Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Глагол - необыкновенная часть речи».
Оценка 5

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Глагол - необыкновенная часть речи».

Оценка 5
docx
18.01.2020
Методическая разработка урока по русскому                  языку в 6 классе по теме: «Глагол -                                      необыкновенная часть речи».
Урок- Ракчеева Н.Л..docx

 

 

 

              Ракчеева Наталья Леонидовна

            МКОУ Новомаксимовская СОШ -

         учитель русского языка и литературы.

 

     Методическая разработка урока по русскому         

        языку в 6 классе по теме: «Глагол -                            

        необыкновенная часть речи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока. «Глагол – необыкновенная часть речи»

Тип урока:  повторительно-обобщающий урок (практикум).

 

Предметный результат.

·         знать способ действия при выборе гласных в суффиксах и личных окончаниях глаголов и владеть им;

·         уметь опознавать глагол в тексте на основе общего грамматического значения, грамматических и морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний;

·         уметь определять спряжение глаголов, выбирать гласную в личных окончаниях глаголов;

·         уметь характеризовать языковые признаки глаголов на основе анализа морфемной модели;

·         понимать роль глаголов в речи.

Метапредметный результат:

·         учащиеся научились работать в группах, осуществлять речевое взаимодействие, работать с искомой информацией, группировать, обобщать, систематизировать, делать выводы;

·         учащиеся воспринимали устную речь учителя, следили за ходом рассуждения, выделяли главную и второстепенную информацию текста;

·         учащиеся научились правильно строить и уместно употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозначающими оценку действия.

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

 

Звучит быстрая музыка

– Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.

─ Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)

─ Какие части речи вы назвали? (глаголы)

На протяжении нескольких уроков мы говорили о глаголе. Как вы думаете, на каком этапе изучения темы «Глагол» мы сейчас находимся?  Давайте попробуем вместе сформулировать цели урока.

 

 

Девизом нашего урока будут слова:

Глагол –  необыкновенная часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать - и обеспечит

В конце урока непременно нам успех.

 

УУД:

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе уже известного и усвоенного  учащимися.

 

II.  Подготовка к обобщению понятий, правил.

 

Текст записан на доске. Выразительно читает учитель.

 

Осень.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

                                                      М.Ю .Лермонтов

 

1.      Словарная работа. Какие непонятные для вас слова встретились в этом стихотворении?

Обучающиеся объясняют значение слов.  (Работа со словарем)

1.Поникши - от слова «никнуть» т.е опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.

2. Пахарь  - человек, который пашет землю.

3. Поневоле  - вопреки желанию.

4.Полуденный  - полдень, середина дня.

2.  Какие картины осени представились вам, ребята, при прочтении?

3.  Определите тип речи.

4.  Какие признаки осени здесь показаны? Какую роль играют глаголы?

5. С помощью каких средств художник дает нам понять, что осень уже наступила?

6. Выпишите глаголы из текста, которые говорят нам об этом. Укажите вид и время глаголов.

7. В какой форме употреблены глаголы « скрыться», « отдыхать», «никнуть». Какое действие они обозначают?

8. Произведите морфемный разбор глаголов совершенного вида.

 

УУД:

Познавательные: учащиеся осмысленно слушали и воспринимали текст художественного стиля, осознанно строили речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: учащиеся искали необходимую информацию в словаре, планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляли взаимоконтроль.

Коммуникативные: участвовали в диалоге; слушали и понимали других: высказывали свою точку зрения; понимали прочитанное.

 

 

III.   Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

 

1.                  Два ученика работают у доски.

Карточка № 1

Списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.

Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.

– Расскажите о переходных и непереходных глаголах.

Карточка № 2.

Списать, вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы глаголов.

Тучи разве…лись, наде…лся на брата, обид…л сестру, постро…л дом, скле…л конверт, услыш…л шорох.

– Расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида.

– А мы в это время в тетрадях и на доске выполним морфологический разбор глагола никнут.

К доске вызывается один ученик.

Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой сосной.

Проверяется работа школьников у доски. Оценивают выполнение работы товарища по каждой карточке вызванные консультанты. Кроме того, они должны ответить на дополнительные вопросы,  которые им задает класс.

 

2.  Стилистический эксперимент.

А) Задание: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским.
(…) свежий ветерок, (…) прохладой в лицо путнику, (…) по листьям, (…) дверь в избе и (…) в кустах…(И.Гончаров.)

Глаголы, использованные автором: пронёсся, подул, прошумел, открыл, затих.

Задание выполняется в паре на заготовленных карточках.

Б) Даны глаголы: окружали, окаймляли, покрывались, подёргивались.

Задание: выберите, какие из них уместны в следующих двух предложениях.

1) Небольшой квадратный пруд, точно рамкой, … старые ветлы.
2)  Когда поднимался ветер, листья ветлы вдруг… серебристой сединой.

Задание выполняется устно, индивидуально.

 

3. Выборочная работа.

Задание:  из предложений выбрать и записать глаголы (I вар.) изъявительного, (II вар.) условного, (III вар.) повелительного наклонений. Приготовиться к проверке.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.

2) Без смелости не возьмёшь и крепости.

3) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.

4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

5) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.

 

4. Задание: «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».

1) Он всегда ложит локти на стол.

2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.

3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

 

5.

А) Игра «Составь слово».

От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)

Б) «Четвёртый лишний».

Завид…вать, рассказ…вать, совет…вать, танц…вать.

 

- Ребята! Какая самая трудная орфограмма встречается в глаголе? Давайте вспомним алгоритм «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Учащиеся в парах рассказывают друг другу алгоритм, затем сверяют его с образцом на доске.

 

Перфокарты.

 

1 вариант

2 вариант

Стон..т

Стел..т

Завис..т

Стро..т

Пил..т

Кол..т

Крош..т

Ненавид..т

Пен..тся

Бор..тся

Смотр..т

Дыш..т

Жал..т

Ед..т

Хлещ..т

Се..т

Ре..т

Ла..т

Клее..т

Люб..т

Руб..т

Вид..т

Загора..т

Броса..т

Гон..т

Дыш..т

6. Найдите соответствия.

А

Он весело смеется.

 

 

Сов. в.,  неререх., 1 спр.; в усл. накл.,  в ед. ч., в м. роде.

 

Б

Если бы ты задумался хоть на минуту, то все бы изменилось!

 

Несов. в., неперех., 1 спр.; в изъяв. накл., в ед. ч., в в пр. вр., в м. р.

 

В

Он все еще надеялся.

 

Невов. в., непер., 1 спр.; в изъяв. накл., в 3 л., в ед. ч., в наст.вр..

 

Скругленный прямоугольник: ГЛАГОЛ-  Ребята, обобщите все, что повторили о глаголе.  Сделайте это в виде схемы.

 

 

 

 

 


УУД

 

УУД:

 

Познавательные: учащиеся структурировали знания; самостоятельно восполняли недостающие компоненты в схеме, устанавливали причинно-следственные связи.

Регулятивные: учащиеся планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляли контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; проводили коррекцию в случае расхождения с эталоном; осуществляли взаимоконтроль; исправляли ошибки.

Коммуникативные: участвовали в диалоге; слушали и понимали других: высказывали свою точку зрения; давали оценку работе товарищей.

IV.   Самостоятельная работа

 Прочитайте текст, озаглавьте. 

Весна голосов... Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает вода. 

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик березы. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.

(По В.Пескову)

 

  Выпишите слова, которыми автор передает музыку, звуки весны, и расположите их в два столбика: 

имена существительные: | глаголы:

   Какие из них обозначают действие, а какие – действие, но как предмет? Докажите, что это слова различных частей речи.

Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояние человека.

  Выделите в словах второго столбика окончания, укажите спряжение глаголов. В каких случаях спряжение определяется по окончанию? В каких для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму?

УУД:

Познавательные: учащиеся осмысленно читали и воспринимали текст художественного стиля, осознанно строили речевое высказывание в письменной форме, классифицировали части речи.

Регулятивные: учащиеся планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: адекватно воспринимали письменную речь, логично излагали свою точку зрения по поставленной проблеме.

 

V.    Подведение итогов.

 

-   Давайте подведем итог урока. Что мы сегодня делали на уроке? Как мы это делали? Какого результата достигли? Так в чем же заключается необычность глагола?

 

Рефлексия.

-  Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

9. я смог

10.урок дал мне для жизни!

 

УУД:

Познавательные: осознанно строили речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: учащиеся осуществляли самооценку, самокоррекцию; удерживали цель деятельности до получения результата.

Коммуникативные: логично излагали свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдали в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; проявляли толерантность по отношению к одноклассникам.

 

 

VI.   Домашнее задание.

 

Написать мини-сочинение по данному началу: «Весна! Весна! И все ей рады…»

По желанию нарисовать портрет глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ракчеева Наталья Леонидовна

Ракчеева Наталья Леонидовна

Тема урока. «Глагол – необыкновенная часть речи»

Тема урока. «Глагол – необыкновенная часть речи»

Осень. Листья в поле пожелтели,

Осень. Листья в поле пожелтели,

Карточка № 2. Списать, вставить пропущенные буквы

Карточка № 2. Списать, вставить пропущенные буквы

Учащиеся в парах рассказывают друг другу алгоритм, затем сверяют его с образцом на доске

Учащиеся в парах рассказывают друг другу алгоритм, затем сверяют его с образцом на доске

УУД: Познавательные : учащиеся структурировали знания; самостоятельно восполняли недостающие компоненты в схеме, устанавливали причинно-следственные связи

УУД: Познавательные : учащиеся структурировали знания; самостоятельно восполняли недостающие компоненты в схеме, устанавливали причинно-следственные связи

УУД: Познавательные : осознанно строили речевое высказывание в устной и письменной форме

УУД: Познавательные : осознанно строили речевое высказывание в устной и письменной форме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020