МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого воспитательного мероприятия, посвященного празднованию 77-й годовщины победы в Великой Отечественной войне
«Маленькие герои большой войны»
Пояснительная записка
В преддверии празднования 77-й годовщины победы в Великой Отечественной войне необходимо вспомнить о значимости вклада детей в достижение победы Советского Союза над фашистскими захватчиками. Жизнь советских школьников в военное время может стать примером для многих современных детей. Маленькие герои большой войны принимали участие в боевых действиях и партизанских движениях, трудились в госпиталях и на военных заводах. Сражались на море, как Борис Кулешин, в небе, как Аркадий Каманин, в партизанских отрядах, как Леня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в керченских катакомбах, как Володя Дубинин. Безусловно в военные годы дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.
Актуальность мероприятия заключается в востребованности патриотического воспитания младших школьников, необходимости изучения фактов участия детей в жизни страны во время Великой Отечественной войны.
Социальная значимость состоит в пробуждении интереса у школьников к изучению истории Великой Отечественной войны, знакомству с подвигами пионеров-героев.
Личностная значимость заключается в открытии новых интересных фактов из жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Цели мероприятия:
1. Создание условий для развития у обучающихся чувства патриотизма, гордости за свою страну и ее молодых героев (Воспитательная).
2. Знакомство детей с подвигами пионеров в Великой Отечественной войне, изучение стихотворений и песен о войне (Обучающая).
3. Повышение общего уровня эрудиции, развитие творческих способностей обучающихся (Развивающая).
Задачи мероприятия:
- формировать уважительное отношение к истории своей страны, вызвать чувство гордости и благодарности всем тем, кто сражался за свободу нашей Родины;
- способствовать формированию умения соотносить историю с современностью, делать выводы о важности сохранения мира;
- побудить обучающихся к поиску ответов на морально-этические и нравственные вопросы.
- Тип мероприятия:
- по количеству участников: массовое;
- по месту проведения: внутришкольное;
- по виду: литературно-музыкальная композиция;
- по направленности: социально-патриотическое.
Место мероприятия в воспитательной системе:
Данное мероприятие является одним из ключевых в направлении патриотического воспитания младших школьников. С начала обучения детям прививаются чувства уважительного отношения к истории своей страны, ребята участвуют в работе исследовательских коллективах, знакомятся с важнейшими историческими событиями, изучают подвиги героев Великой отечественной войны. Для наиболее полного раскрытия темы мероприятия использованы современные информационные технологии:
- мультимедийное оборудование, воспроизводящее подготовленные презентации и видеоклипы;
- реквизит: костюмы, наиболее похожие на одежду героев-пионеров сороковых годов.
Подготовительная работа перед проведением мероприятия.
1. Выяснение интересов целевой аудитории, сбор информации по теме мероприятия, выбор формы работы.
2. Планирование деятельности, проведения инструктажа по ТБ во время проведения массовых мероприятий.
3. Работа над сценарием:
- выделение основных содержательных этапов сюжета,
- дискуссия по вопросам: «Что такое героизм?», «Образ героя-пионера», «В настоящее время, война – возможна или нет?», «Что мы знаем о той войне?», «Способны ли мы сохранить память?», «Отвечаем ли мы перед потомками, за то какая информация дойдет до них о той войне?»,
4 Обсуждение образов и распределение ролей. Изучение образов пионеров 40-х годов, подборка костюмов и проработка оформления сцены, выбор необходимого музыкального сопровождения.
5 Проведение практических упражнений с обучающимися, направленных на:
- создание внутреннего психологического комфорта;
- умение работать на сцене, входить и выходить из образа;
- постановку громкости голоса, артикуляцию, эмоциональность речи.
Сценарий мероприятия
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости! Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности в начальной школе является развитие чувства патриотизма у детей. Чтобы стать патриотом, необходимо знать, как любили, берегли и защищали Родину, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои были узнаваемыми, близкими, при этом детям легче соотнести их с собой и на них равняться. Именно поэтому необходимо осветить подвиг советского народа в годы Великой Отечественной Войны через призму жизни пионеров-героев.
Учитель. - Весь народ помнит, как 22 июня
1941 года в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому
Союзу, без объявления войны регулярные войска германской армии напали на нашу
страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного
моря..."Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской
территории. Полыхали огнём города и деревни. Фоном звучит спокойная
музыка, учитель продолжает свой рассказ.)
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929
года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой
Отечественной войны”.
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – 1 ребенок
Учитель. Эта война была такой страшной и неожиданной, что многие уходили на фронт, даже не простившись с родными.
Учитель. Какие планы строил Гитлер?
Ученики. В планы Гитлера входило поработить страну, захватить территорию государства, уничтожить русскую нацию, стать хозяином, пленных превратить в рабов, растоптать землю, уничтожить страну.
Учитель. В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку бойцы. Изрезано рваными ранами тело бойца, но не сломлен дух русский.
Война не щадила никого: ни бойца, ни старика, ни женщины, ни ребёнка
Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, они стали устанавливать свои порядки, диктовать, как жить. Стали грабить, убивать, сжигать жилища, угонять в плен на чужбину. Все русские люди стали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину и помогал фронту, было много детей.
Запуск видеофильма «1 (1941-2014 год).wmv»
Учащиеся: Современные дети играют подвижные игры, беззаботно проводят свободное время, внезапно их «затягивает» в прошлое.
Пионеры в своем детстве занимаются повседневными делами, рисуют и поют до тех пор, пока по громкой связи не объявили о нападении на Советский союз фашистской Германии. Пионеры оставляют школьные вещи, краски, письменные принадлежности и идут на фронт.
Учитель читает стихотворение:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все 4 года.
Учащиеся: Рассказывают стихотворение «Сороковые – роковые»:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Учитель: «Все может родная земля: Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой». Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море. В небе. В партизанском отряде. В Брестской крепости. В керченских катакомбах. И ни на миг не дрогнули их юные сердца!
Запуск презентации «2 (пионеры-герои).wmv»
Дети рассказывают о подвигах пионеров-героев (запуск презентации).
В
Дети рассказывают стихотворение:
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Учитель включает видеофильм «3 (на фотографии в газете).wmv»
Дети рассказывают стихотворение:
На фотографии в газете
нечетко изображены
бойцы, еще почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем —
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя, —
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою, —
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.
Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "Родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.
Учитель включает видеофильм «4 (солнечный круг).wmv»
Учитель читает стихотворение:
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Заключение
Ни в одной стране мира, ни в одну эпоху не было такого количества юных героев, как в советской стране во время Великой Отечественной Войны. Детский героизм был массовым. Этих детей называют пионерами-героями, бесстрашных сердцем, вся жизнь которых стала торжеством духа над материей. Все они и многие другие – герои войны, которые жертвовали своим прошлым ради нашего будущего. Помни, что ты потомок великих побед! Великих героев! Проведи свою жизнь достойно! Чтобы твои внуки гордились тобой также, как сегодня мы гордимся своими бабушками и дедушками, ветеранами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.