Методическая разработка урока География материков и океанов. 7 класс.
Тема: Природные зоны Африки.
При подготовке урока мне казалось важным несколько моментов:
1) Поиск нужной информации а географическом атласе - инструменте доступном на итоговой аттестации;
2) Умение анализировать одновременно несколько тематических карт «накладывая» их друг на друга;.
3) Привлечение учебной информации из не учебного материала, формирование таким образом у учащихся навыков получения географических знаний за рамками урока географии;
4) Применение нетривиального подхода при изучении нового материала для поддержания интересов у учащихся;
5) Знакомство с природными зонами Африки, их географией и компонентами.
Для достижения этих целей я подготовил 5 фрагментов из художественного фильма «Король-лев», плакат с зафиксированными задачами и большой контур Африки, который использовался в качестве образца для постановки задач, контуры Африки для каждого ученика. Фрагменты фильма содержали различные природные компоненты трех основных природных зон (формы рельефа, растения, животные), по которым путешествовал львенок Симба в своем изгнании. Сначала фрагменты показывали природу саван, потом пустыни и субэкваториальные жестколистные леса.
Основная идея заключалась в том, что дети просматривая фрагменты, фиксируют в тетради компоненты природы. Далее используя карты атласа (карты рельефа, растительности и животного мира, природных зон) определяют природную зону и наносят ее на контурную карту Африки. Таким образом, итогом урока должна была стать контурная карта трех природных зон Африки, выполненная каждым учеником.
Но, для того, что бы учащиеся включились в работу, вначале урока была проведен не большой устный опрос для восстановления таких понятий как «природная зона», «компоненты природы», «природные комплексы». Эти термины проходились ранее в теме «Природные зоны мира».
Следующим этапом урока стало разъяснение и постановка задач: просмотр фрагментов и фиксация в тетради компонентов природы, определение по набору компонентов с помощью карта атласа природных зон, нанесение определенных природных зон на контурную карту Африки.
Все задачи дети могли решать самостоятельно либо в составе микрогрупп. Однако, контур с нанесенными природными зонами - лично выполненный продукт урока для каждого ученика.
На следующем уроке в качестве углубленной работы с этим же материалом, учащимся, опять же либо индивидуально, либо в микрогруппах предлагалось построить конкретный маршрут путешествия львенка Симбы. При построении маршрута предполагается более детальное изучение объектов фрагментов фильма с использование более широкого набора карт (тектонической, климатической). По окончании этой работы представлением перед классом своего варианта маршрута путешествия подтвержденного фактами из фрагментов фильма.
Таким образом, в ходе работы над данным материалом, учащиеся не только познакомятся с предметным материалом, но и поучаствую в формировании у себя различных компетенций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.