МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «МАКЕЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
открытого занятия
по МДК.02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей
Группа 33
Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Форма обучения: очная
Дата проведения: 21.12.2020
Преподаватель: Кожушко Н.Б.
Макеевка, 2020
Аннотация
В методической разработке практического занятия по МДК.02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей на тему: «Методика развития словаря детей дошкольного возраста» автор детально раскрывает содержание и методику проведения данного занятия в соответствии со структурой его проведения.
В основу методической разработки практического занятия положена игровая технология, что обеспечивает повышение интереса студентов к содержанию учебного материала и, как следствие, мотивацию к качественной профессиональной подготовке будущих воспитателей в части организации и проведения различных игр, способствующих развитию речи детей.
Методическая разработка практического занятия по МДК.02.06 МДК.02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей может быть рекомендована преподавателям вышеуказанного МДК как пример реализации задач формирования профессиональных компетенций студентов путем использования методов игровой технологии.
Методическое обоснование темы
Тема «Методика развития словаря детей дошкольного возраста» является одной из составляющих Рабочей программы по МДК.02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей. Изучение студентами данной темы является очень важной в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов, поскольку обучение, воспитание и развитие детей в игровой форме наиболее полно отвечает возрастным особенностям дошкольников и является наиболее эффективным.
Методические рекомендации по проведению занятия
Занятие по МДК.02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей проводится с целью систематизации знаний студентов о современных достижениях в теории и практике развития словаря детей дошкольного возраста; развития методического мышления, способности правильно оценивать результаты педагогического воздействия на детей, умения применять теоретические знания в разных условиях; воспитания устойчивого интереса и ответственного отношения студентов к профессиональной деятельности.
Тип занятия - занятие по совершенствованию умений и навыков, вид – практическое занятие. Это обусловливает выбор формы проведения занятия (семинар-практикум), его содержание (выполнение комплексных заданий) и структуры занятия, которое отвечает требованиям к структуре практических занятий.
Структура занятия:
1. Организация студентов.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Анализ заданий, инструкция по выполнению их наиболее сложных элементов.
4. Самостоятельная работа студентов по выполнению заданий.
5. Анализ самостоятельно выполненных заданий.
6. Подведение итога занятия.
На занятии будут рассмотрены теоретические вопросы, проведены игры речевой направленности, решены педагогические ситуации.
Наиболее длительным структурным элементом занятия является самостоятельная работа студентов, обязательным элементом – проверка выполнения заданий и рефлексия, в которой бы прослеживалась связь с мотивацией деятельности студентов в начале занятия.
План занятия
1. Организация студентов
2. Мотивация учебной деятельности
3. Актуализация опорных знаний студентов
4. Совершенствование умений и навыков студентов
4.1. Анализ заданий, раскрытие способов выполнения их сложных элементов
4.2. Самостоятельная работа студентов
5. Подведение итогов занятия
5.1. Рефлексия
5.2. Оценивание студентов
Технологическая карта занятия
Тема занятия: Методика развития словаря детей дошкольного возраста.
Цели занятия:
Методическая: |
совершенствование методики проведения практических занятий по МДК.02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей |
Дидактическая: |
обобщение и систематизация теоретических знаний студентов по теме занятия. Формирование профессиональных умений и навыков подбора, подготовки и проведения игр, обеспечивающих речевое развитие детей дошкольного возраста. Совершенствование умения анализировать и оценивать методику проведения игр с детьми дошкольного возраста. |
Развивающая: |
развитие логического мышления, внимания, монологической речи. |
Воспитательная: |
совершенствование коммуникативных навыков, развитие устойчивого интереса и ответственного отношения студентов к профессиональной деятельности. |
Тип занятия: занятие совершенствования умений и навыков.
Вид занятия: практическое
Межпредметные и внутрипредметные связи: МДК 02.02. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста, ОП.08. Детская психология, МДК.02.05 Теоретические основы и методика развития речи у детей (темы «Теоретические основы словарной работы в детском саду «Методы непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим и словарной работы», «Методика словарной работы на занятиях»).
Оборудование: план-конспект занятия, инструкция к практическому занятию, кроссворд, материал для проведения игр.
Ход занятия
1. Организация студентов. Проверка готовности студентов к проведению практического занятия. Сообщение темы занятия.
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение цели занятия.
Сегодня у нас состоится деловая игра. По её условию в дошкольном учреждении проводится семинар-практикум «Методика развития словаря детей дошкольного возраста». Цель этого семинара-практикума – обобщить и систематизировать теоретические знания по проблеме, обогатить знания содержанием игр, направленных на речевое развитие детей, а также совершенствовать методику их проведения.
Но прежде чем начать работу, мне хотелось бы мотивировать вас на учебную деятельность.
В мире невероятное количество учебных заведений. Но среди них есть два общепризнанных лидера - британский Оксфорд и американский Гарвард. Это одни из самых древних университетов с невероятно богатой историей, высочайшими стандартами, собственной культурой и традициями. И часть этой культуры - это подход студентов к учебе. Потому что мотивация студентов по-гарвадски в памятке из 15 пунктов, некоторые из которых заслуживают особого внимания, задумайтесь...
¾ Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта, но если же ты сейчас выучишься, то воплотишь свою мечту в жизнь.
¾ Мука учения всего лишь временна. Мука незнания - невежество - вечна.
¾ Учеба - это не время. Учеба - это усилия.
¾ Жизнь - это не только учеба. Но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, как ты будешь знать, на что способен?
¾ Не все могут преуспеть во всем. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.
¾ Время никогда не стоит. Но если ты ничего не делаешь - проносится с огромной скоростью.
¾ Твой успех прямо пропорционален твоей скорости восприятия, нахождения и обработки информации.
¾ Сегодня никогда не повторится.
Я желаю вам успеха!
По условиям игры, Вы – воспитатели дошкольных учреждений г.Макеевки, я – руководитель семинара-практикума, координирующий его работу. На семинаре-практикуме также работает группа экспертов, оценивающих как индивидуальное, так и командное участие воспитателей в игре.
Накануне игры вы объединились в группы. Напоминаю их состав:
I команда – воспитатели младших групп;
II команда – воспитатели средних групп;
III команда – воспитатели старших групп;
IV команда – воспитатели подготовительных групп.
Свои роли мы будем выполнять в соответствии с инструкциями, в которых определены требования к ответам и профессиональным действиям всех участников игры. (Приложение 1,2,3,4)
Итак, мы начинаем семинар-практикум
3. Актуализация опорных знаний студентов.
Руководитель семинара-практикума:
Уважаемые коллеги! Наш семинар-практикум мы начнем с игры «Открытый микрофон»
¾ Назовите задачи словарной работы?
¾ Каков основной принцип словарной работы?
¾ Что лежит в основе системы занятий но развитию словаря детей?
¾ Назовите формы организации образовательной деятельности по обогащению активного словаря
¾ Назовите методы словарной работы?
¾ Что такое экскурсия. Назовите виды экскурсий?
¾ Методика проведения наблюдений?
¾ Какие приемы работы на экскурсии?
¾ Проведения экскурсии включает несколько этапов, назовите их?
¾ Какая подготовка к проведению экскурсии?
¾ Какие требования к проведению экскурсий
¾ В каких видах деятельности детей проводится словарная работа
Игра окончена. Слово для оценивания предоставляется экспертам. Далее анализируются ответы студентов и работа экспертов.
4. Совершенствование умений и навыков студентов.
4.1. Анализ заданий, раскрытие способов выполнения его сложных элементов.
Каждая из команд подготовила проведение одной из игр. Одна из них по очереди будет выполнять роль детей. Участники игры вместе с экспертами будут оценивать проведение игр в соответствии с инструкциями. (Приложение 1)
Напоминаю задания, которые выполнила каждая из команд.
I команда |
– |
демонстрация дидактической игры для младшей группы; |
II команда |
– |
демонстрация дидактической игры для средней группы; |
III команда |
– |
Демонстрация дидактической игры для старшей группы; |
IV команда |
– |
Демонстрация дидактической игры для подготовительной группы |
4.2. Самостоятельная работа студентов по выполнению заданий практического занятия.
4.2.1. Проведение игр в разных возрастных группах
После проведения каждой из игр предлагается студентам сделать самоанализ, а также проанализировать проведения игр студентами, наблюдающими работу коллег в соответствии с алгоритмом анализа. (Приложение 2)
Затем предоставляется слово для анализа экспертам. В заключении анализируется проведение работы.
4.2.2. Решение педагогических ситуаций по теме семинара-практикума. (Приложение 3)
I команда – педагогическая ситуация №1;
II команда – педагогическая ситуация №2;
III команда – педагогическая ситуация №3;
IV команда – педагогическая ситуация №4.
Педагогические ситуации студенты решают в порядке очерёдности. Предоставляется возможность членам других команд принять участие в решении педагогических ситуаций. Далее предоставляется слово экспертам для анализа и оценивания решения педагогических ситуаций. Руководитель семинара-практикума анализирует ответы студентов и анализ решения педагогических ситуаций экспертами.
4.2.3. Решение кроссворда (Приложение 4)
Руководитель семинара-практикума и эксперты анализирует решение кроссворда.
5. Подведение итогов занятия.
5.1. Рефлексия.
1. Оцените, насколько эффективно вы сегодня работали на занятии?
2. Какие моменты на занятии позволяли вам поддерживать внимание, не отвлекаться от темы?
Игра «Плюс – минус - интересно»
П |
М |
И |
|
|
|
Инструкция: заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» впишите все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.
5.2. Оценивание.
Выставляются мотивированные, индивидуальные оценки за участие в семинаре-практикуме. Определяется команда-победитель.
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2013.-400 с.
2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Н.А Стародубова. - М.: Академия, 2009.-256с
3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего ми дошкольного возраста : учебное пособие / Е.И.Тихеева. –М.: Просвещение, 1981
4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» /сост. Арутюнян Л.Н., Сипачёва Е.В., Губанова Н.В. и др., ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» - Донецк: Истоки, 2018. – 208с.
5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: / учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О. С. Ушакова, Е.М.Струнина. —М.: ВЛАДОС, 2008.- 287 с.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ТЕМА: Методика развития словаря детей дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: Упражнять студентов в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов выполнения заданий. Развивать активную умственную деятельность, умение делать выводы. Формировать навыки работы в группе и умение работать с информацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2013.-400 с.
2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Н.А Стародубова. - М.: Академия, 2009.-256с
3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего ми дошкольного возраста : учебное пособие / Е.И.Тихеева. –М.: Просвещение, 1981
4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» /сост. Арутюнян Л.Н., Сипачёва Е.В., Губанова Н.В. и др., ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» - Донецк: Истоки, 2018. – 208с.
5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: / учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О. С. Ушакова, Е.М.Струнина. —М.: ВЛАДОС, 2008.- 287 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАДАНИЕ 1
Принять участие в ИГРЕ «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН»
¾ Назовите задачи словарной работы?
¾ Каков основной принцип словарной работы?
¾ Что лежит в основе системы занятий но развитию словаря детей?
¾ Назовите формы организации образовательной деятельности по обогащению активного словаря
¾ Назовите методы словарной работы?
¾ Что такое экскурсия. Назовите виды экскурсий?
¾ Методика проведения наблюдений?
¾ Какие приемы работы на экскурсии?
¾ Проведения экскурсии включает несколько этапов, назовите их?
¾ Какая подготовка к проведению экскурсии?
¾ Какие требования к проведению экскурсий
¾ В каких видах деятельности детей проводится словарная работа?
Требования к ответу:
- полнота;
- правильность;
- доказательность;
- опора на теоретические знания;
- логическая последовательность;
- культура речи.
Критерии оценивания:
Оценка 5 (отлично) - |
Ответ полный, правильный, доказательный логически последовательный. Студент проявил знания теоретического учебного материала, речь выразительная, правильная. |
Оценка 4 (хорошо) |
Ответ полный, правильный, но недостаточно доказательный, так как недостаточно используются теоретические знания, речь выразительная, правильная. |
Оценка 3 (удовлетворительно) |
Ответ неполный, недостаточно доказательный, так как недостаточны теоретические знания. Речь непоследовательная, недостаточно логичная и выразительная. |
Оценка 2 (неудовлетворительно) |
В ответе не выявлены знания теоретического материала, в связи с чем ответ поверхностный, недостаточно правильный. Ответ не логичный, речь невыразительна, не последовательна. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАДАНИЕ 2
1. Проведение игр на развитие словаря в разных возрастных группах
I команда – для младших групп;
II команда – для средних групп;
III команда –для старших групп;
IV команда – для подготовительных групп.
2. Проанализировать проведение игр на развитие словаря
КАРТА АНАЛИЗА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ГРАММАТИКЕ
Группа: _________________
Дидактическая игра ___________________________
Цель: ________________________________________
№ п/п |
Критерии анализа |
Оценка В С Н |
1 |
Соответствие игры теме занятия, возрасту детей и программным заданиям |
|
2 |
Доступность игр представлениям, опыту и знаниям детей |
|
3 |
Использование наглядного материала: а) соответствие возрасту детей; б) соответствие дидактической задаче; в) соответствие методическим требованиям. |
|
|
||
|
||
4 |
Методика проведения игры: а) организация детей на игру (прием заинтересованности, размещение детей); б) роль воспитателя; в) приемы руководства; г) использование алгоритма обучения; д) подведение итогов игры. |
|
|
||
|
||
|
||
|
||
5 |
Культура речи воспитателя |
|
6 |
Воспитательная ценность игры |
|
Критерии оценивания:
Оценка 5 (отлично) - |
Игра подобрана в соответствии с возрастными особенностями. Цель сформулирована корректно. Содержание соответствует обозначенной цели. Представлена вариативность игры (несколько вариантов). Оформление эстетичное. Раздаточный материал (если предусмотрен) прилагается. |
Оценка 4 (хорошо) |
Игра подобрана в соответствии с возрастными особенностями. Незначительные недочеты в формулировке цели. Содержание соответствует обозначенной цели. Представлены 1-2 варианта игры. Оформление эстетичное. Раздаточный материал (если предусмотрен) прилагается. |
Оценка 3 (удовлетворительно) |
Игра подобрана в соответствии с возрастными особенностями. Допущены недочеты в формулировке цели. Содержание не в полном объеме соответствует обозначенной цели. Не представлена вариативность игры. Оформление небрежное. Раздаточный материал (если предусмотрен) не прилагается |
Оценка 2 (неудовлетворительно) |
Задание не выполнено. Игра не соответствует возрастными особенностями. Цель некорректна. Содержание не соответствует обозначенной цели. Не представлена вариативность игры. Оформление небрежное. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАДАНИЕ 3
Решить педагогическую ситуацию
1. Увидев из окна группы стоящую перед дверью на кухню машину «Продукты», педагог предложил детям посмотреть, что привёз шофёр.
–Хлеб! Кашу! Крупу! Мясо! –перечисляли дети наперебой.
–А зачем в детском саду продукты?
–Чтобы дети кушали! Повару продукты привезли, чтобы он нам кашу сварил.
–А кто приготовил запеканку на завтрак?
–Мария Николаевна, повар!
–Из каких продуктов испекли запеканку?
–Из творога, крупы и сахара, –отвечали дети.
–Повар и шофёр позаботились, чтобы все дети в детском саду были сыты! –заключил разговор педагог.
В чём эффективность использованных педагогом методов?
С какой целью и с детьми какой возрастной группы проводилось это незапланированное наблюдение?
2. Воспитательница проводит тематическое занятие. Она показывает детям различные предметы (машина без колес, дома без окон, пальто без пуговиц и т.д.) и предлагает детям внимательно рассмотреть их. После чего спрашивает ребят, чего не хватает в каждом из предметов.
Какая на Ваш взгляд тема занятия?
Каковы цель и программное содержание этого занятия?
Какой метод использует воспитатель?
В какой возрастной группе происходило занятие?
Придумайте название дидактической игры, которую можно использовать на данном занятии
3. Сын ведет беседу с матерью:
- Смотри, какой трактор прикольный! Круто он тарахтит, офигеть, да? – взгляд малыша прикован к агрегату, сгребающему в парке опавшие листья.
-Это что за слова такие? Я сейчас тебе рот туалетным ежом буду чистить!!!
- Ну... Все так говорят... И даже папа.. Вчера он тебе сказал, когда ты долго по телефону разговаривала: «Офигела совсем?». Вот!
- Я такого не слышала.
- Ага! Ты сама сказала тете Оле, что блузку прикольную купила, просто отпад!
Какой раздел методики развития речи занимается устранением нелитературных слов.
С чем связано появление нелитературных слов в речи детей?
Подготовьте рекомендации для родителей по устранению из речи детей нелитературных слов
4. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»
Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребрённым морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь. Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну и, назревала гроза великая. Около меня, ну, солнце ещё светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона».
Найдите в тексте слова-паразиты и прочитайте текс без них.
Какой раздел методики развития речи занимается устранением нелитературных слов.
Подготовьте рекомендации для родителей по устранению из речи детей нелитературных слов
Требования к ответу:
- полнота;
- правильность;
- доказательность;
- опора на теоретические знания;
- логическая последовательность;
- культура речи.
Критерии оценивания:
Оценка 5 (отлично) - |
Ответ полный, правильный, доказательный логически последовательный. Студент проявил знания теоретического учебного материала, речь выразительная, правильная. |
Оценка 4 (хорошо) |
Ответ полный, правильный, но недостаточно доказательный, так как недостаточно используются теоретические знания, речь выразительная, правильная. |
Оценка 3 (удовлетворительно) |
Ответ неполный, недостаточно доказательный, так как недостаточны теоретические знания. Речь непоследовательная, недостаточно логичная и выразительная. |
Оценка 2 (неудовлетворительно) |
В ответе не выявлены знания теоретического материала, в связи, с чем ответ поверхностный, недостаточно правильный. Ответ не логичный, речь невыразительна, не последовательна. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЗАДАНИЕ 4
Решить кроссворд
По вертикали:
1.Какой словарь усваивают дети при ознакомлении с названиями частей тела, лица; названиями игрушек, посуды, мебели, одежды.
4.Подберите синоним к слову «Дети» для младшей и средней групп.
5.Наиболее благотворный возраст для обогащения словаря детей.
6. Как называется развитие значений слов, представляющее по словам Л. С. Выготского «грандиозную сложность».
9. Содержание слова в речи, в определенном контексте.
10. Подберите синоним к слову «убегать» для старшей группы.
По горизонтали:
3. Метод, к которому Е. И. Тихеева сформулировала ряд требований.
4. Названия явлений неживой природы, растений, животных – какой словарь усваивают дети.
7. Сколько основных задач выделяют в словарной работе.
8. На владение каким запасом опирается свободная устная и письменная речь.
11. Что происходит в содержании детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром и обогащением словаря
12. Что обеспечивает содержание общения.
Критерии оценивания:
Оценка 5 (отлично) - |
Ответы полные и правильные. Даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы |
Оценка 4 (хорошо) |
Ответы полные, правильные. Даны исчерпывающие и обоснованные ответы поставленные вопросы, однако допущена 1 ошибка |
Оценка 3 (удовлетворительно) |
Задания выполнены частично. Ответы неполные. |
Оценка 2 (неудовлетворительно) |
Задания не выполнены. |
Игра «Плюс – минус - интересно»
П |
М |
И |
|
|
|
Инструкция: заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по вашему мнению, могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» впишите все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.