Ракчеева Наталья Леонидовна
МКОУ Новомаксимовская СОШ -
учитель русского языка и литературы.
Методическая разработка урока по русскому
языку в 6 классе по теме: «Глагол -
необыкновенная часть речи».
Тема урока. «Глагол – необыкновенная часть речи»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок (практикум).
Предметный результат.
· знать способ действия при выборе гласных в суффиксах и личных окончаниях глаголов и владеть им;
· уметь опознавать глагол в тексте на основе общего грамматического значения, грамматических и морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний;
· уметь определять спряжение глаголов, выбирать гласную в личных окончаниях глаголов;
· уметь характеризовать языковые признаки глаголов на основе анализа морфемной модели;
· понимать роль глаголов в речи.
Метапредметный результат:
· учащиеся научились работать в группах, осуществлять речевое взаимодействие, работать с искомой информацией, группировать, обобщать, систематизировать, делать выводы;
· учащиеся воспринимали устную речь учителя, следили за ходом рассуждения, выделяли главную и второстепенную информацию текста;
· учащиеся научились правильно строить и уместно употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозначающими оценку действия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит быстрая музыка
– Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.
─ Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)
─ Какие части речи вы назвали? (глаголы)
На протяжении нескольких уроков мы говорили о глаголе. Как вы думаете, на каком этапе изучения темы «Глагол» мы сейчас находимся? Давайте попробуем вместе сформулировать цели урока.
Девизом нашего урока будут слова:
Глагол – необыкновенная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать - и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
УУД:
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе уже известного и усвоенного учащимися.
II. Подготовка к обобщению понятий, правил.
Текст записан на доске. Выразительно читает учитель.
Осень.
Листья в поле
пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору
поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж
цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
М.Ю .Лермонтов
1. Словарная работа. Какие непонятные для вас слова встретились в этом стихотворении?
Обучающиеся объясняют значение слов. (Работа со словарем)
1.Поникши - от слова «никнуть» т.е опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.
2. Пахарь - человек, который пашет землю.
3. Поневоле - вопреки желанию.
4.Полуденный - полдень, середина дня.
2. Какие картины осени представились вам, ребята, при прочтении?
3. Определите тип речи.
4. Какие признаки осени здесь показаны? Какую роль играют глаголы?
5. С помощью каких средств художник дает нам понять, что осень уже наступила?
6. Выпишите глаголы из текста, которые говорят нам об этом. Укажите вид и время глаголов.
7. В какой форме употреблены глаголы « скрыться», « отдыхать», «никнуть». Какое действие они обозначают?
8. Произведите морфемный разбор глаголов совершенного вида.
УУД:
Познавательные: учащиеся осмысленно слушали и воспринимали текст художественного стиля, осознанно строили речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: учащиеся искали необходимую информацию в словаре, планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляли взаимоконтроль.
Коммуникативные: участвовали в диалоге; слушали и понимали других: высказывали свою точку зрения; понимали прочитанное.
III. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
1. Два ученика работают у доски.
Карточка № 1
Списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.
Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.
– Расскажите о переходных и непереходных глаголах.
Карточка № 2.
Списать, вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы глаголов.
Тучи разве…лись, наде…лся на брата, обид…л сестру, постро…л дом, скле…л конверт, услыш…л шорох.
– Расскажите о глаголах совершенного и
несовершенного вида.
– А мы в это время в тетрадях и на доске выполним морфологический разбор глагола никнут.
К доске вызывается один ученик.
Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой сосной.
Проверяется работа школьников у доски. Оценивают выполнение работы товарища по каждой карточке вызванные консультанты. Кроме того, они должны ответить на дополнительные вопросы, которые им задает класс.
2. Стилистический эксперимент.
А) Задание: вставьте в текст глаголы
движения и сравните с авторским.
(…) свежий ветерок, (…) прохладой в лицо путнику, (…) по листьям, (…) дверь в
избе и (…) в кустах…(И.Гончаров.)
Глаголы, использованные автором: пронёсся, подул, прошумел, открыл, затих.
Задание выполняется в паре на заготовленных карточках.
Б) Даны глаголы: окружали, окаймляли, покрывались, подёргивались.
Задание: выберите, какие из них уместны в следующих двух предложениях.
1)
Небольшой квадратный пруд, точно рамкой, … старые ветлы.
2) Когда поднимался ветер, листья ветлы вдруг… серебристой сединой.
Задание выполняется устно, индивидуально.
3. Выборочная работа.
Задание: из предложений выбрать и записать глаголы (I вар.) изъявительного, (II вар.) условного, (III вар.) повелительного наклонений. Приготовиться к проверке.
1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
2) Без смелости не возьмёшь и крепости.
3) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.
4. Задание: «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».
1) Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.
5.
А) Игра «Составь слово».
От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)
Б) «Четвёртый лишний».
Завид…вать, рассказ…вать, совет…вать, танц…вать.
- Ребята! Какая самая трудная орфограмма встречается в глаголе? Давайте вспомним алгоритм «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Учащиеся в парах рассказывают друг другу алгоритм, затем сверяют его с образцом на доске.
Перфокарты.
1 вариант |
2 вариант |
Стон..т |
Стел..т |
Завис..т |
Стро..т |
Пил..т |
Кол..т |
Крош..т |
Ненавид..т |
Пен..тся |
Бор..тся |
Смотр..т |
Дыш..т |
Жал..т |
Ед..т |
Хлещ..т |
Се..т |
Ре..т |
Ла..т |
Клее..т |
Люб..т |
Руб..т |
Вид..т |
Загора..т |
Броса..т |
Гон..т |
Дыш..т |
6. Найдите соответствия.
А |
Он весело смеется. |
|
Сов. в., неререх., 1 спр.; в усл. накл., в ед. ч., в м. роде. |
Б |
Если бы ты задумался хоть на минуту, то все бы изменилось! |
|
Несов. в., неперех., 1 спр.; в изъяв. накл., в ед. ч., в в пр. вр., в м. р. |
В |
Он все еще надеялся. |
|
Невов. в., непер., 1 спр.; в изъяв. накл., в 3 л., в ед. ч., в наст.вр.. |
- Ребята, обобщите все, что повторили о глаголе. Сделайте это в виде схемы.
УУД
УУД:
Познавательные: учащиеся структурировали знания; самостоятельно восполняли недостающие компоненты в схеме, устанавливали причинно-следственные связи.
Регулятивные: учащиеся планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляли контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; проводили коррекцию в случае расхождения с эталоном; осуществляли взаимоконтроль; исправляли ошибки.
Коммуникативные: участвовали в диалоге; слушали и понимали других: высказывали свою точку зрения; давали оценку работе товарищей.
IV. Самостоятельная работа
Прочитайте текст, озаглавьте.
Весна голосов... Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик березы. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.
(По В.Пескову)
Выпишите слова, которыми автор передает музыку, звуки весны, и расположите их в два столбика:
имена существительные: | глаголы:
Какие из них обозначают действие, а какие – действие, но как предмет? Докажите, что это слова различных частей речи.
Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояние человека.
Выделите в словах второго столбика окончания, укажите спряжение глаголов. В каких случаях спряжение определяется по окончанию? В каких для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму?
УУД:
Познавательные: учащиеся осмысленно читали и воспринимали текст художественного стиля, осознанно строили речевое высказывание в письменной форме, классифицировали части речи.
Регулятивные: учащиеся планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: адекватно воспринимали письменную речь, логично излагали свою точку зрения по поставленной проблеме.
V. Подведение итогов.
- Давайте подведем итог урока. Что мы сегодня делали на уроке? Как мы это делали? Какого результата достигли? Так в чем же заключается необычность глагола?
Рефлексия.
- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог
10.урок дал мне для жизни!
УУД:
Познавательные: осознанно строили речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: учащиеся осуществляли самооценку, самокоррекцию; удерживали цель деятельности до получения результата.
Коммуникативные: логично излагали свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдали в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; проявляли толерантность по отношению к одноклассникам.
VI. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение по данному началу: «Весна! Весна! И все ей рады…»
По желанию нарисовать портрет глагола.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.