Информационные технологии в профессиональной деятельности
НА ТЕМУ:
«Информационные технологии»
По специальности:
40.02.03 «Право и судебное администрирование»
(специалист по судебному администрированию)
(2-курс)
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Введение
3. Проект открытого занятия
4. План урока
5. Ход урока
6. Приложения
7. Заключение
8. Список использованной литературы
Формирование творческой личности является одной из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования.
В настоящее время образование нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к обучающимся.
Игровые технологии уникальных форма обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению дисциплины. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции студента. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции. Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней «доминируют эмоции», что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении дисциплины.
Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Причём в этом процессе предполагается опосредованное воздействие на обучаемого, когда знания и умения прививаются нетрадиционными способами.
Игровой компонент имеет свою специфику, которая выражается прежде всего в том, что его элементы можно применять как в урочное, так и во внеурочное время, его ведущим может быть как учитель, так и ученик, дидактический материал может готовиться как учителем, так и учеником.
Данная методическая разработка позволит:
- сформировать знания по теме «Информационные технологии» с помощью проведения
деловой игры как активной формы обучения на уроках;
- закрепить полученные знания с помощью мультимедийного презентационного комплекса MS Power Point;
- развитие умения презентовать результаты своих исследований, грамотно выражать мысли и оценивать работу других.
^
ВВЕДЕНИЕ
К наиболее активным методам обучения относятся деловые игры, которые позволяют имитировать производственные ситуации и служат накоплению профессиональных знаний.
Для деловой игры характерны следующие признаки:
1. Имитационная модель профессиональной
деятельности и производственных отношений;
2. Проблемная ситуация;
3. Наличие ролей;
4. Наличие ролевых целей и общей цели всего
коллектива;
5. Взаимодействие участников, исполняющих те или
иные роли;
6. Коллективная деятельность;
7. Цепочка решений;
8. Система оценивания.
В
ходе проведения деловой игры в полной мере проявляется степень овладения
студентами системой знаний, умений и навыков, полученных при изучении
дисциплин: «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Тему
методической разработки: «Суд над информационными технологиями» можно
использовать для проведения деловой игры на уроках информационных технологий
всех специальностей СПО.
Урок предусматривает не только теоретическую
работу обучающихся, но и выполнение самостоятельно практического задания по
созданию презентации информационных технологий, а также позволит развить
умения презентовать результаты своих исследований, грамотно выражать мысли и
оценивать работу других.
Проведение деловой игры требует от преподавателя умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций.
Методическая разработка рассчитана на использование
компьютерных информационных технологий для создания мультимедийной
презентации, которая создается обучающимися как в группах, так и индивидуально.
Такой способ активности учащихся поможет им лучше освоить программу MS Power
Point.
Игра проводилась в группе №3 (2 курс), специальность 40.02.03 «Право и судебное администрирование
ПРОЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 40.02.03 «Право и судебное администрирование»
УЧЕБНАЯ ГРУППА: Группа 3
КУРС: 2
ДИСЦИПЛИНА Информационные технологии в профессиональной деятельности
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Информационные технологии
ТИП ЗАНЯТИЯ: Урок формирования новых знаний с применением техники обратной связи
ВИД ЗАНЯТИЯ: Деловая игра
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
- «Информационные технологии в профессиональной деятельности»,
- «Информатика».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Обучающие:
- формирование знаний по теме «Информационные
технологии» с помощью проведения деловой игры как активной формы обучения на
уроках информатики;
- закрепление полученных знаний с помощью
мультимедийного презентационного комплекса MS Power Point.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие навыка анализа информации (на базе
навыков сравнения и наблюдения);
- развитие познавательного интереса;
- развитие умения презентировать результаты
своих исследований, грамотно выражать мысли и оценивать работу других;
- развитие умения обоснованно убеждать других.
Воспитательные:
- воспитание дисциплинированности,
целеустремленности;
- воспитание сознательности, уважительного
отношения к мнению других.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядно демонстрационный,
частично-поисковая самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративные,
разнообразные источники знаний: программы телевидения, кинофрагменты,
мультимедийные курсы, интернет-технологии.
ФОРМЫ РАБОТЫ: парная, индивидуальная, игровая.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- программное обеспечение: MS Power Point;
- телевизор;
- компьютеры IBM PC.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Кабинет информатики, № 21
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 90 минут
СО: РП, КТП,
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ,
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ,
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ,
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 Этап. Организационный момент (5 мин)
Вступительное слово (Салахбекова А.С.):
По программе нашего курса «Информатика и
компьютерные технологии» мы закончили изучение офисных программ операционной
системы Windows. Теперь переходим к изучению таких тем, как «Мультимедиа»,
«Компьютерная графика», «Компьютерные сети». Программы, которые мы будем
изучать, помогут нам увидеть, как информационные технологии применяются во
многих сферах деятельности современного общества. Было бы точнее назвать наш
предмет не просто «Информатика», а «Информатика и информационные технологии» и
при этом ориентировать его на каждую отдельную специальность, по которым положено
освоить основные программы и научиться применять информационные технологии в своей
профессиональной деятельности.
Последние несколько лет это словосочетание –
«Информационные технологии» - употребляется очень часто. Постепенно они всё
глубже проникают в нашу жизнь. А действительно ли нужны нам информационные
технологии? Разве одно лишь благо они несут в нашу жизнь? Именно это нам
сегодня и предстоит выяснить.
^ Сегодняшний урок будет
проходить в форме деловой игры – в форме суда над информационной технологией.
Внимательно слушайте выступающих, анализируйте информацию, делайте выводы, потому что после игры каждый из вас выразит своё мнение по той проблеме, которую мы сегодня будем решать.
Уважаемые присяжные заседатели! Вам предстоит вынести решение по оцениванию
участников деловой игры. На каждого из них составлен оценочный лист (см.
приложение), в который вы будете заносить баллы и к концу игры вы должны
выставить оценки.
2 Этап. Изучение нового материала. (50 мин)
3 Этап. Проведение деловой игры «Суд над
информационной технологией» (сценарий
игры: см. приложение).
4 Этап. Закрепление изученной темы (20 мин)
Салахбекова А.С.
Надеюсь, вы внимательно выслушали ваших
одногруппников и у вас сложилось собственное мнение насчёт «плюсов» и «минусов»
внедрения информационных технологий в нашу жизнь. Чтобы закрепить полученные
знания, я предлагаю оформить его в виде презентации с использованием программы
MS Power Point. Ваша презентация должна содержать следующую информацию:
Работа проводится в парах. Презентации
оцениваются участниками деловой игры (см. приложение).
Рефлексия – 5 мин.
5 Этап. Домашнее задание (5 мин)
Написать сочинение на тему «Если бы я стал
начальником (президентом) Internet, то …». Представьте, что теперь вы можете
контролировать поток информации в глобальной компьютерной сети, что вы
сделаете, чтобы Internet приносил только пользу?
6 Этап. Подведение итогов (5 мин)
Выставление оценок за урок с комментариями,
обмен мнениями.
^
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
(Лекционный материал).
Понятие информационной технологии и АИТ.
В переводе с греческого технология – это мастерство, умение, искусство. Но прежде всего это процесс. Технология материального производства – это совокупность способов по обработке материалов (материальные ресурсы – переработка – готовая продукция), под воздействием технологии происходит изменение качества, первоначального состояния материалов.
Информация – тоже ресурс общества (данные – переработка – информационный продукт).
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии процесса, объекта, явления, т.е. информационного продукта.
Цель ИТ – производство полезной информации для ее анализа, т.е. принятие каких-либо управленческих действий, решений.
Отличие : в ИТ процесс не может быть непрерывным, как правило, он совмещает рутинную и творческую работу (принятие решения).
Функция материального производства является непрерывной (последовательность операций известна сразу).
Эволюционные этапы развития ИТ (постоянные изменения):
1) с возникновением письменности – ручная технология (до конца прошлого века);
2) механическая технология (появление специальных инструментов для регистрации, обработки различной информации). Информация предоставляется в форме, удобной для обработки.
3) С середины 40-х до середины 60-х годов – электрическая технология (электрическая пишущая машинка, копировальная техника) – увеличение скорости, качества обработки информации.
4) С середины 60-х годов – электронная (компьютерная) технология. ИТ делает акцент на содержание информации.
АИТ – информационная технология, в которой решение информационно-управленческих задач осуществляется с использованием современных технических средств, экономико-математических методов и моделей
Внедряются автоматизированные информационные системы.
7. АИС и ее состав.
Все системы отличаются друг от друга по главным целям и составу элементов. Информационная система включает в себя : кадры, информацию, программные средства, компьютеры, вычислительные сети.
Основная цель – производство профессиональной информации.
АИС – совокупность информационных, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, обработки, выдачи информации или данных в интересах достижения поставленных целей.
АИС – это класс сложных объектов. Подсистема – часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Информационные системы делятся на : обеспечивающие подсистемы (образуют объект управления); функциональные подсистемы.
Признаки структуризации АИС :
1) по функциям управления;
2) по административному делению;
3) по сфере применения (банковские, налоговые, страховые системы)
4) по уровню управления (высший, средний, оперативный).
Обеспечивающие подсистемы – то, что необходимо для функционирования информационной системы. Они отражают сущность и состав ресурсов : 1) информационное обеспечение; 2) программное обеспечение; 3) техническое обеспечение; 4) организационное обеспечение; 5) технологическое обеспечение; 6) кадровое обеспечение; 7) лингвистическое обеспечение .
Структура подсистем носит типовой характер: она одинакова для различных информационных систем.
Приложение 2
Деловая игра как активная форма обучения на уроке информационных технологий.
Суд над информационной технологией.
^
“Встать! Суд идёт”
Вступительное слово Салахбекова А.С.:
По программе нашего курса «Информатика и
автоматизация производства» мы закончили изучение офисных программ операционной
системы Windows. Теперь переходим к изучению таких тем, как «Мультимедиа»,
«Компьютерная графика», «Компьютерные сети». Программы, которые мы будем
изучать, помогут нам увидеть, как информационные технологии применяются во
многих сферах деятельности современного общества. Было бы точнее назвать наш
предмет не просто «Информатика», а «Информатика и информационные технологии» и
при этом ориентировать его на каждую отдельную профессию.. Последние несколько
лет это словосочетание – «Информационные технологии» - употребляется очень
часто. Постепенно они всё глубже проникают в нашу жизнь. А действительно ли
нужны нам информационные технологии? Разве одно лишь благо они несут в нашу
жизнь? Именно это нам сегодня и предстоит выяснить.
^ Сегодняшний урок будет
проходить в форме деловой игры – в форме суда над информационной технологией.
Встать! Суд идёт!
Секретарь: В заседании участвуют: судья, присяжные
заседатели, прокурор, адвокат, секретарь, свидетели и приглашённые. Встать!
Суд идет!
Судья: Заседание посвящено расследованию деяний
информационной технологии. Излагаю суть дела:
Человечество вступает в новую эпоху, когда уже не
вещество и энергия, а информация и научные знания - эти
поистине неисчерпаемые и ничем другим не заменяемые ресурсы - будут определять
уровень развития государств, счастье и благосостояние их граждан.
^ Информатизация общества – процесс проникновения информационных технологий во
все сферы жизни и деятельности общества. Вторая половина XX века, благодаря
информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального
производства в информационную сферу.
Казалось бы, компьютеризация и информационные
технологии несут в мир одну лишь благодать, но социальная сфера столь сложна,
что последствия любого, даже гораздо менее глобального процесса редко бывают
однозначными.
Развитие техники и технологии всегда направлено
на обеспечение большей свободы человека в отдыхе, перемещениях, общении. Каждый
новый станок, новая технология повышали производительность труда и высвобождали
время для отдыха. Появление пароходов и паровозов позволило путешествовать
огромному большинству людей, в том числе и тем, кто раньше мог добраться только
до соседнего города. Телеграф и телефон качественно изменили форму и частоту
общения людей.
Одновременно прогресс все более «привязывал»
человека к собственным техническим изделиям. С годами зависимость от техники
возросла, и вскоре стало невозможным существование без электричества. Земной
шар буквально «опутан» электрическими проводами. Телефон, радио, телевидение не
только изменили образ жизни человека, но и стали абсолютно необходимыми.
Наша задача сегодня:
Анализ влияния процессов информатизации на
социальное развитие общества, на развитие и положение человека в обществе, на
изменение социальных структур общества под влиянием информатизации и
вынесение решения – осудить информационную технологию, запретить
распространение или признать ее необходимость и использовать во благо человека.
Слово обвинению.
Прокурор:
(презентация)
Человечество стремительно вступает в
принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом
меняются все слагаемые образа жизни людей.
Начиная со второй половины 1960-х годов, в ряде
развитых стран стала развиваться концепция "информационного
общества".
Само название "информационное
общество", впервые появившееся почти одновременно в Японии и США, стало
основным в докладе специальной группы научных, технических и экономических
исследований, созданной японским правительством для выработки перспектив
развития экономики страны.
Информационное общество - общество, в котором
большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
А.И. Ракитов предлагает ввести дополнительные
критерии перехода общества к информационной стадии своего развития. По его
мнению, общество считается информационным, если:
любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время
могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа
любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
Согласно оценкам ЮНЕСКО США и Япония достигнут
уровня информационного общества приблизительно к 2020 году, большинство стран
Европы - к 2030-2040 году, Россия - к 2050 году. Как видим, время осталось
немного. Поэтому сегодня необходимо выяснить, что несут нам с собой
информационные и коммуникационные технологии.
Обвинение вызывает свидетеля, пострадавшего от
компьютерных преступлений.
Секретарь: приглашается свидетель.
Свидетель 1:
Безопасность личности – состояние защищенности
ее жизненно важных интересов, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение
которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития
личности. К жизненно важным интересам личности относятся права и свободы
человека и гражданина. В информационной сфере их основу составляют нормы
Конституции о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Обеспечение информационной безопасности личности
означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что
полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному
формированию и развитию его личности. В качестве опасных воздействий на
личность (информационных угроз) могут выступать: целенаправленное
информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов
и морально-психологического состояния людей; распространение недостоверной,
искаженной, неполной, неоперативной информации; использование неадекватного
восприятия людьми достоверной информации.
Одной из существенных информационных опасностей
является распространение "электронного контроля" за жизнью,
настроениями, планами граждан, политических организаций и т.д. Например, можно
точно устанавливать патологические отклонения (наркоманию, половые извращения),
национальную принадлежность, фамилии и имена близких и т.п. Все это безусловно
негативно влияет на жизнедеятельность человека, на его отношения к окружающему
миру.
Растущую опасность информационного плана для
личности, общества, государства представляет новый тип социально опасных
преступлений, основанных на использовании современно информационной техники и
технологии. Основные виды этих преступлений включают махинации с
электронными деньгами, компьютерное хулиганство, хищения разнообразной
информации, хранящейся или передаваемой в "безбумажном" виде,
незаконное ее копирование и т.п..
Компьютерное преступление - любое противоправное действие, при котором компьютер
выступает либо как объект, против которого совершается преступление, либо как
инструмент, используемый для совершения преступных действий. К компьютерным
преступлениям относится широкий круг действий, которые можно разделить на
четыре категории: кража компьютерного оборудования; компьютерное
пиратство (незаконная деятельность в сфере программного обеспечения);
несанкционированный доступ к компьютерной системе в целях повреждения или
разрушения информации; использование компьютера для совершения противозаконных
или мошеннических действий.
Пиратское использование программного
обеспечения. Пиратские действия в области программного обеспечения – это
несанкционированное копирование компьютерных программ для собственного
пользования или перепродажи. Незаконное тиражирование копий программ и продажа
фальшивых версий популярного программного обеспечения осуществляется в широких
масштабах.
Хакерство - несанкционированный вход в
компьютерную систему. Хакер может собрать конфиденциальную личную и финансовую информацию
о компаниях и отдельных лицах, а затем использовать ее с помощью вымогательства
или путем банковского мошенничества. Со времени появления персонального
компьютера хакеры многократно вторгались в компьютерные системы, чтобы
манипулировать данными всеми мыслимыми способами – от исправления своих
школьных оценок и счетов за телефонные разговоры до «вторжения с взломом» в
системы правительственных и финансовых организаций.
Программные вирусы. Вирус – это компьютерная
программа, рассчитанная на то, чтобы нарушить нормальное функционирование
компьютера. Хакеры, пишущие такие программы, подвергаются арестам, судебным
преследованиям и наказаниям за совершенные ими правонарушения. Некоторые вирусы
не приносят большого вреда. Однако многие вирусы повреждают основные
характеристики компьютера или данные. Вирус может стереть важные компьютерные
файлы или разрушить и даже уничтожить данные на жестком диске.
Компьютерное мошенничество. Компьютеры
могут быть использованы в качестве инструментов для совершения различных
преступлений, начиная от распространения противозаконных материалов и кончая
содействием бизнесу, основанному на мошенничестве.
Прокурор: И это еще далеко не полный список злодеяний
подсудимой. Я вызываю второго свидетеля. Это мастер производственного обучения,
которой приходится сталкиваться с растленным влиянием информационных технологий
на неокрепшие детские души.
Секретарь: приглашается свидетель.
Свидетель 2:
(презентация)
В настоящее время наиболее удобным способом
получения и передачи разнообразной информации является использование всемирной
компьютерной сети Интернет.
Наряду с огромными достоинствами Интернет несет
человечеству новые серьезные проблемы. Мне приходится часто сталкиваться с
этим. Когда ученики приходят на уроках не выспавшиеся, с воспаленными глазами,
я догадываюсь, где они провели эту ночь.
Выделим проблемы, которые создает Интернет:
1. Интернет загадочен и непредсказуем: с одной стороны, он позволяет преодолевать отчуждение за счет раскрепощения общения, но, с другой, компьютер, опосредуя такое общение, ведет к обеднению личностных качеств человека. Другими словами, рациональность общения вытесняет его эмоциональность.
2. Процессы, происходящие в Интернете, вырабатывают у человека рабские наклонности. Недаром возник и широко используется термин "интернет-зависимость".
3. Интернет усиливает мощь человеческого интеллекта. Быстрое совершенствование средств обмена информацией, включение в эту систему все большего количества "индивидуальных интеллектов" приводят ко всевозрастающей скорости совершенствования коллективного интеллекта. Это одна из важнейших тенденций современности, но такой процесс может иметь совершенно непредсказуемые последствия.
4. С помощью Интернета происходит уход от физической реальности, что несет ряд моральных проблем, связанных с категориями добра и зла, ответственности и справедливости.
5. Интернет - своего рода информационный наркотик, особо опасно влияющий на личностное развитие.
6. Интернетом все чаще пользуются как орудием тотальной слежки, он начинает представлять колоссальный интерес для разведслужб всех стран мира. В результате происходит постепенный отказ от физического террора в пользу террора информационного.
Интернет служит весьма удобной площадкой для
подготовки и осуществления информационно-террористических действий. В нем могут
распространяться пропагандистские материалы преступных организаций, рецепты
изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и
психотропных средств, наконец, изощренных алгоритмов вскрытия шифров.
Практика размещения на Web-сайтах
порнографических изображений нарушает сложившиеся в обществе представления о
приличиях и пристойности. Поскольку Интернет в целом никому конкретно не
принадлежит, то нет отвечающей за Интернет административной инстанции, которая
могла бы запретить эту практику.
Недавно было проведено исследование среди
учащихся нашего лицея, чтобы узнать для чего они используют ИТ и что же мы
выяснили? Многие учащиеся довольно высоко оценивают свой уровень информационной
культуры. Например, учащиеся второго курса, считают, что их степень владения
техническими средствами составляет 7,8 баллов по 10-балльной шкале;
использование программных продуктов – 4,3; умение работать с информацией -5,7.
При этом оказалось, что учащиеся чаще всего
используют компьютер для игр (85%), для подготовки к урокам (47%), для работы в
Интернет, с электронной почтой (38%).
Интернет используется в основном для развлечений
(71%), «скачивания» рефератов (41%), для участия в чатах (6%), работы с
электронной почтой (6%), знакомства с информацией для взрослых (53%). Сегодня в
высок процент учащихся, имеющих дома ПК (46%), Интернет (26%).
Что касается правой культуры учащихся, то 75%
опрошенных указали, что слышали о существовании авторских прав на программные
продукты, только 6% учащихся отметили, что много раз информацию,
"скаченную" из Интернет выдавали за свою, 15% это делали изредка. Я
думаю, комментарии излишни.
Судья: Что ж пора выслушать
защиту.
Адвокат: Уважаемый господин судья, уважаемые господа
присяжные.
Все что здесь говорилось, несомненно, имеет
место. Развитие информационных технологий ведет как к увеличению свободы для
каждого человека, так и жестким ее ограничениям. Практически мы переходим в
качественно иную эру, которая существенно изменит наше существование. И уже
сегодня необходимо быть готовым к новой жизни.
Трудно взвесить, чего в процессах информатизации
больше – положительного или отрицательного, четких критериев для этого не
существует. Тяжелая физическая работа в не слишком комфортабельных условиях, но
с уверенностью, что она будет постоянным источником существования для тебя и
твоей семьи, с одной стороны, или интеллектуальный труд в комфортабельном
офисе, но без уверенности в завтрашнем дне. Что лучше? Но я бы хотела
пригласить свидетелей, которые на своем собственном примере докажут, что без
информационных технологий сегодня уже жить невозможно.
Секретарь: приглашаются свидетели.
Свидетель 3, 4:
Демонстрация презентаций, созданных учащимися.
Адвокат: Если вас еще не убедили
эти свидетели, я бы хотела пригласить следующего свидетеля, учащегося, который
познакомит суд с сайтом ВПУ № 82
Свидетель 5:
Демонстрация лицейского сайта.
Адвокат: Со стороны обвинения выступала мастер п/о,
рассказавшая о тлетворном влиянии Интернет на неокрепшие детские души, я бы
тоже хотела пригласить учителя в качестве свидетеля.
Свидетель 6 (учитель информатики):
Демонстрация обучающих СD-дисков, электронных
учебников, созданных учащимися и мультимедийных презентаций.
Судья: Последнее слово предоставляется обвиняемой.
Обвиняемая:
Разве сегодня мы не увидели, какие возможности
открывают информационные технологии для учеников и учителей, родителей.
Компьютерные технологии активно используются в
медицине. Сегодня уже очевидно, что болезнь легче лечить при достаточно раннем
ее обнаружении. Для этого необходим постоянный мониторинг физического состояния
миллионов людей. Сегодня существуют различные компьютерные методы диагностики.
Один из них заключается в анализе радужной оболочки глаза, которая
индивидуальна для каждого человека.
Сегодня с ИТ в той или иной форме встречались
все: кто-то работал, кто-то играл, а большинство даже и не подозревают, что
включая стиральную машину ли микроволновую печь, слушая проигрыватель
компакт-дисков ли снимая цифровой камерой, они запускают и используют
компьютер, встроенный в эти устройства.
Сегодня «заботы» о доме перекладываются на
автоматы. Вот как это видят в компании IBM. В лаборатории IBM городе Остин,
штат Техас. Создан полностью оборудованный прототип «дома будущего», состоящего
из спальни, кухни и гаража. Практически все элементы этого дома подсоединены к
сети. Холодильник выдает предупреждение о нехватке продуктов. Для того чтобы
узнать, что внутри, достаточно посмотреть список, находящийся на экране,
встроенном в дверцу. Микроволновые печи и духовки готовят автоматически,
скачивая информацию о рецептах из Интернет. Родители могут контролировать няню
и ребенка через специальный сайт в Интернет, показывающий, что происходит в
доме. Регулятор температуры, управляющий системой отопления – охлаждения дома,
можно подключить к Web – сайту прогноза погоды для того, чтобы он автоматически
включал соответствующие приборы в зависимости от погоды.
Наиболее наглядно влияние информационных
технологий на нашу жизнь видно на примере сети Internet, которая обеспечивает
обмен между двумя ее клиентами, находящимися практически в любой точке мира.
Одновременно сеть позволяет получить сведения, накопленные во всем мире.
В сети открыты виртуальные банки и виртуальные
магазины, позволяющие всем и каждому пользователю Internet управлять своим
счетом в банке и совершать покупки в магазине, не выходя из дома. Все большее
распространение получают виртуальные офисы, организованные дома у работников и
подключенные к Internet, что обеспечивает полноценное участие сотрудников в
работе фирмы. Особенно это важно для людей с ограниченными физическими
возможностями.
Конечно, следует еще раз подчеркнуть, что это
досталось все недаром.
На экране таблица Хессига:“Последствия
информатизации в зеркале общественности”, которая является хорошим примером
системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:
Положительные последствия Отрицательные
последствия
^ КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Информационное общество Дегуманизация жизни
Социализация информации Технократическое
мышление
Коммуникативное общество Снижение культурного
уровня
Преодоление кризиса Лавина информации
цивилизации Элитарное знание (поляризация)
Изоляция индивида
ПОЛИТИКА
Расширение свобод Снижение свобод
Выравнивание иерархии власти Государство -
”надзиратель”
Расширенное участие Усиление власти благодаря
знаниям
в общественной жизни Усиление манипуляции людьми
^ ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
Повышение продуктивности Все возрастающая
сложность
Рационализация жизни
Повышение компетентности Обострение
промышленного
Увеличение богатства кризиса
Экономия ресурсов Подверженность кризисам
Охрана окружающей среды Массовая безработица
промышленности Новые требования к
Новая продукция мобильности трудящихся
Улучшение качества Стрессы
Новые профессии и Деквалификация
квалификации Исчезновение многочисленных
профессий
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальная независимость Усиление
взаимозависимости
Появляется шанс на развитие Технологическая
зависимость
у стран “третьего мира” Уязвимость
Улучшение Усиление опасности новой войны
обороноспособности из-за обновления военных
систем
Как видите, я сама вижу свои положительные
стороны и негативные последствия. И все я надеюсь, что уважаемые судья и
большинство сидящих в этом зале будут вести планомерную работу по формированию
информационной культуры. И хоть мы и видели данные, что многие ученики высоко
оценивают свой уровень информационной культуры, думаю, здесь предстоит еще
большая работа.
Спасибо за внимание.
Судья: Суд удаляется для
вынесения приговора.
Секретарь: Встать! Суд идет.
Судья:
Влияние информатизации на развитие общества
беспрецедентно, его масштабы столь значительны и глубоки, что влекут за собой
кардинальные изменения практически во всех сферах человеческой деятельности.
На пути к информационному обществу могут
возникать опасности и проблемы:
Развитое демократическое общество вырабатывает
нравственные и правовые законы, обеспечивающие защиту частной жизни граждан от
вмешательства как других граждан или организаций, так и государства. В
настоящее время разрабатываются законы, связанные с Internet.
Мы должны ответить на принципиальные вопросы:
И хотя ответы на эти вопросы нам еще только
предстоит найти всем вместе, сегодня мы вынесли приговор: «Информационную
технологию оправдать».
Приложение 3
^ Критерии оценивания участников
деловой игры
______________________________________
(фамилия
участника игры)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 – 27 баллов «5»
26 – 22 баллов «4»
21 – 15 баллов «3»
^ Критерии оценивания
презентаций на тему
«Влияние информационных технологий»
______________________________________________________________________
(фамилии учащихся, создавших презентацию)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 – 90 баллов – оценка «5»;
89 – 70 баллов – оценка «4»;
________________________________________
69 – 50 баллов – оценка «3». (фамилия учащегося,
оценивающего презентацию)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урок информационных технологий на
тему «Суд над информационными технологиями» позволил изучить как теоретическую
информацию, так и содержит практическую часть в качестве создания
мультимедийной презентации.
Чтобы
закрепить полученные знания, предлагалось оформить их в виде презентации с
использованием программы MS Power Point. Презентация должна была содержать
следующую информацию:
Отрицательные стороны использования информационных технологий;
o Положительное влияние информационных технологий;
o Собственное мнение по поводу проникновения ИТ во все сферы человеческой деятельности.
Работа проводилась в парах. Презентации
оценивались участниками деловой игры.
Формирование знаний по теме «Информационные
технологии» с помощью проведения деловой игры как активной формы обучения
позволило закрепить полученные знания с помощью мультимедийного
презентационного комплекса MS Power Point
Игра позволила развить навыки анализа информации
(на базе навыков сравнения и наблюдения), развить умение презентовать результаты
своих исследований, грамотно выражать мысли и оценивать работу других, а также
развить умение обоснованно убеждать других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.
2. Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова — М., 2011.
3. Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники:учеб.пособие. — М., 2010.
4. Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для
5. Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб.пособие. — М.,2011.
6. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
7. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Интернет ресурсы:
1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
2. www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3. www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
4. www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
5. http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
6. www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.
7. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
8. www. ict. edu. ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
9. www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
10. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
11. www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного обеспечения).
12. www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
1. www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика»).
2. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.