Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»
Методическая разработка
«Уголок безопасности по ПДД»
Авторы:
Крячко Н.А., старший воспитатель;
Прокопьева А.А., воспитатель;
Грогуль С.П., воспитатель.
2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос безопасности детей на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к этой проблеме зачастую приводит к беде.
Несчастные случаи на дороге – одна из причин детского травматизма, который является проблемой не только родителей, но и общества в целом. Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы.
Часто дорожные происшествия происходят по причине неосторожного (невнимательного) поведения детей на улицах. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач.
В нашем ДОУ именно поэтому с самого раннего возраста обязательным является знакомство детей с правилами дорожного движения, безопасным поведением на улицах, дорогах, в транспорте, которое осуществляется с помощью уголка безопасности по ПДД.
При создании и функционировании уголка безопасности по ПДД ставим перед собой главную цель - систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Общие задачи по ПДД:
- привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах;
- научить видеть и осознавать опасность на дороге и возможность ее избежать;
- сформировать безопасную модель поведения.
Обучающие задачи:
- познакомить детей с объездной дорогой (КАД);
- закрепить знания детей о сигналах светофора;
- продолжать знакомить детей с понятием «Перекресток»;
- продолжать знакомить с понятием «жилая зона», «пешеходный переход»;
- расширить представление детей о дорогах специального назначения (для велосипедистов, для пешеходов);
- закрепить умение различать и понимать значение дорожных знаков;
- расширить знания детей о дорожных знаках, их подразделения на категории (информационно-указательные, запрещающие, разрешающие, предупреждающие и т.д.);
- использование дидактического и игрового материала по ПДД в разных видах деятельности (рисовании, сюжетно-ролевых играх, конструировании);
- закреплять знания детей о ПДД с помощью дидактических игр («Умный светофор», домино «Дорожные знаки», разрезные картинки «Опасность на дорогах», викторина «Правила дорожного движения» );
Развивающие задачи:
- развивать умение правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении;
- развивать внимательность, наблюдательность при выполнении заданий.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей необходимость следовать правилам дорожного движения;
- формировать у детей навыки осторожного поведения на улице;
- воспитывать культуру безопасного поведения на улице и в транспорте.
Новые подходы к организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма отражаются в уголке безопасности по ПДД, такие как консультационно-информационные материалы для родителей и детей, которые периодически обновляются. Проводятся обучающие занятия, мастер-классы с привлечением родителей, работающих в ГИБДД. Профилактические короткометражные мультфильмы по данной тематике позволяют нашим воспитанникам погрузится в разные дорожные ситуации и лучше запомнить правила.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание наполнения уголка безопасности по правилам дорожного движения
Уголок безопасности по ПДД, о котором идет речь, размещен в подготовительной группе «Звездочки»
Уголок безопасности включает:
- макеты уголка безопасности по ПДД;
- комплект дорожных знаков;
- наборы магнитных конструкторов;
- картотека дидактических игр;
- картотека подвижных игр;
- специализированная атрибутика для сюжетно-ролевых игр;
- плакаты по ПДД, по безопасному поведению на дороге;
- детская художественная литература по ПДД;
-папки-передвижки: консультационно-информационный материал для родителей и детей.
Заинтересованность детей в обучении ПДД – ключ к их безопасности на проезжей части в будущем. Поэтому для поддержания внимания и хорошего запоминания информации необходим игровой подход, особенно в дошкольный период.
Важным условием выполнения данной задачи является создание уголков дорожного движения.
Уголок по ПДД считается одним из важных атрибутов, который необходимо использовать при работе с дошкольниками.
Уголок ПДД в детском саду помогает создать развлекательную и одновременно познавательную обстановку. Его функция заключается в объяснении в игровой форме правил поведения на проезжей, пешеходной части и железнодорожных путях.
Макеты помогают детям практическим путем в процессе игровой деятельности познакомиться с различными дорожными ситуациями. Дошкольники еще не являются самостоятельными участниками дорожного движения, решение ситуаций от лица игровых персонажей поможет закрепить освоенные в теории правила дорожного движения.
Дорожные знаки — одно из наиболее эффективных средств регулирования движения. Их назначение — ориентировать в окружающей местности, указывать направление движения, сообщать допустимую скорость, обозначать кривые в плане малого радиуса, крутые подъемы и спуски, сообщать о различных препятствиях. В целом дорожные знаки служат для облегчения движения транспортных средств и повышения уровня безопасности движения.
Комплект тематических магнитных дорожных знаков предназначен для моделирования на магнитной доске различных дорожных ситуаций с учетом значений дорожных знаков.
Возможность смоделировать опасную ситуацию, в которой дети должны находить правильный выход. Различные стенды по правилам дорожного движения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, и специализированная атрибутика – все это помогает создать более наглядный пример по преодолению опасных ситуаций на дороге. Дети учатся избегать, не допускать ошибок, четко следовать правилам дорожного движения.
Атрибуты к сюжетно – ролевым играм: жезл, флажки, пешеходный переход, руль, «зебра»; крупные макеты дорожных знаков; накидки тканевые на стулья виде автомобилей, скорая помощь, пожарная машина, автобус, военный автомобиль; макет заправочной станции, почты, аптеки.
Настольные коврики «Дорога» с изображением перекрестка.
Сюжетные картинки. Разрезные картинки
Для решения главной цели и поставленных задач, педагоги используют игровую технологию.
Игровая технология это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
- Совместная игровая деятельность.
С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.
- Подвижные игры.
Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения.
- Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил.
- Сюжетно — ролевые игры.
- Художественная деятельность (рисунки, поделки).
- Занятия по ПДД (НОД).
Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения: познавательные занятия; чтение художественной литературы, беседы; целевые прогулки и экскурсии; сюжетно–ролевые, дидактические игры; праздники и развлечения; встречи с сотрудниками ГИБДД, СОШ; создание атрибутики к играм; организация творческих выставок.
Дети с помощью воспитателя создали свою настольную книгу-игру.
Родитель главный воспитатель. Дети учатся, прежде всего, на примере. Потому в нашем уголке много материала для родителей. Он периодически пополняется. Консультации для родителей: папки – передвижки: «Безопасность ребёнка на улице», «Рекомендации для родителей «Обучение детей ПДД»; «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости», «Правила дорожного движения для дошкольников», «Поведение на дороге», «Как научить ребёнка не попадать в типичные дорожные ловушки», памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ «Безопасность на дороге» И.Ю. Бордачёва.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уголок безопасности по ПДД имеет большую практическую значимость в дошкольном образовании, так как создан для профилактики ДДТТ и в целях пропаганды безопасности дорожного движения.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из ключевых направлений деятельности каждого дошкольного учреждения. Об эффективности нашей работы можно судить по созданной в детском саду развивающей среде в рамках данной тематики. Особое значение для нас - оформление в детском саду оформление консультационно-информационного материала представленного в папках-передвижках для родителей и детей.
Уголок безопасности дорожного движения в нашем ДОУ представляет собой выставочные стенды, на которых расположены необходимые информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие и наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения.
Материалы, подбираемые для «уголка безопасности по ПДД», периодически обновляются в целях привлечения внимания дошкольников и их родителей.
Владение знаниями правил дорожного движения - залог безопасности на дорогах.
При организации предметно-развивающей среды в нашей группе мы стараемся учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникационные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.
На этом работа по созданию уголка ПДД не закончена. Она будет продолжаться и дальше. Мы считаем, что уголок должен не только пополняться, а также изменяться, чтобы интерес и желание детей играть в нем не пропадали.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
2. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.
5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольника. Для занятий с детьми 2–7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
6. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице «Детство-пресс», 2008.
7. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010 – 64с.
8. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.
9. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009 – 208с.
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.