Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Л.Бетховен. Симфония до минор 1 часть".
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Л.Бетховен. Симфония до минор 1 часть".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +1
5 кл
15.04.2024
Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Л.Бетховен. Симфония до минор 1 часть".
симфония до минор 1 часть.docx

Урок №4

 

Тема урока: Л.Бетховен «Симфония до минор».

Цель урока: познакомить учащихся с симфонией №5 Л.Бетховена, её историей создания, сделать анализ 1 части.

Задачи урока:

- образовательные: познакомить учащихся с симфонической музыкой Бетховена, фрагментами его жизни и творчества;

- развивающие:       развивать умение анализировать произведение, развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания, исполнения;  

 - воспитательные: формировать эмоционально-ценностное  отношение к музыке, звучащей на уроке, прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим, воспитывать музыкальный вкус, формировать духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.

Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки).

Вид урока: новая тема на основе повторения и обобщения полученных знаний.

Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, тетради,  портрет композитора, аудио- и видеозаписи, компьютер, доска.

Ход урока.

1.     организационный момент (приветствие).

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой Л.Бетховена и говорим о творчестве величайшего композитора.

2.     Повторение пройденного материала, ответы на вопросы, проверка домашнего задания.

Слайд 2.

Если бы в 1820 году мы встретились с Бетховеном на улицах Вены, то решили бы, что это очень странный человек. Одежда и волосы у него были растрепанными, галстук небрежно завязан. Он ходил быстрым шагом, энергично жестикулируя руками. Потом останавливался, что-то напевал, выхватывал из кармана записную книжку, что-то в нее записывал и шел дальше. Если бы мы последовали за ним в дом, то увидели, что в доме царит полный беспорядок: повсюду ноты, мебель стоит, как попало. Его настроение часто менялось, но он всегда был доброжелательным по отношению к молодым и талантливым музыкантам.

«Все люди рождены свободными», - эти слова прочно вошли в его сознание вместе с идеями Великой французской революции, во время которой формировалось его сознание. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы такой сокрушительный удар. Другого невзгоды сломили бы, но только не Бетховена. Он понимал, что принадлежит всему человечеству. Несгибаемая воля этого человека, его преданность музыке и творчеству являются прекрасным примером и имеют огромное нравственное значение.

Слайд 3.

А.С.Пушкин писал: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Сегодня наша задача – последовать за мыслями Л. Бетховена, вслушиваясь в особенности его музыки.

Слайд 4.

Давайте ещё раз повторим. Людвиг ван Бетховен  родился в 1770 году 17 декабря в немецком городе Бонне, в семье придворного музыканта. Занимался музыкой под руководством отца. Однако его наставником стал композитор Кристиан Нефе. Он преподавал основы композиции, обучал игре на клавире и органе.

В 1792 году Бетховен, переехав в Вену, брал уроки у Гайдна. Он давал концерты, стал популярным, много сочинял, писал концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.

Слайд 5.

Переломный момент в его жизни наступил, когда Бетховену было 32 года: у композитора начала развиваться глухота. Уединившись в деревне Гейлигенштадт под Веной, он пишет двум своим братьям письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание».

Послушайте, о чем пишет композитор своим братьям.

БРАТЬЯМ МОИМ, КАРЛУ И (ИОГАННУ)

БЕТХОВЕНА

 

О люди! Вы, которые меня ославили и сами считаете меня озлобленным или человеконенавистником, о, как несправедливы! Вы не знаете той скрытой причины, по которой я кажусь вам таким. И сердцем и умом я с детства был склонен к нежным и добрым чувствам, я даже всегда ощущал в себе готовность совершать великие дела. Но подумайте только – вот уже шесть лет я пребываю в таком ужасном состоянии, а несведущие лекари ещё ухудшают его, обманывая меня из года в год надеждой на улучшение, и, наконец, теперь я вынужден примириться с тем, что это болезнь длительная, на излечение коей, быть может, понадобятся годы, а возможно, и вовсе неизлечимая. По природе пылкий и деятельный, даже не чуждый светских развлечений, я ещё почти юношей был вынужден отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз новое подтверждение моего увечья. И ведь мне невозможно было сказать людям: «Говорите со мной громче, кричите, потому что я глухой!» Как мог я отрыться, что у меня орган чувства, который к меня должен быть более совершенным, нежели у других; а ведь когда-то я поистине отличался таким исключительным совершенством слуха, каким обладают немногие из моих собратьев. Ах нет! Этого я был не в состоянии сделать. Простите же меня за то, что я вынужден сторониться всех, меж тем как мне хотелось бы быть среди вас. Моё несчастье для меня тем мучительнее, что я из-за него остаюсь непризнанным. Мне не дано находить отдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности. Один, совершенно один! Я не решаюсь появляться на людях, пока не вынуждает к тому крайняя необходимость. Я должен жить, как отверженный. Едва только я попадаю в какое-нибудь общество, как меня охватывает чувство мучительного страха, я боюсь себя выдать, что люди заметят моё несчастье.

Вот из-за чего эти последние полгода я жил в деревне. Мой учёный доктор предписал мне беречь слух, сколько это возможно. Он предупредил мои собственные намерения. И всё же не раз, когда меня охватывала жажда общения с людьми, я поддавался этому чувству. Но какое унижение, если случалось, что кто-нибудь рядом со мной слышит издалека флейту, а я ничего не слышу, или он слышит, как поёт пастух, а я опять-таки ничего не слышу. Такие испытания доводили меня чуть не до отчаяния; я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. – Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным. Итак, я продолжал влачить свою несчастную жизнь, поистине несчастную, ибо организм мой до такой степени чувствителен, что малейший пустяк может повлиять на меня и моё состояние из прекрасного сразу переходит в самое скверно, – Терпение! – так говорят мне. Вот что мне должно выбрать себе в наставники. Я это и делаю. Надеюсь, что стойкость моя не ослабнет до тех пор, пока неумолимые Парки не пожелают прервать нить моей жизни. Быть может, мне станет лучше, а может быть, и нет: я готов к этому. В двадцать восемь лет я уже превратился в философа, что не так-то легко, а для художника ещё труднее, чем для всякого другого.

 Какой перед нами предстает личность композитора, если осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, а сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству.

3.     Разбор 1 части симфонии.

Слайд 6.

Героическим, мятежным духом проникнуты многие его произведения: увертюра «Эгмонт», «Героическая симфония» и, конечно «Симфония № 5».

Когда произведение срастается с сознанием слушателя, его запоминают, напевают, наигрывают. Именно так произошло с «Симфонией № 5» с ее знаменитым «мотивом судьбы». Этот мотив, как проводник. Сочиняя это произведение, Бетховен говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Сейчас прозвучит первая часть «Симфонии № 5».

Слайд 7.

Тема судьбы – что это? Вызов? Призыв? Предостережение? Что несет в себе эта музыка? Как взаимодействуют между собой две темы первой части?

(звучит 1 часть «Симфонии № 5»)

Слайд 8.

Симфония была написана Бетховеном с  1805 по1808. «Так судьба стучится в дверь» - сказал Бетховен о начальных тактах этого произведения. Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы.

Слайд 9.

Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.

Давайте разберём 1 часть симфонии. Слайд 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. Тем самым всеми четырьмя частями Пятой симфонии устанавливается особо тесная, неразрывная связь.

В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части. Она написана в форме сонатного allegro, где во всех основных темах неотступно присутствует ритмический и мелодический рисунок эпиграфа.

Такова тревожная, но мужественная тема главной партии, перерастающей в связующую. Здесь нисходящему мотиву  противостоит смело восходящая по общей направленности мелодическая линия: Слайд 11.

 

 

 


 

 

 

Слайд 12. Напевная лирическая тема побочной партии ( мело дию ведут скрипки) звучит в светлой тональности  ми-бемоль  мажор.  Ей предшествует воинственный фанфарный призыв у валторн — вариант мотива-эпиграфа, отступающего затем в басы — как глухо напоминающая о себе угроза:

Разработка строится на развитии мотива-эпиграфа. Звучание становится все более напряженным. И в конце этого раздела неустанно возобновляющийся «стучащий» мотив достигает оглушительной грозовой мощи. Это возвращает музыкальные «события» к исходному пункту: начинается реприза. В ней обращают на себя внимание следующие особенности. Между главной и связующей партиями внезапно слышится медленная жалобная мелодическая  фраза,  порученная  солирующему гобою:

Это словно момент душевной слабости, усталости, быстро, однако, преодолеваемый.    Затем    восстанавливается    тот    же    ход    музыкальных «событий»,  что  и   в   экспозиции.  При  этом  побочная   и:   заключительная партии звучат теперь еще светлее в тональности до мажор. Но далее наступает новый этап ожесточенной героической борьбы — начинается большая кода. По напряженности и масштабу она похожа на еще одну разработку. Перед концом коды тихо и затаенно, с тревогой  звучит фрагмент темы главной партии, как бы давая понять, что борьбе еще предстоит продолжиться.

Слайд 13.

4.     Итог урока.

Подведём итог и ответим на несколько вопросов: сколько  симфоний  написал   Бетховен?   В   каких   из   них   отражены образы героической борьбы? Когда, в какую эпоху была создана Бетховеном Пятая симфония? Какой музыкальный эпиграф предпослан этому произведению? Сыграйте этот мотив-эпиграф на фортепиано.

5.     Домашнее задание.

Выполнить письменно задания в рабочей тетради №134 (вопросы 1 – 6), №135 (вопросы 1- 7).

рт. дз..jpg

 

 

 


 

Урок №4 Тема урока : Л.Бетховен «Симфония до минор»

Урок №4 Тема урока : Л.Бетховен «Симфония до минор»

Если бы в 1820 году мы встретились с

Если бы в 1820 году мы встретились с

Слайд 5. Переломный момент в его жизни наступил, когда

Слайд 5. Переломный момент в его жизни наступил, когда

Вот из-за чего эти последние полгода я жил в деревне

Вот из-за чего эти последние полгода я жил в деревне

Симфонии № 5») Слайд 8. Симфония была написана

Симфонии № 5») Слайд 8. Симфония была написана

Пятой симфонии устанавливается особо тесная, неразрывная связь

Пятой симфонии устанавливается особо тесная, неразрывная связь

И в конце этого раздела неустанно возобновляющийся «стучащий» мотив достигает оглушительной грозовой мощи

И в конце этого раздела неустанно возобновляющийся «стучащий» мотив достигает оглушительной грозовой мощи

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Л.Бетховен. Симфония до минор 1 часть".

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "Л.Бетховен. Симфония до минор 1 часть".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2024