Методическая разработка урока "Разделительный ь и ъ".
Оценка 4.9

Методическая разработка урока "Разделительный ь и ъ".

Оценка 4.9
doc
06.02.2024
Методическая разработка урока "Разделительный ь и ъ".
Методическая разработка урока обучения грамоте Рзделительный ь и ъ.doc

 

 

 

 

 

 

Конспект  урока обучения грамоте

"Твердый и мягкий разделительные знаки"

 

 

Учитель начальных классов

МБОУ «НОШ с.Беркат-Юрт Грозненского муниципального р-на» ЧР

Мусханова А.А.-Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

  • формировать навыки чтения слов и предложений с данными буквами;
  • способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, орфографической зоркости, пополнению активного словарного запаса;
  • формировать интерес к изучению родного языка.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-
  Начинается урок!                                                                                                                                           Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!
-Подарите друг другу улыбки, сядьте удобно.
              

2. Актуализация знаний.

– Вы в течение всего учебного времени, начиная с первого сентября, упорно трудились, узнали много нового и интересного, научились читать, писать, выполнять сложные задания и упражнения, отвечать на непростые вопросы. Поэтому, я уверена, вы уже готовы сыграть в интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?”
– На адрес школы для нашего класса пришло много вопросов и заданий от героев одной сказки. Название этой сказки вы мне назовете в конце урока, когда определите всех героев этого произведения и выполните их задания.
– От кого же пришло первое задание? Отгадайте загадку. (Слайд 2)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц.)

 

(На доске открыть картинку с изображением зайца.)

– Заяц прислал вопросы блиц-опроса.
– Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
– Сколько из них гласных? (10)
– Какие гласные буквы могут обозначать два звука? (Е, ё, ю, я)
– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
– Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?

– Молодцы! Вы хорошо справились с вопросами от Зайца. Но он прислал еще и задание: выполнить слого-звуковой анализ слов “семь”, “съем”.

 

Семь                                                                                                                                                                                              [с']  -согласный  мягкий                                                                                                                                                                              [е]  -гласный                                                                                                                                                                                           [м']-согласный мягкий                                                                                                                                                                                                   слогов-1,  звуков-3,  буквы-4,

Съем                                                                                                                                                                                          [с]  -согласный  твёрдый                                                                                                                                                                             [й]  - согласный твёрдый                                                                                                                                                                   [е]  -гласный                                                                                                                                                                                         [м]-согласный твёрдый                                                                                                                                                                                                слогов-1,  звуков-4,  буквы-4,      (Слайд 3)                              

Ученики  выполняют работу устно.

– За правильно выполненное задание Заяц прислал для вас букву – последнюю букву своего имени. Какая это буква? (“Ц”)
– Сохраните эту букву до конца урока. Она вам понадобится для выполнения последнего задания.

3. Постановка темы и цели урока.

– Кто же следующей участник нашей игры? Отгадайте загадку.  (Слайд 4)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке золотой,
Хвост пушистый и большой. (Лисица.)

 

(На доске открыть картинку с изображением лисы.)

– В конверт от Лисы был вложен лист с загадками

То ли буква, то ли брак,
Крючковатый этот  знак.
Не рифмуется никак
Крючковатый  твёрдый  …

 

Безголосый он добряк,
Всё смягчает …

 

– Как вы думаете, есть ли в русском языке  слова, в которых есть “ь” и “ъ”? (Слайд 5)

 (Объяснить, объединить, объявить, съездить и д.р.)
– Кто догадался, какова  тема нашего урока?
– Тема нашего урока: “ Разделительные “ь” и “ъ””. Мы попытаемся разобраться, в каких случаях произносим слова с  “ь”, а когда – “ъ”. (Слайд 6-7)

– За блестяще выполненное задание Лиса прислала вам гласную букву, которая в ее имени указывает на мягкость согласного. Какая это буква? (“И”)

4. Работа над новым материалом.

– Следующее задание для вас прислала… Отгадайте загадку.

Гладишь – ласкается,  (Слайд 8)
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака.)

(На доске открыть картинку с изображением собаки.)

– Собака прислала вам письмо, в котором сообщает о себе вот что: “Села кашу. Пю воду. Веду сёмку. Обявила каникулы.”

 

(Письмо от Собаки написано на доске.)

– Исправьте ошибки, допущенные в письме. Каких помощников потеряла Собака?

(Ученики устно исправляют допущенные ошибки. По очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы: съела, пью, съемку, объявила.)

– В награду за хорошее выполнение задания Собака даёт вам букву Ы.

    

     Перед  е,  ё,  и,  ю,  я    (Слайд 9)

    Я  в корнях стою друзья.

    Воробьи, семья, жильё,

    Перед  я,  ю,  и,  е,  ё.

 

     

      Было сели, стало съели. (Слайд 10)

      Догадаться вы сумели?

      Почему случилось так?

      Кто виновник?

      Твердый знак.

      Твёрдый знак нам нужен тоже,

      Без него сказать не сможем:

      Съезд, съедобный, объясненье,

      И подъезд и объявление.

 

Работа по компьютеру:                                                                                                                                               - просмотр мультфильма. (Слайд 11)

5. Физкультминутка.

(Слайд 12-13)

 

6. Закрепление изученного материала.

– Следующим участником нашей игры станет… Отгадайте загадку. (Слайд 14)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

 

(На доске открыть картинку с изображением медведя.)

– А Медведь прислал вам загадку.

Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь –
В дом не попадешь. (Ключ.)

 

– О каком ключе идет речь в загадке?
– Знаете ли вы еще какие-нибудь ключи?

– Давайте прочитаем о ключах в Азбуке на странице 76.                                                                        Чтение стихотворения “Ключ” в учебнике.

– О каких ключах идет речь в учебнике?  (Слайд 15)
– Что вы можете сказать о слове “ключ”? (Оно многозначное.)

– Какие еще многозначные слова вы знаете?
– Медведь в своем задании предлагает вам сыграть в игру “Слово рассыпалось”. Составьте из указанных букв слово: с, т, о, в, х. (Слайд 16)
– Как вы думаете, слово “хвост” многозначное или нет?

– Давайте прочитаем стихотворение Ю. Коринеца о хвостах.                                                                Чтение стихотворения в  Азбуке на странице 76.

– Так является ли слово “хвост” многозначным?
– О каких хвостах идет речь в стихотворении?
– Найдите в стихотворении слова с “ь”. (“Есть”, “бьет”.)
– В каком случае пишем разделительный “ь”? (В слове “бьет”.)

– За выполненное задание Медведь прислал для вас букву – первую букву своего имени. Какая это буква? (“М”)

 

7. Физкультминутка. (Слайд 17)

– И последний участник нашей игры… Отгадайте загадку. (Слайд 18)

Ходит по дворы будильник,
Разгребая лапой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (Петух.)

(На доске открыть картинку с изображением петуха.)


– Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого “Правда всего дороже”.

Чтение учащимися рассказа.

Анализ произведения по вопросам.

– Что произошло, когда мальчик играл?
– Это кто-нибудь видел?
– Кто спросил мальчика о разбитой чашке?
– Почему мальчик затрясся от страха?
– Что он ответил отцу?
– Что на это сказал отец?
– Почему рассказ так называется?

– За правильно выполненные задания Петух принес вам предпоследнюю  букву в своём имени –Какая это буква? (“У”)

– Молодцы.

– Буква “н” – последняя буква, которую прислали нам герои игры за то, что вы хорошо работали на уроке.

Составьте слово из отгаданных букв. (“Умницы”.)

– Заяц, Лиса, Собака, Медведь, Петух – это герои какой сказки?

 

(“Заюшкина избушка”.)   (Слайд 19)

– Поднимите руку те, кто читал эту сказку. Расскажите эту сказку.

8. Итог урока.

– Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?
– Что показалось самым трудным на уроке?
– С чем справились быстрее всего?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У  М Н  И Ц  Ы


Конспект урока обучения грамоте "Твердый и мягкий разделительные знаки"

Конспект урока обучения грамоте "Твердый и мягкий разделительные знаки"

Цели: формировать навыки чтения слов и предложений с данными буквами; способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, орфографической зоркости, пополнению активного словарного запаса; формировать интерес к…

Цели: формировать навыки чтения слов и предложений с данными буквами; способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, орфографической зоркости, пополнению активного словарного запаса; формировать интерес к…

За правильно выполненное задание

За правильно выполненное задание

Было сели, стало съели. (Слайд 10)

Было сели, стало съели. (Слайд 10)

Физкультминутка. (Слайд 17) –

Физкультминутка. (Слайд 17) –

У М Н И Ц Ы

У М Н И Ц Ы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2024