Методическая разработка системы уроков по технологии
Раздел: «Рукоделие. Лоскутная пластика»
5 класс
Аннотация
Лоскутное шитьё – одно из видов традиционного народного творчества. Данная разработка является начальным этапом для овладения навыками выполнения лоскутной мозаики, кроме того имеет познавательный материал, физкультминутку, расширит кругозор учащихся, приобщит их к русской культуре и, благодаря поэтапной инструкции, научит выполнять изделия в данной технике. Вводное занятие по теме: «Лоскутное шитьё» предполагает использование большого количества наглядного материала, который целесообразнее преподнести с использованием мультимедийной техники. Эффективность усвоения учебного материала повышается за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов. Динамические модели построения узоров способствуют развитию наглядно-образного мышления. Рекомендуется для 5 класса.
Пояснительная записка
Данная разработка посвящена методике дифференцированного обучения на уроках технологии в разделе «Рукоделие. Лоскутная пластика» в 5 классе. На этот раздел отводится 6 часов. Эта разработка призвана оказать помощь учителям технологии при подготовке к урокам.
Цель этого раздела: ознакомление учащихся с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья.
Задачи раздела: показать учащимся возможность использования различных приёмов работы с материалами, применяемыми в лоскутной пластике; формировать навыки работы в технике лоскутная пластика; воспитывать аккуратность, внимательность, культуру поведения, соблюдать технику безопасности при работе.
Уроки технологии проводятся сдвоенные: 2 урока по 40 минут
Теоретическая часть
Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». В последнее время технология дифференцированного обучения широко применяется на уроках.
Дифференциация осуществляется посредством:
-вариативности темпа изучения материала;
-дифференциации учебных заданий;
-выбора различных видов деятельности;
-определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Цели, которых можно достичь в ходе дифференцированного обучения в школе:
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
Для осуществления дифференцированного обучения необходимо:
Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при
этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации
образовательного процесса.
Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках
"Технологии" позволило мне решить основные задачи образования:
выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического
образования, развить интерес учащихся к учебе.
Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их
индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю
детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3
группа (В) – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения
предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся.
Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик
может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую
ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе использую карточки различной степени
сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто
использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды
различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание
одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации,
указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы –
некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная
инструкция выполнения задания.
Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп Б и В,
сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания
учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу
(элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для
сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов
детей.
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными
заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на
них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы
известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными.
Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений.
Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы
нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они
готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети
группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для
объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых
слов.
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для
детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей
групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми
детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при
закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество
заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное.
Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более
подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует
развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по
прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на
заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.
Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А
или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал
проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет,
затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и
поправляет.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач
для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую
взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием
слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.
4. Домашнее задание:
Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять
дополнительные задания творческого характера, провести небольшие исследования,
наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с
дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю
выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем
материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям
групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили
родители.
Применение в своей работе с учащимися дифференцированного
подхода на уроках "Технологии" позволило мне разнообразить формы и
методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное,
повысить качество технологического образования школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.