Методическая разработка открытого урока по теме "Стилизация насекомых"
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по теме "Стилизация насекомых"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
искусство
4 кл—11 кл +1
29.04.2024
Методическая разработка открытого урока по теме "Стилизация насекомых"
абрамова открытый урок стилизация насекомых.doc

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 1

Чердаклинского района Ульяновской области

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МУ ДО ДШИ № 1

Чердаклинского района

___________/Л.И.Коротина

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

  ПО ТЕМЕ

 

«Стилизация насекомых»

Разработала:

Абрамова Елена Вениаминовна,

преподаватель высшей категории

МУ ДО ДШИ № 1

Чердаклаклинского района

 

 

 

Чердаклы 

2024

·          Тема урока:  Стилизация насекомых (бабочек) .

·          Учебная дисциплина: ДПОП «Станковая композиция», «Прикладная композиция».

·          Класс: 4.

·          Специальность: художественное отделение.

·          Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений . Цель — применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач нового типа.

·          Вид урока: беседа и практическая работа.

·          Методическая цель урока: создание условий для формирования знаний, умений и навыков стилизации объекта.

·          Цели образования: сформировать у обучающихся знания о стилизации и основных её приёмах; научить обучающихся создавать стилизованные изображения насекомых в соответствие с представлениями о различных стилях; познакомить учащихся со способом орнаментальной стилизации объекта.

·          Материально-техническое обеспечение урока: для преподавателя - таблицы и слайды по стилизации бабочек  (приложение 1),  доска и цветной мел; для обучающихся – заготовки из оргстекла или тонкой фанеры (лазерная резка), акриловые контуры для работы по стеклу и керамике, влажные салфетки, тонкие палочки (зубочистки), бумага для эскизов (А4)

·          Методы обучения: рассказ, показ иллюстративного материала, показ на доске основных приёмов работы; показ приёмов точечной росписи контурами, работа в режиме мастер-класса.

·          Межпредметные связи: рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, история изобразительного искусства, литература.

·          Стандарт образования: по окончании занятия учащиеся должны выполнить точечную роспись бабочки, используя полученные знания.

·          Ход урока: вводная часть, объяснение темы – 15 мин, выполнение практической работы – 25 мин; рефлексия и анализ работ.

·          Подпись преподавателя: ____________________/Е.В.Абрамова/

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1

Вводная часть.

Знакомство детей с основной темой занятия

Беседа

Иллюстрации

Рассказ, вопросы о насекомых,

Ответы на вопросы; непринуждённая беседа

3 мин

2

Основная теоретическая часть

Изучение видов стилизации

Беседа, практическая работа

Иллюстрации

Рассказ, показ основных  декоративных элементов

Обсуждение, выбор объекта для работы

10 мин

3

Технический перерыв

Подготовка рабочего места, материалов для работы. Контроль

Подготовка рабочего места, материалов для работы.

2 мин

4

Основная практическая часть

Освоение основных приёмов и элементов изображения костюма.

Самостоятельная практическая работа

Индивидуальная помощь детям, контроль выполнения задания, устранение мелких недочётов, методические советы обучающимся.

Объяснение задания, индивидуальная помощь детям, рисунок на доске (планшете) образца росписи бабочки

Выполнение стилизованного декора бабочки из оргстекла акриловыми контурами

20 мин

 

Заключительная часть

Подведение итога занятия, анализ.

Просмотр.

 

Обсуждение выполненных работ, выявление недостатков, акцентирование достоинств.

3-5 мин


Конспект урока.

 

1. Что такое стилизация 

 

Стилизация -  упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, силуэт, контур, пятно, линия, точка. 

Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету.  Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности и орнаменте. 

Наряду с творческой стилизацией существует ее более низкий уровень, так называемая подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям знаменитых мастеров, стилям и приемам творчества того или иного народа. Несмотря на уже имеющийся образец подражательная стилизация не имеет характер прямого копирования. Создатель стилизованного произведения  стремится внести в него свою индивидуальность. Творческая стилизация, в первую очередь, является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом, отличном от реалистического способа реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни.

 

Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения .

2.  Приемы и средства стилизации 

 

Стилизации в декоративно прикладном искусстве - это способ создания нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность  и декоративность, стоящую над природой, реальными объектами окружающего мира. К средствам стилизации, относятся:

Точка - элементарное изобразительное средство, теоретически не имеет размеров, но в изобразительном искусстве используется в качестве пятна малого размера. 

Штрих - изобразительное средство графического искусства. Совокупность линий различной толщины, направления и плотности. В отличие от точки, линии или сплошной заливки пятном, с помощью штриха можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения. 

Линия - одно из основных изобразительных средств. В геометрическом смысле линия одномерна и представляет собой след от движущейся точки. В изобразительном искусстве линия имеет свойства – тонкая, толстая, кривая, волнистая, прерывистая. 

Силуэт - разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека. Стилизация использует силуэт для преобразования изображений и форм для лаконичного, обобщенного изображения.

Пятно - изобразительно средство графики, состоящее из множества точек находящихся очень близко друг к другу и создающих общую массу. Пятно может быть тоновое и цветовое. В стилизации может играть роль обобщающего элемента.

Контур - линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности. Контур, придает изображению декоративный характер.

Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистичный образец, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая абстракция.

 

3. Практическая работа: 

Выполнить стилизацию образа бабочки через комбинирование приемов и средств стилизации.

Для начала нужно выбрать реалистичное изображение бабочки для стилизации. Изучить форму, характера, линии. Можно изменить форму, или наоборот добавить несуществующие в природе элементы и декор, но, не смотря на изменения, образ насекомого должен оставаться узнаваемым. 

Здесь есть множество возможностей и вариантов. На что способно ваше воображение. Материалы, которыми будите выполнять работу, можете выбрать сами: гуашевые краски, карандаши, ручки цветные или черные, фломастеры, или маркеры.  На выполнение эскизов даётся всего несколько минут. Затем в соответствие со своими зарисовками выполняется точечная роспись заготовки бабочки из оргстекла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

·              Реальные возможности данной группы оценить сложно, так как на занятии присутствовали дети из разных учебных заведений. Однако все дети продемонстрировали открытость, заинтересованность, хорошую обучаемость.

·              При подготовке к уроку были учтены такие особенности возрастной группы, как подвижность и лёгкая переключаемость с одной темы на другую; группа легко идёт на контакт, хорошо реагирует на вопросы, старается активно сотрудничать.

·              Данный урок относится к теме «Стилизация природных объектов» и опирается на предыдущие темы («Стилизация», «Орнамент»). Проведённый урок относится к уроку по изучению нового материала и первоначального формирования умений и навыков и представляет из себя комбинированный урок (беседа и практическая работа).

·              На уроке преимущественно решались образовательные задачи и задачи по развитию обучающихся. Однако нельзя отрицать и большого воспитательного значения данной темы. Была обеспечена комплексность, взаимосвязь этих задач. Основной же задачей было выполнение точечной росписи заготовки из оргстекла акриловыми контурами и акриловыми красками. В целом с поставленными задачами группа справилась.

·              Выбранная структура урока отвечает всем методическим требованиям: чередуется теоретическая и практическая части, обучающиеся активно привлекаются к ходу урока – отвечают на вопросы, обсуждают детали. На уроке свободная, непринуждённая атмосфера. Рационально  распределено время, каждый этап урока плавно перетекает в следующий.

·              Главный акцент на уроке делался на красоту и своеобразие насекомых, на богатство вариантов их изображения и стилизации. Это воспитывает в детях любовь к родной природе, а также стимулирует творческую и познавательную деятельность.

·              Для раскрытия нового материала было избрано сочетание таких методов, как рассказ, показ иллюстративного материала, показ основных приёмов работы. Это наиболее эффективное сочетание, дающее наилучшие результаты: вначале детям даётся необходимая информация, совместно обсуждается, вспоминается аналогичная информация, систематизируется. Затем показываются иллюстрации, основные приёмы работы. Далее – самостоятельная (или частично самостоятельная) работа учащихся с использованием иллюстративного материала и полученной информации. И в заключение – просмотр и обсуждение выполненных работ, выявление достоинств и недостатков работ, уяснение последующих задач. Необходим дифференцированный подход к обучающимся, так как художественные способности детей очень разные (есть дети с более развитым логическим мышлением, у таких сильнее рисунок; есть такие, у кого доминирующей является творческая сторона – у таких детей более интересны орнаменты, колорит; есть просто очень аккуратные и старательные дети, которые точно выполняют указания преподавателя, но не более; есть дети с повышенной подвижностью – у них, как правило, более неряшливые рисунки, но динамичные и яркие и т.д.) Поэтому в задании детям была предоставлена возможность выбора. То есть не выходя за рамки основного задания (декор заготовки) можно было проявить свои склонности и возможности (по-разному расположить декор, индивидуально подобрать цвет и т.д.)

·              Контроль ЗУН осуществлялся непосредственно во время занятия индивидуально и в отношении всей группы.

·              Во время урока использовались следующие средства: стулья со спинками, столы; школьная доска для показа основных приёмов; компьютер для воспроизведения народной музыки и показа иллюстративного материала; иллюстрации из книг с образцами изображений бабочек. Данный урок предполагает максимум наглядных средств.

·              Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока достигалась за счёт чередования различных форм работы и непринуждённого общения преподавателя и детей. В данном виде деятельности не требуется «жёсткая» дисциплина и беспрекословное подчинение, наоборот, поощряется нестандартность, творческий подход, некоторое творческое «хулиганство».

·              На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения с обучающимися за счёт доброжелательного отношения преподавателя, использование юмора и шутки, непосредственного контакта с каждым ребёнком.  Обращение к детям – вежливое, с долей юмора.

·              Как правило, во время комбинированных уроков предупреждение перегрузки обучающихся заключается в грамотном распределении учебного времени, что и было в должной мере обеспечено.

·              Все поставленные задачи реализованы полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

          

1.     Гамаюнов, В.Н. Основы дизайна . - М.: Альфа, 1993. – 103 с.

2.     Грибова,  Л.С. Декоративно-прикладное искусство - М.: Наука, 1980. - 62 с.

3.     Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности – М.: Просвещение, 1995. – 342 c.

4.     Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство - М.: ФОРУМ, 2010. — 288 с.

5.     Пономарьков, С.И. Декоративно-прикладное искусство  - М.: Знание, 1998. –227 с.

6.     Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе  - М.: Просвещение, 2000. – 304 с.

7.     Соловьев, С.А. Декоративное оформление - М.: Просвещение, 1987. – 156 с.

8.     https://infourok.ru

9.     https://www.art-teachers.ru

10. https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/tochechnaya-rospis-dlya-nachinayushchikh

11. https://www.livemaster.ru/masterclasses/rospis/point-to-point-tochechnaya-rospis

12. https://sites.google.com/view/u1181heggf/главная-страница/точечная-роспись/история-точечной-росписи


13. Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Тема урока: Стилизация насекомых (бабочек)

Тема урока: Стилизация насекомых (бабочек)

Технологическая карта урока №

Технологическая карта урока №

Конспект урока. 1. Что такое стилизация

Конспект урока. 1. Что такое стилизация

Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента

Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента

Линия - одно из основных изобразительных средств

Линия - одно из основных изобразительных средств

Здесь есть множество возможностей и вариантов

Здесь есть множество возможностей и вариантов

Самоанализ урока ·

Самоанализ урока ·

Выбранная структура урока отвечает всем методическим требованиям: чередуется теоретическая и практическая части, обучающиеся активно привлекаются к ходу урока – отвечают на вопросы, обсуждают детали

Выбранная структура урока отвечает всем методическим требованиям: чередуется теоретическая и практическая части, обучающиеся активно привлекаются к ходу урока – отвечают на вопросы, обсуждают детали

И в заключение – просмотр и обсуждение выполненных работ, выявление достоинств и недостатков работ, уяснение последующих задач

И в заключение – просмотр и обсуждение выполненных работ, выявление достоинств и недостатков работ, уяснение последующих задач

Данный урок предполагает максимум наглядных средств

Данный урок предполагает максимум наглядных средств

Литература 1

Литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2024