Муниципальное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 1
Чердаклинского района Ульяновской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МУ ДО ДШИ № 1
Чердаклинского района
___________/Л.И.Коротина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ
Разработала:
Абрамова Елена Вениаминовна,
преподаватель высшей категории
МУ ДО ДШИ № 1
Чердаклаклинского района
Чердаклы
2024
· Тема урока: Стилизация насекомых (бабочек) .
· Учебная дисциплина: ДПОП «Станковая композиция», «Прикладная композиция».
· Класс: 4.
· Специальность: художественное отделение.
· Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений . Цель — применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач нового типа.
· Вид урока: беседа и практическая работа.
· Методическая цель урока: создание условий для формирования знаний, умений и навыков стилизации объекта.
· Цели образования: сформировать у обучающихся знания о стилизации и основных её приёмах; научить обучающихся создавать стилизованные изображения насекомых в соответствие с представлениями о различных стилях; познакомить учащихся со способом орнаментальной стилизации объекта.
· Материально-техническое обеспечение урока: для преподавателя - таблицы и слайды по стилизации бабочек (приложение 1), доска и цветной мел; для обучающихся – заготовки из оргстекла или тонкой фанеры (лазерная резка), акриловые контуры для работы по стеклу и керамике, влажные салфетки, тонкие палочки (зубочистки), бумага для эскизов (А4)
· Методы обучения: рассказ, показ иллюстративного материала, показ на доске основных приёмов работы; показ приёмов точечной росписи контурами, работа в режиме мастер-класса.
· Межпредметные связи: рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, история изобразительного искусства, литература.
· Стандарт образования: по окончании занятия учащиеся должны выполнить точечную роспись бабочки, используя полученные знания.
· Ход урока: вводная часть, объяснение темы – 15 мин, выполнение практической работы – 25 мин; рефлексия и анализ работ.
· Подпись преподавателя: ____________________/Е.В.Абрамова/
Технологическая карта урока
№ |
Этапы урока |
Дидактическая цель |
Метод обучения |
Методическое обеспечение |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Хронометраж |
1 |
Вводная часть. |
Знакомство детей с основной темой занятия |
Беседа |
Иллюстрации |
Рассказ, вопросы о насекомых, |
Ответы на вопросы; непринуждённая беседа |
3 мин |
2 |
Основная теоретическая часть |
Изучение видов стилизации |
Беседа, практическая работа |
Иллюстрации |
Рассказ, показ основных декоративных элементов |
Обсуждение, выбор объекта для работы |
10 мин |
3 |
Технический перерыв |
Подготовка рабочего места, материалов для работы. Контроль |
Подготовка рабочего места, материалов для работы. |
2 мин |
|||
4 |
Основная практическая часть |
Освоение основных приёмов и элементов изображения костюма. |
Самостоятельная практическая работа |
Индивидуальная помощь детям, контроль выполнения задания, устранение мелких недочётов, методические советы обучающимся. |
Объяснение задания, индивидуальная помощь детям, рисунок на доске (планшете) образца росписи бабочки |
Выполнение стилизованного декора бабочки из оргстекла акриловыми контурами |
20 мин |
|
Заключительная часть |
Подведение итога занятия, анализ. |
Просмотр. |
|
Обсуждение выполненных работ, выявление недостатков, акцентирование достоинств. |
3-5 мин |
Конспект урока.
1. Что такое стилизация
Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, силуэт, контур, пятно, линия, точка.
Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности и орнаменте.
Наряду с творческой стилизацией существует ее более низкий уровень, так называемая подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям знаменитых мастеров, стилям и приемам творчества того или иного народа. Несмотря на уже имеющийся образец подражательная стилизация не имеет характер прямого копирования. Создатель стилизованного произведения стремится внести в него свою индивидуальность. Творческая стилизация, в первую очередь, является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом, отличном от реалистического способа реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни.
Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения .
2. Приемы и средства стилизации
Стилизации в декоративно прикладном искусстве - это способ создания нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность, стоящую над природой, реальными объектами окружающего мира. К средствам стилизации, относятся:
Точка - элементарное изобразительное средство, теоретически не имеет размеров, но в изобразительном искусстве используется в качестве пятна малого размера.
Штрих - изобразительное средство графического искусства. Совокупность линий различной толщины, направления и плотности. В отличие от точки, линии или сплошной заливки пятном, с помощью штриха можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения.
Линия - одно из основных изобразительных средств. В геометрическом смысле линия одномерна и представляет собой след от движущейся точки. В изобразительном искусстве линия имеет свойства – тонкая, толстая, кривая, волнистая, прерывистая.
Силуэт - разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека. Стилизация использует силуэт для преобразования изображений и форм для лаконичного, обобщенного изображения.
Пятно - изобразительно средство графики, состоящее из множества точек находящихся очень близко друг к другу и создающих общую массу. Пятно может быть тоновое и цветовое. В стилизации может играть роль обобщающего элемента.
Контур - линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности. Контур, придает изображению декоративный характер.
Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистичный образец, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая абстракция.
3. Практическая работа:
Выполнить стилизацию образа бабочки через комбинирование приемов и средств стилизации.
Для начала нужно выбрать реалистичное изображение бабочки для стилизации. Изучить форму, характера, линии. Можно изменить форму, или наоборот добавить несуществующие в природе элементы и декор, но, не смотря на изменения, образ насекомого должен оставаться узнаваемым.
Здесь есть множество возможностей и вариантов. На что способно ваше воображение. Материалы, которыми будите выполнять работу, можете выбрать сами: гуашевые краски, карандаши, ручки цветные или черные, фломастеры, или маркеры. На выполнение эскизов даётся всего несколько минут. Затем в соответствие со своими зарисовками выполняется точечная роспись заготовки бабочки из оргстекла
Самоанализ урока
· Реальные возможности данной группы оценить сложно, так как на занятии присутствовали дети из разных учебных заведений. Однако все дети продемонстрировали открытость, заинтересованность, хорошую обучаемость.
· При подготовке к уроку были учтены такие особенности возрастной группы, как подвижность и лёгкая переключаемость с одной темы на другую; группа легко идёт на контакт, хорошо реагирует на вопросы, старается активно сотрудничать.
· Данный урок относится к теме «Стилизация природных объектов» и опирается на предыдущие темы («Стилизация», «Орнамент»). Проведённый урок относится к уроку по изучению нового материала и первоначального формирования умений и навыков и представляет из себя комбинированный урок (беседа и практическая работа).
· На уроке преимущественно решались образовательные задачи и задачи по развитию обучающихся. Однако нельзя отрицать и большого воспитательного значения данной темы. Была обеспечена комплексность, взаимосвязь этих задач. Основной же задачей было выполнение точечной росписи заготовки из оргстекла акриловыми контурами и акриловыми красками. В целом с поставленными задачами группа справилась.
· Выбранная структура урока отвечает всем методическим требованиям: чередуется теоретическая и практическая части, обучающиеся активно привлекаются к ходу урока – отвечают на вопросы, обсуждают детали. На уроке свободная, непринуждённая атмосфера. Рационально распределено время, каждый этап урока плавно перетекает в следующий.
· Главный акцент на уроке делался на красоту и своеобразие насекомых, на богатство вариантов их изображения и стилизации. Это воспитывает в детях любовь к родной природе, а также стимулирует творческую и познавательную деятельность.
· Для раскрытия нового материала было избрано сочетание таких методов, как рассказ, показ иллюстративного материала, показ основных приёмов работы. Это наиболее эффективное сочетание, дающее наилучшие результаты: вначале детям даётся необходимая информация, совместно обсуждается, вспоминается аналогичная информация, систематизируется. Затем показываются иллюстрации, основные приёмы работы. Далее – самостоятельная (или частично самостоятельная) работа учащихся с использованием иллюстративного материала и полученной информации. И в заключение – просмотр и обсуждение выполненных работ, выявление достоинств и недостатков работ, уяснение последующих задач. Необходим дифференцированный подход к обучающимся, так как художественные способности детей очень разные (есть дети с более развитым логическим мышлением, у таких сильнее рисунок; есть такие, у кого доминирующей является творческая сторона – у таких детей более интересны орнаменты, колорит; есть просто очень аккуратные и старательные дети, которые точно выполняют указания преподавателя, но не более; есть дети с повышенной подвижностью – у них, как правило, более неряшливые рисунки, но динамичные и яркие и т.д.) Поэтому в задании детям была предоставлена возможность выбора. То есть не выходя за рамки основного задания (декор заготовки) можно было проявить свои склонности и возможности (по-разному расположить декор, индивидуально подобрать цвет и т.д.)
· Контроль ЗУН осуществлялся непосредственно во время занятия индивидуально и в отношении всей группы.
· Во время урока использовались следующие средства: стулья со спинками, столы; школьная доска для показа основных приёмов; компьютер для воспроизведения народной музыки и показа иллюстративного материала; иллюстрации из книг с образцами изображений бабочек. Данный урок предполагает максимум наглядных средств.
· Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока достигалась за счёт чередования различных форм работы и непринуждённого общения преподавателя и детей. В данном виде деятельности не требуется «жёсткая» дисциплина и беспрекословное подчинение, наоборот, поощряется нестандартность, творческий подход, некоторое творческое «хулиганство».
· На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения с обучающимися за счёт доброжелательного отношения преподавателя, использование юмора и шутки, непосредственного контакта с каждым ребёнком. Обращение к детям – вежливое, с долей юмора.
· Как правило, во время комбинированных уроков предупреждение перегрузки обучающихся заключается в грамотном распределении учебного времени, что и было в должной мере обеспечено.
· Все поставленные задачи реализованы полностью.
Литература
1. Гамаюнов, В.Н. Основы дизайна . - М.: Альфа, 1993. – 103 с.
2. Грибова, Л.С. Декоративно-прикладное искусство - М.: Наука, 1980. - 62 с.
3. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности – М.: Просвещение, 1995. – 342 c.
4. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство - М.: ФОРУМ, 2010. — 288 с.
5. Пономарьков, С.И. Декоративно-прикладное искусство - М.: Знание, 1998. –227 с.
6. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе - М.: Просвещение, 2000. – 304 с.
7. Соловьев, С.А. Декоративное оформление - М.: Просвещение, 1987. – 156 с.
8. https://infourok.ru
9. https://www.art-teachers.ru
10. https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/tochechnaya-rospis-dlya-nachinayushchikh
11. https://www.livemaster.ru/masterclasses/rospis/point-to-point-tochechnaya-rospis
12. https://sites.google.com/view/u1181heggf/главная-страница/точечная-роспись/история-точечной-росписи
13. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.