Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Аргаяшский аграрный техникум»
Методическая разработка урока
по учебной дисциплине
«Основы товароведения продовольственных товаров»
по профессии «Повар, кондитер»
Тема: «Сыры.
Органолептическая оценка
качества сыров»
|
Разработала: Преподаватель высшей категории Сельницина Елена Александровна |
Челябинск
2019
Пояснительная записка
Урок по теме «Сыры. Органолептическая оценка качества сыров» проводится на 2 курсе в рамках учебной дисциплины «Основы товароведения продовольственных товаров» по профессии «Повар, кондитер». Урок проводится в соответствии с календарно-тематическим планом. Данная тема входит в раздел «Молоко и молочные продукты».
На изучение этой темы отводиться 2 часа, изучение теоретического материала «Сыры. Органолептическая оценка качества сыров» совмещается с лабораторно-практическим занятием.
Все этапы урока сопровождаются презентацией.
Технические средства позволяют представить подобранные образцы разных видов сыров и их особенностей в увеличенном виде наглядно на экране.
Натуральные образцы сыра вызывают интерес студентов своим многообразием ассортимента, дают возможность органолептическим способом определить вкус, цвет и особенности сыров, выделить основные группы сыров. Практический показ и дегустация сыров повышает интерес к теме, способствует лучшему восприятию и запоминанию материала.
В результате изучения этой темы, обучающиеся должны знать химический состав, пищевую ценность, классификацию сыров, способы производства и отличительные признаки сыров, требования к качеству, сроки хранения, упаковку, использование в кулинарии. Также должны уметь провести органолептическую оценку качества сыра и различать основные группы классификации сыров по разным признакам.
Обучающимся были даны задания подготовить информацию по истории сыров и о памятнике плавленому сырку. Синицына Анастасия подготовила сообщение и презентацию «Немного исторических фактов о сыре». Дорохов Александр рассказал о памятнике плавленому сырку в Москве. Была проведена большая работа по оформлению образцов разных групп и подгрупп сыров, оформлен стол и произведена нарезка сыров.
План-схема урока
по теме: Сыры. Органолептическая оценка качества сыров
Цели урока:
1. Формирование понятия сыры, знаний об особенностях химического состава сыров, об особенностях их производства, классификации, об ассортименте, о требованиях к качеству сыров, упаковки и хранению сыров;
2. Развитие умений работать с информацией и делать выводы, сравнивать и обобщать; развитие умений по составлению схемы по классификации сыров, самостоятельной работы обучающихся по выполнению таблицы по основным группам сыров; развитие умений производить органолептическую оценку качества сыров; способствовать развитию творческой самостоятельности обучающихся;
3. Воспитание чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, профессиональной ответственности.
Тип урока: комбинированный
ОК: формирование общих компетенций
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ включают в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
OK 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Методы и приемы: словесный, наглядный, репродуктивный.
Средства обучения: АРМ, учебник Матюхина З.П. «Товароведение пищевых продуктов», презентация «Сыры», видеофильмы «Производство твердых сыров», «Как делают голландский сыр».
Метапредметные связи: химия, биология.
План учебного занятия:
Этап учебного занятия |
Время, отводимое на этап |
Организационный |
5 минут |
Проверка домашнего задания |
10 минут |
Изучения нового материала |
65 минут |
Закрепление нового материала |
5 минут |
Домашнее задание |
5 минут |
Итого: |
90 минут |
Ход урока
Этап урока |
Цель |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Результат |
|
1.Организационный момент |
Мотивация обучающихся на учебную деятельность |
Проверка готовности обучающихся к уроку, проверка посещаемости. |
Отвечают о своем присутствии.
|
Выявление присутствующих и отсутствующих на уроке. Готовность обучающихся к учебной деятельности. |
|
2.Проверка домашнего задания |
Выяснение уровня знаний и пробелов в знаниях обучающихся |
На доске оформить схему «Классификация кисломолочных продуктов (КМП)». Задает вопросы (сл.1): - какие продукты называют кисломолочными (КМП)? - почему полезны КМП и когда и кем были научно обоснованы диетические и лечебные свойства этих продуктов? - Чем отличается термостатный способ производства КМП от резервуарного. Подводит итоги и выставляет оценки. |
Обучающийся выходит к доске и оформляет схему.
Отвечают на вопросы. |
Выявление пробелов в знаниях обучающихся. Выставление оценок. |
|
Методы: словесный, наглядный. Формы: индивидуальная, коллективная. Средства: подготовленный перечень вопросов. |
|||||
3.Актуализация опорных знаний и умений обучающихся |
Сообщение о теме и целях урока; значимости этой темы, исходя из минимума стандарта. |
Сообщает о теме и целях урока и значение этой темы. (сл.2-3) Тема: «Сыры». Сыры имеют большое значение в питании человека, т.к. они снабжают организм калием и кальцием. |
Слушают о значении темы и записывают тему урока. |
Запись темы на доске и в тетрадях обучающихся. |
|
4.Изучение нового материала
|
Формирование основных понятий, умений работать с информацией. Развитие умений составлять таблицы, корректировать их и делать выводы. Воспитание стремления к здоровому образу жизни и правильному питанию. ОК 4
|
План изложения нового материала (Сл. 4):
|
Знакомятся с планом урока |
Запись плана изучения нового материала в тетрадях обучающихся. |
|
1.Сыры, определение, значение в питании, химический состав (сл.5-12). Слово предоставляется Антоновой Екатерине. Она расскажет немного о истории сыров. Доклад сопровождается показом презентации. |
Записывают определение и значение сыров. Слушают доклад однокурсницы. |
Запись определения сыров, их химического состава и значения для питания человека. |
|||
2.Основные этапы и оборудование производства сыров. (сл.13-22).
Предлагает просмотреть фильм по производству твердых сыров. |
Записывают основные этапы производства сыров. Смотрят слайды презентации по оборудованию для производства сыров. Смотрят видеофильм «Производство твердых сыров». |
Запись основных этапов производства сыров в тетрадях обучающихся.
Просмотр фильма. |
|||
3. Классификация сыров. (сл.23) и предлагает прочитать особенности основных групп сыров. (сл.24)
|
Оформляют схему «Классификация сыров» и выявляют особенности основных групп сыров |
Оформленная схема «Классификации сыров» в тетрадях обучающихся. |
|||
3.1. Твердые сычужные сыры а) предлагает повторить особенности твердых сыров; б) заполнить таблицу по твердым сырам по подгруппам (сл.25-26); в) предлагает просмотреть на слайдах ассортимент твердых сыров по подгруппам: 1 подгруппа - сыры, прессуемые с высокой температурой второго нагревания (сл.27-34); - прочитать требования к качеству твердых сыров 1 подгруппы (стр.184-185, сл.35); - предлагает продегустировать некоторые виды твердых сыров 1 подгруппы, определить и сравнить их вкусовые качества. 2 подгруппа - сыры, прессуемые с низкой температурой второго нагревания (сл.36-40); - смотрят видео «Как делают Голландский сыр»; - прочитать требования к качеству твердых сыров 2 подгруппы (стр.185, сл.41); - полутвердые сыры (сл.42) и прочитать требования к качеству (сл.43); - предлагает продегустировать некоторые виды твердых сыров 2 подгруппы, определить и сравнить их вкусовые качества. 3 подгруппа - сыры, прессуемые с низкой температурой второго нагревания созревающие при участии микрофлоры сырной слизи (сл.44-46); - прочитать требования к качеству твердых сыров 3 подгруппы (стр.186, сл.47); - предлагает продегустировать некоторые виды твердых сыров 3 подгруппы, определить и сравнить их вкусовые качества. 4 подгруппа - сыры, прессуемые с низкой температурой второго нагревания и высоким уровнем молочнокислого брожения - сыр Чеддер (сл.48-49) и прочитать требования к качеству этого сыра (стр.186, сл.50); - сыр Российский (сл.51-53) и прочитать требования к качеству сыра Российский (стр.186, сл.54); - предлагает продегустировать некоторые виды твердых сыров 4 подгруппы, определить и сравнить их вкусовые качества. |
- повторяют особенности твердых сыров; - заполняют таблицу по твердым сырам по подгруппам; - просматривают слайды презентации ассортимента твердых сыров; - смотрят фильм «Как делают Голландский сыр»; - читают требования к качеству твердых сыров; - дегустируют предложенные виды твердого сыра, определяют их вкусовые качества и производят органолептическую оценку качества данных видов сыра. |
Оформленная таблица по твердым сырам по подгруппам. Дегустация некоторых видов твердых сыров. Определение и сравнение вкусовых качеств твердых сыров четырех подгрупп. |
|||
3.2. Мягкие сычужные сыры а) предлагает повторить особенности мягких сычужных сыров; б) заполнить таблицу по мягким сырам по подгруппам (сл.55-56); в) предлагает просмотреть на слайдах линию по производству мягких сыров (сл.57) и ассортимент мягких сыров по подгруппам: 1 подгруппа – сыры, созревающие при участии микрофлоры сырной слизи на поверхности (сл.58-59); - прочитать требования к качеству мягких сыров по подгруппам (стр.187, сл.60); - предлагает продегустировать предложенный вид 1 подгруппы мягких сыров, определить и сравнить их вкусовые качества. 2 подгруппа – сыры, созревающие при участии культур плесени, развивающихся в тесте (сл.61); - прочитать требования к качеству мягких сыров 2 подгруппы (стр.187, сл.62); - предлагает продегустировать предложенный вид 2 подгруппы мягких сыров, определить и сравнить их вкусовые качества. 3 подгруппа – сыры, созревающие при участии чистых культур поверхностной белой плесени (сл.63-67); - прочитать требования к качеству мягких сыров 3 подгруппы (стр.187, сл.68); - предлагает продегустировать предложенный вид 3 подгруппы мягких сыров, определить и сравнить их вкусовые качества. |
- повторяют особенности мягких сыров; - заполняют таблицу по мягким сырам; - просматривают слайды презентации ассортимента мягких сыров; - читают требования к качеству мягких сыров; - дегустируют предложенные виды мягкого сыра, определяют их вкусовые особенности и производят органолептическую оценку качества данных видов сыра. |
Оформленная таблица по мягким сырам. Дегустация некоторых видов мягких сыров. Определение и сравнение вкусовых качеств мягких сыров. |
|||
3.3. Рассольные сыры а) предлагает повторить особенности рассольных сыров (сл.69); б) заполнить таблицу по рассольным сырам по подгруппам (сл.70-71); в) предлагает просмотреть на слайдах ассортимент рассольных сыров по подгруппам: 1 подгруппа - сыры, выработанные без чеддеризации и плавления сырной массы (сл.72-75); 2 подгруппа - сыры, выработанные с чеддеризацей и плавления сырной массы, в технологии отсутствуют операции прессования и созревания (сл.76-78) - прочитать требования к качеству рассольных сыров двух подгрупп (стр.187-188, сл.79); - предлагает продегустировать предложенные виды двух подгрупп рассольных сыров, определить и сравнить их вкусовые качества. |
- повторяют особенности рассольных сыров; - заполняют таблицу по рассольным сырам; - просматривают слайды презентации ассортимента рассольным сыров; - читают требования к качеству рассольным сыров; - дегустируют предложенные виды рассольных сыров, определяют их вкусовые особенности и производят органолептическую оценку качества данных видов сыра. |
Оформленная таблица по рассольным сырам. Дегустация некоторых видов рассольных сыров. Определение и сравнение вкусовых качеств рассольных сыров. |
|||
3.4. Плавленые сыры а) предлагает повторить особенности плавленых сыров (сл.80); б) предлагает просмотреть на слайдах линию по производству (сл.81) и ассортимент плавленых сыров (сл.82-85): в) прочитать требования к качеству плавленых сыров (стр.188 и сл.86); г) предлагает продегустировать предложенные виды плавленых сыров, определить и сравнить их вкусовые качества.
Дорохов Александр рассказывает о поставленном памятнике плавленому сырку «Дружба». (сл.87) |
- повторяют особенности плавленых сыров; - просматривают слай-ды презентации ассортимента плавленых сыров; - читают требования к качеству плавленых сыров; - дегустируют предложенные виды плавленых сыров, определяют их вкусовые особенности и производят органолептическую оценку качества данных видов сыра. Слушают информацию о памятнике плавленому сырку. |
Запись в тетради ассортимента плавленых сыров. Дегустация некоторых видов плавленых сыров. Определение и сравнение вкусовых качеств плавленых сыров. |
|||
4.Требования к качеству сыров (сл.88). Дефекты сыров (сл.89). |
Читают общие требования к качеству сыров и оценивание по 100-балльной системе. Знакомятся с дефектами сыра. |
Запись в тетради оценивания сыров по 100-баллной системе. |
|||
5.Упаковка и хранение сыров. (сл.90) |
Читают особенности упаковки и сроки хранения сыров. |
Запись в тетради сроков хранения сыров. |
|||
Методы: информационно-сообщающий (словесный: рассказ, наглядный: фотографии, таблицы, схема), репродуктивный (выполнение заданий по заполнению таблиц). Формы: индивидуальная, коллективная. Средства: ЦОР, учебник. |
|||||
5. Закрепление и обобщение изученного материала |
Систематизация, закрепление и обобщение полученных знаний и умений. Развитие умений комментировать свой вывод, тренировка памяти. ОК 3 |
Задает вопросы (сл.91): - какие продукты называют сырами? - почему полезны сыры? - перечислите основные особенности групп сыров? - какие сыры вы сегодня, попробовали и о каких сырах впервые узнали? - как определяется сортность сыра, по каким показателям?
|
Отвечают на вопросы. |
Выявление пробелов в знаниях обучающихся. Выставление оценок. |
|
Методы: информационно-сообщающий (словесный, наглядный), репродуктивный. Формы: индивидуальная, коллективная. Средства: ЦОР. |
|||||
6. Домашнее задание. |
Систематизация, закрепление изученного материала. Определить уровень знаний (ОК 4) |
Задает домашнее задание (сл.92): повторить тему «Сыры» стр. учебника 183-189 и записи в тетради. Повторить всю тему «Молоко и молочные продукты» подготовиться к выполнению тестовых заданий по всей теме. |
Записывают домашнее задание, отмечая страницы в учебнике (стр.169-183). |
Глубина усвоения материала. Обобщение изученного материала. (ОК 4) |
|
План-конспект урока
1. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку, проверка посещаемости. Сообщает о теме «Сыры. Органолептическая оценка качества сыров», которая является последней в разделе дисциплины «Молоко и молочные продукты».
2. Проверка домашнего задания:
На доске нужно оформить схему «Классификация кисломолочных продуктов».
Задает вопросы обучающимся (сл.1):
- какие продукты называют кисломолочными (КМП)?
- почему полезны КМП и когда и кем были научно обоснованы диетические и лечебные свойства этих продуктов?
- Чем отличается термостатный способ производства КМП от резервуарного.
3.Актуализация опорных знаний и умений обучающихся
Тема сегодняшнего нашего урока «Сыры. Органолептическая оценка качества сыров.» (сл.2). Мы с вами должны познакомиться с определением, химическим составом, пищевой ценностью сыров, узнать, как производят этот продукт, рассмотреть классификацию сыров, изучить ассортимент, требования к качеству, условия и сроки хранения. Также вы должным уметь составлять таблицы, выделять особенности основных групп сыров, уметь отличать виды распространенных сыров и давать органолептическую оценку качества сырам. (сл.3)
4.Изучение нового материала
План изложения нового материала вы видите на слайде 4:
1.Сыры, определение и особенности химического состава. Исторические факты.
2.Основные этапы производства сыра.
3.Классификация сыров:
3.1. Твердые сычужные сыры;
3.2. Мягкие сычужные сыры;
3.3. Рассольные сыры;
3.4. Плавленые сыры.
4.Требования к качеству сыров.
5.Упаковка и хранения сыров.
Вопрос 1. Сыры, их значение в питании, химический состав. (сл.5-12)
Сыр – это продукт, получаемый свертыванием молока с последующей обработкой и созреванием сгустка. Запишите определение (сл.5). Сыры содержат все питательные вещества молока. Полноценные белки сыров усваиваются на 98,5 %, так как в процессе созревания они расщепляются до аминокислот. Сыр – источник солей кальция и фосфора, поэтому его используют в питании страдающих туберкулезом или больных с переломами костей. Запишите себе в тетрадь особенности химического состава сыров (сл.12). Сыр возбуждает аппетит, его хорошо использовать как закуску перед едой, можно употреблять при малокровии и истощении.
Давайте вспомним, какие страны выделяются по производству сыра? (Франция, Нидерланды (Голландия), Швейцария, Дания, Германия, Италия).
Слово предоставляется Синицыной Анастасии. Она расскажет немного о истории сыров. Доклад сопровождается показом презентации.
На слайдах (сл.6-11) вы видите фотографии с различным ассортиментом сыров, особенности хранения и даже дегустацию Швейцарского сыра.
Вопрос 2. Основные этапы производства сыров:
Прочитать основные этапы производства сыров на слайде 13 и далее обратите внимание на оборудование, цеха по производству сыров на сл.14-22. Предлагает просмотреть видеофильмы по производству сыров.
Перед тем как перейти к следующему вопросу, хочу вас проинструктировать о ходе нашего практического этапа урока. Рассматривая классификацию сыров, одновременно мы с вами будем дегустировать и оценивать качества предложенного сыра по таблицам 1 и 2, которые находятся на ваших столах.
Вопрос 3. Классификация сыров: Зарисуйте схему классификации сыров. (сл.23). В разных источникам можно встретить разные классификации, но мы опирается на наш учебник, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
Обратите внимание на особенности основных групп сыров и запишите их в тетрадь, подчеркивая главные слова.
I группа: Твердые сычужные сыры - сыры, прессуемые с разной t второго нагревания, есть второй нагрев, с большим содержанием жира.
II группа: Мягкие сычужные сыры – сыры содержат больше влаги и более нежная консистенция, в созревании принимают участие плесень и слизеобразующие бактерии, без второго нагревания и самопрессующиеся сыры.
III группа: Рассольные сыры - эти сыры не имеют корки, созревание происходит в рассоле.
IY группа: Плавленые сыры - их вырабатывают из различных видов натуральных сыров, творога, сметаны, сухого молока, сливочного масла, со специями и без них, путем тепловой обработки с добавлением солей-плавителей. (сл.24)
Мы с вами рассмотрели основные четыре группы сыров и выявили особенности, теперь мы будем рассматривать каждую группу отдельно. Каждая группа подразделяется на подгруппы.
3.1. I группа - Твердые сычужные сыры:
а) Твердые сычужные сыры, предлагает повторить особенности твердых сыров сыры (прессуемые с разной t второго нагревания, есть второй нагрев, с большим содержанием жира).
б) Твердые сычужные сыры — это большая группа сыров, которая в свою очередь делиться еще на 4 подгруппы. Эти подгруппы вы видите в таблице на слайде (сл. 25). Вам необходимо, пользуясь учебником стр.184-187 заполнить таблицу, вписать ассортимент сыров этой группы.
Давайте проверим правильность заполнения таблицы (сл.26).
1.Сыры, прессуемые с высокой t второго нагревания (более 500 С)
|
2. Сыры, прессуемые с низкой t второго нагревания (36-420 С)
|
3.Сыры, самопрессую- щиеся, с низ- кой t второго нагревания, созревающие при участии микрофлоры сырной слизи |
4. Сыры, прессуемые с низкой t второго нагревания и высоким уровнем молочно-кислого брожения
|
Швейцарский |
Голландский |
Латвийский |
Чеддер |
Алтайский |
Ярославский |
Пикантный |
Российский |
Советский |
Эстонский |
Тильзит |
|
Эмменталь |
Костромской |
Брик |
|
Грюйер |
Пошехонский |
|
|
Бофор |
Степной |
|
|
Альпийский |
Угличский |
|
|
|
Эдам |
|
|
|
Гауда |
|
|
рекомендуют |
|||
К завтраку, обеду |
Как приправу к овощным блюдам, к завтраку |
К кофе, какао, чаю |
Для бутербродов, к завтраку |
Я вам предлагаю посмотреть слайды (сл.27-34) презентации просмотреть на слайдах ассортимент твердых сыров по подгруппам, дегустируя некоторые виды сыров:
1 подгруппа - сыры, прессуемые с высокой температурой второго нагревания (сл.27-34);
- обучающиеся читают требования к качеству твердых сыров 1 подгруппы (стр.184-185, сл.35);
- обучающиеся дегустируют некоторые виды твердых сыров 1 подгруппы, определяют и сравнивают их вкусовые качества по таблице № 1 - сыр Маасдам, Пармезан Гойя. (приложение 1)
Обучающиеся зачитывают характеристику и требования к качеству этих сыров.
2 подгруппа - сыры, прессуемые с низкой температурой второго нагревания (сл.36-40);
- прочитать требования к качеству твердых сыров 2 подгруппы (стр.185, сл.41);
- полутвердые сыры (сл.42) и прочитать требования к качеству (сл.43);
- предлагает продегустировать некоторые виды твердых сыров 2 подгруппы, определить и сравнить их вкусовые качества по таблице № 1 - сыры Голландский, Костромской, Эдам. (приложение 1)
Обучающиеся зачитывают характеристику и требования к качеству этих сыров.
3 подгруппа - сыры, прессуемые с низкой температурой второго нагревания созревающие при участии микрофлоры сырной слизи (сл.44-46);
- прочитать требования к качеству твердых сыров 3 подгруппы (стр.186, сл.47).
К сожалению, на нашем столе не присутствуют сыры этой подгруппы.
4 подгруппа - сыры, прессуемые с низкой температурой второго нагревания и высоким уровнем молочнокислого брожения - сыр Чеддер (сл.48-49) и прочитать требования к качеству этого сыра (стр.186, сл.50);
- сыр Российский (сл.51-53) и прочитать требования к качеству сыра Российский (стр.186, сл.54);
- предлагает продегустировать вид твердых сыров 4 подгруппы, определить и сравнить их вкусовые качества по таблице № 1 - сыр Российский молодой. (приложение 1)
Обучающиеся зачитывают характеристику и требования к качеству этого сыра.
3.2. Мягкие сычужные сыры
а) Мягкие сычужные сыры - предлагает повторить особенности мягких сычужных сыров (это сыры содержат больше влаги и более нежная консистенция, в созревании принимают участие плесень и слизеобразующие бактерии, без второго нагревания и самопрессующиеся сыры);
б) Мягкие сычужные сыры — это тоже большая группа сыров, в которую входят 3 подгруппы. Вы должны заполнить таблицу по мягким сырам по подгруппам (сл.55). Теперь проверим таблицу по слайду 56;
1. Сыры, созревающие при участии микрофлоры сырной слизи на поверхности |
2. Сыры, созревающие при участии культур плесени, развивающихся в тесте |
3. Сыры, созревающие при участии чистых культур поверхностной белой плесени |
Смоленский |
Рокфор |
Русский камамбер |
|
|
Камамбер |
|
|
Бри |
|
|
Горгонзола |
|
|
Стильтон |
в) предлагает просмотреть на слайдах линию по производству мягких сыров (сл.57) и ассортимент мягких сыров по подгруппам:
1 подгруппа – сыры, созревающие при участии микрофлоры сырной слизи на поверхности (сл.58-59);
- прочитать требования к качеству мягких сыров по подгруппам (стр.187, сл.60)
К сожалению, на нашем столе нет сыра этой подгруппы.
2 подгруппа – сыры, созревающие при участии культур плесени, развивающихся в тесте (сл.61);
- прочитать требования к качеству мягких сыров 2 подгруппы (стр.187, сл.62);
- предлагает продегустировать предложенный вид 2 подгруппы мягких сыров, определить и сравнить их вкусовые качества по таблице № 1 - сыр Санта Роса. (приложение 1)
Обучающиеся зачитывают характеристику и требования к качеству этого сыра.
3 подгруппа – сыры, созревающие при участии чистых культур поверхностной белой плесени (сл.63-67);
- прочитать требования к качеству мягких сыров 3 подгруппы (стр.187, сл.68);
Буквально 1,5 года назад в продаже в крупных магазинах был представлен большой ассортимент таких сыров. Мало того, были представлены сыры разных производителей (Франции, Германии). Из-за санкций в настоящее время в магазинах я не нашла сыров этой подгруппы. Мне очень нравится сыр Бри, необычайно нежная консистенция и кисломолочный вкус с грибным оттенком.
Рекомендуют эти сыры подавать к завтраку. Подавать сыры с белой и голубой плесенью лучше одним большим куском с фруктами: грушами, инжиром, ягодами, украсят Вашу сырную тарелку грецкие орехи, мед или варенье. И не будем забывать о неисчерпаемых возможностях использования голубых сыров в кулинарии! Ими можно фаршировать овощи и фрукты, соусы и подливы из голубых сыров придадут обычному блюду изысканность и неповторимость, а также станут отличной основой для пиццы и лазаньи.
3.3. Рассольные сыры
а) Рассольные сыры давайте повторим особенности рассольных сыров (эти сыры не имеют корки, созревание происходит в рассоле) (сл.69);
б) рассольные сыры состоят из 2 подгрупп сыров. Вы сейчас заполните таблицу по рассольным сырам по подгруппам (сл.70). Теперь проверим таблицу по слайду 71.
Сыры, выработанные без чеддеризации и плавления сырной массы
|
Сыры, выработанные с чеддеризацей и плавления сырной массы, в технологии отсутствуют операции прессования и созревания |
Кобийский |
Сулугуни |
Осетинский |
Слоистый |
Грузинский |
|
Столовый |
|
Имеретинский |
|
Карачаевский |
|
Брынза |
|
Фета, Домиати, |
|
Моцарелла |
|
в) давайте посмотрим на слайдах ассортимент рассольных сыров по подгруппам:
1 подгруппа - сыры, выработанные без чеддеризации и плавления сырной массы (сл.71-74);
- предлагает продегустировать предложенные Адыгейский и Осетинский сыры, определить и сравнить их вкусовые качества.
Обучающиеся зачитывают характеристику и требования к качеству этих сыров.
2 подгруппа - сыры, выработанные с чеддеризацей и плавления сырной массы, в технологии отсутствуют операции прессования и созревания (сл.75-77)
- прочитать требования к качеству рассольных сыров двух подгрупп (стр.187-188, сл.78);
- предлагает продегустировать предложенные сыры Сулугуни и Моцарелла, определить и сравнить их вкусовые качества.
Обучающиеся зачитывают характеристику и требования к качеству этих сыров.
Эти сыры хорошо использовать для приготовления салатов с овощами, можно подавать и к завтраку и обеду.
3.4. Плавленые сыры
а) Плавленые сыры давайте вспомним особенности плавленых сыров (их вырабатывают из различных видов натуральных сыров, творога, сметаны, сухого молока, сливочного масла, со специями и без них, путем тепловой обработки с добавлением солей-плавителей) (сл.80);
б) предлагает просмотреть на слайдах линию по производству (сл.81) и ассортимент плавленых сыров (сл.82-85):
в) прочитать требования к качеству плавленых сыров (стр.188 и сл.86);
г) предлагает продегустировать предложенные виды плавленых сыров, определить и сравнить их вкусовые качества. (плавленые сырки Дружба и Янтарь)
Сейчас Синицин Петр расскажет о поставленном памятнике плавленому сырку «Дружба» в г.Москве (сл.87).
Вопрос 4. Теперь рассмотрим требования к качеству сыров (сл.88).
Твердые сычужные сыры в зависимости от качества делят на высший и 1 сорт.
Сыры Российский, Пошехонский, Пикантный, сыры пониженной жирности, мягкие сычужные, рассольные и плавленые на сорта не делят. Обратите внимание на раздаточный материал. Таблица 1 – Органолептическая оценка качества сыров и таблица 2 Балльная оценка сыров по органолептическим показателям
Сортность сыра определяют по 100-балльной системе (таблица № 2): 45 баллов - вкус, запах, 25 – консистенция, 10 – рисунок, 5 – цвет теста, 10 – внешний вид, 5 – упаковка, маркировка.
Высший сорт – 100-87 баллов, в т.ч. вкус и запах 37 баллов.
1 сорт – 86-75 баллов, в т.ч. вкус и запах не менее 34 баллов.
Запишите в тетрадь дефекты сыров (сл.89):
• Слабовыраженный вкус и аромат;
• Горький вкус;
• Кормовой вкус;
• Крошливая, рыхлая консистенция;
• Отсутствие рисунка;
• Трещины на корке.
Не допускается: с посторонними примесями в тесте, потерявшие форму, пораженные подкорковой плесенью.
Вопрос 5. В завершении урока мы рассмотрим упаковку и хранение сыров. (сл.90)
Некоторые виды сыров парафинируют, а некоторые покрывают полимерной пленкой. Затем их укладывают в ящики, коробки из гофрированного картона и барабаны, рассольные сыры - в бочки. Плавленые сыры фасуют в алюминиевую лакированную фольгу или полимерную тару. Затем укладывают в коробки.
Хранение: при t от 0 до 80 С, влажности 85-87 %.
• твердые сыры – 15 дней,
• мягкие сыры – 1-5 дней (Русский Камамбер – 5 дней),
• рассольные сыры - 15 дней,
• плавленые сыры– 10 дней.
5. Закрепление и обобщение изученного материала:
Преподаватель задает вопросы по изученному материалу, обучающиеся отвечают на вопросы закрепления:
- какие продукты называют сырами?
- почему полезны сыры?
- перечислите основные особенности групп сыров?
- какие сыры вы сегодня, попробовали и о каких сырах впервые узнали?
- как определяется сортность сыра, по каким показателям?
Преподаватель благодарит за работу на уроке, активным обучающимся выставляет оценки.
6. Домашнее задание:
Преподаватель задает домашнее: повторить тему «Сыры. Органолептическая оценка качества сыров» стр. учебника 183-189 и записи в тетради. Повторить всю тему «Молоко и молочные продукты» подготовиться к выполнению тестовых заданий. Обращает внимание, что в тестовых заданиях по теме «Молоко и молочные продукты» будут вопросы, касающиеся классификации сыров.
Заключение
Изучение данной темы «Сыры. Органолептическая оценка качества сыров» способствует совершенствованию профессиональных компетенций по профессии «Повар, кондитер», позволяет закрепить профессиональные знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.
Показ и дегустация сыра способствуют повышению интереса к профессии и изучаемой теме. (Приложение 3)
Данная методическая разработка поможет преподавателям подготовиться к проведению урока по профессии «Повар, кондитер» по представленной теме.
Список использованных источников
1. Криштафович В.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: лабораторный практикум: учебник для высш. учеб.заведений / В.И. Криштафович. – М.: Дашков и Кº, 2015.
2. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник / Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛипринт, 2015.
3. Земедлина Е.А. Товароведение и экспертиза товаров: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений / Е.А. Замедлина. – М.: РИОР, 2015.
4. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования / З.П.Матюхина. - М.: Академия, 2014.
5. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учебник для нач. проф. образования / З.П.Матюхина. - М.: Академия, 2014.
Приложение 1
Органолептические показатели качества сыров оценивают по 100-балльной системе.
Некоторые данные результаты органолептической экспертизы сыров
Таблица 1 – Органолептическая оценка качества сыров |
|||||
Наименование сыра |
Органолептические показатели |
||||
Внешний вид |
Вкус и запах |
Консистенция |
Рисунок |
Цвет теста |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Маасдам |
Корка ровная, тонкая, без повреждений, без толстого подкоркового слоя |
Выраженный сырный, сладковатый с ореховыми нотами |
Нежная, пластичная, однородная |
Много глазков большого размера |
Нежно-жёлтый, однородный |
Пармезан |
Корка ровная, тонкая, без повреждений, без толстого подкоркового слоя |
Выраженный сырный, сладковатый привкус |
Однородная, пластичная |
Без глазков |
Тёмно-жёлтый, однородный |
Голландский |
Корка прочная, тонкая, без повреждений, без толстого подкоркового слоя |
Выраженный сырный, с наличием остроты и легкой кислинки |
Пластичная, однородная, слегка ломкая |
Глазки круглой, овальной формы, равномерно расположенные |
Слабожелтый, однородный |
Костромской |
корка тонкая, ровная, чистая и упругая, без морщин. |
Выраженный сырный, кисловатый, с наличием остроты |
Пластичная, слегка ломкая на изгибе |
Глазки круглой, овальной или угловатой формы |
От белого до слабожелтого |
Эдам |
Корка ровная, тонкая, без повреждений, без толстого подкоркового слоя
|
Выраженный сырный, с наличием остроты |
Пластичная, однородная |
Без глазков |
Однородный, желтоватый |
Тильзитер |
Корка ровная, тонкая, без повреждений, без толстого подкоркового слоя |
Выраженный сырный, слегка островатый |
Пластичная, однородная |
Небольшие глазки неправильной формы. |
Светло-жёлтый, однородный |
Российский |
Корка ровная, тонкая, без повреждений, без толстого подкоркового слоя |
Выраженный сырный, слегка кисловатый |
Тесто нежное, пластичное, однородное |
Равномерно расположенные глазки, неправильной формы |
Слабожелтый, равномерный по всей массе |
Santa Rosa |
Голубая плесень на поверхности отсутствует. |
Классический вкус голубого сыра с мягким ореховым послевкусием |
достаточно плотная сухая текстура |
голубые прожилки пронизывают сырную массу насквозь |
создаются впечатление мраморной окраски |
Адыгейский |
Сыр корки не имеет, наружный слой уплотненный. |
Чистый, пряный, допускается слегка кисловатый |
Нежная, однородная |
Рисунок отсутствует |
От белого до слабо желтого |
Осетинский |
Сыр корки не имеет, наружный слой уплотненный. Поверхность сыра ровная, со следами серпянки или формы. |
Острый, соленый, кисловатый, допускается слабо кормовой привкус с незначительной горечью. |
Консистенция сыра плотная, слегка ломкая. |
На разрезе сыр имеет рисунок, состоящий из глазков круглой, овальной и угловатой формы. |
От белого до слабожелтого |
Моцарелла |
снаружи тонкая (1 мм) блестящая и гладкая кожица со слегка заметными бугорками |
Нейтральный, нежный, пресноватый, чуть упругая. |
Специфическая структура |
Рисунок отсутствует |
Белый |
Сулугуни |
Корки не имеет |
Вкус и запах чистые, кисломолочные, умеренно соленые. |
Консистенция плотная, слоистая, эластичная. |
Рисунок отсутствует, допускается наличие небольшого количества глазков и пустот неправильной формы. |
от белого до слабожёлтого |
Приложение 2
Таблица 2 – Балльная оценка сыров по органолептическим показателям
Наименование сыра |
Органолептические показатели |
Итого |
||||
Внешний вид |
Вкус и запах |
Консистенция |
Рисунок |
Цвет теста |
||
Маасдам |
10 |
43 |
25 |
7 |
5 |
90 |
Пармезан |
10 |
44 |
25 |
10 |
5 |
94 |
Голландский |
10 |
43 |
25 |
10 |
5 |
93 |
Костромской |
10 |
44 |
25 |
10 |
5 |
94 |
Эдам |
9 |
45 |
25 |
10 |
5 |
94 |
Тильзитер |
9 |
45 |
24 |
10 |
5 |
93 |
Российский |
10 |
43 |
24 |
10 |
5 |
92 |
Santa Rosa |
10 |
45 |
24 |
10 |
5 |
99 |
Приложение 3
Урок по теме «Сыры. Органолептическая оценка качества сыров»
Преподаватель Сельницина Елена Александровна
Обучающиеся группы № 101-М по профессии «Повар, кондитер», март 2018 года
Обучающиеся слушают преподавателя о значении сыров в питании человека
Для дегустации представлено 15 различных видов сыров
Всё необходимое для нарезки и хранения сыра
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.