Методическая разработка Пернатые друзья
Оценка 5

Методическая разработка Пернатые друзья

Оценка 5
docx
09.11.2022
Методическая разработка Пернатые друзья
Шипулина О.В.,методическая разработка на конкурс..docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12

 

 

 

 

 

 

 

Пернатые друзья

методическая разработка НОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

первой категории

Шипулина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гп Тучково

2021г.

 

Вид методической разработки - конспект занятия.

Аннотация:

Методическая разработка представлена конспектом занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи методической разработки

Цель: Обобщение опыта работы по систематизации знаний дошкольников о мире природы, животных и птицах, через проведение нетрадиционных занятий с использованием мультимедийных презентаций и мнемотаблиц.

Основными задачами данной разработки являются:

1.Создать условия для становления основ экологического сознания у дошкольников.

2.Развивать творческие способности детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.

3.Создать здоровьесберегающую развивающую среду для организации исследовательской деятельности по экологическому образованию детей.

Актуальность и новизна методической разработки.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке – эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что с одной стороны перед педагогами остро стоит задача определения наиболее эффективных путей в приобщении детей дошкольного возраста к природе, а с другой стороны на практике многие воспитатели реализуют традиционную методику экологического воспитания, мало способствующую формированию у детей системы экологических знаний.

Новизна методической разработки состоит в использовании современных нетрадиционных форм занятий с использованием мультимедийной презентации, мнемотаблиц, приёма экспериментальной деятельности и здоровьесберегающих технологий, что способствует систематизации знаний детей о природе, повышению интереса к обучению, его эффективности.

Условия эффективности использования данной методической разработки.

Эффективность использования данной методической разработки определилась следующими условиями:

- готовностью педагога и детей старшего дошкольного возраста к проведению занятия.

- наличием интересных, эффективных игровых методов и приёмов работы с детьми.

- постепенностью, последовательностью и поэтапностью работы.

Вывод. С помощью данной методической разработки дети старшего дошкольного возраста обобщили и систематизировали экологические знания и умения, полученные ранее.

Конспект занятия по теме Перелётные птицы.

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: расширение, систематизация и закрепление знаний о перелётных птицах

Тип занятия: интегрированное

Задачи:

1.     Образовательная:

ü Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

ü Закреплять знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение;

ü Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;

ü Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов

2.     Развивающая:

ü Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;

ü Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения;

ü Развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;

ü Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;

ü Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности

 

3.     Воспитательная:

ü Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;

ü Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость и злость

ü Воспитывать бережное отношение к природе;

ü Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу, самостоятельность

4.     Оздоровительная:

ü Использование элементов здоровьесберегающих технологий

Методы и приемы: ИКТ, игровой, создание проблемной ситуации. практический, наглядный, слуховой, словесный, групповая коллективная работа, беседа.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка

Форма организации деятельности: подгрупповая

Средства обучения:

·        Оборудование: проектор, презентация с голосами птиц и их изображением, мяч, перья, лупы, пипетки, ёмкости с водой, ножницы.

·        Предварительная работа: беседы, наблюдение за птицами во время прогулки; чтение и разучивание стихов, рассказов о птицах, рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

·        Предполагаемый результат: имеют представления о перелётных птицах, умеют их различать, описывать внешний облик птиц и их особенности, умеют общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

Словарная работа: соловьёнок-соловьята, кукушонок-кукушата, журавлёнок-журавлята, скворчонок-скворчата, ласточонок-ласточата, лебедёнок-лебедята, утёнок-утята, грачата-грачонок, маховые, кроющие.




Содержание организованной деятельности детей:

I. Мотивационная (вводная) часть:

Раздаётся сигнал смс.

Воспитатель:

-Ребята, нам пришло аудиосообщение. Давайте, послушаем. (Слайд№1)

Звучит аудиозапись:

«Дорогие друзья! К вам обращается представитель пернатых – попугай Кеша. Ваши друзья, птицы, не могут к вам прилететь, их заколдовал злой волшебник. Без вашей помощи мне не справиться. Выполните задания волшебника и разрушить злые чары.»

Воспитатель:

- Ребята, о каких птицах говорит Кеша? Может о тех, кто улетел осенью на юг?

- А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

-Вы хотите им помочь?

-А как нам это сделать?

II.Основная часть

Воспитатель:

–А вот и первое задание. Какая из птиц возвращается с юга самой первой? Опишите её по таблице. (Слайд№2)

Рассказ по мнемотаблице «Грач»: (дети)

-У грача большой черный клюв. Тело птицы покрыто черными перьями. У грача есть два крыла, крупный хвост, две лапы. Питается грач червячками и насекомыми.

http://47kolpino.caduk.ru/images/clip_image001124.png

2. Следующее задание. Назовите перелётных птиц, изображённых на экране. Опишите их. (Слайд№3)

-А почему перелётные птицы не остаются жить в местах зимования? (Оказывается, что на местах зимовок погода не остаётся постоянной, она меняется не в лучшую для птиц сторону. Например, в южных странах становится слишком жарко, появляется множество паразитов, которые могут нанести вред северным птицам, если они предпочтут остаться. Ещё одна причина возвращения птиц домой состоит в том, что птицам выгоднее выводить потомство в средних широтах, потому что здесь летом дни длиннее, чем на юге. А перелётные птицы ведут дневной образ жизни, и длинный день даёт им больше возможностей, чтобы прокормить потомство).

3.Третье задание. Вспомните, как называют птенцов у каждой перелётной птицы.

Дидактическая игра «Один-много». Разделимся на 2 команды.

1 команда - будет называть одного птенца, а 2 - много птенцов. Готовы?

Соловей-соловьёнок-соловьята

Кукушка-кукушонок-кукушата

Журавль-журавлёнок-журавлята

Скворец-скворчонок-скворчата

Ласточка-ласточонок-ласточата

Лебедь-лебедёнок-лебедята

Утка-утёнок-утята

Грач-грачата-грачонок

4. (Слайд№4)

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/tema_ptizi7.jpg

-Как вы думаете, что это? Верно, это схемы полёта перелётных птиц.

 - Как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта? (Ласточки, скворцы, – стайкой. Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят журавли, лебеди и другие крупные птицы).

Физкультминутка «Построимся как птицы». 
-Ребята, представьте, что мы с вами перелётные птицы. Прежде, чем отправится в полёт, мы с вами должны выбрать вожака. Кто такой вожак? (Птица, которая летит впереди стаи. Вожак должен быть сильным, выносливым, смелым, умным)

 -Готовы полетать?
Воспитатель показывает схему и говорит: «Полетим как гуси». Дети строятся. «Как вы построились? Правильно, косяком (дети строятся косяком и «летают» по залу под фонограмму) Аналогично по другим схемам. 
5. Следующее задание. Работа в лаборатории. Необходимо рассмотреть и изучить перо перелётной птицы. (Слайд№5)

Воспитатель:

- Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию) где мы будем исследовать перо.

·        Что можно использовать, чтобы лучше рассмотреть строение пера? (лупу). (У пера есть прочный и гибкий стержень, от которого отходят волокна – бородки. Они соединяются между собой с помощью крючочков и выемок, которые действуют по типу «застёжки молнии». Так образуется единая поверхность пера. Такое опахало, достаточно крепкое, но всё-таки эластичное и довольно плотное, так что при полете, сквозь перья может просачиваться только немного воды или воздуха. Если по какой-либо причине крючки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом.).

·        Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят, они легкие.)

– Возьмите ножницы, разрежьте перо. (Работа детей.)

– Что вы видите внутри? (Там пусто.)

– Правильно, поэтому перья очень легкие.

·        Капнуть на перо капельку воды из пипетки (Капелька скатилась, перо не намокло. Значит, перья защищают птицу от дождя).

-Почему перья не намокают? Оказывается, свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью из железы над хвостом. Вот почему перья не намокают.

·        Сравнить 2 пера одной и той же птицы (Одно перо мягкое и пушистое, а другое – упругое и жесткое).

-Зачем ей разные перья? (Большие, упругие перья у птицы – на крыльях. Они называются маховыми и служат птице для полета). Мягкие и пушистые перья согревают птицу. Их называют кроющими.

Воспитатель:

-Мы выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Вот они. (Слайд№6)

 Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? Что было самым интересным? Где эти знания пригодятся в жизни?

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вид методической разработки - конспект занятия

Вид методической разработки - конспект занятия

Условия эффективности использования данной методической разработки

Условия эффективности использования данной методической разработки

Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение; ü

Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение; ü

Словарная работа: соловьёнок-соловьята, кукушонок-кукушата, журавлёнок-журавлята, скворчонок-скворчата, ласточонок-ласточата, лебедёнок-лебедята, утёнок-утята, грачата-грачонок, маховые, кроющие

Словарная работа: соловьёнок-соловьята, кукушонок-кукушата, журавлёнок-журавлята, скворчонок-скворчата, ласточонок-ласточата, лебедёнок-лебедята, утёнок-утята, грачата-грачонок, маховые, кроющие

Следующее задание. Назовите перелётных птиц, изображённых на экране

Следующее задание. Назовите перелётных птиц, изображённых на экране

Грач-грачата-грачонок 4. (Слайд№4) -Как вы думаете, что это?

Грач-грачата-грачонок 4. (Слайд№4) -Как вы думаете, что это?

Они соединяются между собой с помощью крючочков и выемок, которые действуют по типу «застёжки молнии»

Они соединяются между собой с помощью крючочков и выемок, которые действуют по типу «застёжки молнии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2022