Методическая разработка урока по обществознанию

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта проведения урока по обществознанию на тему "Понятие о социальных общностях и группах"
Иконка файла материала Методическая разработка урока по обществознанию.docx

Технологическая карта ЗАНЯТИЯ

Тема

Понятие о социальных общностях и группах

Тип уроков

Изучение нового материала

Дата проведения

 

Образовательные
ресурсы

1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей [текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. Образования / А.Г. Важенин. –   7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013- 432 с. ISBN 978-5-7695-9613-1.

  2. Обществознание [текст]: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / [А.И. Кравченко, Е.А. Певцова]. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 400 с.: ил.ISBN978-5-91218-774-2.

План

1. Понятие «социальные общности», «социальные группы».

2.Многообразие социальных групп.

3.Социальная структура общества.

Цели уроков

Создать условия для формирования представлений о социальной структуре общества, о многообразии социальных групп

Формы и методы
обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: проблемного изучения в обучении

Основные понятия

Социальная общность, социальная группа, квазигруппа

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое социальная общность и социальная группа, различать виды социальных групп;; анализировать положение человека в обществе.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение; взаимодействовать с окружающими; формулировать  вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).


 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы
занятия

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность преподавателя

Деятельность
обучающихся

Формы
организации совзаимодействия
на занятии

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка обучающихся к занятию

 

 

Проверяет готовность обучающихся к занятию

 

 

Оозвучивает тему и план занятия

Готовятся к занятию

 

 

Записывают тетрадь.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:  принимают учебную задачу

 

 

 

 

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

20

Практические задания

Инструктирует по выполнению задания

 

Выполняют задания

Индивидуальная

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи

Устные ответы

III. Изучение нового материала

10

 

 

 

 

 

 

30

1.  Рассказ

 

 

 

 

 

2. Составление таблицы «Социальные группы»

 

 

 

 

 

1.Знакомит с понятиями «социальная общность», «социальная группа»

 

 

 

 

2.Нацеливает на заполнение таблицы, инструктирует по выполнению задания

1.Слушают рассказ, записывают в тетради

 

.

 

2. Составляют таблицу

 

 

 

 

 

 

 

1. Фронтальная,

индивидуальная

 

 

 

 

 

2.

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделяют главное;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания о социальных группах в обществе.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Личностные: сохраняют мотивацию

к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

1. Записи в тетради.

 

 

 

 

 

2.Записи в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

10

Выполнение задания

(см. Приложение 2)

Создает условия для решения практических вопросов и свободного выражения собственного мнения

Выполняют задание, аргументированно отвечают на вопросы выражают собственное мнение

Фронтальная,

работа в группах

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск

и выделение информации; 

логические – строят логическую цепочку рассуждений

Письменные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

8

 

 

 

 

 

6

Обобщающая беседа

 

 

 

 

Прием «Фишбоун» («Рыбный скилет»)

Вопросы:

      Что такое социальная группа?

      Какие виды групп выделяют в обществе?

 

Предлагает изобразить рыбный скелет

(см. Приложение 2)

 

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на занятии

Фронтальная

Личностные:оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание обучающихся
за работу на занятии

VI. Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее
задание: составить схему «Социальная структура общества»

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная

 

Записи в тетради


Приложение 1

 

 

Задание 1: Установите соответствие между понятием и определением

 

1.    Малая группа

а) Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку

2. Номинальная группа

б) Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре  общества и имеющих вследствие этого общие  интересы

3. Первичная группа

в) Небольшое число людей (от 2–3 до 20–30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

4.  Большая группа

г) Группа, критерием  выделения которой  служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст,  национальность, доход, профессия,  место  жительства)

5.     Формальная  группа

д) Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением

конкретной цели и  носит формально-деловой характер

6.     Неформальная группа

ж) Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально – признанных организаций

7.    Вторичная группа

з) Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения

8.    Реальная группа

и) Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций

 

 

Задание 2: Установите соответствие между видами социальных групп и приведёнными  примерами

 

1.    Малая группа

а) Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политическиепартии и др.

2. Номинальная группа

б) Группа друзей, сверстников, соседей и др.

3. Первичная группа

в) Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др.

4.  Большая группа

г) Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни,  организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др.

5.    Формальная  группа

д) Нация, класс,  страта и др.

6.    Неформальная группа

ж) Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др.

7.    Вторичная группа

з) Школьный класс, футбольная команда «Спартак» и др.

8.    Реальная группа

и) Семья, школьный класс, экипаж самолета,  компания друзей и др.

 

 

 

 

.Приложение 2

 

 

Прием «Фишбоун»

 («Рыбный скелет»)

 

В тетради рисуется скелет рыбы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими,представлять собой ключевые слова или фразы,отражающие суть вопроса (проблемы).