МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУЛИНАРИИ
Сегида Виктория Викторовна,
учитель технологии МАОУ СОШ №99
города Краснодара
Тема урока: Крупы и блюда из них, как основа правильного, рационального питания обучающихся. Технология приготовления и расчет энергетической ценности блюд.
Тип урока: Открытия новых знаний с применение ИКТ.
Цель урока: Изучить ассортимент и технологию приготовления блюд из круп. Научится рассчитывать энергетическую ценность блюд.
Задачи. Формирование УУД.
Познавательные УУД
- ознакомить обучающихся с разнообразием видов крупяных изделий; сформировать представление о пищевой ценности круп и способах их хранения;
Коммуникативные УУД:
-умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Личностные УУД:
-формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умение анализировать, сравнивать; умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности, формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся правильное отношение к здоровой пище, уважение к профессии повара. Бережное отношение к народным традициям и национальной кухне.
Оборудование урока: Мультимедийная установка, презентация «Каша - кормилица наша», учебники по кулинарии, русские пословицы и поговорки о каше распечатанные на листах, рассказ Н.Н. Носова «Мишкина каша», музыка для физкультминутки (mр3),
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности.
Просмотр презентации «Каша - кормилица наша». Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цели, задачи урока.
3. Изложение нового материала.
Рассказ о значении каш в традиционной русской кухне. Пословицы о каше. Разновидности круп и каш. Работа с таблицей. Расчет по таблице количества крупы и жидкости для каш различной консистенции. Рассказ Н. Носова «Мишкина каша». Расчет объема посуды для варки каш. Сказка «Про кашу». Расчет энергетической ценности блюд.
4. Закрепление изученного материала.
Задание обучающимся для самостоятельной работы.
5. Подведение итогов занятия.
Оценить степень реализации поставленных на уроке целей. Рефлексия.
Сообщение и выставление оценок.
Домашнее задание.
План – конспект урока
(Просмотр презентации о блюдах из круп и формулировка темы урока).
С давних пор каша была любимым блюдом многих народов, играла большую роль в питании, в древности считалась кушаньем торжественным и обрядовым. На Руси одним из самых традиционных блюд была каша. Так уж получилось, что на землях, где жили наши далекие предки, не росли капуста, картофель помидоры, но много было дикой пшеницы – полбы. Помните работника Балду из сказки Пушкина, так ведь он питался вареной полбою, вот и был он здоровым и сильным. А про тех, кто не может с работой справляться, говорят, что мало каши ел. Мы с вами понимаем, что народные мудрости и сегодня волне подходят к нашей современной жизни. Чем же полезны крупы (слайд №1). Поговорка «Каша – кормилица наша» подтверждается выполненными химическими анализами круп. Вот, например, наиболее часто использующиеся на наших кухнях крупы (слайд №2; №3).
Каша – матушка наша. Каких только каш не бывает: гороховая, перловая, пшеничная, ячневая, кукурузная, рисовая, манная, овсяная (геркулесовая каша), гречневая, пшенная, тыквенная каша. Хотя употреблять название каша из тыквы – не совсем правильно, т.к. тыква в данном случае является лишь одним из ингредиентов. Более правильное название, например, каша пшенная с тыквой.
С кашей будем мы дружить, лет до ста мы будем. Калорийность каш, как правило, высока. Наименее калорийна манная каша, рецепт на воде. А вот молочные каши – довольно калорийны: пшённая каша на молоке (134 Ккал), манная каша на молоке (110 Ккал), каша рисовая на молоке (98 Ккал).
(слайд №4)
Название крупы |
Способ приготовления каши |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
Калорийность |
Рисовая |
На воде |
1,6 |
0,1 |
17,4 |
80 |
На молоке |
2,7 |
3 |
16 |
101 |
|
Манная |
На воде |
2,6 |
0,2 |
16,3 |
82 |
На молоке |
3,4 |
3,5 |
15,2 |
110 |
|
Гречневая |
На воде |
4,2 |
1,3 |
21 |
108 |
На молоке |
5,6 |
3 |
28 |
113 |
|
Пшеничная |
На воде |
3,5 |
0,8 |
21,2 |
107 |
На молоке |
4 |
4 |
19,8 |
137 |
|
Пшенная |
На воде |
3,2 |
0,7 |
19 |
105 |
На молоке |
4,3 |
4,4 |
16,3 |
123 |
|
Овсяная |
На воде |
3,2 |
2,1 |
16,5 |
99 |
На молоке |
3,8 |
4,3 |
16,2 |
114 |
|
Геркулесовая |
На воде |
2,9 |
2 |
15,9 |
98 |
На молоке |
1,6 |
3 |
12 |
111 |
|
Ячневая |
На воде |
2,7 |
0,3 |
16,5 |
78 |
На молоке |
3,8 |
2 |
19 |
110 |
В таблице представлены виды круп и указано количество полезных веществ в крупе (слайды №5 №11). Вы можете увидеть, что в крупах присутствуют белки, жиры, углеводы – это вещества, необходимые для полноценного питания (слайд №12).
Все виды каш можно разделить на три вида по консистенции: рассыпчатые, вязкие, жидкие (слайд №13).
Рассыпчатые каши готовят преимущественно из риса, пшена, гречневой, ячневой и пшеничной круп. Варят такие каши на воде, только каши для гарнира к отварным курам, баранине и некоторым другим блюдам варят на мясном бульоне (слайд №14).
Рассыпчатая каша может быть самостоятельным блюдом, а может входить в состав блюда. На слайде приведены примеры блюд, приготовленных на основе рассыпчатых каш (слайд №15).
Вязкие каши готовят на воде, молоке и смеси воды и молока. В этих кашах зерна должны быть полностью набухшими и хорошо разваренными. Вязкая каша - это густая масса, которая при температуре 60 -70°С держится на тарелке горкой, не расплываясь. Выход вязких каш 4...5 кг из 1 кг крупы. Как и рассыпчатые, вязкие каши могут служить ингредиентом для приготовления блюд (слайд №16).
Жидкие каши готовят из круп овсяных, дробленых пшеничных, пшена, риса, ячневой, смоленской, манной др. Варят эти каши чаще всего на молоке. Чаще всего жидкие каши рекомендуются на завтрак (слайд №17).
Для приготовления каши необходимо соблюдать пропорции и обязательное условие – это время приготовления (слайд №18). Еще одно условие – это подбор необходимой емкости для приготовления каши. И тут мы с вами вспомним рассказ Носова «Мишкина каша».
Чтобы определить объем посуды для варки каш, принимают объем крупы и жидкости (т. е. полезный объём или выход) за 80%. Считая, что для выкипания жидкости нужно оставить 20% объёма посуды, определяем требуемую емкость.
Например, полезный объём для приготовления рисовой вязкой каши из 8 кг крупы составит: 8 х 4,5 = 36 л.
36 л – 80%; 36 х 100
Х = ------------ = 45 л.
Х л – 100% 80
Следовательно, для приготовления рисовой вязкой каши из 8 кг крупы нужно взять котел емкостью 50 л.
А сколько же получится каши из 100 граммов крупы?
(Дается задание для обучающихся для самостоятельного расчета.)
Для того, чтобы проверить себя смотрим слайд №18.
Каша может быть и кулинарным шедевром, который готовят в лучших ресторанах. (Просмотр видео мастер класса по приготовлению Гурьевской каши.)
Подводятся итоги урока. Выставляются оценки.
Домашнее задание: Найдите рецепты приготовления каш различной консистенции. Сделайте технологическую схему приготовления любимой вами каши. А на следующем уроке мы с вами рассмотрим, правильно ли вы ее сварили и узнаем, как по технологии варятся каши различной консистенции.
Пословицы и поговорки о каше
Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:
· Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
· Каша – кормилица наша.
· Русского мужика без каши не накормишь.
· Кашу маслом не испортишь.
· Щи да каша – радость наша.
· Каша-то густа, да чашка пуста.
· Хороша кашка, да мала чашка.
· Каши нет — щей больше лей.
· Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
· Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
· Кашевар живет сытее князя.
· Кашу свари, да еще и в рот положи.
· В родной семье и каша гуще.
· Гречневая каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша.
· Каша — мать наша.
· Каши не перемаслишь.
· Кашу есть зубов не надо.
Сказка «Про кашу»
Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Всех любили - и суп, и компот, и котлеты, и картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее было любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.
Горевала-горевала каша и решила пойти по свету счастье искать. Вот идет-идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано - не видано посуды - и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: «Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, а только та, которая с толстым дном и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями».
Отдохнула каша и пошла дальше, шла - шла и увидела огонь, поздоровалась с ним каша и рассказала о своем горе, а огонь и говорит: «Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной - ни горелой, ни сырой. Я должен быть тихим - тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть так до полного набухания».
Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла - шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: «Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока и ты никогда не пригоришь».
Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла - шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа «Артек». Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: «От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду и строго по норме для каждого вида каш». - И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да подсказали, чтобы она не забыла: манку - перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: «И ты будешь намного вкуснее».
Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит, стоит теремок и живут там сахар, соль и сливочное масло. «Ага» - думает каша – «Зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют». Зашла в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: «К нам-то тебе и надо было. Мы последний штрих к твоему вкусу. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри строго по норме. А масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: «Кашу маслом не испортишь».
Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят, с тех пор отбоя у нее не стало от едоков!
Приятного аппетита!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.