Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 2 (колледж)»
Департамента спорта города Москвы
Методическая разработка
по математике
тема: ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
УПРОЩЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
(среднее общее образование)
Составитель: Богачёва Т.О., учитель математики
.
Москва
2021
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
УПРОЩЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
Краткие теоретические сведения
Иррациональное число – десятичная бесконечная непериодическая дробь.
Иррациональное число нельзя представить в виде отношения и обратно: любое число, непредставимое в виде , является иррациональным.
Например: и т. д.
Решение примеров
№1. Избавиться от иррациональности в знаменателе методом «домножения» на сопряжённое число:
а) ;
б) =
.
№2. Упростить выражение методом выделения полного квадрата или куба:
а)
= = - 2;
б) == =
= .
РЕШЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
Краткие теоретические сведения
Формулы применяемые при решении иррациональных уравнений:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. .
и - некоторые функции, .
Применяя любую из этих формул формально (без учёта указанных ограничений), следует иметь в виду, что ОДЗ левой и правой частей каждой из них могут быть различными.
Например, выражение определено при и , а выражение определено как при , так и при .
При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:
1) если показатель радикала – чётное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным;
2) если показатель радикала – нечётное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения.
Рассмотрим уравнения вида
(1)
Если , то уравнение не имеет действительных корней.
Если , то уравнение равносильно системе
При решении уравнения (1) нет необходимости находить ОДЗ левой части. Достаточно найти корни уравнения (2) и, не прибегая к подстановке в уравнение (1), выяснить какие из найденных корней удовлетворяют неравенству (3).Эти корни, и только они , являются корнями уравнения (1).
Уравнение вида
Если исходное уравнение в процессе преобразований хотя бы один раз заменялось на неравносильное ему следствие, то проверка найденных корней с помощью подстановки является обязательной.
Уравнение «следствие» получается после преобразований исходного уравнения, при котором имеем корни исходного и ещё посторонний.
Теоремы равносильности
1) если слагаемое перенести из одной части уравнения в другую с переменной знака.
2) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число.
3) возведением обеих частей уравнения в натуральную степень, т.е. переход от уравнения
к уравнению, – натуральное, .
Если , то .
Если , то,
Решение примеров
Доказать, что не имеют решений уравнения:
а) . Арифметический корень не может быть отрицательным числом,
поэтому, уравнение решений не имеет.
б) .
. При каждом таком значении х величина
неотрицательна, а величина положительна, следовательно их
сумма всегда больше нуля. Уравнение не имеет решений.
в) .
не существует такого х, при котором оба эти
выражения имеют смысл. Уравнение решений не имеет.
Решить уравнение
№1. ,
и меньше 2, .
№2.
, замена переменной .
, т.к. то
обратная замена: ,
№3.
Замена переменной тогда , подставим
т.к. то
Т.к. то уравнение
№4.
Возведя обе части уравнения в куб, получим:
Учитывая, что выражение в скобках по условию равно 2, то после приведения подобных слагаемых получим
{2;-6}
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.