Технологическая карта ЗАНЯТИЯ
Тема |
Понятие о социальных общностях и группах |
|
Тип уроков |
Изучение нового материала |
|
Дата проведения |
|
|
Образовательные |
1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей [текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. Образования / А.Г. Важенин. – 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013- 432 с. ISBN 978-5-7695-9613-1. 2. Обществознание [текст]: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / [А.И. Кравченко, Е.А. Певцова]. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 400 с.: ил.ISBN978-5-91218-774-2. |
|
План |
1. Понятие «социальные общности», «социальные группы». 2.Многообразие социальных групп. 3.Социальная структура общества. |
|
Цели уроков |
Создать условия для формирования представлений о социальной структуре общества, о многообразии социальных групп |
|
Формы и методы |
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: проблемного изучения в обучении |
|
Основные понятия |
Социальная общность, социальная группа, квазигруппа |
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
|
Научатся: определять, что такое социальная общность и социальная группа, различать виды социальных групп;; анализировать положение человека в обществе. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения |
Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ |
|||||||
Этапы |
|
Обучающие
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность |
Формы |
Универсальные
учебные действия |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I.
Мотивация |
4 |
Подготовка обучающихся к занятию
|
Проверяет готовность обучающихся к занятию
Оозвучивает тему и план занятия |
Готовятся к занятию
Записывают тетрадь. |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу |
Записи |
II. Актуализация знаний |
20 |
Практические задания |
Инструктирует по выполнению задания
|
Выполняют задания |
Индивидуальная |
Познавательные:
воспроизводят по памяти информацию, необходимую |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
10
30 |
1. Рассказ
2. Составление таблицы «Социальные группы»
|
1.Знакомит с понятиями «социальная общность», «социальная группа»
2.Нацеливает на заполнение таблицы, инструктирует по выполнению задания |
1.Слушают рассказ, записывают в тетради
.
2. Составляют таблицу
|
1. Фронтальная, индивидуальная
2. индивидуальная
|
Познавательные: общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделяют главное; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания о социальных группах в обществе. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу |
1. Записи в тетради.
2.Записи в тетради
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
10 |
Выполнение задания (см. Приложение 2) |
Создает условия для решения практических вопросов и свободного выражения собственного мнения |
Выполняют задание, аргументированно отвечают на вопросы выражают собственное мнение |
Фронтальная, работа в группах |
Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепочку рассуждений |
Письменные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия |
8
6 |
Обобщающая беседа
Прием «Фишбоун» («Рыбный скилет») |
Вопросы: – Что такое социальная группа? – Какие виды групп выделяют в обществе?
Предлагает изобразить рыбный скелет (см. Приложение 2)
|
Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на занятии |
Фронтальная |
Личностные:оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание обучающихся |
VI. Домашнее задание |
2 |
Конкретизирует домашнее |
Записывают
домашнее |
Индивидуальная |
|
Записи в тетради |
Приложение 1
Задание 1: Установите соответствие между понятием и определением
1. Малая группа |
а) Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку |
2. Номинальная группа |
б) Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы |
3. Первичная группа |
в) Небольшое число людей (от 2–3 до 20–30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. |
4. Большая группа |
г) Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) |
5. Формальная группа |
д) Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер |
6. Неформальная группа |
ж) Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально – признанных организаций |
7. Вторичная группа |
з) Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения |
8. Реальная группа |
и) Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций |
Задание 2: Установите соответствие между видами социальных групп и приведёнными примерами
1. Малая группа |
а) Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политическиепартии и др. |
2. Номинальная группа |
б) Группа друзей, сверстников, соседей и др. |
3. Первичная группа |
в) Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др. |
4. Большая группа |
г) Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др. |
5. Формальная группа |
д) Нация, класс, страта и др. |
6. Неформальная группа |
ж) Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах и др. |
7. Вторичная группа |
з) Школьный класс, футбольная команда «Спартак» и др. |
8. Реальная группа |
и) Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др. |
.Приложение 2
Прием «Фишбоун»
(«Рыбный скелет»)
В тетради рисуется скелет рыбы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими,представлять собой ключевые слова или фразы,отражающие суть вопроса (проблемы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.