссворды по теме «OCWindows»- по данным журнала называет фамилии обучающихся , которые будут отвечать на задания. (задания приведены в приложение 1)
Критерии оценок результатов выполнения заданий, следующие - демонстрирует на доску(слайд 6).
Остальным обучающимся предлагаю разгадать сканворды, предложенные на доске( слайд 7 , 8, 9 ).
Ответы на Сканворды––драйвер, утилиты, окно, пуск, дисплей, клавиша.
Время работы закончилось, прошу сдать задания.
Собирает карточки, выполненные кроссворды.Проверяет компьютерные тесты.
Объявляет результаты проверочной работы.Ставит отмети в журнал
4. Изучение нового материала.
Итак, приступим к изучению нового материал. Попробуйте дать ответына следующие вопросы.
Скажите, чтобы набрать информацию в компьютере, что нужно? Предполагаемые ответы на вопрос – напечатать в текстовый редактор, уметь печатать и т.п.
На чем вы будете сохранять набранную информацию?Предполагаемые ответы на вопрос – в том где печатаем , в программе, на диске и т.п.
Место, где хранится информация, как называется?Предполагаемые ответы на вопрос- папка, диск, винчестер, файл. ( слайд 10)
Анализируя ваши ответы на вопросы, хочусделать вывод- чтобы набрать информацию нужна программа, информация храниться на диске в файлах. Поэтому сегодня мы с вамибудем изучать тему: ««Понятие файлов, ярлыков и папок. Операции с файлами , папками и ярлыками.»( слайд презентации 1)
Запишите тему урокав конспект.
Так, что же такое файл? Предполагаемые ответы на вопрос – то где хранится документ, рисунок Исходя из ваших ответов определения файла, можно сформулировать- так:
Файл – Это поименованная часть на диске, в котором находится информация, хранящаяся в компьютере.
А как вы будите называть файл. Предполагаемые ответы на вопрос – своим именем, первой строчкой набранной в документе.
Имя файлу дается такое - какую информацию мы печатаем в данном файле.
Файл состоит из двух частей: имени и расширения. ( слайд 11)
Кол-во символов в имени файла
не должно превышать 255. Имена файлов не могут содержать следующие символы:\
/:*?"<> |( слайд 12)
Расширение имеет от 1 до 4 символов, оно показывает с помощью какой
программы создан данный файл и каково его содержимое . Оно дается файлу, для
того, чтобы определить, какой это файл.
Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле (тип файла): (таблица)( слайд 13)
Определите
расширение файлов.( слайд 14) Кроме имени и расширения параметрами файла также
являются: размер фала, дата и время создания, значок. ( слайд15)
Размер файла свидетельствует о том, сколько информации он содержит и,
соответственно, сколько места он занимает на диске. Размер файла выражается в единицах
измерения объема (формации: байт, Кбайт, Мбайт.)
Дaтa и время создания файла.Эти параметры тоже характеризуют файл
и записываются по определенным правилам. Например, запись 05.03.97 15:30
означает, что файл был создан 5 марта 1997 года, а время его создания — 15
часов 30 минут. Дата и время регистрируются автоматически операционной
системой.
Значок — элементарный графический объект. По значку можно узнать, в
какой среде создан файл или какого он типа, в среде Windowsзначок файла
заменяет – расширение файла. ( слайд презентации 16 ).
Законспектируйте в конспект данный материал.
О чем говорят значки файлов?Определите по данным значкам, какие файлы изображены на экране? (Слайд со значками файлов 17,18)
Ответить на вопрос. В чем хранятся файлы?Предполагаемые ответы на вопрос – на винчестере, на рабочем столе, в папке. Исходя, из ваших ответов можно сказать, что папки - это….
Папка — объект среды Windows, предназначенный для объединения других папок и файлов в группы. Или, папка - это место на диске, где хранятся файлы и другие папки, созданные для удобства пользователем.
Они используют для систематизации файлов.
Имя
папки
составляется по тем же правилам, что и имена файлов, но они не имеют
расширений.
Посмотрите
на слайд и скажите - как определить, где здесь папка?
(Слайд 19 )
Существенным отличиемв среде Windowsпапок от файлов- является значок
Вспомнить с предыдущего урока определение ярлыка. Какой значок есть у ярлыка?
Какие внешние отличия есть у файлов, папок и ярлыков?(Слайд20 )
Молодцы ,законспектируйте разобранный материал, в конспект.
Предлагает обучающимся ответить на вопрос- Какие операции можно выполнить с файлами, папками?
Действия с файлами и папками:
Анализируя ответы на вопросы и предлагаю записать перечисленные операции в конспект.
А сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно с обучающей программой «Мир информатики», садитесь за компьютеры, данная программа там уже загружена, выбирайте тему «Файлы и файловая система».( Слайд 22 )
Вам необходимо самостоятельно изучить данный материал и законспектировать главные фрагменты. На выполнение данного задания даю вам 10 минут.
Если возникнут какие -то вопросы я к вам подойду. ( демонстрация на доске данной программы).
5. Закрепление нового материала.
1.Предлагаю закрепить новый материал с помощью игры «Поле чудес»..
2. Распределитесь на три команды, для участия в игре.
3.Чтобы определить, какая команда первой будет отвечать на вопросы, предлагаю по одному из участников команд подойти и пройти жеребьевку.
4.Ознакомтесь с правилами игры:
1.вам будет предложено три тура игры, в которых дается определение слова, которое вы должные отгадать, называя буквы.
2. перед началом тура я прочитаю определение слова, которое зашифровано на экране;
3. ваша задача- называть буквы по одной, после того как прокрутился барабан.
4. если, такой буквы не окажется в данном слове , ход переходит к следующей команде и так далее.
5. если участник команды знает слово, называет его, если слово названо не правильно, данная команда выбывает из этого тура, т.е. не имеет право больше говорить букву. Поэтому очень внимательно отнеситесь к игре.
Если слово названо правильно, данный участник выходит в финал игры.
6.В финале участвуют участники, которые правильно отгадали слова во всех трех турах. Победитель финала получает отметку в журнал.
5.Объявляю начало игры. Для команды , которая вытащила №1 и будет отвечать первой на доскеспроецирована игра «Поле чудес».Открываю вопрос первого тура.
6.Читаю вопрос 1 тура, назовите букву.
В случае неправильно названной буквы, ход переходит к следующей команде , и т.д.в противном случае открываю правильно названную букву.
Тем, кто знает слово - может назвать это слово.
Называю игрока, который ответил правильно на вопрос 1 тура и прошел в финал.
7. Предлагаю игрокам перейти ко второму туру, читаю вопрос..Кручу барабан, Назовите букву и т.д.
10.Открываю правильно названные буквы.
11.Тем, кто знает слово - может назвать это слово.
12.Называю игрока, который ответил правильно на вопрос 2 тура и прошел в финал.
13.Предлагаю игрокам перейти к третьему туру, читаю вопрос.Кручу барабан, назовите букву и т.д.
В случае неправильной буквы, ход переходит к следующей команде и т.д. Открываю правильно названные буквы.
Тем, кто знает слово–может назвать это слово
Называю игрока, который ответил правильно на вопрос 3 тура и прошел в финал.
14. После угадывания слова 3 тура предлагаю участникам занять свои места за партами. Всем большое спасибо.
Игроки, которые вышли в финал присаживайтесь на первый ряд и для вас сейчас будет вопрос финала.
15.Читаю вопрос. Кручу барабан. Предлагаю по очереди называть букву.Открываю правильно названные буквы.Предлагаю назвать слово, тем кто знает.
Если финалист отвечает правильно, открываю слово.
16.Итак игра закончена, в результате игры победителем становится лучший, Внимательный, кто слушал материал и лучше всех его усвоил .
17.Если обучающиеся быстро угадывают слова, раздаю задания каждой команде в виде вопросов.( приложение ) Предлагаю ответить на них, кто быстрее и полнее даст ответы на вопросы, получат отметки в журнал.
18.Предлагает обучающимся занять свои места за партами.
19.Ззнакомит с домашним заданием. Учебник стр.178-186, темы 14.2-14.3
6. Рефлексия.
А сейчас предлагаю ответить на вопрос с которого мы начинали урок-
Как называется часть на диске в которой хранится информация?
Из чего она состоит, как выглядит и какие операции можно с ней выполнить на компьютере? Можем мы без данной части обойтись, работая за компьютером? Обучающиеся отвечают на вопросы. Оценивают полученные знания на уроке и дают оценку уроку.Оцените сегодняшний урок: 0- нет, 1-да.
1. Вам было интересно на уроке?
2. Вы узнали что-то новое на уроке?
3. Был ли доступен изучавшийся материал?
4. Вы его поняли?
5. Готовы ли вы на следующих уроках применить его на практике?
КАКАЯ ОЦЕНКА У ВАС ПОЛУЧИЛАСЬ?
Итак , работая сегодня на уроке мне очень понравилась ваша активная работа и во время опроса и в объяснении нового материала и закреплении полученных знаний. Ставлю в журналотметку «5» победителю игры и активным участникам игры.
Приложение А
Кроссворд на тему: “WINDOWS.
Вопросы По Горизонтали:
3.Оформление документа с применением
нескольких шрифтовых наборов, методов выравнивания текста, встраивания
объектов иной природы называется…
4.Слубженая программа, относящаяся к категории диспетчеров файлов.
7.Последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки
данных, называется …
9.Мельчайший элемент изображения в растровой графике.
10.Программа, предназначенная для самостоятельного создания мелодий.
13.Программа, предназначенная для автоматизации регулярного резервного
копирования наиболее ценных данных на внешний носитель.
Вопросы По Вертикали:
1.Временное место хранения удаленных папок
и файлов.
2.Папку, из которой происходит копирование, называют…
5.Paint - это простейший графический...
6.Типографская единица измерения, равная примерно 1/3 мм.
8.Смена комплекта резервных носителей..
11.Наименшая единица хранения данных на диске.
14.Крошечный файл, который привязан к программному приложению, документу,
папке.
Ответы: На Кроссворд:
По горизонтали: 3.Форматирование. 4.Проводник. 7.Программа. 9.Точка. 10.Звукозапись. 13.Архивация.
По вертикали: 1.Корзина. 2.Источник. 5.Редактор. 6.Обои. 8.Ротация. 11.Кластер 14.Ярлык.
Кроссворд на тему: “Интерфейс операционной системы Windows”
Вопросы По Горизонтали:
7.Служит для выбора
одного из взаимоисключающих вариантов, которые представлены в форме белых
кружков.
8.В крайней правой части Панели задач находятся…
10.Важнейший элемент графического интерфейса, который можно наблюдать,
например, при открытии папки.
14.Это позволяет плавно изменить значение параметра.
Вопросы По Вертикали:
1.Страница диалоговой
панели.
2.Раскрывающийся….- текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз
стрелкой.
3. Нажатие кнопки Пуск открывает главное… Windows.
4.Пара стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение параметра.
5.Большая площадь экрана отведена под рабочий…
6.Обеспечивает присваивание какому-либо параметру определённого значения(
квадратик с галочкой внутри).
9.Любой файл, обрабатываемый с помощью приложений.
11.Сетевое…- объект, обеспечивающий доступ к сетевым компьютерам и принтерам
рабочей группы.
12.Объект, который обеспечивает возможность выбрасывать ненужные файлы.
Ответы На Кроссворд:
По горизонтали: 7.Переключатель. 8.Часы. 10.Окно. 14.Ползунок.
По вертикали: 1.Вкладка. 2.Список. 3.Меню. 4.Счётчик. 5.Стол. 6.Флажок. 9.Документ. 11.Окружение. 12.Корзина. 13.Компьютер.
Кроссворд по теме “Компьютер.программное обеспечение.OC Windows”
Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
4. Так называют совокупность аппаратных и программных средств компьютера, обеспечивающих работу с графикой, звуком, видеоинформацией.
5. Простейший текстовый редактор в составе ОС Windows.
8. Устройство ввода информации в компьютер.
10. Разговорное название жесткого магнитного диска.
11. Вид программы, к которому относится программа WordPad.
12. Кнопка на рабочем столе Windows, при щелчке на которой на экране появляется главное меню.
13. Универсальное устройство для обработки информации.
По вертикали:
1. Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.
2. Одна из мультимедиапрограмм.
3. Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.
6. Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающиеся процессором в данный момент времени.
7. Одна из служебных программ для работы с диском, выполняющая “сбор” отдельных частей файла, размещенных в разных местах диска, в одну непрерывную часть.
9. Вид программы, к которому относится программа “Очистка диска”.
Ответы к кроссворду
По горизонтали: 4. Мультимедиа. 5. Блокнот. 8. Микрофон. 10. Винчестер. 11. Стандартная. 12. “Пуск”.
По вертикали: 1. Корзина. 2. Звукозапись. 3. Принтер. 6. Оперативная. 7. Дефрагментация. 9. Служебная (Служебные).
Тесты на тему: Операционная система.
1. Папка, в которую временно помещаются удаляемые объекты:
a) Каталог;
b) Файл;
c) Ярлык;
d) Ярлык;
2. Windows – это:
a) операционная система;
b) вспомогательная программа;
c) служебная программа;
d) прикладной пакет общего назначения.
3. В зоне заголовка окна означает:
a) «свернуть»;
b) «развернуть-восстановить»;
c) «переключиться в другое окно»;
d) «закрыть»;
4. В зоне заголовка окна означает:
a) «свернуть»;
b) «развернуть-восстановить»;
c) «переключиться в другое окно»;
d) «закрыть»;
5. В зоне заголовка окна означает:
a) «свернуть»;
b) «развернуть-восстановить»;
c) «переключиться в другое окно»;
d) «закрыть»;
6. Контекстное меню вызывается:
a) Щелчком правой клавишей мыши;
b) Щелчком левой клавишей мыши;
c) Двойным щелчком левой клавиши мыши;
d) Двойным щелчком правой клавиши мыши.
7. Переключиться между работающими программами в Windows можно:
a) Одновременным нажатием клавиш ALT и TAB;
b) Щелчком левой клавишей мыши по значку программы в панели задач ;
c) Верны пункты a) и b);
d) Одновременным нажатием клавиш CTRL и SHIFT;
8. Для выделения объекта используется:
a) F8;
b) NumLock;
c) Двойной щелчок мышью;
d) Щелчок левой клавиши мыши;
9. Когда индикатор CapsLock горит:
a) Вводятся только русские буквы;
b) Вводятся специальные знаки;
c) Вводятся заглавные буквы;
d) Вводятся прописные буквы
10. Экран монитора называют:
a) Окно Windows;
b) Рабочийстол Windows;
c) Панель Windows;
d) Обои Windows
11. Ярлык - это:
a) Часть файла;
b) Название программы и документа;
c) Ссылка на программу или документ;
d) Ценник
12. Как переместить окно?
a) Навести мышь на границу и перетащить;
b) Навести мышь на статус-строку и перетащить;
c) Навести мышь на заголовок окна и перетащить;
d) Навести мышь на центр окна и перетащить
13. Как изменить размер окна?
a) Навести мышь на границу и перетащить;
b) Навести мышь на статус-строку и перетащить;
c) Навести мышь на заголовок окна и перетащить;
d) Навести мышь на центр окна и перетащить
14. Как пользоваться полосами прокрутки?
a) Щелкать по ;
b) в системном меню выбрать «Переместить»;
c) использовать клавишу TAB;
d) совместно использовать клавишу TAB,клавиши стрелка вниз и стрелка вверх;
15. Значок «Мой компьютер» служит для:
a) выхода в сеть Интернет ;
b) доступа к устройствам компьютера;
c) доступа к документам пользователей;
d) выключения компьютера;
16. Значок «Мои документы» служит для:
a) выхода в сеть Интернет;
b) доступа к устройствам компьютера;
c) доступа к документам пользователей;
d) выключения компьютера;
17. Значок «Сетевое окружение» служит для:
a) выхода в сеть Интернет;
b) доступа к устройствам компьютера;
c) доступа к документам пользователей;
d) доступа к сетевым ресурсам;
18. «Панель задач» служит для:
a) проведения несложных математических расчетов ;
b) доступа к устройствам компьютера;
c) отображения и переключения между текущими задачами;
d) доступа к сетевым ресурсам;
19. Кнопка «Пуск» служит для:
a) доступа к основным командам, сгруппированным в виде меню;
b) для включения компьютера;
c) для подключения компьютера к сети Интернет и отключения от нее;
d) выключения компьютера;
20. Сколько способов переключения на русский и английский языки существует на рабочем столе?
а) один
b) два
с)четыре
d)три
Ответы:
1- d
2- a
3- a
4- b
5- d
6- a
7- c
8- c
9- c
10- b
11- c
12- c
13- a
14- a
15- b
16- c
17- d
18- c
19- d
20- а
Карточка – задание 1. Из каких частей состоит операционная система, опишите? 2. Из чего состоит Рабочий стол? 3. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав: А. прикладного программного обеспечения Б. системного
программного обеспечения 4. Операционная система – это: А. набор основных и периферийных устройств компьютера Б. комплекс системных программ, управляющих работой компьютера В. комплекс программ для обработки числовой информации 5. В системное программное обеспечение входят: А. операционные системы Б. языки программирования В. электронные таблицы
Ответы:: 1- Из трех ( первая- интерпретатор, вторая – драйвера, третья – интерфейс) 2- Кнопка «Пуск», объекты рабочего стола(файлы, папки, ярлыки),панель задач (значки – выполняющие различные функции) 3- Б 4 – Б 5 - А |
|
Карточка – задание 1. Дайте определение Операционной системы? 2. Напишите значение правой и левой клавиш мыши? 3. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав: А. прикладного программного обеспечения Б. системного
программного обеспечения 4. Операционная система – это: А. набор основных и периферийных устройств компьютера Б. комплекс системных программ, управляющих работой компьютера В. комплекс программ для обработки числовой информации 5.В системное программное обеспечение входят: А. операционные системы Б. языки программирования В. электронные таблицы
Ответы: 1 – это буфер-передатчик между компьютерным железом и остальными программами. 2 – правая – вызов контекстного меню, левая – выделение, запуск, перетаскивание 3 - Б 4 – Б 5 - А |
Карточка – задание 1. Что такое программа драйвер? 2. Что такое ярлык? 3. Операционная система – это: А. набор основных и периферийных устройств компьютера Б. комплекс системных программ, управляющих работой компьютера В. комплекс программ для обработки числовой информации 4. В системное программное обеспечение входят: А. операционные системы Б. языки программирования В. электронные таблицы 5. В прикладное программное обеспечение входят А. текстовые редакторы Б. оболочка операционной системы В. совокупность всех программ, установленных на компьютере Ответы: 1- специализированные программки для управления различными устройствами, входящими в состав компьютера. 2- ссылка на объект, расположенный не на Рабочем столе, а в какой-то папке(УКАЗАТЕЛЬ ) 3- Б 4 – А 5 - А |
|
Карточка – задание 1.Напишите классификацию интерфейса? 2.Напишите значение правой и левой клавиш мыши? 3.В системное программное обеспечение входят: А. операционные системы Б. языки программирования В. электронные таблицы 4. В прикладное программное обеспечение входят А. текстовые редакторы Б. оболочка операционной системы В. совокупность всех программ, установленных на компьютере 5.Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав: А. прикладного программного обеспечения Б. системного
программного обеспечения Ответы: 1- Windows, Total Commander, Norton Commander 2- правая – вызов контекстного меню, левая – выделение, запуск, перетаскивание 3- А 4- А 5 - Б |
Критерии
оценок результатов выполнения заданий.
При решении кроссворда:
Правильных ответов
На 80 – 100% - отметка «5»
На 50- 70 % отметка «4»
На 20 – 30 % отметка «3»
Менее 20% отметка «2»
При выполнении карточек-заданий;
Ответы на вопросы
5 правильных ответов - отметка «5»
4 правильных ответа - отметка «4»
3,2 правильных ответа - отметка «3»
1 и не одного правильных ответа - отметка «2»
При выполнении компьютерных тестов:
Ответы на тесты
80 -100% отметка «5»
50- 70 % отметка «4»
20 – 30 % отметка «3»
Менее 20% отметка «2»
Приложение В
Конспект урока: Понятие файлов, ярлыков и папок.
Вся информация в компьютерах хранится на дисках в виде файлов.
ФАЙЛ – Это поименованная часть на диске, в котором находится информация, хранящаяся в компьютере. Имя файлу дается такое - какую информацию мы печатаем в данном файле.
Файл имеет имя, и расширение
Кол-во символов в имени файлане должно превышать 255.
Расширение имеет от 1 до 3 символов, оно показывает с помощью какой программы создан данный файл и каково его содержимое . Оно дается файлу, для того, чтобы определить, какой это файл.
Одним
из объектов системной среды Windows является файл. Файл - программа или данные,
записанные в долговременной памяти компьютера и имеющие имя. Имя файла состоит
из двух частей - собственно имени и расширения.
Собственно имя файлу дает пользователь, расширение задается программой, в
которой создан файл. Имя файла может включать до 255 символов, до 3 отводится
под расширение. Расширение отделяется от собственно имени точкой. Имена файлов
не могут содержать следующие символы:
\ /:*?"<> |
Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле (тип файла):
Существует следующие виды расширения.
Кроме имени и расширения параметрами файла
также являются: размер фала, дата и время создания, значок.
Размер файла свидетельствует о том, сколько информации он содержит
и, соответственно, сколько места он занимает на диске. Размер файла выражается
в единицах измерения объема (формации: байт, Кбайт, Мбайт.)
Дaтa и время создания файла.Эти параметры тоже характеризуют файл
и записываются по определенным правилам. Например, запись 05.03.97 15:30
означает, что файл был создан 5 марта 1997 года, а время его создания — 15
часов 30 минут. Дата и время регистрируются автоматически операционной
системой.
Значок — элементарный графический объект. По значку можно узнать, в
какой среде создан файл или какого он типа. (таблица 14.2 стр.181)
Для систематизации файлов используют папки. Папка — объект среды
Windows, предназначенный для объединения других папок и файлов в группы. Имя
папки составляется по тем же правилам, что и имена файлов, но они не имеют
расширений.
Папка - это рабочее
место на диске, как бы его секция , отделение, где хранятся файлы .
Папка имеет значок ( пиктограмму) и сопровождается пояснительной надписью т.е. названием.
На каждом магнитном диске существует несколько папок(каталогов) для удобства пользователей.
Например: в папке(каталоге) Контрольная находятся файлы для программы контрольных работ для обучающихся. В папке Мои документы-находятся все текстовые файлы ,которые хранятся на компьютере и создаются текстовыми редакторами.
В каждой папке хранится множество файлов и каждый из них выполняет определенную функцию за исключением текстовых файлов.
Разность между папками(каталогом) и файлом.
Файлы и папки имеют разные пиктограммы ( пиктограмма – это маленькая картинка сопровождающая надписью), у файла есть имя и расширение, у папки только имя.
Операция с файлами.
Все существующие папки и ярлыки на компьютере можно перекопировать с одного диска на другой, просмотреть, редактировать, переименовать, удалить, восстановить после удаления. Те же операции мы можем проделать и с папками( каталогами).
Приложение Г
Вопросы для повторения.
1. Какие ограничения на имена файлов существуют в операционной системе Windows?
2. Составьте шаблон для поиска файлов с расширением txt?
3. В каком случае в одном каталоге (папке) могут храниться два файла с одинаковыми собственными именами?
4. Что такое файл?
5. Предложите вариант имени и типа для файла, содержащего рецепт пирога ?
6. Перечислите известные вам параметры файла?
7.
Укажите полный путь к файлу компьютерные вирусы?
8. Что характеризует расширение файла?
9.
Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже:
1) IVAN*.DOC
2) LIN?EXE
3) КУКУ.BMP
4) A.B.TXT
10. Какую
информацию несет строка
L1.TXT 1 Кбайт Текстовый документ 02.03.20005 18:00 ?
11. Какие действия можно выполнить над файлом?
12. Как присваивается полное имя файлу?
13. Что такое файловая система?
14. Выберите
имя файла, удовлетворяющее шаблону ????1.ехе
1) pole.exe
2) file1.doc
3) file1. exe
4) рroba1.exe
Ответы:
1. (/ \ | <> * ? “ )
2. (*.txt)
3. ( Когда у файлов разные расширения)
4. (Файл- это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти)
5. (рецепт.txt)
6. (Имя, тип, размер, дата и время создания, значок, размер)
7. (С:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы)
8. (тип информации, содержащейся в файле)
9. (3,4)
10. ( текстовый файл .созданный в программе Блокнот 02.03.2005 в 18:00)
11. (Создать, Сохранить, Закрыть, Открыть, Переименовать,
12. ( Собственное имя дает пользователь, оно содержит до 255 символов, кроме / \ | <> * ? “ и расширение задается программой автоматически при создании )
13. ( Файловая система- это часть операционной системы, которая обеспечивает пользователю удобный интерфейс при работе с данными, хранящимися на диске)
14. (3)
Приложение Д
Презентация урока.
Приложение Е
Фотографии с урока.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.