Методическая разработка урока окружающего мира с применением
ситуационных задач по теме «Что вокруг нас может быть опасным».
Учитель: Синюгина Татьяна Анатольевна
УМК: Школа России
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Цели урока:
Образовательные: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. Соблюдать осторожность при обращении с ними. Повторить правила перехода улицы.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 46-47.
1. Проектор + презентация (изображения: газовая плита, электрическая плита, пылесос, чайник, миксер, ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки, спички).
2. Карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03, 04.
Рабочая тетрадь для 1 класса. Часть 1. Стр 32.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
1. Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. – Разгадайте кроссворд. Слайд 3. (безопасность)
1) Водные животные, тело которых покрыто чешуей. (рыбы)
2) Животные, тело которых покрыто шерстью. (звери)
3) Лишь солнце погасло
И стало темно,
Как по небу кто-то
Рассыпал зерно. (звезды)
4) Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (осень)
5) Он может хранить информацию, помогает учиться, может играть с тобой. (компьютер)
6) Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
7) Состоит из раковин морских животных.(известняк)
8) Очень прочен, его часто используют в строительстве. (гранит)
9) Здесь много замечательных животных. Их привозят сюда из разных стран. (зоопарк)
10) Дышит, растет,
А ходить не может. (растение)
11) Животное, тело которых покрыто перьями. (птицы)
12) Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
- А что такое безопасность?
- Хотите узнать? (Да)
3. Слайд 4. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(10 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений находить лишний предмет, обобщать предметы, используя связь целого и частей;
-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
1. - А теперь переходим к следующему этапу .
- Что мы будем делать? (Повторять).
2. Слайд 5-6.
- Распредели по группам.
3. Слайд 7-8.
- Найдите лишние предметы.
- Объедините лишние предметы в две группы. (посуда и бытовые приборы)
3. – Что мы повторили?
4.Задание для пробного действия.
Слайд 9.
- Отгадайте загадку.
Стоит бычище,
Проклеваны бочища. (дом)
- Сегодня мы поговорим о доме, где живет каждый из нас и самых обычных вещах в нашем доме.
5. Выполнение пробного действия
- «Дом – машина для жилья» - так назвал дом один архитектор. Почему?
6.Фиксация индивидуального затруднения.
- У нас получились разные варианты.
- А почему (назвать по имени) вы не предлагаете свои варианты? (Мы не знаем)
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что может быть опасным).
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
1. – Что же будем делать? (Сами искать способ)
2. - Какую цель ставим? (Узнать, что может быть опасным в доме).
3.- Что вы повторили в начале урока? (в доме нас окружает посуда и бытовые приборы)
4.- Наметим наш план действий:
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, какие предметы могут представлять опасность.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Физкультминутка
V. Реализация построенного проекта (10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
1.Слайды 9-10
- Как устроен дом?
2.Работа с учебником.
- Рассмотрите рисунки.
3. Подводящий диалог
- Какие опасности могут нести изображенные предметы?
- Выделите среди них режущие и колкие предметы.
- Какую угрозу они могут представлять?
- Что нужно делать чтобы избежать эти опасности. (хранить предметы в специальных местах и не разбрасывать)
- Назовите бытовые приборы.
Слайд 12.
- При помощи чего они работают? (электричества)
- Что же будем делать, если заметим неполадки с электричеством: задымился провод, выскочила искра? (скажу взрослым)
- Верно. Самому нельзя пробовать чинить электроприборы, может ударить током. Когда уходишь из дома нужно выключать все приборы. Почему? (может возникнуть пожар)
-Рассмотрите рисунки и скажите, только ли от электроприборов может быть пожар? (от газовой плиты и баловства со спичками).
Слайд 13-14.
- Какую опасность может еще представлять газовая плита? (утечка газа).
Решаем задачку: У Маше в квартире ощущается сильный запах газа. Действия Маши?
Ответы: не включать свет и электроприборы; проверить конфорки (если открыты, закрыть и перекрыть основной вентиль подачи газа)- открыть окна и двери - пойти к соседям и позвонить родителям и в аварийную службу )
Кто знает телефон газовой службы? (04)
А какая плита у вас дома?
- Опасна ли она? Слайд 15.
- Назовите еще опасности. (электричество)
Слайды 16.
- К чему они могут привести? (к пожару) Слайд 17.
Решаем задачку: В квартире возник пожар. Какие действия должны совершить люди находящиеся в квартире?
Ответы: При возникновении пожара в квартире необходимо:
1. сообщить в пожарную охрану;
2. эвакуировать из квартиры детей и престарелых;
3. при опасности поражения электрическим током обесточить квартиру;
4. если очаг пожара небольшой, попытаться ликвидировать его подручными средствами;
5. при невозможности ликвидировать очаг горения самостоятельно и задымлении немедленно покинуть квартиру, закрыв за собой двери)
- Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить во время пожара? (01) Слайд 18.
Слайд 19 Какую опасность таят в себе данные предметы?
- Все эти опасности могут причинить вред здоровью. Куда нам обратиться? (в скорую помощь)
- По какому номеру? (03) Слайд 20.
- Что вы видите на слайде?
- Опасен ли этот предмет? Чем?
Устранение затруднение.
- Какая тема урока сегодня? (Безопасность).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Работа в печатной тетради: стр. 32 .
1.Обведи лишний предмет в каждой группе. Обоснуй своё решение.
VII. Включение в систему знаний и повторение. (7 мин)
Цели:
- организовать включение новое знание в систему знаний;
- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- организовать включение новое знание в систему знаний;
- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Работа по учебнику. Стр.47
- Где еще мы должны с вами быть очень внимательны и осторожны?
- Рассмотрите рисунок. Что на нем видите? (проезжая часть дороги)
- Что установлено на перекрестке, чтобы движение было безопасным? (светофор)
- А для пешеходов есть светофор? Покажите.
- Чем он отличается? (два цвета и человечки)
- Как муравьи переходят улицу? (по пешеходному переходу)
- Как обозначен пешеходный переход? (нарисована зебра)
- А что установлено на перекрестке? (дорожный знак)
- Что означает этот знак? (пешеходный переход)
Решаем задачку: Ребята в спешке стали переходить дорогу. Находясь на середине пути, заметили, что с правой стороны грузовой автомобиль приближается к перекрестку с небольшой скоростью. Действия ребят? Как называется такая ситуация и чем она опасна?
Ответ: Это ситуация закрытого обзора. Грузовик может скрывать за собой легковой автомобиль меньших размеров, но, движущийся с большей скоростью. Необходимо пропустить грузовик и дождаться момента, когда дорога будет хорошо просматриваться со всех сторон. При этом, стоять надо на середине проезжей части на одном месте.
Решаем задачку: Вам надо перейти дорогу, справа от вас одиноко на обочине стоит автобус. Ваши действия? Как называется такая ситуация и чем она опасна?
Ответ: Это ситуация закрытого обзора. Автобус может скрывать за собой автомобиль меньших размеров. Нужно отойти на безопасное расстояние (например, до пешеходного перехода или перекрестка), где дорога хорошо просматривается со всех сторон.
Решаем задачку: Грузовик стоит у тротуара без водителя, значит, поехать он не может. Можно ли переходить перед ним дорогу?
Ответ: Надо быть предельно осторожным, стоящий грузовик закрывает обзор дороги. Поэтому лучше отойти на безопасное расстояние, где дорога будет просматриваться в обе стороны.
- Рассмотрите рисунок в нижней части. Что нарисовано? (светофор для транспорта, светофор для пешеходов и дорожный знак)
- Раскрасьте сигналы светофора и дорожный знак.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Когда обычные вещи могут быть опасными для нас? (Если с нами неправильно обращаться)
Слайд22.
- Еще раз назовите номера телефонов экстренных служб.
- Давайте сделаем вывод. Слайд 23.
- С какими правилами перехода проезжей части вы познакомились?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.