Методическая разработка «Уголок безопасности по ПДД»

  • Документация
  • docx
  • 12.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопрос безопасности детей на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к этой проблеме зачастую приводит к беде. Несчастные случаи на дороге – одна из причин детского травматизма, который является проблемой не только родителей, но и общества в целом. Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Часто дорожные происшествия происходят по причине неосторожного (невнимательного) поведения детей на улицах. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. В нашем ДОУ именно поэтому с самого раннего возраста обязательным является знакомство детей с правилами дорожного движения, безопасным поведением на улицах, дорогах, в транспорте, которое осуществляется с помощью уголка безопасности по ПДД.
Иконка файла материала Методическая разработка УГОЛОК ПО ПДД.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Уголок безопасности по ПДД»

 

 

 

 

Конкурс "Мы за безопасность на дороге" | «Корабль Знаний»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Авторы:

                                                                    Крячко Н.А., старший воспитатель;

                                                                    Прокопьева А.А., воспитатель;

                                                                    Грогуль С.П., воспитатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос безопасности детей на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к этой проблеме зачастую приводит к беде.

Несчастные случаи на дороге – одна из причин детского травматизма, который является проблемой не только родителей, но и общества в целом. Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы.

 Часто дорожные происшествия происходят по причине неосторожного (невнимательного) поведения детей на улицах. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач.

В нашем ДОУ именно поэтому с самого раннего возраста обязательным является знакомство детей с правилами дорожного движения, безопасным поведением на улицах, дорогах, в транспорте, которое осуществляется с помощью уголка безопасности по ПДД.

 При создании и функционировании уголка безопасности по ПДД ставим перед собой главную цель - систематизировать знания детей  о правилах дорожного движения, формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.

Общие задачи по ПДД:

- привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах;

- научить видеть и осознавать опасность на дороге и возможность ее избежать;

- сформировать безопасную модель поведения.

 Обучающие задачи:

- познакомить детей с объездной дорогой (КАД);

- закрепить знания детей о сигналах светофора;

- продолжать знакомить детей с понятием «Перекресток»;

- продолжать знакомить с понятием «жилая зона», «пешеходный переход»;

- расширить представление детей о дорогах специального назначения (для велосипедистов, для пешеходов);

- закрепить умение различать и понимать значение дорожных знаков;

- расширить знания детей о дорожных знаках, их подразделения на категории (информационно-указательные, запрещающие, разрешающие, предупреждающие  и т.д.);

- использование дидактического  и игрового материала по ПДД в разных видах деятельности (рисовании, сюжетно-ролевых играх, конструировании);

- закреплять знания детей о ПДД  с помощью дидактических игр («Умный светофор», домино «Дорожные знаки», разрезные картинки «Опасность на дорогах», викторина «Правила дорожного движения» );

  Развивающие задачи:

- развивать умение правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении;

- развивать внимательность, наблюдательность при выполнении заданий.

 Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей необходимость следовать правилам дорожного движения;

- формировать у детей навыки осторожного поведения на улице;

- воспитывать культуру безопасного поведения  на улице и в транспорте.

Новые подходы к организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма отражаются в уголке безопасности по ПДД, такие как консультационно-информационные материалы для родителей и детей, которые периодически обновляются. Проводятся обучающие занятия, мастер-классы с привлечением родителей, работающих в ГИБДД. Профилактические короткометражные мультфильмы по данной тематике позволяют нашим воспитанникам погрузится в разные дорожные ситуации и лучше запомнить правила.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Описание наполнения уголка безопасности по правилам дорожного движения

 

Уголок безопасности по ПДД, о котором идет речь, размещен в подготовительной группе «Звездочки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголок безопасности   включает:

- макеты уголка безопасности по ПДД;

- комплект дорожных знаков;

- наборы магнитных конструкторов;

- картотека дидактических игр;

- картотека подвижных игр;

- специализированная атрибутика для сюжетно-ролевых игр;

-  плакаты по ПДД, по безопасному поведению на дороге;

- детская художественная литература по ПДД;

-папки-передвижки: консультационно-информационный материал для родителей и детей.

Заинтересованность детей в обучении ПДД – ключ к их безопасности на проезжей части в будущем. Поэтому для поддержания внимания и хорошего запоминания информации необходим игровой подход, особенно в дошкольный период.

Важным условием выполнения данной задачи является создание уголков дорожного движения.

Уголок  по ПДД считается одним из важных атрибутов, который необходимо использовать при работе с дошкольниками.

Уголок ПДД в детском саду помогает  создать развлекательную и одновременно познавательную обстановку. Его функция заключается в объяснении в игровой форме правил поведения на проезжей, пешеходной части и железнодорожных путях.

Макеты помогают детям практическим путем в процессе игровой деятельности познакомиться с различными дорожными ситуациями. Дошкольники еще не являются самостоятельными участниками дорожного движения, решение ситуаций от лица игровых персонажей поможет закрепить освоенные в теории правила дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорожные знаки — одно из наиболее эффективных средств регулирования движения. Их назначение — ориентировать в окружающей местности, указывать направление движения, сообщать допустимую скорость, обозначать кривые в плане малого радиуса, крутые подъемы и спуски, сообщать о различных препятствиях. В целом дорожные знаки служат для облегчения движения транспортных средств и повышения уровня безопасности движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплект тематических магнитных дорожных знаков предназначен для моделирования на магнитной доске различных дорожных ситуаций с учетом значений дорожных знаков.

 

https://avto-delo.org.ua/img/catalog/c105.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможность смоделировать опасную ситуацию, в которой дети должны находить правильный выход.  Различные стенды по правилам дорожного движения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, и специализированная атрибутика – все это помогает создать более наглядный пример по преодолению опасных ситуаций на дороге.  Дети  учатся избегать, не допускать ошибок, четко следовать правилам дорожного движения.

 

IMG_3129

 

Атрибуты к сюжетно – ролевым играм: жезл, флажки, пешеходный переход, руль, «зебра»; крупные макеты дорожных знаков; накидки тканевые на стулья виде автомобилей, скорая помощь, пожарная машина, автобус, военный автомобиль; макет заправочной станции, почты, аптеки.

IMG_20231108_165350IMG_20230918_091858IMG_20231108_172642_1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настольные коврики «Дорога» с изображением перекрестка.

 

 

 

 

 

IMG_20231108_172642_1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG_20231108_171456    IMG_20231108_171328

 

Сюжетные картинки. Разрезные картинки

 

IMG_20231108_171834_1

 

Для решения главной цели и поставленных задач, педагоги используют  игровую технологию.

Игровая технология это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

- Совместная игровая деятельность.

 С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

- Подвижные игры.

Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения.

- Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил.

- Сюжетно — ролевые игры.

- Художественная  деятельность (рисунки, поделки).

- Занятия по ПДД (НОД).

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения: познавательные занятия; чтение художественной литературы, беседы; целевые прогулки и экскурсии; сюжетно–ролевые, дидактические игры; праздники и развлечения; встречи с сотрудниками ГИБДД, СОШ; создание атрибутики к играм; организация творческих выставок.

Дети с помощью воспитателя создали свою настольную книгу-игру.

IMG_20220916_154538IMG-9db33c66c3285baa42d904adc6c53723-V    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родитель главный воспитатель. Дети учатся, прежде всего, на примере. Потому в нашем уголке много материала для родителей. Он периодически пополняется. Консультации для родителей: папки – передвижки: «Безопасность ребёнка на улице», «Рекомендации для родителей «Обучение детей ПДД»; «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости», «Правила дорожного движения для дошкольников», «Поведение на дороге», «Как научить ребёнка не попадать в типичные дорожные ловушки», памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ «Безопасность на дороге» И.Ю. Бордачёва.

 

IMG_3186

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG_3188

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG_20231108_183651IMG_20231108_172314_1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уголок безопасности по ПДД имеет большую практическую значимость в дошкольном образовании, так как создан для профилактики ДДТТ и в целях пропаганды безопасности дорожного движения.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из ключевых направлений деятельности каждого дошкольного учреждения. Об эффективности нашей работы можно судить по созданной в детском саду развивающей среде в рамках данной тематики. Особое значение для нас - оформление в детском саду оформление консультационно-информационного материала представленного в папках-передвижках для родителей и детей.

Уголок безопасности дорожного движения в нашем ДОУ представляет собой выставочные стенды, на которых расположены необходимые информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие и наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения.

Материалы, подбираемые для «уголка безопасности по ПДД», периодически обновляются в целях привлечения внимания дошкольников и их родителей.

Владение знаниями правил дорожного движения - залог безопасности на дорогах.        

    При организации предметно-развивающей среды в нашей группе мы стараемся учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникационные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.

    На этом работа по созданию уголка ПДД не закончена. Она будет продолжаться и дальше. Мы считаем, что уголок должен не только пополняться, а также изменяться,  чтобы интерес и желание детей играть в нем не пропадали.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.

2.      Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

3.      Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.

4.      Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.

5.      Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольника. Для занятий с детьми 2–7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

6.      Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице «Детство-пресс», 2008.

7.      Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?»  Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010 – 64с.

8.      Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

9.      Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009 – 208с.


 

10.