Методическая разработка "Специфика преподавания изобразительного искусства для детей с нарушениями зрения
Оценка 4.6

Методическая разработка "Специфика преподавания изобразительного искусства для детей с нарушениями зрения

Оценка 4.6
Особые потребности
doc
преподавание
5 кл
15.05.2020
Методическая разработка "Специфика преподавания изобразительного искусства для детей с нарушениями зрения
В данной разработке раскрыты основные особенности работы с детьми, имеющими зрительные нарушения. Это и выбор наглядного и изобразительного материла, приемы работы, специфика работы с данной категорией детей. Материал может использоваться в качестве методического пособия.
специфика преподавания изобразительного искусства для детей с нарушениями зрения.doc

МКОУ «Специальная школа №106»

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Специфика преподавания

 изобразительного искусства

для детей с нарушениями зрения»

 

 

 

 

 

 

                       Подготовила:

                                                                               Быковская И.В.,

                                                                               учитель технологии и ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецкий городской округ, 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

 

1.Особенности протекания психофизических процессов  в изобразительной деятельности слепых и    слабовидящих

детей.

 

2.Применение вспомогательных средств на уроках изобразительного искусства.

 

3. Изобразительная деятельность, как средство коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

4Методика обучения тематическому рисованию детей с дефектами зрения.

Заключение.

.Литература.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

   Введение.

 

  Внутренний мир ребенка с нарушением зрения очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, почувствовать многообразие окружающего мира? Средством, способным решить эту задачу, является искусство.

  Развитие  эстетически-творческих способностей детей с нарушениями зрения, весьма значимо для их социальной адаптации и интеграции, так как занятия различными видами эстетической творческой деятельности позволяют раскрыть возможности личности и успешнее вести реабилитацию слепых и слабовидящих детей.

 Доказано, что большую часть информации человек получает через зрение. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы. В коррекционной школе изобразительное искусство — одно из важных средств компенсации нарушенного зрения.

Одно из ведущих мест в системе коррекционного воздействия  на ребенка с нарушениями зрения занимает изобразительной деятельность

В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус;   изобразительная деятельность позволяет без слов выразить свои мысли.


         1. Особенности протекания психофизических процессов  в изобразительной деятельности слепых и    слабовидящих детей.

Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии.

   У слабовидящих детей доминирующим является зрительно- -слуховой  и двигательный тип восприятия. При значительном снижении остроты зрения и при полной слепоте ведущим становится осязательный тип восприятия. При низкой остроте зрения страдает целостное и одновременное восприятие действительности, отмечается замедленность процессов восприятия, фрагментарность, схематизм, в результате чего страдает наблюдательность. Это сказывается на формировании целостного образа. При глубоком нарушении зрения возникают трудности узнавания предметов и изображений.

      Ребенок с нормальным зрением сначала выделяет общую форму предмета, затем характерные отличительные признаки. После этого происходит синтез основной формы и особых признаков. У слабовидящих детей в основе восприятия лежат те же механизмы. Но наблюдаются и особенности:
       - простые признаки выделяются довольно легко, а сложные с трудом,

  -замедленность восприятия;
        - сложившийся образ в памяти при неполноценном зрительном анализе и синтезе не устойчив и быстро распознается;

  - при воссоздании образа возникает много искажений.
        На адекватность восприятия влияют его условия. Слабовидящие дети лучше воспринимают цветное изображение, чем черно-белое, лучше контурное, чем силуэтное. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций, затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов

Большие трудности возникают при узнавании предметов и изображений у детей с атрофией зрительного нерва, с осложненной формой близорукости. Огромное значение при восприятии изображения для детей с нарушением зрения имеет словесное описание. Описывать воспринимаемый предмет необходимо самому ребенку. Это способствует совершенствованию связной речи. Словесное описание ведется и учителем (ярко, эмоционально, образно).
      На основе восприятия формируются представления о процессах, явлениях, отражающих окружающую действительность.
          Свои впечатления, полученные в жизни, ребенок передает в изобразительной деятельности. Без ясных, четких представлений создать рисунок невозможно. Кроме того, при создании рисунка ребенок уточняет, комбинирует свои представления.
Нарушение зрения оказывает негативное влияние на ощущение, восприятие. Это проявляется в схематизме, фрагментарности, отрывистости. Представления детей отличаются обеднелостью, нечеткостью.

       Представления слепых детей зависят от времени, характера и степени поражения зрения. Для совершенствования представлений детей с  нарушениями зрения проводится целенаправленная коррекционно - педагогическая работа, в процессе которой используются приемы развития зрительного, тактильного, слухового восприятия, образной речи и восходящего воображения. Проводится работа по формированию и развитию пространственных представлений слепых и слабовидящих.
           Посредством изобразительной деятельности происходит постепенное накопление знаний о предметах, явлениях окружающего. На основе этих знаний, их сопоставления, на основе обобщений, ребенок учится видеть многообразие мира, взаимоотношения, взаимозависимости, что оказывает положительное влияние на развитие умственных способностей ребенка.
           На урока ИЗО развивается и творческий потенциал ребенка. У детей с нарушением зрения творческий потенциал имеет свои особенности:
            -репродуктивный характер творческих заданий;
            -отставание по степени оригинальности слабовидящих школьников от нормально видящих школьников;
            -низкий уровень использования реальных объектов;
           -отсутствие многообразия изобразительных техник;
           -отсутствие четких представлений о предмете и его отличительных признаках, являющихся в большинстве случаев характеристикой данных объектов;

  -трудности композиционного решения изображения в плоскости;
         - трудности владения изобразительными предметами;

 

На урок изобразительного искусства приходят дети, имеющие различную зрительную патологию, индивидуальное чувство восприятия.

Учителем проводится цветодиагностика, помогающая реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Проводится наблюдение за тем, какие цвета использует ребенок в своих работах, тестирование  на  цветовосприятие.

Полученная информация анализируется  и учитывается  при проведении уроков.

Творчество – результат внимания, мышления. Умения анализировать. У детей с нарушением зрения эти качества развиты значительно хуже. У слабовидящих детей часто очень низкий уровень изобразительной деятельности, к ним надо относится с пониманием и одобрением.

      

2. Применение вспомогательных средств на уроках

изобразительного искусства.

 

        Обучение детей  с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета специфических трудностей овладения навыками в условиях зрительной патологии не всегда обеспечивает детям успешность в развитии анализирующего восприятия, преодолении недостаточности предметно- практической деятельности, развитии способностей к рисованию.

Неуверенность в умении рисовать приводит к тому, что дети часто отказываются от рисования. Все это указывает на необходимость использовать специальные средства формирования изобразительных навыков у детей с нарушением зрения.

Используемый на уроках дидактический материал позволяет учить школьников понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и явлений окружающего мира. Дети овладевают формообразующими движениями, тренируются в раскрашивании, штриховке изображений, построении композиции сюжетного рисунка.

Применение вспомогательных средств: рисование по  шаблонам, трафаретам, обводка изображений по контуру и силуэту, работа на фланелеграфе, раскрашивание в трафарете, способствуют преодолению трудностей овладения приемами и способами изображения и коррекции зрительных образов предметов.

  Срисовывание по трафарету, обводка по контуру и силуэту используются не постоянно. Все это важно на этапе, когда дети еще слабо владеют изобразительными навыками. По мере овладения навыками изображения дети сами стремятся к самостоятельному рисованию.

Применение готовых шаблонов различных предметов дает возможность работать над композицией рисунка и воспроизводить перспективное расположение объектов в пространстве.

3.Изобразительная деятельность, как средство коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

 

  Приступая к обучению детей с нарушением зрения надо знать, что они не умеют пользоваться свом неполноценным зрением. Поэтому для успешного овладения изобразительными навыками используются специфические приемы и методы, определяется доступная тематика занятий в соответствии с возможностями детей.

          Уроки изобразительного искусства  в   школе для слепых и слабовидящих детей требуют продуманного выбора материалов, при этом учитываются психофизические возможности детей, их цветовосприятие.
          Следует рационально использовать наглядные пособия, не допускать копирование предложенных образов, показать возможность композиционных решений, организовывать посещение музеев и выставок, устраивать выставки детского творчества. Большую помощь здесь может оказать кропотливое постоянное изучение многообразия форм окружающего, назначение этих форм. Используется наглядность, игровые приемы, музыкальное сопровождение, устное творчество.

        Обязательно знакомство с разнообразными техниками – традиционными (акварель, гуашь, цветной картон, фломастеры…) и нетрадиционными (рисование пальцами, ладонями, кляскография). Важна фактура, цвет материала и техника исполнения, наиболее подходящая для данного урока. Зная возможности каждого ребенка, иногда кому - то дается иной материал, отличный от того, каким работает класс. Разнообразие материалов играет большую роль в творческом порыве детей. При этом не надо ограничивать ребенка при выполнении задания одной техникой. Лучше позволить самостоятельно выбрать технику. В результате ребенок не будет ограничен в своих возможностях и проявит творческий потенциал.

             Важно помнить, не каждое произведение живописи, декоративно-прикладного творчества, скульптуры доступно слепому и слабовидящему ребенку. Поэтому к произведениям, отобранным для проведения занятий, предъявляются определенные требования.

            Рисунок должен отчетливо, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки предмета – форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы по тем или иным признакам учащиеся поняли, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного, (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

        Очень полезно практиковать повторное рассмотрение картин, знакомое произведение вызывает оживление высказывания. Дети обязательно отмечают те детали, которые не заметны в первый раз.

При обучении рисованию особое значение приобретает работа по формированию специальных  приемов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучении его качеств и свойств. Самостоятельное вычленение этих свойств и признаков с помощью зрения детям со зрительной патологией не всегда доступно. Восприятие же окружающего мира для его реального отображения требует целенаправленности и осознанности. Для  овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций  в процессе обследования объекта дает полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и т.д. Так формируется способность видеть отдельные свойства в предмете и объединить их в целостный образ.

    Анализируя детские рисунки по представлению и с натуры заметно, что последние информативно точнее и конкретнее передают основные признаки предметов. Это подчеркивает значение наблюдений за предметами в обогащении представлений о предметном мире и развитии способов зрительной ориентации у детей с нарушением зрения.

         Весьма значимо коррекционное значение уроков изобразительного искусства, на которых решается следующие коррекционные задачи:

- коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, уточнения образа предмета;

      - усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;

      - конкретизации и активизация  речи и мышления в прцессе восприятия и отображения;

       -  преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью.

 

Перед учителем стоит задача с помощью рисунка, лепки, моделей, муляжей, скульптур и т.п. познакомить обучающихся с многообразием окружающего мира. Они учатся понимать красоту простых геометрических форм, сложных объектов, их положение в пространстве Приятны для осязательного восприятия шар, куб и другие геометрические тела.

Особенно нравятся детям объекты с гладкой, ровной, хорошо обработанной, отшлифованной поверхностью из стекла, металла, пластика, керамики, дерева.         Вызывают приятные ощущения тепла, мягкости, пушистости игрушки и предметы из меха, велюра, шерсти, пуха, пера. Часто учителю приходится формировать образ предмета, давать представление о его конструкции, декоративной привлекательности, исключая зрительное восприятие обучающихся.

Для познания многочисленных предметов и явлений природы, вещей, созданных руками человека, необходимо, прежде всего, выработать опорные представления, которые потом послужат основой для понимания аналогичных объектов.

Опорные представления о птицах, зверях учащиеся получают с помощью чучел, моделей, рисунков. После того, как правильные представления о животных сформированы, можно знакомить учащихся со стилизованными изображениями, которые часто встречаются в игрушках, в скульптуре малых форм. изображения. Обобщенность формы и декоративность обработки широко используется в произведениях народных промыслов.

Изучая игрушки Каргополя, Вятки, Дымково, обучающиеся подражают им, копируют и стараются сделать или нарисовать подобные им, часто в собственной переработке. Декоративное рисование помогает обучающихся выявить сходства и различия между реальными и декоративными формами, понимать особенности композиционного построения изображений.

Для понимания языка изобразительного искусства, выработки умения чувствовать красоту форм и очертаний предметов, их декоративную обработку обучающиеся младших классов учатся воспроизводить в рельефном рисунке различные типы линий: прямые, наклонные, дугообразные, зубчатые, волнистые, спиральные, петлевые и т.п. Из элементов этих линий строятся линейные и геометрические орнаменты в полоске, в круге и в других геометрических фигурах. Выполняются узоры с применением листьев и цветов разной формы. Обучающихся знакомятся с характерными русскими орнаментами, их символикой, изучают элементы украшений ваз, тканей, различных предметов, относящихся к культуре других народов. На занятиях по декоративно-прикладному искусству дети учатся самостоятельно расписывать нарисованные рельефные контуры ваз, тарелки, подносы, в стиле Городецкой росписи, Хохломы, Жостовских букетов.

   Для знакомства с цветным исполнением орнаментов для детей с остаточным зрением проводятся беседы о различных цветах и их сочетаниях, показываются таблицы рисунков в цветовом исполнении. Незрячие обучающиеся также интересуются цветом и пытаются представить его себе. Но чаще всего они просто запоминают основные цвета, присущие соответствующим объектам. Например, теплые тона – красный, желтый, оранжевый – это огонь, солнце; холодные тона – синие, фиолетовые, белые – это лед, снег. зубы, молоко – белые; уголь, сажа – черные; вода, небо – синие, голубые; трава, листья – зеленые, хотя при разном освещении и в разное время года они могут быть другого цвета.

В работе над орнаментом, пейзажем, сюжетными рисунками незрячие учащиеся просят разложить цветные карандаши, фломастеры или мелки, пастель в определенном порядке, чтобы можно было правильно отобразить цветом картины природы, красоту узора и т.д.

         Для детей, имеющих возможность рисовать на экране компьютера, проводятся занятия по использованию цвета в изображениях на экране. Выполнение компьютерных рисунков очень нравятся слабовидящим обучающихся, так как цветом можно мгновенно заполнить любое пространство картины, изменить его.

Занятия в области изобразительного искусства – рисование, лепка, чтение рельефных рисунков – помогают проникнуть в суть вещей, почувствовать красоту их форм, строения, пропорций. Очень важна для наших обучающихся лепка, так как в процессе работы они передают объем, движение, повороты, учатся объемному восприятию, развивают фантазию и мелкую моторику.

В средних классах большое внимание уделяется ритму, пропорциям и симметрии окружающего мира. Это можно хорошо проследить на работах, выполненных вырезанием фигур ножницами из сложенной вдвое бумаги. Обучающихся учатся вырезать листья, цветы, вазы разных форм, вырезают архитектурные объекты разных стилей в процессе изучения мировой архитектуры. Вырезание из бумаги позволяет «рисовать» с помощью ножниц, создавать новые варианты растительного и животного мира, придумывать новые очертания построек и их элементов. 

 В процессе обучения обучающиеся знакомятся с понятием перспективы, учатся изображать отдельные предметы и их группы, развивают свои творческие способности.   При обучении рисованию соблюдается постепенный переход от менее сложных изображений плоских предметов к рисованию с натуры объемных предметов. Особое внимание уделяется правильности основных ориентиров (вертикальной и горизонтальной линий).

      В школе для слабовидящих и слепых детей изобразительное искусство - одно из важных средств компенсации нарушенного зрения. На уроках необходимо следить за правильной посадкой детей, положением рук, корпуса, головы.

4. Методика обучения тематическому рисованию детей с  

  нарушениями зрения.

        Обучение тематическому рисованию в школе слепых имеет свои особенности и отличия по сравнению с обучением слабовидящих. Главная особенность – слепые наблюдают объект тактильно.  Незрячие дети изображают предметы по представлению, но очень сложно представить себе предмет, если никогда его не видел. Учитель предлагает на первых уроках выяснить запас графических навыков у учеников.   Тематическое рисование базируется на воспринятых ранее наглядных образах предметов.

        В этом виде деятельности необходим творческий подход, фантазии. Нарушение зрения оказывает негативное влияние на формирование представлений, что выражается в их ограниченном запасе, нечёткости представлений. Всё это обедняет рисунки слабовидящих детей в замысле, композиции, количестве используемых деталей, цветовом решении.

              Рисование на тему, представляет собой изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений. Большое значение имеет содержание тематических рисунков: необходимо уточнять имеющиеся у детей представления о тех или иных предметах или явлениях. После уточнения содержания необходимо выявить представления слабовидящих по предлагаемой теме. Этот этап даёт возможность определить качество, полноту и точность представлений и наметить пути их коррекции различными приёмами и способами.  На следующем этапе, если требуется, следует вести коррекцию неадекватных представлений или формировать их (экскурсии, прослушивание музыкальных произведений…).    Коррекционную работу нужно строить на целенаправленном наблюдении (на уроках рисования с натуры). Уточнению и совершенствованию представлений может содействовать образная речь учителя. В ходе подготовительной работы к тематическому рисованию полезно давать упражнения. Предлагая ребёнку проиллюстрировать литературные тексты, учитель должен убедиться в том, что ребёнок понимает значение каждого слова предлагаемого отрывка. Поэтому перед работой над иллюстрацией необходимо прочитать текст и разъяснить значение каждого неясного слова.

        Для точной передачи описываемых событий необходимо подробно проанализировать отрывок литературного произведения. Кроме того, на коррекцию представлений огромное влияние оказывает правильно выбранная наглядность (иллюстрации различных художников). На коррекцию представлений слабовидящих детей может оказать положительное влияние музыкальное сопровождение уроков. При переходе к самостоятельной работе необходимо выбрать технику исполнения и материал. Обычно предлагаемая тема растягивается на 2 урока. На первом ребёнок придумывает композицию и прорисовывает её, на втором – цветовое решение темы. Задача учителя – оказать индивидуальную помощь в ходе выполнения задания.В тематических рисунках детей с нарушениями зрения наблюдаются характерные особенности: нарушена пропорциональность между изображаемыми предметами, изображение располагается в нижней части листа, размер мелкий, нарушаются конструкция предмета и положение, занимаемое предметом в пространстве (предмет может висеть в воздухе). Цвет обычно отличается повышенной яркостью, что не характерно для предметов окружающего мира.

all-Тематическое рисование является средством развития и совершенствования познавательных процессов, коррекции представлений о предметах окружающего мира, развития творческих способностей, а также совершенствования графических приёмов и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение.

 

В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование  и коррекции представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, а также, совершенствуются графические приёмы и навыки. При определенных условиях обучения  рисование позволяет решить общеобразовательные и коррекционно-воспитательные задачи, обуславливающие всестороннее развитие личности и коррекцию его здоровья.

Конечно, программа по изобразительному искусству осваивается каждым ребенком индивидуально. Имеет значение степень и время потери зрения, сохранность других органов чувств, наличие навыка ориентировки в пространстве, особенности психического и физического развития, характера, наклонностей, интересов. Произведения различных видов искусства, имеющиеся в школе, выставки детских работ - всё это развивает интерес учащихся к изобразительному творчеству, приобщает их к миру прекрасного. 

Участие  слабовидящих детей в  различных конкурсах повышает их самооценку, придает уверенности, а главное, порождает желание рисовать..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 1.Л.И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования  - М: 1991.

2.В.П. Ермаков. Обучение слабовидящих детей изобразительной деятельности. – М: Просвещение 2002.

      3. О.И. Егорова. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в школе для слепых  и слабовидящих детей – М.,

       4.И.Б. Козьмина. Самовыражение через слово и цвет с повязкой на глазах -

       5.Г.И. Иванова. Об эстетическом восприятии незрячими предметов искусства. -

        6. Л.А. Новикова. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга.- М., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МКОУ «Специальная школа №106»

МКОУ «Специальная школа №106»

Содержание: Введение 1

Содержание: Введение 1

Внутренний мир ребенка с нарушением зрения очень сложен

Внутренний мир ребенка с нарушением зрения очень сложен

На адекватность восприятия влияют его условия

На адекватность восприятия влияют его условия

На урок изобразительного искусства приходят дети, имеющие различную зрительную патологию, индивидуальное чувство восприятия

На урок изобразительного искусства приходят дети, имеющие различную зрительную патологию, индивидуальное чувство восприятия

Применение готовых шаблонов различных предметов дает возможность работать над композицией рисунка и воспроизводить перспективное расположение объектов в пространстве

Применение готовых шаблонов различных предметов дает возможность работать над композицией рисунка и воспроизводить перспективное расположение объектов в пространстве

Очень полезно практиковать повторное рассмотрение картин, знакомое произведение вызывает оживление высказывания

Очень полезно практиковать повторное рассмотрение картин, знакомое произведение вызывает оживление высказывания

Для познания многочисленных предметов и явлений природы, вещей, созданных руками человека, необходимо, прежде всего, выработать опорные представления, которые потом послужат основой для понимания аналогичных объектов

Для познания многочисленных предметов и явлений природы, вещей, созданных руками человека, необходимо, прежде всего, выработать опорные представления, которые потом послужат основой для понимания аналогичных объектов

Для детей, имеющих возможность рисовать на экране компьютера, проводятся занятия по использованию цвета в изображениях на экране

Для детей, имеющих возможность рисовать на экране компьютера, проводятся занятия по использованию цвета в изображениях на экране

Рисование на тему, представляет собой изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений

Рисование на тему, представляет собой изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений

Заключение. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование и коррекции представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный…

Заключение. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование и коррекции представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный…

И.Б. Козьмина. Самовыражение через слово и цвет с повязкой на глазах - 5

И.Б. Козьмина. Самовыражение через слово и цвет с повязкой на глазах - 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020