Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ШҚО Білім басқармасы
Управление образования ВКО
«Шығыс Қазақстан технология колледжі» КМҚК
КГКП «Восточно-Казахстанский технологический колледж»
Утверждаю
Методист
_____________ Бекбаева К.Ж
« ____» _____________20___г.
Разработка
открытого урока по математике
«Ох, уж эта экспонента»
(«Показательная функция, ее график и свойства»)
Преподаватель
Васильева Г.П.
2020
Методическая разработка
открытого урока по математике «Показательная функция, ее свойства и график»
подготовила преподаватель Васильева Г.П.
Пояснительная записка
Тема «Показательная функция» - это классическая тема курса алгебры и начал анализа. Изучение показательной функции предоставляет большие возможности обогатить знания учащихся о функциях вообще, о способах их задания, о связи способа задания функции с ее свойствами. На примере показательной функции можно развить представления о функциях как о модели процессов и закономерных связей явлений.
Тема «Показательная функция» тесно связана с темами «Степени с различными показателями», «Степенная функция», как бы обобщает предметное содержание понятия степень и в тоже время является ступенькой перехода к теме «Логарифмы»
Основная дидактическая единица данной темы -определение показательной функции, которое формулируется на основе имеющихся у учащихся знаний о понятии степени. Обоснование свойства монотонности (возрастание, убывание) также дается на основе ранее изученного материала и иллюстрируется с использованием частных примеров.
Знания определения и свойств показательной функции будут применены при решении показательных уравнений и неравенств.
Представленный урок – это урок изучения новой темы, на котором в ходе фронтальной работы, учащиеся формулируют определение показательной функции, а затем, выполняя практическую работу в парах (или группах), исследуют функцию, предварительно построив график. Для построения графиков функции предлагается использование программы Excel и графического редактора Desmos Можно использовать любую другую программу для построения графиков, например, Advanced Grapher, а так же построить графики в тетрадях, но построение «вручную» занимает больше времени.
На уроке будет использованы элементы технологий проблемного, адаптивного и витагенного обучения, КСО и обучения в сотрудничестве – коллективный разбор задач, совместное выполнение практической работы (в группах). При выполнении практического построения графиков использована уровневая дифференциация. Проведение паузы-релаксации реализует применение здоровьесберегающих технологий.
Формулирование темы занятия предполагается осуществить через побуждающий от проблемной ситуации диалог. Для поддержания внимания использован прием «отсроченная отгадка» и связь с современностью.
Для развития самостоятельности, логического мышления студентов предлагаются проблемно-поисковые ситуации, выполнение нестандартных заданий.
В целях демонстрации связей математики с другими предметами, на уроке будет показано, что само понятие показательной функции и, вытекающее из него, понятие экспоненциальной функции имеют большое практическое приложение, так как описывают законы природы, техники и общества. И это дает возможность формирования у учащихся целостной картины окружающего мира и развития познавательного интереса к математике как науке.
С целью формирования у учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры, использованы исторические сведения о числе е и высказывания ученых о значении математики и, в частности, показательных функций в исследованиях окружающего мира.
Для проведения контроля уровня понимания изучаемого материала используется техника «Кубик Блюма». Формативное оценивание реализовано в виде выполнения заданий по образцу и тестирования с самооценкой.
Ход урока сопровождается демонстрацией мультимедийной презентацией, что дает возможность наглядно представить материал по теме, оперативно предъявлять задания, корректировать результаты их выполнения и обеспечивает визуальный контроль результатов. Яркое представление материала рассчитано на удержание внимания учащихся при изучении темы, анимационные эффекты помогают более понятно продемонстрировать решения задач. Для более быстрого запоминания понятий, свойств и особенностей решения используется выделение цветом.
Раздел долгосрочного плана: |
Восточно-Казахстанский технологический колледж |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Раздел 5 Степени и корни. Степенная функция |
||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: Васильева Галина Павловна |
||||||||||||||||||||||||||||||
Курс 1 |
13 ОП, 11 СШП Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: |
Показательная функция , ее свойства и график |
||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
· По основной дидактической цели: урок изучения нового материала · По основному способу проведения: беседа в сочетании с исследовательской и практической деятельностью учащихся · По основным этапам учебного процесса: комбинированный урок (первичное ознакомление с материалом, образование понятий, установление связей и закономерностей, применение полученных знаний на практике) |
||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы: |
фронтальная, групповая, индивидуальная |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на программу) |
11.3.1.11 - знать определение показательной функции и строить ее график; 11.3.1.12 - знать свойства показательной функции в зависимости от основания; |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Знает: · определение и свойства показательной функции; · алгоритм построения графика показательной функции; Умеет: · находить области определения и значений функции, · строить по точкам графики показательных функций, · строить эскиз графика показательной функции у=ax в зависимости от значения основания a. · сравнивать числа с применением свойств показательной функции · применять свойство возрастания/убывания при решении задач |
||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Предметная лексика и терминология: показательная функция; показатель степени, основание • график показательной функции, возрастание/убывание функции, область определения, область значений Серия полезных фраз для диалога/письма: ... функция возрастает (убывает), так как основание ….., воспользуемся свойством функции…, график функции стремится …., сравним основания….. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
На уроке межпредметная связь будет осуществляться через демонстрацию того, как используется показательная функция в различных предметных областях знаний и быту, показа того, что в основе многих окружающих человека явлениях лежат математические закономерности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Воспитание коммуникативных и творческих способностей учащихся Привитие личностных ценностей - умение учиться, добывать
самостоятельно информацию, анализировать ситуацию, адаптироваться к новым
ситуациям, ставить проблемы и принимать решения, работать в команде, отвечать
за качество своей работы, умение организовывать свое время. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
1. Приложение MS Excel - построение графиков 2. Графический калькулятор https://www.desmos.com/calculator, http://www.yotx.ru/#!1/3_h/ubWwf7Wwf7Rgzhf23/aP9g/2DfT0qt7Z@t7@0f7JNo2I2dU8bj6RbjcevyYnd/ax8D 3. Учебное видео https://my.mail.ru/mail/zhe-leo/video/_myvideo/91.html http://oldskola1.narod.ru/Kochetkov2/Kochetkov179.htm 4. Использование интерактивной доски в качестве демонстрационного средства и средства записи. 5. Калькулятор –Экспонентаhttps://poschitat.online/yeksponenta 6. Тестирование https://skills4u.ru/school/test_1725.html https://videouroki.net/tests/pokazatiel-naia-funktsiia.html |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания и умения
|
Понятие степеней с натуральным, целым, рациональным и иррациональным показателем и их свойства, преобразование выражений, содержащих степень, сравнение чисел, схема исследования свойств функции, нахождение значения функции в точке, построение графика функции, |
||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения |
Методы обучения по источнику учебной информации: словесные, наглядные, практические. Методы обучения по признаку характера учебно-познавательной деятельности школьников: объяснительно-иллюстративные, репродуктивный, эвристический, исследовательский. Методы обучения по виду деятельности: методы проблемного обучения- подводящий к теме диалог, метод проблемного изложения, элементы игровой технологии, технологий адаптивного и витагенного обучения, ИКТ |
Ход урока
Этапы урока (время) |
Действие педагога |
Действие учащихся |
Оценивание |
Способы дифференциации |
||
Начало урока (15 мин) Этап 1. Организационно-мотивационный: |
I. Оргмомент Цель: проверка готовности учащихся к уроку, создание благоприятного психологического климата в классе. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Эпиграф урока Георг Цейтен: «Математика - это цепь понятий: выпадет одно звено - и не понятно будет дальнейшее» (Ни один момент урока не должен быть пропущен) |
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, проверяют готовность к уроку.
|
Наблюдение |
Сделать замечания при необходимости |
||
II. Этап целеполагания и мотивирования к учебной и деятельности. Цели этапа: Актуализация субъектного опыта с выходом на цели урока. Мотивация учащихся на активную познавательную деятельность, выделение содержательной области, определение необходимости нового знания. Содержание Включение учащихся в работу, развитие логического мышления Формулирование темы, постановка целей урока. 1. Связь реальной ситуации – пандемии коронавируса с математикой 2. Прием «Отсроченная отгадка» а) Элемент игры «Где логика» 3. Беседа. Функция – основной математический инструмент для изучения связей, зависимостей между различными величинами. Чем большим запасом функций мы располагаем, тем шире и богаче наши возможности математического описания окружающего мира. Подводящий к теме диалог Давайте рассмотрим функции у = х, у =х2, y= у=х3 , у= , у= , y= ? что общего между этими функциями? В чем отличие? Можно ли эти функции разделить на группы по какому-нибудь признаку? у=xn, или у=xа, может ли выражение у=xа, описывать функциональную зависимость, Да может у= ах, (пояснение) Где находится аргумент – в показателе Как можно назвать такую функцию – показательной Что нам нужно знать о функции – ее определение , свойства и график Как можно сформулировать тему нашего урока? А цель нашего урока – изучение показательной функции. Что нужно для этого сделать? - Дать определение, Построить график - Определить свойства - Выяснить, для чего нужна эта функция |
Определяют логические связи.
Участвуют в беседе,
Анализируют, Сравнивают функции, находят объединяющие и разъединяющие их признаки? сравнивают, делают выводы с выходом на тему занятия
Формулируют тему
Определяют цели и задачи урока
|
Наблюдение за уровнем активности в обсуждении |
Способ поддержки вопросами учителя, чтобы все смогли выйти на тему урока.
|
|||
Середина урока Этап 2. Теоретическо-практический: |
III. Формирование новых знаний Задача: обеспечить восприятие и осмысление студентами свойств показательной функции 1/ Отработка понятия Показательная функция o Функцию вида y=ax, где а>0, a≠1, х – любое число, называют показательной функцией. 1. Почему а > 0? [при а < 0 выражение ах не всегда имеет смысл, например: не имеет смысла выражение )] 2. Почему а ≠ 1? [1х = 1; при любых Х] 3. Почему а ≠ 0? [ах = 0; 00 не имеет смысла] Задание № 1.
Групповая работа. Задача - организовать активные действия студентов с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
4/ Обобщение свойств показательной функции o Область определения показательной функции: D (y)=R – множество всех действительных чисел. o Область значений показательной функции: E (y)=R+ - множество всех положительных чисел. o Показательная функция y=ax возрастает при a>1. o Показательная функция y=ax убывает при 0<a<1. Справедливы все свойства степенной функции: o а0=1 а1=а ax∙ay=ax+y ax:ay=ax-у o (ax)y=axy (a∙b)x=ax∙by (a/b)x=ax/by o а-х=1/ax (a/b)-x=(b/a)x. |
Записывают определение
Участвуют в беседе
Оформляют конспекты
Выполняют задания
Строят графики функций Проводят исследование свойств Защищают свои исследования
Участвуют в обобщении свойств
Участвуют в описании свойств степеней |
Дескрипторы: - распознает основание степени - выделяет показательную функцию Дескрипторы - строит график показательной функции -определяет область определения - определяет область значений функции -определяет четность/нечетность функции -определяет интервалы возрастания /убывания функции
|
Способ поддержки через похвалу
работают в режиме консультации
1 группа работает в тетрадях 2 группа в MS Excel 3 группа в Desmos |
||
|
IV Применение знаний Содержание: организация деятельности студентами по отработке изученных действий посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях Пример-объяснение. Какие значения аргумента являются допустимыми для функций:
Пример-объяснение Найти область значений функции
Пример – обсуждение. Выделить возрастающие и убывающие функции (интерактивный слайд)
Задание 2. Определить, какая из показательных функций являются возрастающими, а какие убывающими
Задание3 сравнить функцию с 1
Задание 4. Сравнить показатели степеней
Обсуждение вопроса Преобразование графиков функций
Задание 5 Установите соответствие между графиком функции и её аналитической формулой:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Воспринимают информацию
Отвечают на вопросы Оформляют записи
Воспринимают информацию
Отвечают на вопросы Оформляют записи
Воспринимают информацию
Отвечают на вопросы Оформляют записи
Выполняют задания
Выполняют задания
Выполняют задания
Участвуют в обсуждении
Выполняют задание |
Дескрипторы - распознает основание функции Применяет свойство возрастания- убывания
Дескрипторы Применяет свойства показательной функции
Дескрипторы
Применяет свойства возрастания/убывания показательной функции
Дескрипторы -применяет методы преобразования графиков - распознает графики -устанавливает соответствие |
Способ поддержки с помощью диалога учителя и обучающихся для достижения цели задания.
Способ поддержки с помощью диалога учителя и обучающихся для достижения цели задания.
Дифференцирование по объему и уровню помощи
Дифференцирование по объему и уровню помощи
Дифференцирование по объему и уровню помощи
|
||
|
Рассмотреть понятие экспоненциальной функции, ввести понятие числа е Расширение информационного поля учащихся, установление межпредметных связей Законы, подчиняющиеся показательной функции 1) Рост различных микроорганизмов, бактерий, дрожжей и ферментов описывает формула: N = N0 · akt, 2)Давление воздуха изменяется по закону: P = P0 · a-kh, 3) Закон роста древесины: D = D0 · akt, 4) Процесс изменения температуры чайника при кипении описывается формулой: T = T0 + (100 – T0)e-kt. 5)Закон поглощения света средой: I = I0 · e-ks, 6)Рост народонаселения. Изменение числа людей в стране на небольшом отрезке времени описывается формулой , Радиоактивный распад.
|
Воспринимают информацию
Делают записи при неоюходимости |
|
|
||
|
IV. Этап первичной проверки понимания изученного (Кубик Блума) 1) Поделись определение показательной функции? 2) Назови интервал области определения показательной функции? 3) Почему в определении а¹ 1? 4) Предложи кому нибудь изобразить график экспоненты 5) Назови условие возрастания показательной функции? 6) Объясни почему график не пересекает ось ОХ Назови функцию которая убывает у = 0,3х или у = 3х 8) Предложи решение неравенства 23 < 2х ; 3х < 81 . 9) Объясни, как можно решить уравнение: 3x = 1 10) Поделись примером процесса, который подчиняется показательной функции? 11) Почему показательная функция не имеет максимум? 12) Объясни почему основание не равно 1? 13)Приведи пример показательной функции с основанием меньше 1. 14) Какая функция называется экспоненциальной? 15) Придумай формулу, по которой экспонента будет убывать |
Отвечают на вопросы, корректируют, дополняют ответы других учащихся |
- понимают смысл определения показательной функции -различают свойства
|
Вопросы задаются учащимся по уровню их возможностей |
||
|
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, (контроль знаний и умений). Предлагается тестовое задание и самостоятельная работа дифференцированного характера с правом выбора вида работы.
|
Учитель по истечении времени предлагает учащимся цветной пастой проверить правильность выполнения самостоятельной работы (по «ключу»). Учащиеся проверяют свои работы, зачеркивают неверные ответы. Тетради собираются на проверку для последующего анализа. R |
Взаимопроверка Критерии оценок: Оценка: «5» – 5 правильных ответов; «4» – 3 - 4 правильных ответа; «3» – 2 правильных ответа.
|
Для уч-ся с повышенной мотивацией можно предложить тест on-line https://skills4u.ru/school/test_1725.html
R |
||
Конец урока Этап 3. Рефлексивно-завершающий:
|
V. Домашнее задание Задачи этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание цели, содержания и способов решения. Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания https://okulyk.kz/algebra/690/ А.И.Шыныбеков, Д.Ә.Шыныбеков, Р.Н.Жұмабаев, Алгебра начало анализа: Учебник для 11 классов естественно-математического направления обшеобразовательных школ. Алматы: «Атамұра», 2020г. Часть 2 §6.1, №№ 6.9, 6.12,
|
Воспринимают информацию, фиксируют задание. По необходимости задают вопросы. |
Дескрипторы - определяют основание показательной функции -применяют свойство возрастания, убывания -сравнивают числа -строят и преобразовывают графики |
http://oldskola1.narod.ru/Kochetkov2/Kochetkov179.htm Для углубленного изучения : a. https://okulyk.kz/algebra/690/ https://onlinetestpad.com/ru/test/193224-pokazatelnaya-funkciya-ee-svojstva-i-grafik-10-klass Сайт Повтори математику https://mathematics-repetition.com/11-3-1-pokazatelynaya-funktsiya-ee-svoystva-i-grafik/ |
||
VI. Подведение итогов урока Цель: подвести итог урока, проанализировать работу на уроке; Задачи этапа: Оценка работы группы в целом и отдельных уч-ся, выставление отметок
|
Получают оценку за работу на уроке и принимают объективный комментарий учителя
|
самооцениванеи |
Участвуют в оценивании |
|||
I. VIII Рефлексия.
|
Участвуют в рефлексии
Описывают свое состояние на конец урока |
|
|
|||
Если бы урок шел в реальном времени
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
В реальном времени; Урок будет построен таким образом, что ученики, не столь уверенные в своих силах, будут работать в парах с более способными учениками и смогут узнать больше. Способные же учащиеся могут проявить свои способности в качестве консультанта, а также решая самостоятельно дополнительные задания повышенной сложности. Во время индивидуальной работы Вы можете помогать неуверенным ученикам, задавая наводящие вопросы.
|
Формативное оценивание производится на каждом этапе урока (самооценивание, оценивание учителем по критериям). Оценка путем наблюдения за вовлечением учеников при выполнении заданий и за участием в диалогах, во всеобщих обсуждениях. Прогресс, ответная реакция на задания в парах будут тщательно рассмотрены для того, чтобы оценить вклад каждого ученика и выявить наличие ошибок для их коррекции. |
Соблюдены все правила техники безопасности Все задания подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Смена видов деятельности позволяет оптимально распределить силы и внимание учащихся для наибольшего достижения результатов. |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: Удалась работа вопрос- ответ 2: Хорошо прошла групповая работа. Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? При построении следующего урока принять по возможности максимально во внимание рефлексию этого урока. |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|
Цели были реалистичны.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.