Методическая разработка: «Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе».
Оценка 4.9

Методическая разработка: «Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе».

Оценка 4.9
docx
11.01.2024
Методическая разработка: «Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе».
7. Цели и принципы обучения русскому языку.docx

Методическая разработка: «Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе».

Цель обучения - это ожидаемый конечный образовательный ре­зультат обучения вообще и обучения каждому предмету в частности.

Каждый учебный предмет обладает единством воспитательной, по­знавательной и практической целей.

Воспитательная цель каждого учебного предмета связана в первую очередь с воспитательной ценностью процесса обучения в целом. Это воспитание гражданственности и патриотизма, формирование личности, способной, с одной стороны, к социальной адаптации и взаимодействию в коллективе, с другой — к принятию самостоятельных решений, вос­питание личности думающей, активной, развивающейся, во многом са­моопределяющейся. Русский язык как учебный предмет имеет и специ­фические воспитательные цели — воспитание любви и уважения к род­ному языку и культуре, сознательного отношения к языку как явлению культуры; основному орудию общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание уважительного отноше­ния к другим национальным языкам и культурам, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потреб­ности в речевом самосовершенствовании.

В методике выделяют несколько связанных между собой воспита­тельных направлений: экологическое, нравственное, трудовое, патрио­тическое, лингвоэкологическое, эстетическое.

В рамках экологического направления стоит задача формирования у учащихся сознательного и бережного отношения к окружающему миру, живой и неживой природе. Учащиеся постепенно должны понять гармо­ническое единство всего живого на земле, научиться видеть в природе прекрасное, почувствовать ответственность за нее.

В рамках нравственного направления учащиеся постигают правила общежития, мотивировки выбора решений и поступков, слож­ность и неоднозначность понятий добро и зло, правда и ложь, милосер­дие, нравственный выбор.

Трудовое воспитание предполагает формирование уважитель­ного отношения к любому труду, осознание того, что труд является не только обязанностью, но и потребностью человека, может приносить радость, как любая созидательная деятельность.

Патриотическое воспитание призвано привить любовь к Родине, к ее истории, воспитать чувство причастности к судьбе своей страны.

Направление, условно называемое лингвоэкологиче­ским, ориентировано на воспитание бережного отношения к языку, осознание роли языка в жизни человека и общества, формирование но­сителя языка как сознательной языковой личности.

Эстетическое воспитание формирует у учащихся вкус и язы­ковое чутье, позволяет осознать эстетическую функцию языка и место словесности в ряду других родов искусства (живопись, музыка).

Все эти направления, связанные с формированием полноценной личности, реализуют себя в рамках предмета «Русский язык» в пер­вую очередь через выбор дидактического материала, представленного в учебниках и дополнительных дидактических средствах. Упражнения и особенно связные тексты, используемые на уроках развития речи, преследуют не только образовательные, но и воспитательные цели. Вы­бор текстов не случаен: учитывая возрастные особенности учащихся, они составляют совокупность текстов, связанных содержательно и си­туативно, продолжающих и дополняющих друг друга если не тематиче­ски, то идейно.

Познавательная цель русского языка как учебного предмета состо­ит в приобретении учащимися культуроведческой, языковой и лингвис­тической компетенций. Познавательная ценность предмета «Русский язык» очень велика. Любой предмет, дающий истинное знание, имеет познавательную ценность уже потому, что развивает ум и логику мыс­ли, помогает понять устройство окружающего мира. Для учебного предмета «Русский язык» важно определение связи языка и мышления (то есть раскрытие механизмов, превращающих мысль в слово, язык в речь), понимание исторической изменчивости языка, его социальной роли и дифференциации (по сфере употребления, происхождению, употребительности, стилям), понимание принципов устройства самого языка, то есть языка как системы, в которой все единицы и уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. В процессе обучения учащиеся зна­комятся с основами лингвистики как науки, ее предметом, методами исследования, узнают о крупнейших ученых-лингвистах.

Практическая ценность русского языка выше, чем у других предме­тов, поскольку русский язык является не только объектом изучения, но и средством общения, а также средством обучения всем учебным предметам, поэтому практические цели изучения русского языка чрезвычай­но широки. Это:

  • практические навыки чтения и письма;
  • овладение нормами литературного языка в его письменной и уст­- ной форме;
  • совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений и навыков;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • освоение стилистических ресурсов русского языка;
  • овладение его основными изобразительно-выразительными сред­- ствами;

- овладение русским речевым этикетом;

— совершенствование умения работать с текстом, осуществлять ин­ формационный поиск, извлекать и преобразовывать необходи­- мую информацию.

Данные цели реализуются в процессе формирования и развития ком­муникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культу­роведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми ви­дами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение необходимыми знаниями о языке, его устрой­стве и функционировании, о нормах русского литературного языка, лингвистике как науке; обогащение словарного запаса и грамматиче­ского строя речи; формирование способности к анализу и оценке языко­вых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нор­мами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Соотношение познавательной и практической ценности учебного предмета «русский язык» в учебных заведениях разного типа различно: если в непрофильных общеобразовательных школах обучение русскому языку должно быть направлено в первую очередь на практические цели формирования навыков грамотной письменной и устной речи, то есть на приобретение коммуникативной компетенции, то в профильной гуманитарной и особенно филологической и лингвистической школе Должна быть усилена познавательная ценность русского языка как учебного предмета.


 

Методическая разработка: «Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе»

Методическая разработка: «Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе»

Упражнения и особенно связные тексты, используемые на уроках развития речи, преследуют не только образовательные, но и воспитательные цели

Упражнения и особенно связные тексты, используемые на уроках развития речи, преследуют не только образовательные, но и воспитательные цели

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нор­мами русского речевого этикета, культурой…

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нор­мами русского речевого этикета, культурой…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024