Урок №5
Тема урока: Л.Бетховен «Симфония до минор», анализ 2, 3, 4 частей.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с симфонией № 5 Л.Бетховена, анализировать 2, 3, 4 части.
Задачи урока:
- образовательные: эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- развивающие: развивать умение анализировать произведение, развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания, исполнения;
- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке, прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим, воспитывать музыкальный вкус, формировать духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства..
Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки).
Вид урока: новая тема на основе повторения и обобщения полученных знаний.
Методы: музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, тетради, портрет композитора, аудио- и видеозаписи, компьютер, доска.
Ход урока.
1. Организационный момент (приветствие)
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой Л.Бетховена и говорим о творчестве величайшего композитора.
2. Повторение пройденного материала, ответы на вопросы
На прошлом уроке мы делали анализ 1 части симфонии до минор. Давайте закрепим наши знания.
3. Разбор и анализ 2 части.
(Звучит 2 часть симфонии) Слайд 2.
Вторая часть симфонии — неторопливое Andante con moto в ля-бемоль мажоре. Подобно Andante в симфонии Гайдна ми-бемоль мажор, эта часть написана в форме двойных вариаций. Но образное развитие в ней сложнее. Как и у Гайдна, первая тема двойных вариаций имеет здесь черты повествования. Оно, однако, более величаво и задумчиво, заставляя вспомнить медленную часть «Патетической сонаты» (мелодию ведут альты виолончели): Слайд 3.
Слайд 4.
Серьезность и значительность этого раздумья подтверждаются характером второй темы вариаций. Она отчасти родственна первой (по призывной начальной интонации, пунктирному ритму), но одновременно и контрастна ей. Вторая тема напоминает массовые хоровые гимны времен Великой французской революции, и прежде всего «Марсельезу». Ее маршеобразная поступь как бы преодолевает некое препятствие, возникшее на пути. Такое впечатление производит после упоров мелодии в один и тот же звук смело и ярко звучащая смена ля-бемоль мажора на до мажор:
И не случайно в первой вариации на вторую тему именно в моменты возникновения упоров-препятствий вдруг тревожно напоминает о себе «стучащий» ритм мотива-эпиграфа:
Напряженность развития с отдельными моментами разработочности проступает и в остальных вариациях. Всего вариаций шесть, из них четыре на первую тему и две на вторую.
Вариационный цикл строится следующим образом: после изложения тем идут первая вариация на первую тему и первая вариация на вторую тему, затем вторая вариация на первую тему и вторая вариация на вторую тему, далее — третья и четвертая вариации на первую тему и, наконец, кода.
В процессе вариационного развития первая, повествовательная тема приобретает в третьей вариации маршевые черты, ярко выявляющиеся в последней, четвертой вариации, где первая тема, перевоплощаясь, как бы подменяет собой вторую тему.
Andante con moto завершается просветленной кодой. В ней появляется мелодия, объединяющая интонации обеих тем, постепенно сблизившихся между собой:
4. Разбор и анализ 3 части.
(Слушание 3 части) Слайд 5.
Третья часть симфонии — Allegro до минор. В ней представлен новый жанр — скерцо. В переводе с итальянского «скерцо» означает «шутка». Первоначально, до XIX века так нередко назывались быстрые инструментальные пьесы с острым ритмом, имеющие шутливый, часто необычный, причудливый характер. Им Бетховен заменил в большинстве своих симфоний начиная со Второй традиционный для XVIII века менуэт, сохранив от него лишь общие внешние признаки — трехдольный метр и контрастный средний раздел трехчастной репризной формы (Трио).
В Пятой симфонии скерцо подобно широкой звуковой панораме. Крайние разделы основаны на многократном противопоставлении и взаимодействии двух тем. Сумрачная первая тема, у виолончелей и контрабасов на pianissimo, стремительно взлетает, очерчивая большое звуковое пространство, и приводит к настороженному, тревожному «вопросу» у других струнных:
Вторая тема, fortissimo, представляет собой новый вариант грозного «стучащего» мотива-эпиграфа. Звучащий сначала у валторн, он напоминает воинственный трехдольный марш:
А в до-мажорном Трио слышится мощный топот, напористое размашистое движение народной массы (основную тему исполняют одни контрабасы):
В репризном разделе трехчастной формы возобновляются тревожные взлеты и вопросы первой темы. Будто постепенно теряя силы, звучит теперь так же тихо и грозная прежде маршевая тема. Она превращается в непрерывный «стук судьбы», глухо отбиваемый литаврами. Но над этим звуковым слоем все настойчивее взмывают интонации-взлеты из первой темы. В басу появляется доминантовый органный пункт. Он длительно накапливает на crescendo огромное напряжение. И оно в конце концов разрешается в звучащее как гром до-мажорное трезвучие. Такими музыкальными средствами создается поистине захватывающий переход от скерцо к финалу (attасса). По словам немецкого композитора XIX века Рихарда Вагнера, это подобно могучим лучам солнца, прорвавшимся сквозь сгустившиеся тучи.
5. Разбор и анализ 4 части. Финал.
Сегодня, в 21 веке, «Симфония № 5» обретает особый нравственный смысл. Развитие музыки показывает, что есть нечто высшее – совесть человека, голос Бога и его собственная воля. Судьба властвует над человеком? Бессилен ли человек против нее? С кем в симфонии борется человек? Такие вопросы задает себе современный слушатель.
Многие слышат в первой части внутреннюю борьбу человека, тему совести, отношение человека к себе и другим.
Чем закончилась борьба, нам расскажет финал симфонии, который мы сейчас услышим.
(Слушание 4 части) Слайд 6.
В этой части симфонии только однажды ненадолго, как воспоминание о прошлом, появляется маршеобразная «стучащая» тема из скерцо (в конце разработки). Все же основные темы и разделы сонатного allegro в финале исполнены победного ликования. Здесь музыка Бетховена особенно близка маршам и гимнам Французской революции. Композитор ярко обобщил их массово-героические фанфарные интонации, а инструментовку приблизил к мощному звучанию духового оркестра, раздающемуся под открытым небом, на улицах и площадях. В партитуру финала введены тромбоны, контрфагот и флейта-пикколо. Особенно величественно и грандиозно звучит кода.
Так, подчинив все части Пятой симфонии единой образной идее, Бетховен с огромной силой и убедительностью раскрыл тему «от мрака к свету», «через героическую борьбу к победе».
6. Итог урока.
Слайд 7.
Музыка Бетховена полна энергии, полна борьбы и героизма. Путь к торжеству истины и правды нелегок, как и обращение к своей совести, когда человек оставаясь самим собой, не боится быть непохожим на других. Бетховен «схватил судьбу за глотку» и одержал победу в этой схватке. И не зря Вольфганг Амадей Моцарт сказал об этом великом человеке: «Он заставит говорить о себе весь мир». И предсказание Моцарта сбылось.
7. Домашнее задание.
Выполнить письменно задания в рабочей тетради №137,№138, №142.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.