Методическая разработка урока по математике по теме "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала матем. прием деления.docx

                                                                    

Математика

Тема урока: Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения

Цели деятельности учителя

формировать умение находить результат действия деления при помощи примера на умножение; развивать умение решать задачи умножением и делением; познакомить с формулой периметра квадрата.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: понимают суть арифметических действий – умножения и деления; знают, как решать задачи умножением и делением; названия компонентов действия умножения и деления; переместительный закон умножения, понимают его суть; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначного и однозначного чисел; отличительные особенности задачи; формулу периметра квадрата; умеют: записывать решение задачи посредством действий деления и умножения; читать частные, читать произведения, используя названия компонентов действия умножения и деления; составлять примеры на деление, опираясь на соответствующий пример на умножение; складывать и вычитать двузначные числа, используя устные и письменные приемы сложения и вычитания, в том числе с переходом через разряд; решать задачи и выражения изученных видов; сравнивать выражения; составлять задачи, обратные данной; находить периметр квадрата по формуле.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и определяют последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; выделяют необходимую информацию; структурируют знания; создают алгоритм деятельности; сравнивают, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; достаточно полно и четко выражают свои мысли.

методы и формы
обучения

частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока

 

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы  контроля

 

 

Осуществляемые действия

Формируемые умения

 

 

I. Организационный момент

 

 

Фронтальная. Словесный

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность

к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Наблюдение

 

 

II. Чистописание

 

 

Индивидуальная

15 15 15 15  …                                       

 22  22  22  22  …

Вырабатывают каллиграфический почерк

 

III. Устный счет

Фронтальный

 Практический

1. Круговые примеры.

 

Решение:

2 · 7 = 14   6 : 2 = 3     18 : 2 = 9    2 · 7 = 14

14 – 8 = 6   3 + 15 = 18  9 – 7= 2                                                       И т. д.

2. Ребусы:

+ 1*       _ *5

 *7           3*

100          47

Выполняют задание учителя.

Понимают суть арифметического действия. Выполнять вычисления устные и письменные, знают названия компонентов арифметических действий.

Устные ответы

IV. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей учебной деятельности.

Фронтальная. Словесный.

Индивидуальная.

Практическая деятельность

– Какое открытие сделали на прошлом уроке?

– Сегодня вы продолжите учиться находить результат действия деления при помощи примера на умножение. Кроме того, сегодня вам предстоит совершить еще одно открытие. Вы узнаете новый способ нахождения периметра квадрата, выведите формулу нахождения периметра квадрата. А тема нашего урока: «Связь действий умножения и деления. Периметр квадрата».

Слушают учителя

 

Устные ответы.

Физкультминутка

Фронтальная

По желанию учащихся

Выполняют

элементарные физические уп-

ражнения

 

Наблюдение

V.  Работа с числовыми выражениями

Фронтальная.

Самостоятельная 

1. Формирование умения обучающихся находить результат действия деления с помощью примера на умножение.

С этой целью выполняется с подробным объяснением № 1 (с. 73).

2. Самостоятельная работа.

Самостоятельно с последующей взаимопроверкой обучающиеся выполняют задание «Проверь себя» (с. 73).

3. Сравнение выражений.

На доске записаны выражения из № 2 (с. 73).

– Рассмотрите внимательно выражения.

– Можно ли сравнить данные выражения, не вычисляя их?

– Сравните выражения. Обоснуйте ваш ответ.

Работа выполняется устно с объяснением.

Решают выражения и задачу.

контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки

Устные ответы,

наблюдение

VI. Работа над пройденным материалом

Фронтальная

 

 

 

Групповая

 

Самостоятельная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В парах

Решение задач

– Прочитайте задачу №  3 (с. 73). Что в задаче известно? О чем спрашивается?

– Каким действием следует решать задачу? Почему так считаете?

– Выполните рисунок и запишите решение задачи.

Затем составляются две задачи, обратные данной:

1-я задача. Пять тетрадей стоят 15 рублей. Сколько стоит одна такая тетрадь?

2-я задача. Одна тетрадь стоит три рубля. Сколько таких тетрадей можно купить на 15 рублей?

– Прочитайте задачу №  4 (с. 73). Выделите в ней условие и вопрос, данные и искомое числа и запишите решение сначала по действиям с объяснениями, затем выражением.

Решение:

 1) 50 – 27 = 23 (т.) – осталось;

  2) 50 + 23 = 83 (т.) – было.

  50 + (50 – 27) = 83.

Работа с геометрическим материалом.

– Рассмотрите фигуру, изображенную в учебнике (с. 73, на полях).

– Какая фигура изображена? Докажите, что это квадрат.

– Начертите в ваших тетрадях такой же квадрат.

– Как найти его периметр? Запишите решение.

Ркв = 2 + 2 + 2 + 2;

Ркв = 8 см.

– Можно ли по-другому найти периметр квадрата? Как? Запишите решение.

Ркв = 2 · 4;

Ркв = 8 см.

Затем учитель знакомит обучающихся с формулой периметра квадрата:

После этого можно поупражнять учащихся в нахождении периметра различных квадратов.

Например:

– Найдите периметр квадрата, если известно, что длина его стороны равна 3 см. И т. д.

Самостоятельная работа обучающихся (при наличии времени)

Обучающиеся находят значения выражений в столбик:

вариант I – задание 5 (с. 73);

вариант II – задание 8 (с. 73).

Решать задачи изученных видов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находить периметр квадрата по формуле

 

 

 

VII.  Рефлексия учебной деятельности

Самостоятельная. Самопроверка

 

– Какие открытия сделали на уроке? Что было интересным?

– Что было трудным? Как вы справились с трудностями?

– Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

осваивают начальные  формы рефлексии.

Устные ответы

VIII.  Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.