МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г. Вязьмы Смоленской области
215116, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Докучаева, д. 2 Тел.: директор 8(48131) 6-12-69
Методическая разработка по подготовке к итоговой аттестации по математике для учащихся 11 классов
Сведение логарифмического неравенства с переменным основанием к системе рациональных
неравенств
Малышева Ирина Николаевна
учитель математики высшей категории
2019-2020 уч. г
Сведение логарифмического неравенства с переменным основанием к системе рациональных
неравенств
Пояснительная записка
Цель методической разработки: углубление и расширение знаний по математике, развитие логического мышления и познавательного интереса к предмету.
Основные задачи:
· подготовить учащихся к ЕГЭ;
· подготовить учащихся к поступлению в ВУЗ;
· научить решать нестандартные задачи повышенной сложности;
· расширить представления учащихся о математике как науке.
Актуальность
Задания вида №15 (С3) на ЕГЭ имеют повышенный уровень сложности и в связи с этим они вызывают затруднения у многих учеников. Чаще всего это смешанные системы показательных и логарифмических неравенств. Для решения таких систем необходимо владеть не только методом интервалов, но и многими другими приемами. Это сопряжено с такими техническими сложностями как: громоздкие выкладки, большие затраты времени (примерное время выполнения 30 мин) и поэтому высока вероятность допустить логическую и вычислительную ошибку.
Новизна
В первой части данной методической разработки рассматривается и доказывается теорема, позволяющая свести логарифмическое неравенство с переменным основанием к системе рациональных неравенств. Приведены примеры решения такого неравенства стандартным методом (школьным) и с помощью теоремы.
Во второй части методической разработки подобраны задачи для организации самостоятельной работы, цель которой - закрепление применения теоремы, усовершенствование навыков по решению подобных неравенств и выход на творческий уровень учебной деятельности.
Практическая значимость
Методическая разработка призвана расширить и углубить знания учащихся по предмету, позволяет выйти за пределы обязательных знаний. Методическая разработка может быть использована учителями в рамках отдельного урока при изучении темы «Решение логарифмических неравенств», и как самостоятельная тема в рамках уроков подготовки школьников к ЕГЭ по математике.
Образовательные результаты, формируемые в рамках реализации данной разработки
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для решения логарифмических неравенств с переменным основанием;
· развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложениях в будущей профессиональной деятельности;
· овладение навыками компетентности личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
· формирование навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, умения находить, формулировать и решать проблемы.
I часть
Рассмотрим логарифмическое неравенство вида , где ОДЗ неравенства задается системой
Известен стандартный метод решения такого неравенства: рассмотрение двух случаев на области допустимых значений неравенства.
В первом случае, когда основания логарифмов удовлетворяют условию, знак неравенства изменяется: .
Во втором случае, когда основание удовлетворяет условию , знак неравенства сохраняется: .
При решении мы рассматриваем два случая и потом объединяем ответы.
Вот уже многие годы при подготовке к ЕГЭ (да и на самом ЕГЭ) моих учеников выручает следующая теорема.
Теорема. Логарифмическое неравенство
равносильно следующей системе неравенств:
Доказательство: первые четыре неравенства системы задают множество допустимых значений исходного логарифмического неравенства. Обратим внимание на пятое неравенство системы. Если , то первый множитель этого неравенства будет отрицателен. При делении на него придется изменить знак неравенства на противоположный, тогда получится неравенство . Если же , то первый множитель пятого неравенства положителен, сокращаем на него без изменения знака неравенства, получаем неравенство . Таким образом, пятое неравенство системы включает в себя оба случая предыдущего метода. Терема доказана.
Рассмотрим пример.
Решить неравенство .
Первый способ.
Стандартный метод решения, который предполагает разбор двух случаев на области допустимых значений неравенства.
или
Решаем первую систему:, откуда получаем 2
Решаем вторую систему: , откуда получаем
Объединяя полученные ответы, имеем окончательное решение данного неравенства.
Ответ: 2
Второй способ.
Применение теоремы.
Решив которую, получим 2
Ответ: 2
Итак, применение этой теоремы позволяет существенно упростить решение логарифмического неравенства с переменным основанием и сэкономить время на экзамене.
II часть
Задачи для самостоятельного решения
1.Решить неравенства «методом рационализации»
1. Ответ:
2. Ответ:
3. Ответ:
4. Ответ:
5. Ответ:
2. Решить системы неравенств
1. Ответ: .
2. Ответ:
3. Ответ:
4. Ответ: Реальный вариант ЕГЭ 2013
5. Ответ: Реальный вариант ЕГЭ 2013
6. Ответ: (4; 5).Резервный день 19.06.2013.
7. Ответ: Демоверсия 2014.
Источники
1. Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / Мордкович А.Г., Семенов П.В. - Изд.: Мнемозина, 2010, 287 стр.
2. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А. Г. Мордкович, Денищева Л.О., Звавич Л.И. и др. под ред. А. Г. Мордковича. — 3-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2010. — 264 с. : ил.
3. Колесникова С.И. Решение сложных задач ЕГЭ по математике.9-11 классы. - М.:ВАКО, 2013. – 288 с.- (Мастерская учителя математики).
4. Методический журнал «Математика» №11 2013г.
5. Математика. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012-2014г. по математике. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В.
6. Обучающая система Дмитрия Гущина «РЕШУ ЕГЭ»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.